Особенности арабской модели капитализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Ближний Восток и Северная Африка как экономический регион всегда привлекали внимание специалистов различных областей знаний из различных стран мира. Обозначенный регион всегда оставался в центре внимания как динамично развивающийся и креативный арабский центр. Экономика стран Ближнего Востока и Северной Африки на протяжении многих лет отличалась специфичными особенностями и своеобразным путем развития.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Исламская экономика: между капитализмом и социализмом
1.1 Экономическая ситуация в конце 1990-х гг. – начале XXI в
1.2 Экономическое развитие Саудовской Аравии
1.3 Экономическое развитие Марокко
Глава 2. Социально-экономическая статистика. Сравнение Саудовской Аравии и Марокко
Заключение
Список использованной литературы и интернет-ресурсов

Файлы: 1 файл

Особенности арабской модели капитализма..docx

— 110.51 Кб (Скачать файл)

Федеральное  агентство  по  образованию

Государственное  образовательное  учреждение  высшего  профессионального  образования

«Российская  экономическая  академия  им. Г.В. Плеханова»

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплинам: «Мировая Экономика, Статистика»

 

На тему : «Особенности арабской модели капитализма»

Выполнила

Студентка группы _823__

очной формы обучения

  Факультет:                                  МЭО

Габдрахманова Камилла Рустамовна                                  

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Иванова С.В.

старший преподаватель кафедры  статистики Григорьева М.О.

 

 

Москва - 2011

 

Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………………..3-5

Глава 1. Исламская экономика: между капитализмом и социализмом……5-12

1.1 Экономическая ситуация  в конце 1990-х гг. – начале  XXI в.. ………..12-14

1.2 Экономическое развитие Саудовской Аравии…………………………14-20

1.3 Экономическое развитие Марокко……………………………………...20-22

Глава 2. Социально-экономическая  статистика. Сравнение Саудовской Аравии и Марокко……………………………………………………………23-33

Заключение…………………………………………………………………...34-37

Список использованной литературы и интернет-ресурсов…………..………………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

             Ближний Восток и Северная  Африка как экономический регион  всегда привлекали внимание специалистов  различных областей знаний из различных стран мира. Обозначенный регион всегда оставался в центре внимания как динамично развивающийся и креативный арабский центр. Экономика стран Ближнего Востока и Северной Африки на протяжении многих лет отличалась специфичными особенностями и своеобразным путем развития. На сегодняшний день особенностью экономики региона является тот факт, что значительную часть ВВП многих стран региона составляют доходы от реализации нефтепродуктов и их производных, а также сильная взаимосвязь экономики с традициями и религиозными постулатами стран Ближнего Востока и Северной Африки. 
             Актуальность исследования уникальной экономической модели стран Ближнего Востока и Северной Африки остается и по сегодняшний день.  
Итак, целью работы является изучение экономики стран Ближнего Востока и Северной Африки. Объектом исследования выступает экономика зарубежных стран. Предмет исследования – экономическое состояние ближневосточного и североафриканского регионов.  
            Перед работой ставятся следующие задачи исследования:  
1.Охарактеризовать особенности экономики стран Ближнего Востока и Северной Африки.

2.Выявить особенности арабской модели капитализма на примере Саудовской Аравии и Марокко.

3. Изучить основные показатели, характеризующие состояние экономики  стран Ближнего Востока и Северной  Африки.

            Регион Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки включает разные - по уровню развития, размерам территории и численности населения – страны, в том числе находящиеся с конца 40-х гг. XX в. в конфликте между собой (Палестина и Израиль). Это следующие страны: Алжир, Арабская Республика Египет (АРЕ), Джибути, Исламская Республика Иран, Ливийская Народная Джамахирия (Ливия), Иорданское Хашимитское Королевство, Ливан, Королевство Марокко, Королевство Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), Кувейт, Оман, Турция, Тунис, Республика Йемен, Израиль, Палестина (последняя обладает международно признанным автономным статусом). Иногда в эту группу включают  Мавританию, как страну, входящую в группу Большого Магриба. В других случаях список стран региона расширяется за счёт Судана и Сомали, которые также в арабской статистике классифицируются как арабские страны. Но в строго географическом смысле приведённый выше перечень стран является исчерпывающим для региона.

             Ближний Восток чаще всего ассоциируется не с субъектом, а объектом геополитики с характерным проявлением терроризма, войной в Ираке и израильско-палестинским конфликтом. На Западе сложилось убеждение, что мусульманский мир, несмотря на богатые энергетические ресурсы, не способен создать эффективную экономическую модель, а местные жители не расположены к бизнесу. Однако это далеко не так.  Арабский Ближний Восток совершил фантастический бросок в будущее, за которым не успевают сложившиеся западные стереотипы.  
             Распространен устойчивый западный миф о неспособности мусульман построить процветающее государство,  а успех некоторых из них связывают исключительно с богатыми энергетическими ресурсами. Но нефть есть и в других государствах, включая Россию, но от этого жизнь простых граждан не всегда изменяется в лучшую сторону. Во-вторых, и на Ближнем Востоке Саудовская Аравия добывает значительно  больше нефти, чем соседние арабские государства, а уровень и качество жизни значительно ниже.  
             Самым процветающим государством Ближнего Востока стал не Израиль, опирающийся на поддержку Соединенных Штатов, а Объединенные Арабские Эмираты, где монархия построила «светлое будущее» авторитарного капитализма на принципах арабского солидарного социализма.  В борьбе за лидерство  на Ближнем Востоке победили бедуины (арабы-сунниты) Эмиратов. Функции экономической столицы региона перешли от Бейрута к Стамбулу и, наконец, к Дубаю. Промышленной столицей Ближнего Востока стал другой арабский город Джубайла (Саудовская Аравия), расположенный так же  на берегу Персидского залива.

               Итак, рассмотрим экономику арабских стран, особенности арабской модели капитализма, рассчитаем основные показатели, характеризующие состояние экономики стран Ближнего Востока и Северной Африки.

Глава 1. Исламская  экономика: между капитализмом и социализмом

               Впервые термин  «исламская экономика»  появился в книге мусульманского учёного из Индии Саййида Маназира Ахсана Гилани «Исламская экономика».  Гилани писал о некой идеальной экономической системе, соответствующей исламу. Однако потребовалось более пятнадцати лет после издания «Исламской экономики», прежде чем в мире были учреждены первые исламские финансовые институты – исламские банки. Сам же термин «исламская экономика» утвердился в научной литературе лишь с середины 1970-х гг. 1

               С тех пор мусульманская экономическая  литература так и не смогла  предложить одного общепринятого  и внятного определения понятия  «исламская экономика». Определения  исламской экономики, сформулированные  мусульманскими экономистами, зачастую  грешат однобокостью и не дают  ясного представления о том,  чем исламская экономика отличается  от экономики капиталистической  или социалистической.

               В частности, по мнению известного  саудовского экономиста Мухаммада  Умара Чапры, исламская экономика  представляет собой отрасль знаний, которая помогает людям достигать  благополучия посредством распределения  редких ресурсов  в соответствии с исламским вероучением, не нарушая индивидуальных свобод и не создавая продолжительного макроэкономического и экологического дисбаланса.

               Определения, данные другими исследователями,  столь же расплывчаты. Исламская  экономика характеризуется как  экономическая политика, основанная  на Коране и сунне (Сайф ад-дин  Тадж ад-дин); как общественная  наука, которая изучает экономические  проблемы людей сквозь призму  исламских ценностей (М.А. Маннан); как модель поведения мусульманина  в типичном мусульманском обществе (С.Н.Х. Накви); как знание и применение  запретов и предписаний шариата  с целью предотвращения несправедливости, которая может возникнуть в процессе приобретения и распоряжения материальными ресурсами (Хасан аз-Заман) и др.

               Анализируя работы, посвящённые  исламской экономике, можно выделить, по меньшей мере, три группы  мусульманских исследователей в  зависимости от их взглядов  на проблему создания соответствующей исламу хозяйственной системы.

               Представители первой группы «консерваторы» считают, что в Коране и сунне исчерпывающим образом сформулированы основные экономические положения и потому нет особой необходимости разрабатывать специальную дисциплину, именуемую исламской экономикой. Как выразился в своё время известный марокканский богослов и политический деятель Алляль ал-Фаси: «Коран – это лучшая конституция, лучший трактат политэкономии. Он может с успехом заменить для современных мусульман «Декларацию прав человека» и «Капитал». По мнению представителей первой группы, совершенно ни к чему создавать какие-то специальные структуры – исламскую альтернативу современным финансовым институтам.

               К этой же группе можно отнести тех, кто считает, что ислам и экономика – две абсолютно невзаимосвязанные вещи «скептики». Даже среди последовательных сторонников усиления влияния ислама на общественную жизнь иногда можно встретить скепсис в отношении исламской экономики. Эту точку зрения очень чётко озвучил премьер-министр Турции Р. Эрдоган. Он заявил, что не видит смысла в развитии Исламского общего рынка и исламской экономики в целом. По мнению Эрдогана, главными составляющими экономического развития выступают гуманизм, информация и денежно-кредитная политика, а экономика как таковая не имеет религии.

               Вторую группу составляют преимущественно богословы и правоведы-традиционалисты. Для них исламская экономика – это всего лишь одна из исламских наук, наряду с наукой рецитации Корана, фикхом (мусульманским правом) и др. Соответственно, усилия исследователя, занимающегося экономическими проблемами, не должны выходить за рамки мусульманских богословско-правовых дисциплин. Исламская экономика должна развиваться в интересах мусульманской общины, а не всего человечества в целом, т.е. за ней прямо или косвенно отрицается универсальный характер.

               Учёные, которых можно отнести к третьей группе, считают, что исламская экономика – это одно из направлений мировой экономической мысли. В рамках данной группы можно выделить тех, кто рассматривает исламскую экономику в качестве альтернативы капиталистической экономики, так и тех, кто придерживается более умеренных взглядов и изучает исламскую экономическую модель в контексте западной (буржуазной) экономической науки.

               В настоящем исследовании нас будут интересовать воззрения экономистов третьей группы, поскольку именно они и составляют корпус того, что именуется исламской экономикой (с акцентом на слове «экономика»). Следует также принять во внимание, что во многих работах, посвященных исламской экономике, речь идёт преимущественно об исламских финансах. Это неудивительно, поскольку именно в финансовой сфере наибольшим образом проявляются особенности исламской экономической модели, чьей основной целью был поиск альтернативы процентному финансированию. Исламскую финансовую систему можно охарактеризовать как совокупность методов и механизмов финансирования, позволяющих осуществлять экономическую деятельность без нарушения базовых принципов, сформулированных в шариате (мусульманском праве).

               Что касается других важных  составляющих экономической модели, таких как земельные и трудовые отношения, вопросы собственности, как правило, выносятся за скобки или упоминаются вскользь экономистами – специалистами по исламской экономике и служат предметом изучения преимущественно для мусульманских правоведов, пишущих об этических аспектах бизнеса и о праве собственности (в т.ч. и на землю).

              Выше уже упоминалось, что ряд авторов склонны рассматривать исламскую экономику как альтернативу и экономике капиталистической, и экономике командно-административной (социалистической). Такие взгляды разделяло подавляющее большинство исследователей вплоть до середины 1990-х гг.

               В чём же заключается альтернатива?

               Сторонники альтернативности исламской  экономической модели подчеркивают, что в ней преодолеваются недостатки  капиталистической и социалистической  систем хозяйствования. Это выражается, в частности, в том, что в  исламской экономике найдена золотая середина между абсолютизацией частной собственности при капитализме и её практически полным отрицанием при социализме советского образца.

               Тезис об абсолютизации собственности  при капитализме по сравнению  с отношением к ней в исламе, не совсем верен.  В мусульманской религии господствует идея наместничества, согласно которой все блага в этом мире принадлежат Аллаху, а человек является лишь доверительным управляющим находящегося в его руках ресурса, в том числе интеллектуального. Но здесь речь идёт об отношениях человека и Бога. В отношениях же между людьми право собственности охраняется не менее, а, пожалуй, даже более строго, чем на Западе. Как известно, за преступление, квалифицируемое как кража, по мусульманскому праву предусмотрено наказание в виде отсечения кисти руки.

               Вместе с тем было бы неверно  утверждать, что исламская экономика  мало чем отличается от капиталистической  на том лишь основании, что  в исламе, как и при капитализме,  признается и охраняется частная  собственность. То же самое  можно сказать и о рынке,  присущем как капитализму, так  и исламскому способу хозяйствования.

              Общеизвестно, что частная собственность  и рынок существовали и до  капитализма. Другое дело, что  частная собственность и рынок  получают наибольшее развитие  при капитализме. 

               Исламская экономика отнюдь не  тождественна капиталистической. Правильнее было бы говорить о том, что альтернативность исламской экономики не исключает наличия у неё общих черт не только с капиталистической, но и с социалистической экономикой.

Информация о работе Особенности арабской модели капитализма