Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 15:18, курсовая работа
В настоящее время экономика Республики Беларусь, так же, как и ряд других бывших социалистических стран, приобретает рыночные черты. Необходимость перехода к рыночной системе хозяйствования обусловлена коренными недостатками социалистической экономики, основными принципами которой
экономической являются:
Отсутствие частной собственности, замена ее общественной в качестве основы социального равенства.
Управление народным хозяйством из единого центра, принимающего решения что, как и для кого производить.
Централизованное планомерное регулирование экономики.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................3
ГЛАВА 1 Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики....................................................5
ГЛАВА 2 Основные направления трансформационных преобразований в современных условиях...................................8
ГЛАВА 3 Роль государства в трансформационной экономике..........................................................................................12
ГЛАВА 4 Особенности белорусской модели экономического развития.............................................................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................28
К важнейшим направлениям деятельности государства следует отнести и выбор приоритетов развития, от которого зависят социально-экономическое развитие и темпы экономического роста. Четко определенные цели и приоритеты должны соответствовать национальным интересам страны.
В 1997 г. были определены следующие приоритеты устойчивого развития до 2010 г. в экономической области:
Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.
ГЛАВА 3
Роль государства в трансформационной экономике
Необходимость вмешательства государства в экономику переходного периода обусловлена рядом причин. Во-первых, прежний сверхцентрализованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вследствие ее развала. Возникает необходимость в формировании новой системы государственного управления. Во-вторых, в нашей стране существует многовековая традиция, сильной государственной власти. В-третьих, для белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора, доставшийся в наследство от КАС. В-четвертых, переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно: он нуждается в государственном регулировании. Таким образом, основная проблема переходной экономики – это не вопрос о необходимости вмешательства государства, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, роли в экономике.
Государство в трансформирующейся экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ: преобразования отношений собственности, смена методов поддержки малого бизнеса, реорганизация финансовой и кредитно-денежной систем. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой экономике выполняют другие рыночные субъекты. Государство влияет на экономику через механизм регулирования – систему организации целенаправленного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов.
Государство в трансформационной экономике выполняет те же функции, то и в любой другой экономической системе: осуществляет производство общественных благ, защищает общество от отрицательных «внешних эффектов» (охрана природной среды); регулирует естественные монополии; сглаживает неравенство в доходах, занимается стабилизацией экономик и поддержанием экономического роста. Вместе с тем одним из основных его функций становится целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений, эта задача очень сложная и решается белорусским государством впервые.
В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства:
Особое значение в переходный период государство должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики. Основные положения такой политики отражены в важнейших государственных социально-экономических документах: Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2015 года; Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года. В них зафиксированы направления и механизмы реализации выработанной стратегии реформирования и создания перспективной модели социально экономического развития, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика. Кроме того, разработан ряд отраслевых программ: Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 года; Программа возрождения и развития села до 2010 года и др.
Выделяют следующие этапы социально-экономического развития Беларуси:
Первый этап (2001-2005гг.) – создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривалось завершить создание необходимой законодательно-правовой базы для формирования социально ориентированной рыночной экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования.
Второй этап (2006-2015 гг.) – активная структурная перестройка и модернизация экономики с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Приоритетными направлениями являются технологическое перевооружение произодства на базе внедрения новейших технологий; стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов.
Третий этап (после 2015 г.) – создание основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства. В этот период начнет формироваться новый технологический базис, обеспечивающий переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие будет обеспечено за счет активизации процессов структурных преобразований частного бизнеса, внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов.
Разработку экономической политики осуществляют органы государственного управления. Реализуют ее различные институты государства (парламент, правительство, министерства и ведомства; местные органы власти и управления; центральный банк страны), а также различные союзы и ассоциации – промышленные, торговые, аграрные, предпринимателей; страховые общества; фонды имущества; пенсионные кассы и др.
ГЛАВА 4
Особенности белорусской модели экономического развития
Провозглашение в 90-е гг. XX в. государственного суверенитета и экономический разрыв со странами бывшего СССР, органической частью которого была Беларусь, выдвинули чрезвычайной важности и сложности проблему: по какому пути идти? Как дальше развиваться? Какой быть Республике Беларусь и ее экономике? Возможности поиска и нахождения ответа на эти труднейшие вопросы дает теория моделей экономики.
Республика Беларусь вступила в новый, 21 век как молодое суверенное социальное государство, создающее открытую управляемую социально ориентированную экономику. Относительно неблагоприятные условия экономической жизнедеятельности (бедность природных ископаемых, неустойчивая, рисковая, зона земледелия и т.п.) и вместе с тем квалифицированный трудовой потенциал все больше выводят Беларусь на новый, а именно интеллектуально-инновационный путь развития. А этот путь напрямую связан с социализацией человека и экономики, т.е. выходом на ее социальную ориентацию.
Целевая направленность белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики задает главный вектор ее формирования и развития. Она законодательно утверждается Конституцией страны. Конституция Республики Беларусь определяет нашу страну как «социальное государство». Это понятие относительно новое и означает, что государство обязано проводить политику, сориентированную на обеспечение достойного уровня жизни, удовлетворяющего основные потребности не отдельных, а всех социальных групп общества. Модель социально ориентированной рыночной экономики в ее завершенном виде - это такая экономика, которая позволяет сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию, с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения.
То, что РБ держит курс социально ориентированной экономики, выполняет в соответствии с этим курсом поставленные задачи, говорят следующие показатели: реальные денежные доходы населения увеличиваются (за январь-август 2013 г. они составили 102,9% по отношению к аналогичному периоду 2012г.); по состоянию на 1 сентября 2013г. в эксплуатацию введено 4521,1 тыс. метров квадратных жилья, что на 15,3% выше, чем за аналогичный период 2012г.; начислена среднемесячная заработная плата одного работника за январь-август 2013г. увеличилась на 1,1% по сравнению за аналогичный период 2012г.
Сущность «социального государства» заключается в том, что на базе социальной рыночной экономики государство призвано осуществлять такую политику, которая направлена во благо всех групп граждан, всех слоев населения при необходимой поддержке и защите слабых ее групп.
Переход от планово-административной к рыночной экономике — это трансформация общества во всех его структурах:
Сложность данного процесса состоит в том, что единой технологии трансформационных перемен нет и оптимальную политику преобразований каждой стране приходится вырабатывать самостоятельно. Поэтому, государственная социальная политика должна, по мнению ведущих экономистов и социологов, исходить из «доморощенных» преобразований, разработанных изнутри теми, кто чувствует нужды и потребности своей страны; а также ориентироваться на демократическую поддержку реформ, проявляющуюся в высокой инвестиционной активности населения, вовлеченного в ход этих реформ. Чтобы обеспечить «доморощенность» преобразований и участие в них населения, необходимо отслеживать процессы экономического реформирования и проводить социологическую экспертизу социальных последствий введения тех или иных рыночных механизмов, с учетом прогнозов социально-экономического развития государства. Прогнозирование возможно только тогда, когда есть основания предположить высокую степень рациональности в действиях влияющих на события людей — оценку ими издержек и ограничителей, принятие определенных правил игры.
Сегодня выбор и реализация руководством страны новой парадигмы государственного развития является архиважным для Республики Беларусь. Политическая воля по созданию Национальной стратегии социально-экономического и политического развития Беларуси, выраженная Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, гласит: « Основное стратегическое направление определено — это создание социально ориентированной рыночной экономики многоукладного типа с формированием гражданского общества и строительством унитарного демократического, социального, правового государства. При разработке этой стратегии человек, его права и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью развития общества и государства ».
На основе социально ориентированной рыночной экономики строится современная концепция, включающая в себя пять направлений социально-экономического развития: в экономическом секторе — это переход от производства товаров к расширению сферы услуг; в структуре занятости — доминирование профессионального и технического класса; осевой принцип общества — центральное место теоретических знаний как источника нововведений и формулирования политики; будущая ориентация — особая роль технологии к технологических оценок; принятие решений — создание новой «интеллектуальной технологии».
Информация о работе Особенности белорусской модели экономического развития