Особенности белорусской модели экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время экономика Республики Беларусь, так же, как и ряд других бывших социалистических стран, приобретает рыночные черты. Необходимость перехода к рыночной системе хозяйствования обусловлена коренными недостатками социалистической экономики, основными принципами которой
экономической являются:
Отсутствие частной собственности, замена ее общественной в качестве основы социального равенства.
Управление народным хозяйством из единого центра, принимающего решения что, как и для кого производить.
Централизованное планомерное регулирование экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................3
ГЛАВА 1 Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики....................................................5
ГЛАВА 2 Основные направления трансформационных преобразований в современных условиях...................................8
ГЛАВА 3 Роль государства в трансформационной экономике..........................................................................................12
ГЛАВА 4 Особенности белорусской модели экономического развития.............................................................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................28

Файлы: 1 файл

курсовая МАКРОЭК-КА.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

К важнейшим направлениям деятельности государства следует отнести и выбор приоритетов развития, от которого зависят социально-экономическое развитие и темпы экономического роста. Четко определенные цели и приоритеты должны соответствовать национальным интересам страны.

В 1997 г. были определены следующие приоритеты устойчивого развития до 2010 г. в экономической области:

  • Преодоление кризисных явлений и выход на устойчивый рост экономики;
  • Проведение рыночных преобразований и их правовое обеспечение;
  • Последовательная поэтапная либерализация экономики, развитие предпринимательства;
  • Структурная перестройка экономики, переход на ресурсосберегающий, наукоемкий тип развития;
  • Ориентация макроэкономической политики, бюджетно-налоговой и кредитно-денежной систем на повышение эффективности сельского хозяйства;
  • Обеспечение ускоренного научно-технического развития производства, обновление основных фондов постпредством активизации инвестиционной и инновационной деятельности, более полного использования научно-технического потенциала, импорта высоких технологий, привлечении инвестиций в экономику страны;
  • Глубокая реструктуризация и коммерциализация государственных предприятий, усиление маркетинговой деятельности для удержания и завоевания рынков;
  • Развитие международных экономических связей, учет процессов глобализации, информатизации при интеграции в мировую экономику;
  • Укрепление связей с Россией, другими странами [11, с. 30-31].

Разработанная до деталей программа  вряд ли может быть с одинаковым успехом применена  в разных странах. Специфические особенности каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

 

ГЛАВА 3

Роль государства в трансформационной экономике

Необходимость вмешательства государства в экономику переходного периода обусловлена рядом причин. Во-первых, прежний сверхцентрализованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вследствие ее развала. Возникает необходимость в формировании новой системы государственного управления. Во-вторых, в нашей стране существует многовековая традиция, сильной государственной власти. В-третьих, для белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора, доставшийся в наследство от КАС. В-четвертых, переход от планового хозяйства к рыночной экономике не может происходить стихийно: он нуждается в государственном регулировании. Таким образом, основная проблема переходной экономики – это не вопрос о необходимости вмешательства государства, а определение границ государственного регулирования, его способов и методов, роли в экономике.

Государство в трансформирующейся экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических реформ: преобразования отношений собственности, смена методов поддержки малого бизнеса, реорганизация финансовой и кредитно-денежной систем. Кроме того, государство в связи с неразвитостью рыночных отношений берет на себя функции, которые в развитой экономике выполняют другие рыночные субъекты. Государство влияет на экономику через механизм регулирования – систему организации целенаправленного воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                        Схема 1 – механизм влияния государства на деятельность хозяйствующих субъектов

                                               


 

 


 


 

 


 

 



 


 


 

 


 


 

 

 

 

Государство в трансформационной экономике выполняет те же функции, то и в любой другой экономической системе: осуществляет производство общественных благ, защищает общество  от отрицательных «внешних эффектов» (охрана природной среды); регулирует естественные монополии; сглаживает неравенство в доходах, занимается стабилизацией экономик и поддержанием экономического роста. Вместе с тем одним из основных его функций становится целенаправленное создание правовых, экономических, социальных и других условий и стимулов для формирования рыночных отношений, эта задача очень сложная и решается белорусским государством впервые.

В переходной экономике можно выделить три основных направления деятельности государства:

  • Создание правовых и организационных институтов, необходимых для функционирования рыночной экономики (формирование частной собственности, правового государства, обеспечение свободы предпринимательства);
  • Переориентация государственной структуры управления на принципы демократии и удовлетворения потребностей рыночного хозяйства, что требует коренного преобразования аппарата исполнительной власти, использование новых методов управления экономикой. Огромное значение приобретает работа по реформированию государственной власти на демократических началах, сокращению численности государственного аппарата. Необходимо также уйти от системы отраслевых министерств к органам функционального управления;
  • Переход к новым формам регулирования, реализации социальной и экономической политики, призванной найти оптимальный путь для решения триединой задачи: обеспечение структурной перестройки и экономического роста, остановка инфляции, сохранение устойчивости и порядка в обществе.

Особое значение в переходный период государство должно уделить выработке экономической политики, стратегии и тактики реформирования экономики. Основные положения такой политики отражены в важнейших государственных социально-экономических документах: Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь до 2015 года; Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года. В них зафиксированы направления и механизмы реализации выработанной стратегии реформирования и создания перспективной модели социально экономического развития, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика. Кроме того, разработан ряд отраслевых программ: Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 года; Программа возрождения и развития села до 2010 года и др.

Выделяют следующие этапы социально-экономического развития Беларуси:

Первый этап (2001-2005гг.) – создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривалось завершить создание необходимой законодательно-правовой базы для формирования социально ориентированной рыночной экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования.

Второй этап (2006-2015 гг.) – активная структурная перестройка и модернизация экономики с формированием основных блоков социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. Приоритетными направлениями являются технологическое перевооружение произодства на базе внедрения новейших технологий; стимулирование внутренних и внешних инвестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов.

Третий этап (после 2015 г.) – создание основ постиндустриального информационного общества, приближение к уровню жизни населения экономически развитых государств в рамках социального рыночного хозяйства. В этот период начнет формироваться новый технологический базис, обеспечивающий переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие будет обеспечено за счет активизации  процессов структурных преобразований частного бизнеса, внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов.

Разработку экономической политики осуществляют органы государственного управления. Реализуют ее различные институты государства (парламент, правительство, министерства и ведомства; местные органы власти и управления; центральный банк страны), а также различные союзы и ассоциации – промышленные, торговые, аграрные, предпринимателей; страховые общества; фонды имущества; пенсионные кассы и др.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4

Особенности белорусской модели экономического развития

 

Провозглашение в 90-е гг. XX в. государственного  суверенитета и экономический разрыв со странами бывшего СССР, органической частью которого  была Беларусь, выдвинули чрезвычайной важности и сложности проблему:  по какому пути идти? Как дальше развиваться? Какой быть Республике Беларусь и ее экономике? Возможности поиска и нахождения ответа на эти труднейшие вопросы дает теория моделей экономики.

Республика Беларусь вступила в новый, 21 век как молодое суверенное социальное государство, создающее открытую управляемую социально ориентированную экономику. Относительно неблагоприятные условия экономической жизнедеятельности (бедность природных ископаемых, неустойчивая, рисковая, зона земледелия и т.п.) и вместе с тем квалифицированный трудовой потенциал все больше выводят Беларусь на новый, а именно интеллектуально-инновационный путь развития. А этот путь напрямую связан с социализацией человека и экономики, т.е. выходом на ее социальную ориентацию.

Целевая направленность белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики задает главный вектор ее формирования и развития. Она законодательно утверждается Конституцией страны. Конституция Республики Беларусь определяет нашу страну как «социальное государство». Это понятие  относительно новое и означает, что государство обязано проводить политику, сориентированную на обеспечение достойного уровня жизни, удовлетворяющего основные потребности не отдельных, а всех социальных групп общества. Модель социально ориентированной рыночной экономики в ее завершенном виде - это такая экономика, которая позволяет сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию, с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения.

То, что РБ держит курс социально ориентированной экономики, выполняет в соответствии с этим курсом поставленные задачи, говорят следующие показатели: реальные денежные доходы населения увеличиваются (за январь-август 2013 г. они составили 102,9% по отношению к аналогичному периоду 2012г.); по состоянию на 1 сентября 2013г. в эксплуатацию введено 4521,1 тыс. метров квадратных жилья, что на 15,3% выше, чем за аналогичный период 2012г.; начислена среднемесячная заработная плата одного работника за январь-август 2013г. увеличилась на 1,1% по сравнению за аналогичный период 2012г.

Сущность «социального государства» заключается в том, что на базе социальной рыночной экономики государство призвано осуществлять такую политику, которая направлена во благо всех групп граждан, всех слоев населения при необходимой поддержке и защите слабых ее групп.

Переход от планово-административной к рыночной экономике — это трансформация общества во всех его структурах:

  • изменение политической и государственной систем; обновление экономических основ общества; ликвидация системы «социального иждивенчества» с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократических свобод;
  • реструктурирование экономики, т.е. изменение ее пропорций и кооперационных связей; смена духовно-культурных ориентиров общественного развития.

Сложность данного процесса состоит в том, что единой технологии трансформационных перемен нет и оптимальную политику преобразований каждой стране приходится вырабатывать самостоятельно. Поэтому, государственная социальная политика должна, по мнению ведущих экономистов и социологов, исходить из «доморощенных» преобразований, разработанных изнутри теми, кто чувствует нужды и потребности своей страны; а также ориентироваться на демократическую поддержку реформ, проявляющуюся в высокой инвестиционной активности населения, вовлеченного в ход этих реформ. Чтобы обеспечить «доморощенность» преобразований и участие в них населения, необходимо отслеживать процессы экономического реформирования и проводить социологическую экспертизу социальных последствий введения тех или иных рыночных механизмов, с учетом прогнозов социально-экономического развития государства. Прогнозирование возможно только тогда, когда есть основания предположить высокую степень рациональности в действиях влияющих на события людей — оценку ими издержек и ограничителей, принятие определенных правил игры.

Сегодня выбор и реализация руководством страны новой парадигмы государственного развития является архиважным для Республики Беларусь. Политическая воля по созданию Национальной стратегии социально-экономического и политического развития Беларуси, выраженная Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, гласит: « Основное стратегическое направление определено — это создание социально ориентированной рыночной экономики многоукладного типа с формированием гражданского общества и строительством унитарного демократического, социального, правового государства. При разработке этой стратегии человек, его права и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью развития общества и государства ».

На основе социально ориентированной рыночной экономики строится современная концепция, включающая в себя пять направлений социально-экономического развития: в экономическом секторе — это переход от производства товаров к расширению сферы услуг; в структуре занятости — доминирование профессионального и технического класса; осевой принцип общества — центральное место теоретических знаний как источника нововведений и формулирования политики; будущая ориентация — особая роль технологии к технологических оценок; принятие решений — создание новой «интеллектуальной технологии».

Информация о работе Особенности белорусской модели экономического развития