Особенности белорусской модели экономического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время экономика Республики Беларусь, так же, как и ряд других бывших социалистических стран, приобретает рыночные черты. Необходимость перехода к рыночной системе хозяйствования обусловлена коренными недостатками социалистической экономики, основными принципами которой
экономической являются:
Отсутствие частной собственности, замена ее общественной в качестве основы социального равенства.
Управление народным хозяйством из единого центра, принимающего решения что, как и для кого производить.
Централизованное планомерное регулирование экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................3
ГЛАВА 1 Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики....................................................5
ГЛАВА 2 Основные направления трансформационных преобразований в современных условиях...................................8
ГЛАВА 3 Роль государства в трансформационной экономике..........................................................................................12
ГЛАВА 4 Особенности белорусской модели экономического развития.............................................................................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................28

Файлы: 1 файл

курсовая МАКРОЭК-КА.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................3

ГЛАВА 1 Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики....................................................5

ГЛАВА 2 Основные направления трансформационных преобразований в современных условиях...................................8

ГЛАВА 3 Роль государства в трансформационной экономике..........................................................................................12

ГЛАВА 4 Особенности белорусской модели экономического развития.............................................................................................17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Главной целью данной курсовой работы является исследование трансформационной экономики в РБ.

Главная задача данной курсовой работы состоит в том, чтобы на основании проведенного исследования определить  направленность белорусской модели экономического развития и особенности ее развития.

В настоящее время экономика Республики Беларусь, так же, как и ряд других бывших социалистических стран, приобретает рыночные черты. Необходимость перехода к рыночной системе хозяйствования обусловлена коренными недостатками социалистической экономики, основными принципами которой

экономической являются:

  1. Отсутствие частной собственности, замена ее общественной в качестве основы социального равенства.
  2. Управление народным хозяйством из единого центра, принимающего решения что, как и для кого производить.
  3. Централизованное планомерное регулирование экономики.
  4. Постепенная ликвидация рыночного  механизма, отмирание товарно-денежных отношений, а вместе с ними – и денег.

Различают два основных варианта преобразования административно-командной экономики: эволюционный путь и «шоковая терапия». Эволюционный  путь предполагает постепенные преобразования с использованием элементов прежней системы. Модель «шоковой терапии» сводится к революционным разовым преобразованиям, коренному слому прежней системы.

«Переход к рыночной экономике – это долгий процесс, включающий разные аспекты экономической деятельности. Наивная вера, что рыночную экономику можно ввести посредством «шоковой терапии», по сути своей неверна, и в ряде случаев попытки ее реализации создают еще больше проблем, чем хотели решить. Рыночная экономика требует адекватных ей институциональных структур и соответствующего поведения, поэтому переход можно осуществить лишь постепенно, ибо намеченные действия требуют постепенности, основанной на новых организациях, законах и изменении поведения разных экономических агентов» [2].

Однако, рыночная экономика, как показала история, имеет и существенные недостатки (периодические разрушительные экономические кризисы, безработица, инфляция, безразличие к окружающей среде и т.п.). В переходный период претерпевает коренные изменения и государственный сектор экономики. Уходят в прошлое директивные плановые задания, их заменяют государственные заказы. Отсутствуют централизованное прикрепление к предприятию поставщиков ресурсов и комплектующих, гарантированный сбыт продукции. Поэтому субъекты хозяйствования в данный период самостоятельно изучают спрос, находят партнеров по изготовлению продукции  и покупателей. Разрыв сложившихся связей, недостаток оборотных средств, взаимные неплатежи – эти и другие трудности переходного этапа предстоит преодолевать самостоятельно, постигая одновременно искусство выживания в рыночных условиях.

В настоящее время в Республике Беларусь  идет формирование социально ориентированной рыночной экономики. Социально ориентированная рыночная экономика – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, стимулирующих предпринимателей к расширению и совершенствованию производства, а наемных работников к высокопроизводительному труду. Для социально ориентированной экономики характерно то, что государство озабочено в ней и социальными проблемами, заботится не только о субъектах рынка, но и обо всех группах граждан. Ориентация идет на значительный рост благосостояния и социальное развитие своего народа.

Все выше перечисленное говорит о существенной роли государства в переходный период. Переход всех преобразований в значительной степени зависит от регулирующих действий государства, от правильности экономического курса, внутренней и внешней политики. При переходе  к рыночной экономике в Беларуси государство выступает локомотивом экономических преобразований. Оно осуществляет меры по повышению конкурентных преимуществ национальной экономики, чтобы в условиях глобализации страна могла занять достойное место в мировом разделении труда.

 

 

 

ГЛАВА 1

Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики

 

Переходная экономика – промежуточное состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономических изменений.

Необходимость особого периода, который называют переходным, обусловлена двумя главными обстоятельствами. Во-первых, старением экономической системы,снижением ее способности к самосовершенствованию, саморазрушению своих внутренних противоречий и торможением развития. Во-вторых, со временем накапливаются изменения в общей среде, в которой живет данная система экономики, т.е. в природно-климатических условиях и социокультурной сфере, в связях и отношениях между странами.

Накопившиеся изменения в самой системе и во внешних условиях при их определенной критической массе становятся неразрешимыми для старой системы и вызывают необходимость ее смены на новую. Это означает, что жизненный цикл этой системы идет на спад и заканчивается, наступает переходный период. Признаками наступающего или наступившего переходного периода можно считать:

  • Неустойчивость экономического развития с явлениями сильного спада или кризиса;
  • Нарастание альтернативных элементов, новых для существующей системы экономических отношений;
  • Обострение интересов, конфликтов старых и новых экономических отношений и их субъектов.

Таким образом, переходный период в экономике есть период с особым ее состоянием, характеризующимся неустойчивостью, промежуточностью и выражающим переход от одной экономической системы к другой. Главная функция данного периода – сформировать базис новой экономической системы. Причем критерием новой, более прогрессивной системы будет рост экономической и социальной эффективности. Важно иметь в виду, что переходная экономика сама по себе не представляет экономическую систему, поскольку не обладает основными системными  свойствами – устойчивостью, целостностью, общим целеполаганием, упорядоченностью и другими свойствами. Это особое состояние экономики, отличающееся промежуточностью и неустойчивостью, сменного старого новым.

Цель переходной экономики – экономическая свобода и создание на этой основе социально ориентированной эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамическое развитие экономики и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставания от других стран. По мнению  большинства экономистов, наиболее эффективной является рыночная экономика. Она создает стимулы к самореализации  возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности, способствует ускорению научно-технического прогресса.

Переход, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственности каждого человека за свое благосостояние о благосостояние общества и через рыночный механизм связаться с различными государствами, что позволит создать основу для эффективного экономического сотрудничества страны с промышленно развитыми странами. Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течение переходного периода. Они образуют каркас новой экономической системы:

  • Максимальная свобода предпринимательства и свобода выбора всех экономических субъектов;
  • Формирование новых форм собственности, включая частную: это позволит определить, кто несет ответственность за результаты хозяйствования, какая из форм собственности представляет сферу наиболее эффективного применения ресурсов. На основе новых отношений собственности может быть решена проблема оптимальных пропорций потребления и накопления, обновления и наращивания производственного потенциала, повышения эффективности капитальных вложений, доходы от собственности признаются законной категорией доходов;
  • Конкуренция как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с действием закона спроса и предложения;
  • Свободное ценообразование: рыночные механизмы могут эффективно функционировать только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение;
  • Открытость экономики и ее последовательная интеграция в систему мирохозяйственных связей: принцип состоит в том, что каждый экономический субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции;
  • Обеспечение гражданам социальных гарантий и государственная поддержка нетрудоспособных, социально уязвимых членов общества.

Несмотря на различия типов переходных периодов, их объединяют наиболее общие закономерности:

  • Сочетание новых и старых элементов и форм;
  • Многовариантность элементов нового;
  • Нарастание противоречивости старых и новых отношений;
  • Усиление социального неравенства и напряженности.

Трансформационный период характерен для стран СНГ – это период кардинального перехода от одной системы экономики общества к другой. Трансформация означает не только экономические, но и значительные институциональные, организационные и социальные изменения, а также изменения функций государства. Процесс трансформации есть процесс слома атрибутов и отношений прежней системы и одновременное создание ключевых форм новой (рыночной) экономики: частного бизнеса, развитой конкуренции, свободного ценообразования, рыночной финансовой системы. Этот процесс более «травматичный» и болезненный, чем естественно-эволюционный переход от системы к системе, особенно если трансформация осуществляется так называемым «шоковым» методом.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

Основные направления трансформационных преобразований в современных условиях

К важнейшим направлениям трансформационных преобразований в современных условиях относятся:

  • Законотворческая деятельность приобретающая в трансформационной экономике особую значимость. Она необходима для предотвращения анархии при перестройке экономических и социальных отношений; правовой поддержки формирующихся рыночных отношений – защиты прав собственности, конкуренции; проведения демонополизации экономики; правовой защиты населения от инфляции, других негативных проявлений рынка. В Республике Беларусь принят пакет нормативно-правовых документов устанавливающих «правила игры» на рынке: Гражданский кодекс, законы «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О собственности в Республике Беларусь», «О занятости населения в Республике Беларусь», «Об аренде», «Об основах государственного социального страхования» и ряд других;
  • В переходный период важная роль отводится регулированию процессов разгосударствления и приватизации. Хотя эти процессы существенно сокращают долю государственного сектора, они должны быть управляемы иметь законодательную основу, обладать утвержденными инструментами и методами разгосударствления. С этой целью разрабатывается законодательная база приватизации и программа ее осуществления. «После развала СССР все так называемые новые независимые государства столкнулись с необходимостью выбора курса экономического развития . Рецепты Международного валютного фонда для всех республик бывшего союза оказались одни и те же: «шоковая терапия» и обвальная приватизация... Мы сделали выбор в пользу эволюционного пути развития... Мы не допускаем революционной ломки, а совершенствуем уже сложившуюся экономическую базу, ведь наша страна не обладает большими запасами природных ресурсов, а у нас нет колоссальных доходов, как у государтс-экспортеров сырья, и мы не располагаем средствами для закрывания брешей, которые могут привести к серьезным негативным последствиям. В решении экономических проблем – и это мое глубокое убеждение – мы должны действовать осторожно и аккуратно»[1, с.5,8-9].
  • Либерализация экономики: существенную роль играет государство и в борьбе с инфляцией. Цены растут тогда, когда денег в стране больше, чем товаров. В переходный период как правило осуществляется либерализация цен. Однако опыт показал, что поспешная всеобщая либерализация может значительно усилить кризисные явления в экономике.  Поэтому государство стремится регулировать цены на отдельные товары первой необходимости, чтобы не допустить обнищания населения устанавливает «потолки» цен для производителей-монополистов;
  • В переходный период государство проводит гибкую внешнеэкономическую политику, направленную на создание условия для ее либерализации, освобождения от государственного монополизма путем предоставления лицензирования и права внешней торговли отдельным хозяйствующим субъектам. Вместе с тем государство вынуждено принимать протекционистские меры для защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции при наплыве более дешевых зарубежных товаров на внутренний рынок. С этой целью вводятся ввозные пошлины тарифы, нетарифные барьеры, создаются условия для увеличения экспорта;
  • Природоохранная деятельность, направленная на защиту окружающей среды, предотвращения экологического кризиса. В нашей стране приоритет всегда отдавался производству, а природоохранные проблемы отступали на второй план. В настоящее время государству предстоит практически заново, в условиях формирующихся рыночных отношений организовать  рациональной использование и воспроизводство природных ресурсов и создать комплекс мероприятий по охране и защите окружающей среды. При этом перед Беларусью стоит важная задача – достижение большей сырьевой независимости и проведение политики ресурсосбережения;
  • В переходный период могут возникнуть объективные условия для усиления социальной напряженности в обществе: резкий рост дифференциации доходов, высокие темпы инфляции, отрицательно сказывающиеся на реальном размере заработной платы, быстро прогрессирующая безработица, резкое снижение жизненного уровня основной массы населения. Поэтому государство осуществляет регулирование социальных отношений путем разработки системы социальной защиты населения, его наиболее уязвимых слоев (инвалидов, престарелых, многодетных семей, студенчества),  проводит политику регулирования доходов населения, чтобы не допустить значительного разрыва в уровнях жизни и предотвратить социальную напряженность в обществе.

Информация о работе Особенности белорусской модели экономического развития