Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:09, доклад
В рыночной экономике ценообразованию подвержены не только готовые товары или услуги, но и ресурсы (факторы производства). Любое производство для своего осуществления требует приобретения определенного вида и количества ресурсов. Как осуществляется набор этих ресурсов, известно из предыдущих глав учебника. Здесь следует отметить, что формирование спроса на ресурсы и их предложения имеет свою специфику.ке ресурсов
В рыночной экономике ценообразованию подвержены не только готовые товары или услуги, но и ресурсы (факторы производства). Любое производство для своего осуществления требует приобретения определенного вида и количества ресурсов. Как осуществляется набор этих ресурсов, известно из предыдущих глав учебника. Здесь следует отметить, что формирование спроса на ресурсы и их предложения имеет свою специфику.
Спрос на ресурсы — понятие, производное от величины спроса на товары, изготовляемые с помощью данного ресурса. Если производимый продукт пользуется спросом, будет высоким и спрос на ресурсы (факторы производства), и, наоборот, ограниченный спрос на произведенный продукт вызовет падение спроса на ресурс.
Именно в этом заключается специфика формирования спроса на ресурсы. Кроме сказанного следует учитывать, что ресурсы (факторы производства) подвержены общей концепции соотношения спроса и предложения. Ресурсы — это специфический товар, в отношении которого действуют факторы, свойственные спросу на любой другой товар. Вместе с тем имеется и особенность, но она в большей степени касается предложения на ресурсы: они часто бывают ограничены и производству приходится действовать в условиях выбора с учетом их ограниченности.
Вовлечение ресурсов в производство зависит от их производительной отдачи, которая подвержена действию закона убывающей отдачи факторов производства, вследствие чего ресурсы вовлекаются в процесс производства до тех пор, пока каждый дополнительный ресурс обеспечивает увеличение дохода в большей степени, чем возрастают издержки.
Факторы, определяющие спрос на ресурсы. Спрос на ресурсы определяется рядом факторов. Поскольку ресурсы входят в издержки производства, фирма стремится максимизировать прибыль с учетом оптимального их сочетания или взаимозамены. Если технология известна, величина ресурсов и их сочетание определяются уровнем цен. В качестве основных видов ресурсов при этом выступают труд, капитал и предпринимательские способности. В ряде отраслей экономики (сельское хозяйство, добывающая промышленность) очень важным ресурсом является земля.
К числу факторов, определяющих спрос на ресурсы, относятся денежные доходи, характер их распределения по отраслям, социальные и этические подходы к использованию. Расходы на ресурсы производятся за счет доходов домохозяйств, поэтому последние выступают основным фактором формирования спроса на ресурсы. Что касается распределения ресурсов, то характер этого процесса во многом определяется уровнем цен на них. И, наконец, социальные и этические подходы к использованию ресурсов предполагают решение проблем долевого распределения доходов между различными социальными группами населения, этических норм бизнеса, регулирования заработной платы и т.д.
С точки зрения производства важное значение имеет устойчивость спроса на тот или иной ресурс, которая зависит от его производительной силы и от величины спроса на товар, произведенный с помощью этого ресурса. Если речь идет о труде, то спрос на него будет тем выше, чем производительнее он функционирует в производстве. Этот показатель выводится на основе определения таких характеристик, как предельный продукт в денежном выражении MRP и предельные издержки на ресурсы MRC. Предельный продукт — это прирост общего дохода в результате применения каждой дополнительной единицы переменного фактора производства (например, труд). Предельными издержками на ресурсы называется прирост издержек на ресурсы за счет его каждой дополнительной единицы. Для фирмы прибыльно применять дополнительные единицы ресурса до тех пор, пока предельный продукт не уравняется с предельными издержками. Если число рабочих, нанимаемых фирмой, таково, что предельный продукт последнего нанятого рабочего превышает ее предельные издержки, фирма получит прибыль от найма дополнительных рабочих. Если же количество нанятых работников таково, что предельный продукт последнего рабочего меньше предельных издержек, фирма начнет функционировать убыточно и для обеспечения прибыльности надо уволить излишек нанятых рабочих. Равенство MRP и MRC — тот предел, за которым не следует вести наем дополнительных работников.
Изменения в спросе на ресурс. Для того чтобы ответить на вопрос о том, как изменяется спрос на ресурс, необходимо учитывать факторы, воздействующие на него. К факторам, воздействующим на спрос на ресурс, относятся производительность ресурса, рыночная цена продукта, производимого с помощью этого ресурса, и изменение цены на другие ресурсы (рис. 14.1).
Действие этих факторов различно для условий чистой и несовершенной конкуренции. Как уже отмечалось, спрос на ресурсы является спросом, производным от спроса на готовые товары и услуги, производимые с помощью этих ресурсов. Дело в том, что ресурсы удовлетворяют потребности не прямо, а косвенно, через посредство производимых товаров.
Рис. 14.1. Спрос производителя на ресурс
Цена на продукт и предельный доход на рынке чистой конкуренции равны, поэтому равны и цена на ресурсы и предельные издержки на них. В условиях чистой конкуренции цена продукта постоянна, следовательно, из-за убывающей предельной производительности кривая спроса на ресурс плавно понижается (рис. 14.1, а).
На чисто конкурентном рынке труда ставка заработной платы определяется совокупным, или рыночным, предложением труда (или рыночным спросом на труд). Отдельно взятая фирма не может оказывать воздействие на величину ставки заработной платы, ибо она привлекает относительно небольшую долю совокупного труда. Таким образом, совокупные издержки на ресурсы возрастают точно на величину ставки заработной платы каждого последовательно нанимаемого работника и ставка заработной платы и предельные издержки на ресурсы MRC равны. В результате фирма будет нанимать рабочих до точки, в которой предельные издержки на ресурсы MRC равны их предельному продукту MRP.
При несовершенной конкуренции (чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) фирма вынуждена устанавливать более низкую цену на продукт, чтобы увеличить ее производство и реализацию. Кривая спроса на ресурсы падает, ибо предельный продукт уменьшается и его цена снижается по мере роста выпуска продукции. Поскольку в условиях несовершенной конкуренции производитель меньше реагирует на снижение заработной платы при найме рабочих, чем в условиях чистой конкуренции, падение кривой на определенном этапе становится ступенчатым (рис. 14.1, б).
Рассмотрим, как действуют факторы изменения спроса на ресурс. Спрос на ресурс (в нашем примере — на труд) зависит от изменений в спросе на продукт. Поскольку спрос на ресурс является производным, любое изменение спроса на продукт будет влиять на его цену и, следовательно, на предельный продукт MRP данного ресурса. Следовательно, при прочих равных условиях изменение спроса на продукт, который производится определенным видом труда, приведет к сдвигу спроса на труд в том же направлении.
Кривая спроса на труд изменяется также в зависимости от производительной силы труда. В свою очередь производительность труда зависит от количества связанных с ним ресурсов. В данном случае воздействие оказывается на предельную производительность труда. Зависимость здесь такая: чем больше величина связанных с трудом ресурсов (капитал, земля), тем выше предельная производительность и спрос на труд. Производительность труда также тесно связана с технологическими усовершенствованиями: чем выше качество технологии, тем выше производительность труда. Этим объясняется тот факт, что заработная плата в одних странах значительно выше, чем в других: используются более совершенные ресурсы.
Спрос на определенный ресурс зависит от уровня цен на другие ресурсы. При этом степень воздействия зависит от характера взаимоотношения ресурсов. Они могут быть взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми. В случае взаимозаменяемости, например труда и капитала, происходит следующее. Так, если снижаются цены на машинное оборудование, то на спросе на труд это отразится двояко: будет действовать эффект замещения и эффект объема продукции. Эффект замещения проявляется в том, что труд начинает замещаться более дешевым ресурсом — машинным оборудованием. Эффект замещения снизит спрос на труд. В свою очередь при падении цен на машинное оборудование снижаются издержки производства, а в этих условиях становится выгодным больше производить и реализовывать продукции, в результате чего возрастает спрос на труд. Таким образом, снижение цен на машинное оборудование вызовет действие эффекта объема продукции и повлечет за собой рост спроса на труд. Следует также отметить, что эффект замещения и эффект объема продукции действуют в противоположных направлениях: эффект замещения снижает, а эффект объема продукции увеличивает спрос на труд. При этом если эффект замещения перевешивает эффект объема продукции, то снижение цен на капитал приведет к снижению спроса на труд, а если произойдет обратное, то спрос на труд увеличится.
Ресурсы выступают как взаимодополняемы
а) увеличивается спрос на продукт, производимый этим трудом;
б) увеличивается
в) уменьшается цена на ресурсозаменитель при условии, что эффект объема продукции сильнее эффекта замещения;
г) увеличивается цена на ресурсозаменитель при условии, что эффект замещения превышает эффект объема продукции;
д) снижается цена на взаимодополняемый ресурс. Оптимальное соотношение ресурсов. В данном случае действуют два правила: правило наименьших издержек и правило максимизации прибыли. В случае использования только двух ресурсов — труда и капитала — минимизация издержек будет происходить, если
Логику данного равенства
Правило максимизации прибыли гласит, что выпуск продукции осуществляется с максимальной прибылью, если предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС). Такое правило обеспечивается при условии, что количество нанимаемого труда, приносящего максимальную прибыль, будет таким, чтобы ставка заработной платы (цена труда) была равна предельному продукту труда в денежном выражении (P1 = MRP1). Такое логическое обоснование применимо к любому ресурсу, например капиталу.
Фирма применяет соотношение
Существуют разные подходы к определению сущности заработной платы. Однако в основном их можно свести к двум методам: марксистскому и методу "экономике".
В основе марксистского метода лежит теория трудовой стоимости, учение К. Маркса о сущности товара и его свойствах. Согласно этому учению стоимость товара (а следовательно, и его цена) определяется количеством общественного труда, затраченного на его производство. Способностью же к труду обладает рабочая сила работника. Она может быть обученной и необученной, квалифицированной и неквалифицированной, физически развитой или неразвитой. Рабочая сила, как и другие элементы товарного производства (станки, машины, сырье, оборудование и т.д.), является товаром. Денежное выражение стоимости товара рабочая сила (или цена товара рабочая сила) представляет собою заработную плату.
Поскольку качественные характеристики рабочей силы разные, различной должна быть заработная плата. Это связано с тем, что за одно и то же время работники разной квалификации или отличающиеся своим физическим развитием создают разную величину стоимости. При этом марксисты утверждают, что на рынке работник продает именно свою рабочую силу (способность к труду), а не труд. Труд же рассматривается как деятельность человека, как процесс его воздействия на природу.
Сам по себе труд стоимости не имеет. Тем не менее заработная плата предстает как плата за труд, ибо выплачивается после того, как работник определенное время проработал на производстве. Кроме того, размер заработной платы зависит от продолжительности труда или количества изготовленных изделий. Это, как утверждают марксисты, и создает видимость, что оплачивается труд работника.
Однако так ли логична и убедительна эта концепция? Допустим, к предпринимателю пришел работник наниматься на работу. Откуда тот знает, какими возможностями обладает данный работник? Следует испытать человека в труде, и только тогда можно определить, чего он стоит как работник. Значит, труд является мерой оценки рабочей силы, количественным выражением способности человека к профессиональной деятельности. Вот эта количественная (и качественная) мера способности к труду и продается на рынке, а ее ценой выступает заработная плата, которую выплачивает наниматель работнику на производстве. Рабочая сила и труд неотделимы друг от друга. Сама по себе способность к труду (рабочая сила) ничего не значит ни для личности, ни для нанимателя.
Только через труд происходит материализация рабочей силы. Труд — производственное бытие рабочей силы, ее экономическая сущность, воплощаемая в товаре в виде стоимости. Одна часть этой стоимости в форме заработной платы поступает работнику, а другая используется на развитие производства и покрытие общественных запросов.
Более логичным поэтому кажется подход зарубежных исследователей, определяющих заработную плату как цену одного из факторов производства — труда. Как уже было отмечено, этот фактор имеет количественное и качественное выражение и поэтому его можно оценить и приобрести для обеспечения производственной деятельности. С учетом этого заработная плата представляет собой денежное вознаграждение за используемый в производстве или прилагаемый в других сферах занятости труд.
К определению заработной платы применяются различные подходы. Одни исследователи склонны включать в нее вознаграждение за труд, другие относят к ней и иные виды доходов, например предпринимательскую прибыль, дивиденды и т.д. Для выяснения сущности заработной платы целесообразно пользоваться первым подходом.
Информация о работе Особенности ценообразования на рынке ресурсов