Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 15:03, контрольная работа
Цена выполняет очень важную социальную функцию, так как от неё зависит объем и структура потребления материальных благ и услуг, а также потребительский бюджет. В централизованно управляемой плановой экономике на цены возлагают плановую и распределительную функции, так как цены используются в планировании и служат инструментом перераспределения доходов путем назначения цен, выгодных для определенных отраслей или социальных групп населения.
Введение-------------------------------------------------------------------------------------------стр.3
I. Особенности ценообразования в условиях инфляции--------------------------------стр.4
II. Ценообразование на медицинские услуги /стратегия ценообразования/---------стр.5
III. Виды цен на новые медицинские услуги-----------------------------------------------стр.9
IV. Виды цен на уже имеющиеся на рынке медицинские услуги---------------------стр.11
Заключение---------------------------------------------------------------------------------------стр.13
Литература----------------------------------------------------------------------------------------стр.14
- предельные издержки - рассчитывают для того, чтобы выяснить: следует ли расширять и дальше свою предпринимательскую деятельность, то есть во сколько обойдется медицинскому учреждению увеличение объема медицинских услуг, например, на одну единицу, на пять и т.д. Для этого есть формула
где МС – предельные издержки;
DТС – валовые издержки;
DQ – объем медицинских услуг.
Рассчитав, можно увидеть, имеется
ли экономический смысл в
″вмененные (или альтернативные) издержки" - чрезвычайно важны в современных условиях. Речь идет о зарплате работника, которую он бы получал, если бы работал в прибыльной коммерческой структуре Именно величину такой зарплаты следует включать в цену медицинской услуги, если учреждение заботится о сохранении кадров.
Необходимо особо отметить, что в нашей практике пока еще используется понятие "себестоимость". Затраты, образующие себестоимость услуги, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация основных фондов, прочие затраты.
Четвертый этап. Анализ цен и медицинских услуг конкурентов. Несмотря на то, что максимальная цена определяется спросом, а минимальная - издержками, на установление медицинским учреждением цены будут влиять и цены конкурентов. Анализ цен и услуг конкурентов можно проводить различными способами: узнать прейскурант цен конкурентов, попросить пациентов высказать свое мнение о качестве медицинских услуг конкурентов и т.д.
Пятый этап. Выбор метода ценообразования.
На этот выбор влияют различные группы факторов:
- конкретные условия рынка (степень монополизации, круг пациентов, ценовая эластичность спроса);
- положение медицинского
- характер реализуемых услуг (степень новизны, уровень патентной защиты, взаимозаменяемость с другими услугами).
Методы ценообразования
- метод "средние издержки плюс прибыль". Данный метод остается популярным во многих странах по следующим причинам. Производителям услуг больше известно об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, производитель упрощает для себя проблему ценообразования, поскольку не приходится часто корректировать цены в зависимости от спроса. И, наконец, его считают более справедливым по отношению к потребителям услуг;
- метод обеспечения целевой прибыли. Учреждение стремится установить такую цену на услуги, которая принесет ему желаемый объем прибыли;
- метод установления цены на основе ощущаемой ценности услуги. Все большее количество предприятий и фирм в мире обращаются к этому методу, закладывая в цену покупательское восприятие.
В условиях рынка ценообразование представляет собой сложный процесс, подверженный воздействию многих факторов, и, конечно, базируется не только на рекомендациях маркетинга. Но выбор основных подходов к определению цен на медицинские услуги, безусловно, является одной из основных функций маркетинга.
Представляет практический интерес опыт зарубежных маркетологов в вопросах ценообразования на новые виды услуг, а также на уже существующие.
III. ВИДЫ ЦЕН
НА НОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ
"Снятие сливок" на рынке, то есть установление с самого начала продвижения новой услуги с высокой ценой, в расчете на пациентов, готовых оплатить эту услугу. Данный вариант цены обычно применяют, когда речь идет о внедрении принципиально новой услуги, не имеющей аналогов, а также когда внедрение услуги происходит на таком сегменте рынка, где спрос не зависит от динамики цен. Такой подход оправдан, если есть уверенность в том, что в ближайшее время не появится аналогичная услуга. Кроме того, это возможно, когда разработка услуги имеет под собой мощную финансовую основу, новейшее оборудование и дорогостоящие НИОКР. В этом случае для конкурентов издержки для освоения аналогичной услуги оказываются слишком высокими. Сущность данной политики - максимизировать прибыль.
Цена внедрения и проникновения на рынок медицинских услуг предполагает, что медицинское учреждение устанавливает на новую услугу, заниженную цену, чтобы привлечь как можно большее внимание пациентов и завоевать большую долю рынка. Установлению низкой цены способствуют следующие условия: пациентов привлекают низкие цены, что ведет к расширению объема услуг, и, напротив, подобные низкие цены часто затруднительны для существующих и потенциальных конкурентов. Если выбран такой путь, то нужно быть твердо уверенным в том, что конкуренты не смогут быстро прореагировать на уменьшение цен и существенно снизить цены на свои услуги.
Цена лидера на рынке медицинских услуг - данный вариант требует учитывать политику цен лидера в отрасли. Цена на новую услугу может отклоняться от цены медицинского учреждения-лидера, но только в определенных пределах, которые обусловливаются новыми уникальными характеристиками предлагаемой вами услуги по сравнению с существующими услугами лидера.
Чем меньше отличий вашей новой услуги от большинства предлагаемых услуг на конкретном рынке, тем ближе уровень цен на новые услуги к отраслевыми "стандартам". Есть еще одно обстоятельство, предопределяющее необходимость использования этого подхода. Если медицинское учреждение сравнительно небольшое, то лучше устанавливать цены по аналогии с ценами лидеров.
"Психологическая" цена - цена, которая устанавливается ниже круглой цифры. Многие маркетологи считают, что цена должна выражаться нечетным числом. Кроме того, бытует мнение, что цифра "7" обязательно должна входить в назначенную цену. Данный подход очень популярен по нескольким причинам, в частности, потребителям нравится получать сдачу, им кажется, что это сниженные цены, что учреждение идет навстречу своим пациентам. Примеры привлекательности таких цен каждый может привести и из собственного опыта.
Престижная цена - такого рода цены устанавливаются, как правило, на "модные" медицинские услуги (пластические операции лица, шеи и пр.). Чтобы установить такие цены, нужно быть уверенным в высокой репутации медицинского учреждения и в том, что в данный момент имеющиеся на рынке подобного рода услуги не обладают теми особенными свойствами, которые вы предлагаете. Практика показывает, что в таких случаях пациент готов платить более высокую цену и приобретать услугу только по цене не ниже определенного уровня.
IV. ВИДЫ ЦЕН НА УЖЕ ИМЕЮЩИЕСЯ
НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ
В современных условиях цены на медицинские услуги, которые уже давно предлагаются на рынке, не могут устанавливаться в отрыве от постоянного совершенствования качества услуг. Естественно, все эти изменения должны производиться с учетом требований маркетинга, в соответствии с запросами и предпочтениями конкретных групп пациентов. Качественное совершенствование оказываемых услуг в отрыве от нужд и желаний конкретных пациентов сегодня вещь бессмысленная.
Самое главное для медицинского учреждения – правильная выработка метода ценообразования. От того, какой подход выбран, зависят уровень прибыльности учреждения, возможность конкурировать с другими, а также постоянно привлекать к себе пациентов.
Перечислим основные виды цен, которые можно устанавливать на медицинские услуги.
Скользящая падающая цена на медицинские услуги. Определяющим фактором при выборе такого подхода является соотношение спроса и предложения. По мере насыщения рынка медицинскими услугами происходит постепенное снижение цен. При определении перспективы в этом направлении руководителю медицинского учреждения необходимо проанализировать темпы роста оказываемых медицинских услуг, сопоставить с динамикой емкости рынка (прежде всего – по темпам изменения доходов потенциальных пациентов) и затем определить, на сколько процентов предстоит снизить цены в предстоящий период, чтобы обеспечить устойчивый объем реализации услуг. Данный вариант цены рассчитан на массовый спрос, на большую группу пациентов. Условия рыночной конкуренции здесь характеризуются высокой чувствительностью (эластичностью) потребительского спроса к изменению цен. Поэтому некоторое понижение цен – один из способов привлечения пациентов.
Но этот подход требует постоянного снижения издержек на одну услугу как за счет приобретения новой аппаратуры, оборудования, так и за счет увеличения объема оказываемых медицинских услуг. Этот вариант в практике называют «экономией на масштабе».
Цена сегмента рынка. Безусловно, разные группы пациентов могут платить за одну и ту же услугу разную цену. Пациенты с высоким уровнем денежного дохода могут позволить себе заплатить за услугу высокую цену, поскольку на них сильно действуют такие, например, факты, что в данном медицинском учреждении лечились известные политики, артисты, бизнесмены и прочие представители «элиты»; они предъявляют повышенные требования к интерьеру помещения и т.п.
Люди же среднего достатка, естественно, будут вести себя по-другому. Поэтому, учитывая эти факторы, можно менять цены на услуги в зависимости от того, кому данные услуги предназначены. Следовательно, и об этом уже было сказано, необходимо выбрать четко определенный круг пациентов, с которыми вы будете работать и которые готовы платить за получаемые услуги.
Гибкая цена. Устанавливается в зависимости от конъюнктуры рынка медицинских услуг на данный момент времени. Использование такого подхода оправдано, если возможны сильные колебания спроса и предложения в относительно короткие промежутки времени (например, следует противостоять новым конкурентам, внедряющимся на рынок, применяя специально заниженную цену, уникальное медицинское оборудование). Сейчас это характерно для рынка стоматологических услуг, когда наряду с врачами нашей страны начинают функционировать стоматологи Америки, Германии и других стран.
Преимущественная цена. Этот вид позволит сохранить позиции и преимущества по отношению к уже имеющимся и новым конкурентам. В рамках этого подхода главная цель руководства учреждения – затруднить внедрение на рынок новых конкурентов, заставить их платить слишком высокую цену за право внедрения и таким образом сохранить за собой значительную долю рынка в будущем.
Рассмотренные подходы к ценообразованию
и виды цен, бесспорно, следует использовать
для повышения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход экономики России к рыночным отношениям, либерализация цен и тарифов на товары и услуги повлекли за собой удорожание медицинской помощи населению и ещё более обострили ранее существовавшую проблему ресурсного обеспечения здравоохранения, что отрицательным образом сказалось на управлении отраслью в финансовом, технологическом, функциональном, кадровом ракурсах со стороны планирования, организации, мотивации и контроля управленческих органов сферой здравоохранения.
Очень важно в аппарате управления здравоохранением иметь не только главного врача, который занимается клиникой, развитием и внедрением новых медицинских технологий, но и специалиста, который бы занимался компетентным решением вопросов финансирования.
Внедрение медицинского страхования предполагает коренную реорганизацию экономической базы здравоохранения: формирование цен и тарифов на конкретные виды медицинской помощи, реализацию в деятельности каждого врача экономической обоснованности и целесообразности затрат при условии высокого качества медицинской помощи каждому пациенту и т.д.
Что касается руководителя в сфере здравоохранения, то он должен объединять в себе множество качеств. Прежде всего, это специалист, умеющий принимать управленческие решения. Он должен быть экономистом, менеджером, дипломатом и чиновником, бюрократом в хорошем смысле этого слова. Обязательно знать технологию подготовки и принятия решений, чтобы после подписания документов не требовалось их корректировать.
Во всем мире возрастает вовлечение врачей-клиницистов, старших и главных медицинских сестёр в процесс управления клиническими ресурсами на основе познания основных положений менеджмента и экономики здравоохранения. В связи с этим в цивилизованных странах общество повышает требования к уровню подготовки врачей и медицинских сестёр в области экономики, менеджмента, планирования и финансирования здравоохранения.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Информация о работе Особенности ценообразования в условиях инфляции