Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:33, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрытие основных звеньев финансовой системы; рассмотрение функции финансов; раскрытие сущности финансов как элемента денежных отношений.
Использованная информация. При написании работы были использованы следующие источники информации: монографические статьи; учебники и учебные пособия; журналы периодической печати.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Сущность, функции финансов и финансовая система………………………3
2. Финансовое планирование и прогнозирование …………………………...13
3 Финансовый контроль и финансовая политика……………………………..19
4. Особенности финансовой системы РФ и перспективы ее развития………..28
Заключение…………………………………………………………………....33
Библиографический список………………………………………
4. индексные расчеты;
5. экономико-математические методы;
6. балансовый метод.
Нормативный метод предполагает, что финансовое планирование строится на нормативной базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. При помощи этих норм и нормативов регулируются финансовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов с государством.
В качестве примеров финансовых
нормативов можно рассматривать
ставки налоговых и других обязательных
платежей в бюджет, внебюджетные фонды
и в другие финансовые институты.
Механизм квотирования или присоединения
ставок налогов – еще один пример нормативного
распределения федеральных налогов.
При квотировании налоги остаются в определенной
процентной доле в распоряжении той административной
единицы, на территории которой они собраны
(например, разделение НДС, некоторых акцизов
и др.). При использовании способа присоединения
ставок территориям разрешено взимать
в дополнение к общегосударственным одноименные
налоги, размеры которых ограничиваются
определенным пределом (например, распределение
налога на прибыль организаций).
Финансирование затрат
на нормативной основе распространяется
прежде всего на бюджетные расходы
по образованию, культуре, здравоохранению
и социальной политике, а также
по жилищно-коммунальному
Например, в области образования эти нормативы следующие:
- нормативы текущих финансовых затрат на предоставление услуг образования в расчете на одного обучаемого (воспитанника) в год;
- нормативы текущих финансовых затрат на обеспечение различных видов обучения и воспитания в расчете на одного обучаемого (воспитанника) в год;
- нормативы текущих финансовых затрат на обеспечение функционирования образовательных учреждений разных типов и видов в год;
- нормативы удельных капитальных вложений на строительство, приобретение оборудования и капитальный ремонт образовательных учреждений разных типов и видов в год.
При выборе управленческих решений отдельными субъектами финансовой деятельности, а также для выбора критерия оценки достигаемой финансовой результативности разрабатываются финансовые нормативы в форме коэффициентов. Финансовые коэффициенты не имеют универсального значения и могут рассматриваться лишь как ориентировочные показатели.
Применение финансовых норм и нормативов придает отношениям устойчивый характер, определенность, позволяет государству и отдельным хозяйствующим субъектам реально оценивать свои финансовые возможности.
Балансовый метод в планировании – метод планомерного установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций, а также пропорций в распределении трудовых ресурсов. В практике планирования используется система балансов: натуральные (материальные), стоимостные (денежные), трудовые, баланс народного хозяйства и межотраслевой баланс. Важнейшей чертой планомерного развития экономики является сознательно устанавливаемая пропорциональность. Установление необходимых, соответствующих задачам плана материальновещественных пропорций внутри каждой отрасли, между отдельными отраслями и производствами по стране в целом, по регионам, т.е. всесторонняя увязка планов производства и потребления конкретных видов продукции – средств производства и предметов потребления, осуществляется посредством разработки материальных балансов (и планов распределения, составляемых на основе этих балансов), балансов межотраслевых связей, балансов производственных мощностей, районных балансов производства и потребления отдельных продуктов.
Планомерное развитие экономики требует установления и строгого соблюдения стоимостных пропорций воспроизводства: возмещения произведенных затрат, обеспечения правильных соотношений в доходах государства и населения, в размерах покупательных фондов населения и товарных фондов в розничном товарообороте и др. Стоимостные балансы, применяемые при разработке планов, позволяют осуществлять увязку между производством, распределением и использованием доходов, в частности увязку доходов и расходов государства (финансовые балансы и государственные бюджеты РФ и ее субъектов), доходов и расходов отраслей, предприятий и организаций, денежных доходов и расходов населения и др.
Стоимостные балансы – это одна из групп балансов: их особенностью является то, что все величины в них выражены в стоимостной (денежной), а не натуральной форме, как это имеет место в материальных балансах. Стоимостные балансы составляются и отдельными предприятиями, и отраслевыми министерствами, но в этом случае они имеют более ограниченное значение и носят оперативный характер. Объективная необходимость составления стоимостных балансов обусловлена тем, что процесс расширенного воспроизводства происходит не только в форме планомерного создания и распределения, материальных благ в натуре, но и по стоимости, т.е. опосредствуется деньгами как денежным выражением стоимости произведенных товаров. Важнейшие элементы стоимостных балансов, их структура, пропорции, темпы роста и тенденции движения должны находиться в единстве и взаимной связи, в определенном и закономерном соответствии с движением основных элементов материальных, натуральных балансов.
Финансовый контроль и финансовая политика
Финансовый контроль.
Финансовый контроль – это особая область финансово-правовой науки. «С точки зрения теории финансов финансовый контроль – это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения и обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений…»1. Предметом финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом. Объектами финансового контроля являются те конкретные организации, органы управления, деятельность которых порождает указанные процессы.
В рыночных условиях хозяйствования роль государственного финансового контроля многогранно возрастает. Он становится важнейшей управленческой функцией государства, и его назначение заключается в содействии реализации государственной экономической и финансовой политики, обеспечении эффективного использования государственных финансовых средств, в частности государственных бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Содержание государственного финансового контроля сводится к проверке деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти государственного управления, а также других участников (хозяйствующих субъектов) бюджетного процесса с точки зрения соблюдения законности, эффективности и прозрачности их действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства (бюджетного фонда и внебюджетных фондов).
Хорошо функционирующая система управления государственными финансами требует в первую очередь формирования качественных и реалистических бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, затем создания эффективных механизмов организации их исполнения, а также применения четко налаженных методов, форм и правовых норм контроля за исполнением указанных бюджетов.2
В совокупности система государственного финансового контроля основывается на формировании многочисленных контролирующих органов, обеспечивающих контроль над потоками государственных финансовых средств на разных уровнях управления и субъектов хозяйствования. Краеугольным камнем иерархии государственного финансового контроля при этом является внутренний контроль. Государственный внутренний финансовый контроль - это совокупность методов, приемов и систем мер, имеющих задачу проверки финансовой деятельности в рамках отдельных министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений). Помимо внутреннего государственного финансового контроля в рамках отдельных министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов осуществляется и внешний контроль.
Законодательные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления осуществляют внешний государственный финансовый контроль (парламентский контроль) через специальные контрольные органы: Счетную палату РФ; контрольные палаты субъектов РФ и контрольные комиссии органов местного самоуправления. Внешний государственный финансовый контроль, проводимый органами исполнительной власти (административный контроль), осуществляется Министерством финансов РФ через Федеральную налоговую службу, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, а также финансовыми органами субъектов РФ и органов местного самоуправления, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств.
В общей системе внешнего государственного финансового контроля верховенствует парламентский контроль, при котором законодательные (представительные) органы власти создают свои собственные и независимые контрольные органы (контрольно-счетные палаты) для внешнего контроля (аудита) деятельности органов исполнительной власти по формированию и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Однако, в современной России до
сих пор не выработана единая политика
в области государственного финансового
контроля, не отрегулирована его нормативно-правовая
база, отсутствует координация
Единый государственный
Финансовая политика.
Финансовая политика - это комплекс государственных мероприятий, обеспечивающих эффективное функционирование финансов и финансовой системы.
Финансовая политика государства - это часть экономической политики, представляющая собой совокупность бюджетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов и институтов, обладающих полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.
Разработка финансовой политики стимулирует развитие материального производства и создаёт экономическое обоснование для осуществления государством возложенного на него функций и заданий.
> Решение проблем финансово-экономической деятельности, эффективного функционирования финансов предприятий и отраслей экономики, вне зависимости от форм собственности; Решение проблем подъёма производства, доходов субъектов хозяйствования, механизма планирования, регулирования отношений с бюджетными, налоговыми, банковскими, страховыми и другими организациями;
> Бюджетная политика
доходов и расходов
> Инвестиционная политика,
направленная на
> Налоговая политика,
определяющая формы и методы
работы налоговых органов,
> Политика в сфере
финансового планирования и
Финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства. При её разработке целесообразно исходить из конкретных особенностей исторического развития общества, с учётом специфики внутренней и международной среды, реальные экономические и финансовые возможности страны. При проведении финансовой политики особенно важным является обеспечение её взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной ценовой денежной.
Информация о работе Особенности финансовой системы РФ и перспективы ее развития