Особенности финансовой системы РФ и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрытие основных звеньев финансовой системы; рассмотрение функции финансов; раскрытие сущности финансов как элемента денежных отношений.
Использованная информация. При написании работы были использованы следующие источники информации: монографические статьи; учебники и учебные пособия; журналы периодической печати.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
1. Сущность, функции финансов и финансовая система………………………3
2. Финансовое планирование и прогнозирование …………………………...13
3 Финансовый контроль и финансовая политика……………………………..19
4. Особенности финансовой системы РФ и перспективы ее развития………..28
Заключение…………………………………………………………………....33
Библиографический список………………………………………

Файлы: 1 файл

Макроэкономика курсовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

4. индексные расчеты;

5. экономико-математические методы;

6. балансовый метод.

Нормативный метод предполагает, что финансовое планирование строится на нормативной базе, состоящей из научно и практически обоснованных норм и нормативов. При помощи этих норм и нормативов регулируются финансовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов с государством.

В качестве примеров финансовых нормативов можно рассматривать  ставки налоговых и других обязательных платежей в бюджет, внебюджетные фонды  и в другие финансовые институты. Механизм квотирования или присоединения ставок налогов – еще один пример нормативного распределения федеральных налогов. 
При квотировании налоги остаются в определенной процентной доле в распоряжении той административной единицы, на территории которой они собраны (например, разделение НДС, некоторых акцизов и др.). При использовании способа присоединения ставок территориям разрешено взимать в дополнение к общегосударственным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным пределом (например, распределение налога на прибыль организаций).

Финансирование затрат на нормативной основе распространяется прежде всего на бюджетные расходы  по образованию, культуре, здравоохранению  и социальной политике, а также  по жилищно-коммунальному хозяйству.

Например, в области образования эти нормативы следующие:

- нормативы текущих финансовых затрат на предоставление услуг образования в расчете на одного обучаемого (воспитанника) в год;

- нормативы текущих финансовых затрат на обеспечение различных видов обучения и воспитания в расчете на одного обучаемого (воспитанника) в год;

- нормативы текущих финансовых затрат на обеспечение функционирования образовательных учреждений разных типов и видов в год;

- нормативы удельных капитальных вложений на строительство, приобретение оборудования и капитальный ремонт образовательных учреждений разных типов и видов в год.

При выборе управленческих решений отдельными субъектами финансовой деятельности, а также для выбора критерия оценки достигаемой финансовой результативности разрабатываются финансовые нормативы в форме коэффициентов. Финансовые коэффициенты не имеют универсального значения и могут рассматриваться лишь как ориентировочные показатели.

Применение финансовых норм и нормативов придает отношениям устойчивый характер, определенность, позволяет государству и отдельным хозяйствующим субъектам реально оценивать свои финансовые возможности.

Балансовый метод в  планировании – метод планомерного установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций, а также  пропорций в распределении трудовых ресурсов. В практике планирования используется система балансов: натуральные (материальные), стоимостные (денежные), трудовые, баланс народного хозяйства и межотраслевой баланс. Важнейшей чертой планомерного развития экономики является сознательно устанавливаемая пропорциональность. Установление необходимых, соответствующих задачам плана материальновещественных пропорций внутри каждой отрасли, между отдельными отраслями и производствами по стране в целом, по регионам, т.е. всесторонняя увязка планов производства и потребления конкретных видов продукции – средств производства и предметов потребления, осуществляется посредством разработки материальных балансов (и планов распределения, составляемых на основе этих балансов), балансов межотраслевых связей, балансов производственных мощностей, районных балансов производства и потребления отдельных продуктов.

Планомерное развитие экономики  требует установления и строгого соблюдения стоимостных пропорций воспроизводства: возмещения произведенных затрат, обеспечения правильных соотношений в доходах государства и населения, в размерах покупательных фондов населения и товарных фондов в розничном товарообороте и др. Стоимостные балансы, применяемые при разработке планов, позволяют осуществлять увязку между производством, распределением и использованием доходов, в частности увязку доходов и расходов государства (финансовые балансы и государственные бюджеты РФ и ее субъектов), доходов и расходов отраслей, предприятий и организаций, денежных доходов и расходов населения и др.

Стоимостные балансы  – это одна из групп балансов: их особенностью является то, что все  величины в них выражены в стоимостной (денежной), а не натуральной форме, как это имеет место в материальных балансах. Стоимостные балансы составляются и отдельными предприятиями, и отраслевыми министерствами, но в этом случае они имеют более ограниченное значение и носят оперативный характер. Объективная необходимость составления стоимостных балансов обусловлена тем, что процесс расширенного воспроизводства происходит не только в форме планомерного создания и распределения, материальных благ в натуре, но и по стоимости, т.е. опосредствуется деньгами как денежным выражением стоимости произведенных товаров. Важнейшие элементы стоимостных балансов, их структура, пропорции, темпы роста и тенденции движения должны находиться в единстве и взаимной связи, в определенном и закономерном соответствии с движением основных элементов материальных, натуральных балансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовый контроль и финансовая политика

Финансовый контроль.

Финансовый  контроль – это особая область  финансово-правовой науки. «С точки  зрения теории финансов финансовый контроль – это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения и обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений…»1. Предметом финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом. Объектами финансового контроля являются те конкретные организации, органы управления, деятельность которых порождает указанные процессы.

В рыночных условиях хозяйствования роль государственного финансового  контроля многогранно возрастает. Он становится важнейшей управленческой функцией государства, и его назначение заключается в содействии реализации государственной экономической и финансовой политики, обеспечении эффективного использования государственных финансовых средств, в частности государственных бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Содержание государственного финансового контроля сводится к проверке деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти государственного управления, а также других участников (хозяйствующих субъектов) бюджетного процесса с точки зрения соблюдения законности, эффективности и прозрачности их действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства (бюджетного фонда и внебюджетных фондов).

Хорошо функционирующая  система управления государственными финансами требует в первую очередь  формирования качественных и реалистических бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, затем создания эффективных механизмов организации их исполнения, а также применения четко налаженных методов, форм и правовых норм контроля за исполнением указанных бюджетов.2

В совокупности система государственного финансового контроля основывается на формировании многочисленных контролирующих органов, обеспечивающих контроль над потоками государственных финансовых средств на разных уровнях управления и субъектов хозяйствования. Краеугольным камнем иерархии государственного финансового контроля при этом является внутренний контроль. Государственный внутренний финансовый контроль - это совокупность методов, приемов и систем мер, имеющих задачу проверки финансовой деятельности в рамках отдельных министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений). Помимо внутреннего государственного финансового контроля в рамках отдельных министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов осуществляется и внешний контроль.

Законодательные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления осуществляют внешний государственный финансовый контроль (парламентский контроль) через специальные контрольные органы: Счетную палату РФ; контрольные палаты субъектов РФ и контрольные комиссии органов местного самоуправления. Внешний государственный финансовый контроль, проводимый органами исполнительной власти (административный контроль), осуществляется Министерством финансов РФ через Федеральную налоговую службу, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, а также финансовыми органами субъектов РФ и органов местного самоуправления, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств.

В общей системе внешнего государственного финансового контроля верховенствует парламентский контроль, при котором законодательные (представительные) органы власти создают свои собственные и независимые контрольные органы (контрольно-счетные палаты) для внешнего контроля (аудита) деятельности органов исполнительной власти по формированию и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Однако, в современной России до сих пор не выработана единая политика в области государственного финансового  контроля, не отрегулирована его нормативно-правовая база, отсутствует координация внешнего контроля между законодательными и исполнительными органами власти. В результате органы исполнительной власти всех уровней сегодня, защищая свои интересы в бесконтрольном распоряжении государственными бюджетными средствами, всячески пытаются ограничить внешний контроль за своей деятельностью со стороны контрольно-счетных органов, образованных законодательной властью. Это снижает уровень эффективности и государственного финансового контроля в целом.3

Единый государственный финансовый контроль в РФ должен функционировать  на всех уровнях властной иерархии, подчиняясь общим для всех элементов системы требованиям и процедурам. И тот факт, что органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ не относятся к органам государственной власти, на наш взгляд, не дает никаких оснований вывести муниципальный финансовый контроль за пределы единой системы государственного финансового контроля. Во-первых, бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), будучи финансовой базой обеспечения деятельности, органов местного самоуправления, являются составной частью бюджетной системы РФ, основополагающим принципом которой в соответствии с Бюджетным кодексом РФ является принцип единства. Во-вторых, основная часть расходов социальной сферы (образование, здравоохранение и др.) страны финансируются за счет местных бюджетов. В-третьих, для всех видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы РФ, бюджетным законодательством установлены единые принципы и процедуры, в соответствии с которыми осуществляется бюджетный процесс, объединяющий несколько стадий, заключительной из которых является контроль. Соответственно, и финансовый контроль за формированием и использованием средств федерального бюджета, и финансовый контроль за формированием и использованием средств региональных бюджетов, и финансовый контроль за формированием и использованием средств местных бюджетов - это все составные части единой системы государственного финансового контроля, которые должны осуществляться на всех уровнях власти соответствующими органами как внешнего, так и внутреннего контроля.

 

Финансовая политика.

Финансовая политика - это комплекс государственных мероприятий, обеспечивающих эффективное функционирование финансов и финансовой системы.

Финансовая политика государства - это часть экономической  политики, представляющая собой совокупность бюджетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов и институтов, обладающих полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.

Разработка финансовой политики стимулирует развитие материального  производства и создаёт экономическое  обоснование для осуществления  государством возложенного на него функций  и заданий.

Финансовая  политика включает такие направления:

> Решение проблем финансово-экономической деятельности, эффективного функционирования финансов предприятий и отраслей экономики, вне зависимости от форм собственности; Решение проблем подъёма производства, доходов субъектов хозяйствования, механизма планирования, регулирования отношений с бюджетными, налоговыми, банковскими, страховыми и другими организациями;

> Бюджетная политика  доходов и расходов государственного  и местных бюджетов. Она направлена  на достижение их сбалансированности, обеспечения потребностей государства в проведении эффективной социально-экономической политики, содержание органов управления, армии, милиции и др.;

> Инвестиционная политика, направленная на стимулирование  привлечения капитала отечественных  и зарубежных инвесторов в  экономику страны;

> Налоговая политика, определяющая формы и методы  работы налоговых органов, законодательно-правовое  обеспечение системы налогообложения,  которые в свою очередь, устанавливают  стабильные финансовые связи  и финансовое регулирование экономических  отношений;

> Политика в сфере  финансового планирования и прогнозирования,  использования балансового метода, современных экономико-математических  методов и информационных технологий, прогрессивных научно, технически  и экономически обоснованных  финансовых норм и нормативов.

Финансовая политика - относительно самостоятельная сфера  деятельности государства. При её разработке целесообразно исходить из конкретных особенностей исторического развития общества, с учётом специфики внутренней и международной среды, реальные экономические и финансовые возможности страны. При проведении финансовой политики особенно важным является обеспечение её взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной ценовой денежной.

Информация о работе Особенности финансовой системы РФ и перспективы ее развития