Особенности финансовой системы РФ и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрытие основных звеньев финансовой системы; рассмотрение функции финансов; раскрытие сущности финансов как элемента денежных отношений.
Использованная информация. При написании работы были использованы следующие источники информации: монографические статьи; учебники и учебные пособия; журналы периодической печати.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..2
1. Сущность, функции финансов и финансовая система………………………3
2. Финансовое планирование и прогнозирование …………………………...13
3 Финансовый контроль и финансовая политика……………………………..19
4. Особенности финансовой системы РФ и перспективы ее развития………..28
Заключение…………………………………………………………………....33
Библиографический список………………………………………

Файлы: 1 файл

Макроэкономика курсовая.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Главными целями финансовой политики являются мобилизация и эффективное использование финансовых ресурсов, регулирование экономических и социальных процессов, стимулирование ведущих направлений развития производительных сил.

Основные  задания финансовой политики:

> Обеспечение условий  для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

> Установление рационального  (с государственной точки зрения) механизма распределения и использования  финансовых ресурсов;

> Организация регулирования  и стимулирования экономических  и социальных процессов финансовыми методами;

> Формирование финансового  механизма и его развитие в  соответствии с изменяющимися  целями и стратегией;

> Создание эффективной  и максимально действенной системы  управления финансами.

В основе оценки результатов  финансовой политики лежит её соответствие интересам общества, большинства социальных групп, а так же степень достижения намеченных заданий.

Тип финансовой политики определяется особенностями современного развития экономики, социальной сферы, интересами правящих партий, а так  же теоретическими концепциями, влияющих на экономический и политический курс государства. Выделяют следующие типы финансовой политики: классический, регулируемый, неоклассический, планово-директивный и монетарный

Классический  тип.

Классический тип финансовой политики был главенствующим до 20-х годов ХХ столетия. У его истоков стояли классики политической экономии Адам Смит и Давид Риккардо.

Основа классической финансовой политики - невмешательство  государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Такая политика привела к ограничению государственных расходов и налогов, обеспечения условий для формирования для формирования и исполнения сбалансированного бюджета.

Регулируемый тип.

Регулируемый тип финансовой политики сменил классический. Данное изменение было обусловлено обострением  экономических, политических и социальных проблем в 20-х гг. ХХ столетия. Новый  тип финансовой политики дал возможность  на протяжении 30-60-х годов обеспечить стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, достаточное финансирование социальных расходов в большинстве европейских государств.

В основе регулируемой финансовой политики лежит экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) о необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики и социальных отношений с целью обеспечения полной занятости населения. Основными рычагами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. В итоге обеспечивается оживление предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест, рост национального дохода и уменьшение безработицы.

В отличие от классической финансовой политики, главным механизмом налогового регулирования становится подоходный налог. Он обеспечивает изъятие через прогрессивные ставки у хозяйствующих субъектов доходов в виде сбережений. Такой подход даёт возможность создать сбалансированный государственный бюджет при высоком уровне доходов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Увеличивается роль рынка заёмных капиталов как источника доходов бюджета. Проводятся широкомасштабные политика дефицитного финансирования, когда государство активно использует средне - и долгосрочные займы. Управление финансами осуществляют самостоятельные специализированные и службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль за поступлением налогов, управление государственным долгом.

Неоклассический тип.

Неоклассический тип  получил своё распространение семидесятые годы ХХ столетия, произошел возврат к основным принципам классической финансовой политики, существенно пересмотренным и модифицированным. В результате такого регулирование становится многоцелевым. То есть кроме экономического роста и занятости, государство регулирует социальную политику, структурную перестройку государства. Существенное внимание уделяется вопросам денежного обращения. Главной целью становится уменьшение объёмов национального дохода, перераспределяемого через финансовую систему; снижение бюджетного дефицита; стимулирование объёмов сбережений, стимулирование развития предпринимательства. Снижения налогового бремени.

Планово-директивная  финансовая политика.

Главная цель такой финансовой политики - достижение максимальной концентрации финансовых ресурсов государства в руках центральных органов власти. Дальнейшее перераспределение осуществлялся в соответствии с основными направлениями государственного плана. Характерным было непроизводительное использование средств государственного бюджета. Значительный объем ресурсов направлялся в оборонные отрасли народного хозяйства, военные расходы. Имел место остаточный принцип финансирования социальной сферы. Государство целиком регулировало финансовую деятельность предприятий путём изъятия чистого дохода при помощи налога с оборота и последующих отчислений из прибыли.

Определялся предельный размер всех расходов, и излишки  прибыли изымались в бюджет. Иногда в бюджет поступало до 80% чистого  дохода предприятия.

Использование средств населения регулировалось с помощью подоходного налога и зачастую принудительных государственных займов. Бюджеты местных органов власти пребывали в зависимости от объёмов, выделявшихся им из бюджетов высшего уровня в порядке бюджетного регулирования. Самостоятельные источники пополнения местных бюджетов, ограничивались, и, как правило, не превышали 10-15% от общей суммы доходов.

Монетарная  финансовая политика.

Монетарная финансовая политика пришла на смену планово-директивной  в середине 90-х годов ХХ века. Основными  инструментами монетарной политики являются учётная ставка центрального банка, валютный курс и масштаб цен. Особое место в ней уделено государственному регулированию финансового рынка.

Принципы и методы политики монетаризма разрабатывали  Ирвин Фишер, Джефри Сакс и другие. Положительные результаты от применения её принципов были достигнуты в Польше, Венгрии, Израиле.

«Монетарная политика - это согласованная деятельность органов государственной власти по управлению денежными потоками, которые, используя определённые специфические механизмы работы, направлены на достижение определённых макроэкономических целей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности российской финансовой системы и перспективы  ее развития.

Преобразования финансовой системы в России началось раньше всех экономических структур, так  как финансовая система плановой экономики не позволяла даже приступить к решению задач перехода к рынку.

Эти преобразования коснулись  всех звеньев финансовой системы, которые  были рассмотрены выше.

Коренная перестройка  государственной бюджетной системы  началась в 1991 году. До этого момента  государственный бюджет РСФСР, как  и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, включая сельские и поселковые.

В настоящее время  бюджетная система РФ состоит  из трех уровней:

1. Федеральный бюджет  РФ 

2. Бюджеты субъектов  федерации

3. Местные бюджеты 

Государственная бюджетная  система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, бюджеты 21 республики, которые входят в РФ, 55 краевых  и областных бюджетов, 2 городских  бюджета (Москвы и Санкт-Петербурга), 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, поселковых, сельских).

Бюджеты нижестоящих  органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты  вышестоящих уровней.

Основными принципами построения современной бюджетной системы в РФ являются: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов.

Единство бюджетной  системы РФ обеспечивается за счет единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единого порядка ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Разграничение доходов  и расходов означает закрепление соответствующих видов доходов (частично или полностью) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ. Органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Самостоятельность бюджетов предполагает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня. Эти источники определяются в соответствии с законодательством РФ. Органы власти самостоятельно принимают решения о направлениях использования полученных средств.

Внебюджетные фонды  РФ в настоящее время, образуются в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. Решения об образовании или ликвидации соответствующих внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные органы представительной власти субъектов федерации и местного самоуправления .Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.

По своему назначению внебюджетные фонды делятся на две группы: социальные фонды и экономические фонды. В зависимости от правового статуса различают внебюджетные фонды, находящиеся в собственности федеральной власти - федеральные фонды, и фонды, создаваемые по решению органов власти субъектов федерации и местных органов самоуправления - региональные фонды, а также внебюджетные фонды создаваемые группами предприятий - отраслевые и межотраслевые фонды. Так, например, к основным социальным федеральным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования. Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования. К экономическим фондам относятся федеральные и региональные дорожные фонды, к региональным социальным фондам - фонды развития жилищной сферы, к экономическим отраслевым и межотраслевым фондам - фонды НИОКР и пр.

В настоящее время  средства большинства федеральных  и региональных внебюджетных фондов включены в соответствующие бюджеты.

Денежно-кредитная система  Российской Федерации раньше других звеньев финансовой системы подверглась радикальной перестройке. Фундаментом новой денежно-кредитной системы стали преобразования в банковской сфере. В дореформенный период фактически существовала однобанковская система, в которой Госбанк СССР распределял в соответствии с планом через свои филиалы все финансовые ресурсы в стране. Кроме того, лишь один банк мобилизовывал сбережения населения - Сбербанк, являвшийся, по сути, отделением Госбанка. 

В 1991 году три крупных  специализированных банка - Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк - были перерегистрированы как самофинасируемые, акционерные банки со своими центральными конторами и региональными отделениями. Сбербанк был утвержден в качестве коммерческого, но со своими специфическими функциями обслуживания вкладов населения.

В конце 1991 г. в связи  с распадом СССР Центральный Банк Российской Федерации взял на себя все полномочия Госбанка СССР. В  январе 1992 г. был упразднен союзный  Сбербанк, а его российское отделение  преобразовано в Сбербанк России.

Бывшие специализированные банки стали крупнейшими коммерческими банками России. Появился ряд совместных банков с участием иностранного капитала (международный московский банк, Диалог -банк и др.). Они специализируются на международных операциях и различного вида финансовых услуг. Всего в РФ в настоящее время действует около 1.300 коммерческих банков.

Девяностые годы в  России характеризуются также быстрым  ростом небанковских финансовых посредников: пенсионных фондов, кредитных союзов, ссудосберегательных ассоциаций и т.п. Особое место среди небанковских финансовых структур занимают инвестиционные фонды. В России они появились, прежде всего, в виде ЧИФов (чековых инвестиционных фондов). Это было вызвано принятием законодательных актов о ваучерной приватизации. Множественные ограничения в деятельности фондов и экономическая ситуация в стране не позволили этим фондам проявить себя в полной мере в качестве надежного инвестора.

С 1993 г. в РФ начинает формироваться  рынок ценных бумаг негосударственных  эмитентов- частных и приватизируемых предприятий, инвестиционных и финансовых компаний, коммерческих банков Постепенно ценные бумаги превращаются в важнейший инструмент аккумулирования денежных средств предприятий и населения и кредитования реального сектора экономики.

Получило новое направление система государственного кредита. Он стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные формы - различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального Банка.

Информация о работе Особенности финансовой системы РФ и перспективы ее развития