Особенности государственного регулирования нефтехимического комплекса в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Одну из главных ролей в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Основным назначением которого является защита существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.
К объектам государственного регулирования относятся сферы, отрасли, регионы, явления, а также ситуации и условия социально-экономической жизни страны, в которой возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не решаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………
3
Глава 1 Теоретические основы государственного регулирования нефтехимического комплекса в РФ……………………………………………..

6
1.1 Краткая характеристика химического и нефтехимического комплекса РФ …………………………………………………………………….

6
1.2 Место и роль химической и нефтехимической промышленности в экономике России, общая характеристика отрасли……………………

9
Глава 2 Особенности государственного регулирования рынков и конкурентоспособности российской химической и нефтехимической продукции.………………………………………………………………………...


18
2.1 Анализ структуры, динамики и перспектив развития мирового рынка.…………………………………………………………………..

18
2.2 Анализ структуры, динамики и перспектив развития мирового рынка и внешнеторгового оборота российского нефтехимического комплекса…………………………………………………………………..


21
Заключение………………………………………………………………………..
28
Список использованных источников и литературы……………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_Osobennosti_gosudarstvennogo_regulirov.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ Российской федерации

федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Казанский национальный 
исследовательский технологический университет»

Факультет промышленной политики и  
бизнес-администрирования

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине 
«Экономика отрасли»

 

Особенности государственного регулирования  нефтехимического

комплекса в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К защите допустить

_____________"___"__________20__г.

Выполнил:

               Миннегулова Айгуль

 

Проверил:

Дылевская Алина Ильдусовна

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2013

Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………………………

3

Глава 1 Теоретические основы государственного регулирования нефтехимического комплекса в РФ……………………………………………..

 

6

1.1 Краткая характеристика химического и нефтехимического комплекса РФ …………………………………………………………………….

 

6

1.2 Место и роль химической и нефтехимической промышленности в экономике России, общая характеристика отрасли……………………

 

9

Глава 2 Особенности государственного регулирования рынков и конкурентоспособности российской химической и нефтехимической продукции.………………………………………………………………………...

 

 

18

2.1 Анализ структуры, динамики и перспектив развития мирового рынка.…………………………………………………………………..

 

18

2.2 Анализ структуры, динамики и перспектив развития мирового  рынка и внешнеторгового оборота российского нефтехимического комплекса…………………………………………………………………..

 

 

21

Заключение………………………………………………………………………..

28

Список использованных источников и литературы…………………………...

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность работы. Одну из главных ролей в жизни общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Основным назначением которого является защита существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.

К объектам государственного регулирования относятся сферы, отрасли, регионы, явления, а также ситуации и условия социально-экономической жизни страны, в которой возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не решаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Предмет государственного регулирования экономики - это изучение совокупности методов воздействия на экономику, обеспечивая ее устойчивое развитие при формировании рыночных отношений в интересах общества.

Целью государственного регулирования является создание такой хозяйственной системы, которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся факторов производства. Основным элементом рыночного управления является механизм цен, который и обеспечивает регулирование через согласование спроса и предложения.          Нефтехимический комплекс, являясь крупным поставщиком сырья, полупродуктов, различных материалов и изделий (пластмассы, химические волокна, шины, лаки и краски, красители, минеральные удобрения, кормовые добавки, лекарственные препараты, медоборудование и т. д.) почти во все производства промышленности, сельского хозяйства, в здравоохранение, сферу услуг, торговлю, науку, культуру и образование, оборонный комплекс, оказывает воздействие на эффективность их функционирования, развитие в них новых перспективных направлений.

 

 

Нефтехимический комплекс страны - это один из сложнейших комплексов народного хозяйства, который представляет стратегическую отрасль российской экономики, так как в определенной мере связан с национальной экономической безопасностью, а также с охраной окружающей среды и рядом других социально-экономических систем.

Основной особенностью развития нефтехимической индустрии в настоящее время является резвое увеличение ее масштабов. За последнюю пятилетку объем производства химической и нефтехимической продукции вырос более чем в полтора раза. Нефтехимический комплекс относится к базовому сегменту российской промышленности, который закладывает основы ее долгосрочного и стабильного развития и оказывает существенное влияние на структурные изменения в экономике, обладающие существенным макроэкономическим эффектом и влияющие на уровень национальной конкурентоспособности и темпы роста экономики в целом.

Степень разработанности  темы. Интерес к теоретическому осмыслению вопросов стратегического управления муниципальным образованием в Российской Федерации значительно актуализировался как среди научной общественности, так и практических работников в последнее десятилетие 20-го века. Различные аспекты этой проблематики нашли отражение в работах российских и зарубежных ученых - В.А.Баринова, Е. Кривощековой, И.Ф. Глумова, И.Н. Плотниковой, Р.Х. Муслимова и ряда других.

В работе также использовались правовые и нормативные акты органов  законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по исследуемым проблемам.

Информационной базой  исследования являются данные Oil &Gas Journal, федеральных и республиканских программ по развитию топливно-энергетического комплекса, опубликованных материалов, отражающих состояние и перспективы развития нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий страны.

Цель написания  курсовой работы заключается в рассмотрении особенностей государственного регулирования нефтехимической отрасли на примере ОАО «Роснефть».

Для осуществления  поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить теоретические основы государственного регулирования нефтехимического комплекса РФ;

- изучить особенности государственного регулирования рынков и конкурентоспособности российской химической и нефтехимической продукции;

- раскрыть современные тенденции в государственном регулировании нефтехимического комплекса.

Объект исследования – деятельность ОАО «Роснефть».

Предмет исследования – основы методологии, конкретные направления, методы и инструменты формирования и реализации государственного регулирования нефтехимической отрасли РФ.

Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, двух глав основного текста и заключения. В первой главе рассмотрены теоретические основы государственного регулирования производства, во второй главе проведено практическое исследование государственного регулирования производства в химической и нефтехимической промышленности.

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  основы государственного регулирования  нефтехимического комплекса в  РФ

1.1.Краткая  характеристика химического и нефтехимического комплекса РФ

Химический комплекс России является базовым сегментом экономики. Являясь крупнейшим поставщиком сырья, полупродуктов, различных материалов и изделий практически для всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, торговли, науки, химический и нефтехимический комплекс оказывает существенное влияние на масштабы, направления и эффективность их развития.

В химическом комплексе  сосредоточено около 7% основных производственных фондов российской промышленности. В структуре промышленного производства доля товарной продукции химии и нефтехимии составляет 5,6%, доля валютных поступлений от российского экспорта– 4,8 процентов.

Более 760 крупных и средних предприятий, около 100 научных и проектно-конструкторских организаций насчитывается в химическом комплексе России. В комплексе работают более 850 тысяч человек.

Мощный производственный и научно-технический потенциал  позволяет российским предприятиям производить около 2% мирового объема химической продукции. Российские компании занимают лидирующие позиции на мировом рынке по выпуску аммиака и карбамида.

Одна из важных особенностей химического комплекса – это сложные вертикальные и горизонтальные технологические связи между его производствами.

Большая часть вырабатываемой продукции потребляется в самом химическом комплексе, и только одна треть направляется на переработку в другие отрасли экономики, на внутреннее потребление и экспорт.

Специфическая роль современного химического комплекса заключается, прежде всего, в том, что он является все расширяющимся источником получения искусственным путем новых видов сырья, либо дополняющих, либо заменяющих природные.

Основным документом, на основе которого решаются проблемы развития отраслей химического комплекса  России является Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2010 г. В Стратегии определены цели, задачи и приоритеты развития отрасли на внешнем и внутреннем рынке и механизмы ее реализации. В настоящее время разработаны и рассматриваются проекты Концепции развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 г. и Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 г.

Химический и нефтехимический комплексы России являются стратегической составляющей промышленности и имеют огромное общехозяйственное и оборонное значение для развития экономики страны.

Химический комплекс России состоит из 15 крупных подотраслей, специализирующихся на выпуске разнообразной химической и нефтехимической продукции.

Химическая  и нефтехимическая промышленность


Химическая  промышленность

Нефтехимическая промышленность

Горно-химическая промышленность

Основная химия

Промышленность химволокон и нитей

Производство технического углерода

Лакокрасочная промышленность Промышленность химреактивов Промышленность синтетических красителей

Химико-фотографическая  промышленность

 Промышленность бытовой  химии

 

Производство синтетического каучука

 

Производство продуктов  основного                            оргсинтеза

 

Резино-асбестовая  промышленность

 

Шинная промышленность




 

Главной подотраслью российской химии и нефтехимии является основная химия, в которой в денежном выражении производится почти 2/3 продукции химической промышленности. В этой подотрасли осуществляется производство продуктов основной химии: основания, кислоты, соли, окиси различных химических элементов, минеральные удобрения, химические средства защиты растений (серная кислота, аммиачная и калийная селитра, кальцинированная и каустическая сода, синтетический аммиак, карбонад кальция, сернокислый натрий, широкий спектр других продуктов неорганической химии).

Наряду с этим, значительную долю в объеме промышленной продукции  химического комплекса также  имеет: производство синтетического каучука, шинная промышленность, промышленность пластмассовых изделий, стекловолокнистых материалов, стеклопластиков и изделий из них, резиноасбестовая промышленность, промышленность синтетических смол и пластмасс, производство продукции органического синтеза.

Данные мировой практики свидетельствуют о том, что развитие химического комплекса приводит к мультипликационному эффекту в смежных отраслях промышленности и устойчивому росту занятости населения. Так, одно рабочее место в химии и нефтехимии создает 5-6 рабочих мест в смежных отраслях. Предприятия, производящие химическую продукцию, работают в тесной кооперации и взаимосвязи с металлургической, текстильной отраслями промышленности, машиностроением, сельским хозяйством.

Химическая и нефтехимическая  промышленность характеризуется широким спектром видов выпускаемой продукции (более 16 000 видов), которая используется практически во всех отраслях экономики. Основными потребителями химической продукции являются: строительство, машиностроение, легкая промышленность, топливно-энергетический комплекс, транспорт и коммуникации, здравоохранение, мебельная промышленность, производство тары и упаковки, оборонная промышленность и агропромышленный комплекс.

 

1.2. Место и  роль химической и нефтехимической  промышленности в экономике России, общая характеристика отрасли.

 

Базовым сегментом российской промышленности считается химический комплекс. В него включены два укрупненных вида экономической деятельности: производство резиновых и пластмассовых изделий и химическое производство (рис. 1).

Рис. 1. Структура  объема отгруженных товаров (по видам  экономической деятельности) по крупным  и средним предприятиям

химического комплекса в 2009 г., %

 

В основном все отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорта, оборонный и топливно-энергетический комплексы, а также сфера услуг, торговля, наука, культура и образование являются потребителями продукции химического комплекса.

Информация о работе Особенности государственного регулирования нефтехимического комплекса в Российской Федерации