Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 23:10, курсовая работа
В данной работе я изучу свою пирамиду потребностей Маслоу, составленную на один месяц. Теоретический вопрос – Особенности хозяйственной этики в России. Институциональный анализ. Краткое содержание работы: Изучение собственной пирамиды потребностей. В данной работе, в практической части, я буду рассматривать свои потребности и затраты, которые я осуществляю, на удовлетворение этих потребностей. Целью данной работы я считаю определение своих затрат и методы их уменьшения. Проведение данной работы поможет понять, чем я руководствуюсь, при осуществлении покупок, собственными предпочтениями, поддаюсь ли спонтанным решениям или осуществляю рациональный, хорошо обдуманный выбор.
CoolReferat.com
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ
Кафедра Экономики предприятия и организации производств
Курсовая работа
По курсу: Институциональная экономика.
По теме: Особенности хозяйственной этики в России.
Руководитель: Шувалова Д.Г
Выполнено студенткой 3 курса:
Ширшиковой И.О
группы ФП - 11 -06
Москва
2008
Исходные данные
В данной работе я изучу свою пирамиду потребностей Маслоу, составленную на один месяц.
Теоретический вопрос – Особенности хозяйственной этики в России. Институциональный анализ.
Краткое содержание работы: Изучение собственной пирамиды потребностей.
Введение
В данной работе, в практической части, я буду рассматривать свои потребности и затраты, которые я осуществляю, на удовлетворение этих потребностей. Целью данной работы я считаю определение своих затрат и методы их уменьшения. Проведение данной работы поможет понять, чем я руководствуюсь, при осуществлении покупок, собственными предпочтениями, поддаюсь ли спонтанным решениям или осуществляю рациональный, хорошо обдуманный выбор. Так же эта работа поможет ближе познакомится с контрактной теорией, поможет понять какие контрактные отношения я осуществляю. А так же оценить 1 час и день своего времени и понять рационально ли я им распоряжаюсь. Так же в данной работе будет рассмотрен теоретический вопрос, в котором будет рассмотрено развитие хозяйственной этики в России. Будет проведен ее институциональный анализ, что для данного курса очень актуально, так как институциональная экономика наука «молодая», появилась недавно, с помощью рассмотрения данного вопроса мы сможем, больше углубиться в изучение данного предмета, понять такие аспекты, которые не смогли глубоко рассмотреть в курсе лекций.
Особенности хозяйственной этики в России. Институциональный анализ
Все больше людей начинает ставить под сомнение жизненную целесообразность динамично развивающегося независимо от них процесса рационализации экономики. Растет потребность в новых основополагающих ориентирах для экономического прогресса, в этико-практической стяжке рыночной экономики, в то время как реальное развитие идет в противоположном направлении все более радикального обособления выпущенных сил «свободного» рынка, которые охватили уже весь мир. Вот в нескольких словах подоплека новой интердисциплинарной области знаний — хозяйственной этики, которая так востребована сегодня. В определенном смысле хозяйственная этика призвана стать ответом на эпохальный вызов времени. Речь идет о том, чтобы уточнить и даже дать новое определение, жизнеспособное и перспективное, действительно спорным отношениям между экономической логикой и этическим здравым смыслом. Хозяйственная этика (этика бизнеса) - применение социально - этических критериев в области экономики (хозяйствования).
Хозяйственная этика – как один из способов вернуть духовность в наше представление о хозяйстве. Хозяйственная этика непосредственно относится к неформальным институтам – это институты, которые наследуются с помощью социального механизма, они являются частью культурного наследия. Хозяйственная этика, как любой институт, повышает степень координации экономики. [Лекции п.4)]
Развитие хозяйственной этики в стране свидетельствует о том, что на экономическую (хозяйственную) область воздействует совокупность моральных, религиозных и культурных норм.
Особенности материально-технологической
среды, хозяйственная этика русского
православия, сильное государство
и исторически сложившиеся
Чтобы понять специфику российских экономических институтов как совокупности норм, правил и механизмов принуждения к их исполнению, необходимо рассмотреть глубинные установки и ценности, устойчивые психологические реакции россиян, определяющие, будет ли данная норма воспринята или отвергнута. Данная задача может быть решена при рассмотрении российской экономической ментальности как исторически сложившегося долговременного умонастроения, единства сознательных и бессознательных ценностей, норм и установок в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом воплощении. О необратимости институциональных изменений в экономике можно говорить лишь тогда, когда они интегрированы, затрагивают сферу ментальности, то есть перемещаются на уровень глубинных базовых представлений, символов и ценностей, которыми люди руководствуются в своем повседневном хозяйственном поведении.
Экономическая ментальность формируется в результате кристаллизации в памяти народа многовекового опыта хозяйственной деятельности, ее организационных и материально-технологических особенностей. Российская экономическая культура характеризуется живучестью уравнительных механизмов редистрибуции материальных ресурсов. России исторически была присуща коммунальность как устройство материально-технологической среды, при котором все ее части являются единой нерасчленимой системой и не могут быть обособлены без угрозы ее распада. Малая плотность населения на больших пространствах современной России обусловливала меньшую остроту борьбы за территорию проживания, но повышала необходимость мобилизаций — коллективной защиты от внешних нападений. В отличие от Запада из-за больших территорий не было разделения и специализации труда, ресурсы были в избытке и мы не научились их рационально использовать. В условиях преобладания натурального хозяйства население вынуждено было кормиться тяжким трудом, использовать примитивные методы обработки земли и формы обмена, а значит, существовать в режиме выживания. В таких условиях было удобнее существовать коллективно – общиной. Таким образом, в основу нормативной базы общины было положено представление о человеке не как о самостоятельной единице, а как принадлежности целого. Дальнейшее развитие русской цивилизации было связано со становлением государства и принятием христианства.
В отличие от появившихся позднее протестантских вероисповеданий, иудейско-восточнохристианская традиция рассматривала труд как неприятную необходимость, наказание человека за первородный грех. Хозяйственная этика и трудовая мораль в русском православии заняли подчиненное место по сравнению с трудом духовным. Главным в деле спасения души было терпение. Самоутверждение было направлено внутрь себя, на “устроение” собственной личности. Подобные факторы обусловливали сдержанное отношение к накопительству и собственности. Природа русского человека склонна к фатализму – подчинению судьбе, у нас считается, что добивается успеха не тот, кто много работает, а тот, кому просто повезло. Эта черта сильно отражается на характере экономической деятельности россиян. Таким образом, есть основания говорить о традиционализме российской экономической культуры. Его отличительными признаками являются ценностно-рациональное поведение, уравнительные и недостижительские ценности, представление о “неправедности” богатства, гипертрофированная значимость персонифицированных связей. “Традиционалистский” строй мышления выражается, в частности, в том, что человек не склонен заработать больше, он просто хочет жить так, как привык. При затруднениях традиционалисты не наращивают усилия, а сокращают потребности [Вебер 1999, с. 81—88 п. 1)]. Это суждение М. Вебера подтверждается и результатами современных исследований. Так, в провинциальных городах России основной реакцией на падение денежных доходов населения в течение последнего десятилетия было не активное вовлечение в рыночную экономику, а бегство от нее [Вагин 1997, с. 61 п. 2)].
Упомянутая выше коммунальная
материально-технологическая
Вывод: Рассмотренные исторические аспекты формирования российской экономической ментальности позволяют увидеть комплекс достаточно сложных проблем. Они заключаются в принципиальных различиях российских и западных социально-экономических институтов. Сложность выбора пути реформирования российской экономики заключается в том, что, в то время как российская экономическая культура больше тяготеет к восточному типу, более привлекательными и престижными для России традиционно остаются западные модели. В ближайшие годы российские экономические реформы неизбежно будут наталкиваться на “налог прошлого” в массовом сознании. Он заключается в резком противоборстве старого и нового, противоречии между радикальным отторжением старого и стремлением к максимальному его удержанию как чего-то стабильного, стойкого и привычного. Но при этом на уровне отдельно взятых фирм уже сегодня можно наблюдать ростки “новой” экономической культуры, базирующейся на либеральных ценностях. Возможность сгладить противоречия между экономической культурой восточного типа и стремлением приблизиться к Западу на макроуровне появится при максимальной открытости российского общества, интенсивных экономических и культурных контактах с индустриально развитыми странами Запада. Такое “культуртрегерство” позволит привить нормы и ценности западной экономической культуры не только элите, но и массовым слоям населения. Хозяйственная этика, помогает понять как особенности российского менталитета и культуры влияют на экономические отношения. С помощью этой науки можно предсказать манеру поведения людей в экономической сфере.
Для практической части курсовой я выбрала изучение собственной пирамиды потребностей, потому что осуществление данной работы может помочь мне в реальной жизни понять, как мне лучше распоряжаться своими средствами, то есть, например, на чем я смогу сэкономить.
Порядок выполнения работ
1)Изучение собственной пирамиды потребности.
Таблица 1. Денежные затраты
потребность |
затраты, руб. |
Первичные биологические потребности | |
Пища Вода (напитки) Средства гигиены квартплата одежда |
7500 2000 1000 250 3000 |
Самосохранение | |
лекарства Проезд Сигнализация квартиры |
800 387 100 |
Материально-духовные потребности | |
книги, журналы билет в кино Музыкальный диск Рисование (Кружок) |
200 200 200 1500 |
Общение | |
Интернет мобильный телефон домашний телефон Кафе |
400 300 150 3000 |
Самореализация | |
Учеба в институте Живопись (рисование) |
6400 1500 |
Самоактулизация | |
Живопись (рисование) |
1500 |
Экология человечества | |
Итого |
27387 |
Таблица 2. Временные затраты.
потребность |
затраты, час. |
Первичные биологические потребности | |
прием пищи сон прогулки личная гигиена отдых ведение домашнего хозяйства совершение покупок |
45 248 20 27 16 7 7 |
Самосохранение | |
проезд |
62 |
Материально-духовные потребности | |
чтение просмотр фильмов, телепередач прослушивание музыки рисование |
10 20 5 6 |
Общение | |
общение Интернет общение Общение в кафе |
40 20 10 |
Самореализация | |
учеба поиск информации в интернете рисование |
48 30 6 |
Самоактулизация | |
самообучение |
30 |
Экология человечества | |
Итого |
598 |
1)Социальные затраты. Социальных затрат у меня нет, так как я не плачу прямые налоги, только косвенные, которые входят в стоимость, покупаемых мной товаров, а, как известно, налоги в нашей стране в основном идут на поддержание социального сектора, для перераспределения доходов между гражданами. Из всего этого я делаю вывод, что у меня нет социальных затрат.
2)Затраты на содержание экономической системы. Я сделала вывод, что затрат на содержание экономической системы у меня также нет, так как я содержу экономическую систему только косвенно, посредствам товара – оборота, то есть покупки товаров, но так как я не работаю больше на содержание экономической системы я никак затрат не несу, так как не плачу налоги.
Институциональное понимание собственных затрат
Институциональное понимание затрат можно выразить через понятие «институт», то есть исходя из различных подходов к определению институтов формируется мое представление о том, как производятся мои траты. К примеру, по контрактному подходу я должна выполнять возложенные на меня обязанности- вести некоторые домашние дела (уборка, стирка, готовка), которые требуют определенного времени; выполнять возложенные на меня обязательства как на студента - делать домашние задания, готовить курсовые работы, рефераты. А для этого мне необходимо затрачивать помимо времени деньги на Интернет, книги. По нормативному подходу я следую навязанным извне правилам, не нарушаю законов, поэтому я покупаю проездные, а не езжу «зайцем», все это отражает действие сложившихся институтов на мои затраты.
Информация о работе Особенности хозяйственной этики в России