Особенности и этапы приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:20, реферат

Описание работы

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Содержание работы

1.Введение. 3
2. Теория приватизации. 7
2.1.Сущность приватизации. 7
2.1.Формы и способы приватизации. 13
3. Особенности российской приватизации. 16
3.1. Необходимость приватизации собственности в России. 16
3.2. Уроки 1989-1991-х гг. 16
3.3. Скрытые права на частную собственность. 16
3.4. Спонтанная приватизация. 7
3.5. Социальная целесообразность. 16
4. Этапы приватизации. 18
Два этапа проведения приватизации 18
4.1. Чековый этап. 18
4.2. Денежный этап. 23
4.3.Итоги приватизации. 23

Заключение. 36
Список литературы: 40

Файлы: 1 файл

проект курсовой.docx

— 52.80 Кб (Скачать файл)

                  

 

Особенности и этапы  приватизации в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1.Введение. 3

2. Теория приватизации. 7

2.1.Сущность приватизации. 7

2.1.Формы и способы приватизации. 13

3. Особенности российской приватизации. 16

3.1. Необходимость приватизации  собственности в России. 16

3.2. Уроки  1989-1991-х гг. 16

3.3. Скрытые права на частную собственность. 16

3.4. Спонтанная приватизация. 7

3.5. Социальная целесообразность. 16

    4. Этапы приватизации. 18

Два этапа проведения приватизации 18

4.1. Чековый этап. 18

4.2. Денежный этап. 23

4.3.Итоги приватизации. 23

 

Заключение. 36

Список литературы: 40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Формы  и способы приватизации.

 

Понятие «приватизация» не всегда употребляется  в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные  называется приватизацией даже в  том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью  во владении государства. В более  узком понимании приватизация имеет  место лишь тогда, когда государство  перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами  долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим  частным капиталом. Имеются различные  пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных  лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических  и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Формальная приватизация. Данная форма  приватизации предполагает перевод  государственного предприятия в  частноправовую форму. Это может  происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в  отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.

Реальная приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие  продается частным стратегическим инвестором. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет четыре основные формы:

продукция - услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией - услугами других предприятий;

при использовании так  называемой «контрактной системы» частный  продавец оказывает государственному органу определенные платные услуги, которые потребляются непосредственно  населению;

при использовании «концессионной модели» частное предприятие  оказывает гражданам платные  услуги;

в случае использования «чековой системы» государство размещает  финансируемые за счет налоговых  поступлений чеки, которыми можно  производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.

Открытый и ограниченный тендер. С помощью этого в высшей степени открытого метода можно  охватить широкий круг потенциальных  инвесторов. При выборе инвестора  цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь  место значительный приток капитала.

Аукцион. Целью этого метода является продажа предприятия по наивысшей цене. При этом не учитываются  особенности или профиль инвесторов.

Прямая продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению  переговоров непосредственно с  отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение  реальной стоимости предприятия.

Management-Buy-Out: данная форма приватизации имеет место в том случае, когда предприятие или часть предприятия переходит в собственность его руководящего состава.

Management-Buy-In: об этой форме приватизации говорят тогда, когда предприятие приобретается руководством стороннего предприятия. В этом случае новые собственники проводят полную или частичную смену прежнего руководства.

Приватизация сопровождается рядом  сопутствующих мероприятий, таких  как разукрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий в социальной сфере.

3.1. Необходимость приватизации  собственности в России.

 

Переходя к вопросу о необходимости  проведения приватизации в России, следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика  долгое время находилась под влиянием административно-командной системы  хозяйствования. Уже с конца 20-х  годов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным». На деле же был  создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве страны оцениваются  примерно в 38-40% валового общественного  продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в  тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выхода из сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, как показывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период). Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка;

система социальной поддержки  населения; право субъектов самостоятельно договариваться о цене: достаточное  число производителей, формирующих  предложения товаров;

устойчивость рубля и  денежного обращения; демонополизация  хозяйственной деятельности и хозяйственных  связей;

система социальной поддержки  населения; наличие конкуренции; независимое  судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;

право субъектов самостоятельно договариваться о цене;

развитие внешнеэкономических  связей;

формирование у людей  рыночных норма поведения.

В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа  убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к. при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.

Таким образом, цель приватизации, как  фундаментального элемента реформы  в «переходной» экономике заключалась  в обеспечении условий для  нормального функционирования будущей  рыночной системы. Именно в ходе процессов  трансформации отношений собственности  в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих  субъектов и предпосылок для  рационального изменения структуры  производства как базовых условий  повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа  Российского правительства, определявшая очередность практических шагов  приватизации:

преодоление монополии государства  и создание условий гражданского общества и социально ориентированной  рыночной экономики. Для этого нужны  реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;

преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе  и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;

стимулирование инициативы собственников как источника  самодвижения, саморазвития экономики;

изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется  как один из собственников; при этом государство берет на себя функции  регулирования рынка в основном экономическими методами.

На основании всего вышеизложенного  можно сказать, что при участии  государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий  вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием  государственного капитала, акционерные  негосударственные предприятия. Такая  структура и характерна для многоукладной  рыночной экономики. Рынок необходим  для российского государства, как  средство решения многих экономических  и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административ-ного механизма управления экономикой.

 

 

3.2. Этапы приватизации.

Два этапа проведения приватизации

3.2.1. Чековый этап.

 

   Концепция проведения приватизации  государственной собственности в Российской Федерации предусматривала два этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный. Временные рамки указанных этапов были определены следующим образом: этап чековой приватизации — с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г.; этап денежной приватизации — с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Основными целями первого (чекового) этапа приватизации были:

    • массовое разгосударствление российской экономики, перераспределение и закрепление прав частной собственности в российском обществе при минимуме социальных конфликтов;
    • формирование слоя частных собственников, содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
    • обеспечение условий для повышения эффективности функционирования российских предприятий;
    • создание необходимых законодательных и организационных условий и механизмов для перехода прав собственности от одних лиц к другим;
    • содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
    • создание конкурентной среды и обеспечение условий для демонополизации народного хозяйства; 
    • расширение инвестиционной базы российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику.

 

Начало реализации чековой модели приватизации осуществлялось в следующих условиях:

    • а) избранный вариант экономической реформы требовал незамедлительного разгосударствления и высоких темпов проведения приватизационных процессов, что с учетом масштабов российской экономики неизбежно вело к значительным организационным и иным проблемам;
    • б) Россия не располагала квалифицированными кадрами, имеющими соответствующий уровень подготовки для быстрого и качественного решения задач приватизации государственной собственности;
    • в) в стране практически полностью отсутствовали необходимые финансовые ресурсы для выполнения намеченных задач по приватизации государственного имущества, а также отсутствовал платежеспособный спрос населения;
    • г) в РФ насчитывалось более 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий, что требовало разработки типовых стандартных процедур приватизации, позволяющих в короткие сроки провести их разгосударствление;
    • д) иностранные инвесторы не проявляли желаемого уровня интереса к приватизации в России.
      1.       B качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были использованы приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости. Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый владелец приватизационного чека имел четыре возможности:
      2. 1) использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятий (в ходе такой подписки было принято почти 26 млн. чеков); 2) участвовать в чековом аукционе;  3) купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков);  4) продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).

На этапе чековой приватизации практически не была решена задача привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, что провозглашалось в качестве одной из основных целей этого этапа. В частности, к концу 1993 г. иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за первую половину 1994 г. возросли лишь на 278 млн.долл.

Такой малый объем участия  помимо общих причин, препятствующих притоку иностранных инвестиций в российскую экономику (отсутствие политической стабильности, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень налогов), объясняется просчетами в самой организации проведения приватизации. К их числу можно отнести: трудности с приобретением пакета акций, позволяющего реально влиять на положение дел на предприятии; законодательная неопределенность положения иностранного инвестора в ходе приватизации, вынуждавшая большинство иностранных инвесторов действовать через посредников, что затрудняло их прямое участие в процессе приватизации.

3.2.2. Денежный этап.

 

     Главная цель денежного  этапа приватизации, официальное начало которого датировано 1 июля 1994 г., — переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.

     Денежный этап приватизации  должен обеспечить выполнение трех стратегических задач:

  1. сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;
  2. обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки;
  3. способствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.

 Особенностью денежного этапа  является его направленность  на осуществление перехода от  системы бесплатной раздачи собственности  к ее реальной продаже в  ходе относительно «медленной» приватизации. В интересах привлечения стратегических инвесторов, которые ориентируются на контроль и управление предприятием, предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций — не менее 15—25% уставного капитала предприятия.

Информация о работе Особенности и этапы приватизации в России