Особенности и этапы приватизации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:20, реферат

Описание работы

Понятие «приватизация» не всегда употребляется в одинаковом значении. Порой преобразование предприятий или сфер деятельности из государственных в частные называется приватизацией даже в том случае, если пакеты акций данных компаний продолжают оставаться полностью во владении государства. В более узком понимании приватизация имеет место лишь тогда, когда государство перестает быть основным собственником, а покупателями или владельцами долей выступают частные лица или предприятия с преобладающим частным капиталом. Имеются различные пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц. Выбор того или иного пути зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране.

Содержание работы

1.Введение. 3
2. Теория приватизации. 7
2.1.Сущность приватизации. 7
2.1.Формы и способы приватизации. 13
3. Особенности российской приватизации. 16
3.1. Необходимость приватизации собственности в России. 16
3.2. Уроки 1989-1991-х гг. 16
3.3. Скрытые права на частную собственность. 16
3.4. Спонтанная приватизация. 7
3.5. Социальная целесообразность. 16
4. Этапы приватизации. 18
Два этапа проведения приватизации 18
4.1. Чековый этап. 18
4.2. Денежный этап. 23
4.3.Итоги приватизации. 23

Заключение. 36
Список литературы: 40

Файлы: 1 файл

проект курсовой.docx

— 52.80 Кб (Скачать файл)

К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества: государственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки приватизированных предприятий и недвижимость.

Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие методы приватизации:

    1. безвозмездную передачу акций работникам;
    2. продажу акций работникам по закрытой подписке;
    3. продажу акций по инвестиционному конкурсу;
    4. продажу акций по коммерческому конкурсу;
    5. продажу акций на аукционе, в том числе с использованием институтов фондового рынка, включая биржи;
    6. продажу акций на специализированном аукционе;
    7. продажу предприятий на аукционах;
    8. продажу предприятий по коммерческому конкурсу, в том числе с ограниченным числом участников;
    9. продажу предприятий по инвестиционному конкурсу;
    10. выкуп арендованного имущества;
    11. продажу предприятий товариществам по особым льготам;
    12. продажу имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий;
    13. продажу объектов незавершенного строительства (особые процедуры);
    14. продажу предприятий-должников (особые процедуры).

Главной отличительной чертой современного этапа приватизации является действие Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее—«Закон о приватизации»). Поскольку некоторые из вышеперечисленных методов приватизации показали свою неэффективность, в Закон о приватизации не вошли безвозмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс.

      В ходе приватизации  было образовано около 31 тыс. открытых акционерных обществ; общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 58,9% от общего количества государственных предприятий в начале приватизации. Изменение структуры распределения приватизированных предприятий по формам собственности в 1994—1997 гг. представлено в табл.

 

 

 

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

Число приватизированных объектов, всего

21905

10152

4997

3353

По формам собственности:         муниципальная

11108

6960

3354

1362

субъектов РФ

5112

1317

715

340

федеральная

5685

1875

928

1651


 

    К основным результатам  денежной приватизации следует отнести:

1) выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот;

2) формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации. Положительные результаты денежной приватизации состоят также в ее бюджетном эффекте:

в 1997 г. запланированное бюджетное  задание было превышено в 2,8 раза. Это связано с впервые примененной практикой предпродажной подготовки предприятия.

       Процесс приватизации  способствовал и погашению задолженности  предприятий по платежам в  бюджет за счет инвестиций, вносимых победителями конкурсов: в 1997 г. эти средства составили 578 млрд. руб.

Следует отметить основные факторы, без  наличия которых приватизация в 1997 г. не принесла бы бюджетного эффекта:

    • а) снижение политических рисков в связи с отсутствием каких-либо выборов (что вызвало повышение активности фондового рынка и увеличение числа продаж);
    • б) низкая доходность по государственным ценным бумагам, которая способствовала инвестированию в реальный сектор экономики (по некоторым оценкам, кризисное состояние финансовых рынков отвлекает на операции с государственными ценными бумагами 80—90% средств);
    • в) совершенствование нормативной базы приватизации.

Денежная приватизация имела положительное значение с точки зрения привлечения иностранных инвесторов. Сам факт перехода к денежной приватизации является новым стимулом для многих из них в силу появления привычных средств платежа.

В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего это обострение противоречий между покупателями предприятий и менеджментом. Конфликт заключается в том, что значительная часть директората, не сумевшая приспособиться к новым условиям хозяйствования (более жесткие бюджетные ограничения), по-прежнему характеризуется склонностью к государственному патернализму и вообще менталитетом советского хозяйственника. Максимизация прибыли занимает в его приоритетах подчиненное место, а на передний план, как и раньше, выдвигается задача наращивания объемов производства. А новые собственники не обладают такими финансовыми возможностями, чтобы удовлетворить инвестиционные запросы приватизированных предприятий, да и не желают этого, опасаясь разворовывания инвестируемых средств директоратом предприятия, прокручивания денег на счетах дружественных компаний, расходования валюты в целях личного потребления, и т.п. По данным ВЦИ-ОМ, 74% новых инвесторов отказываются финансировать свой объект собственности, пока у руководства остается старый менеджмент.

     Таким образом, в результате проведения массовой приватизации, как на чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлению государственным имуществом задачи не были решены в полном объеме..  При этом:

      1. не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников;
      2. структурная перестройка экономики не привела к необходимому уровню повышения эффективности деятельности предприятий;
      3. привлеченных в процессе приватизации инвестиций сказалось явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;
      4. в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий  отечественном и мировом рынках.

3.6. Итоги приватизации.

Рыночная экономика не может  быть социально-ориентированной, особенно в период первоначального накопления капитала, когда выживают компании, проводящие в жизнь агрессивную  стратегию развития – стратегию  захвата относительно мелких и средних  фирм с целью увеличения собственного капитала компании за счет процессов  централизации капитала. Скорее всего здесь произошло смешение понятий: социально-ориентированной может быть «государственная политика, направленная на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», что записано в ст.7 Конституции РФ.

Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации – (следующая цель приватизации) не могло быть достигнуто в применяемых  вариантах приватизации через акционирование, поскольку все три варианта приватизации 1992 года были основаны на предоставлении льгот трудовым коллективам предприятия  или льгот инициативной группе работников предприятия, подписавшей договор  с Госкомимуществом по управлению предприятием для вывода его в короткие сроки  в высокорентабельные и перспективные, что само по себе не способствует повышению эффективности производства. Кроме того,  для роста эффективности промышленных предприятий России помимо приватизации необходимо было решить следующие жизненно важные задачи:

  • Создать структуру народного хозяйства, соответствующую структуре развитых стран;
  • Создать финансовый рынок и его развитую инфраструктуру, способствующую переливу капитала в отрасли, обеспечивающие наибольшие ставки доходности на инвестированный капитал;
  • Привлечь значительный приток капитала в реальное производство на долгосрочный период.
  • Очевидно, что чековая приватизация не могла способствовать решению ни одной из поставленных задач. Здесь можно проследить довольно четко выраженные зависимости. Во-первых, рост эффективности промышленного производства, т.е. повышения фондоотдачи, снижение материалоемкости выпускаемой продукции, выпуск продукции с учетом платежеспособного спроса на нее, требует действия механизмов рыночной экономики, которые на первом этапе приватизации не могли действовать, так как не были созданы условия для конкуренции. Во-вторых, для становления рыночного механизма требовалась структурная перестройка народного хозяйства, которая предполагает «постепенное свертывание приходящих в упадок отраслей и переподготовку вытесняемой из них рабочей силы, стимулирование развития новых наукоемких производств».1

Главным регулятором при формировании отраслевых пропорций, распределении  рабочей силы и средств производства по сферам хозяйственной деятельности являются механизмы рыночной экономики. Развитые страны в 70-х годах ХХ в. прошли период структурной перестройки, который сопровождался серьезными кризисами – экономическим, сырьевым, топливно-энергетическим, валютно-финансовым. Воздействие государства на отраслевую структуру, т.е. структурная политика государства в развитых странах предполагает:

  • Выбор наиболее неперспективных направлений научно-технического развития, нуждающихся в интенсивной государственной поддержке;
  • Поддержка отраслей, являющихся основой национальной экономики;
  • Создание механизма, стимулирующего вложения частных капиталов во внедрение научно-технических достижений.

Структурная политика государства  в развитых странах проводится в  тесной взаимосвязи с фискальной политикой и политикой денежно-кредитного регулирования.

В России структурная перестройка  осуществляется одновременно с созданием  условий для становления и  развития рыночной экономики и исключительно  за счет структурной политики государства. Для реализации структурной политики и контроля за ее проведением постановлением Правительства РФ от 25-4-5 апреля 1994 г. № 391 была образована Комиссия Правительства РФ по структурной перестройке. В числе ее основных задач определены:

  • Организация разработки целевых федеральных программ в целях реализации государственной селективной политики;
  • Подготовка предложений по определению приоритетов развития отраслей экономики страны и ее регионов;
  • Разработка форм и методов осуществления государственной селективной структурной политики и ее практической реализации;
  • Прогнозирование потребностей в финансовых ресурсах и подготовка предложений по источникам финансирования;
  • Определение критериев отбора предприятий, нуждающихся в государственной поддержке.

Что касается двух других важнейших  условий эффективного функционирования промышленных предприятий (создание финансового  рынка и привлечение капитала в реальное производство), то необходимо отметить, что на первом этапе приватизации происходили только становление  финансового рынка и формирование его инфраструктуры. Коммерческие банки, проходили этап первоначального  накопления капитала, и потому даже при самых благоприятных условиях капитал не мог быть направлен  на долгосрочной основе в реальные активы. Кроме того, гиперинфляция 1992-1993 гг. сделала невозможным долгосрочные вложения капитала в реальное производство, ибо в силу высоких рисков текущая  стоимость будущих денежных потоков, определяемая как дисконтированная стоимость, не обеспечивает возмещения капиталовложений.

Среди декларированных целей первого  этапа приватизации особое место  занимает социальная защита населения  и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации. Необходимо отметить, что нереальность такой цели стала очевидной достаточно быстро. В информационно-аналитическом  обзоре состояния рынка акций  приватизированных предприятий  по состоянию на февраль 1995 г. отмечалось: «В результате чековой приватизации рабочие так и не стали хозяевами собственных предприятий, хотя сегодня число приватизированных предприятий достигает 26 тысяч. В большинстве своем власть сохранил директорский корпус, который либо по-старому ориентируется на государственную поддержку своих производств и не желает нести ответственности за свою деятельность перед рынком в полной мере, либо, напротив, используя недостатки в регулировании первой фазы приватизации, сколачивает первоначальный личный капитал, прикрываясь интересами основной массы акционеров. Акции, которыми располагают рабочие большинства приватизированных предприятий, все еще рассматриваются ими не как право на владение уставным капиталом своего предприятия, что собственно и является сутью понятия «ценная бумага», а как финансовый документ, обладающий определенной денежной ценой, при этом нет понимания, что эта цена совершенно не отражает ее реальную стоимость».2

Содействие процессу стабилизации финансового положения в РФ как  цель приватизации не ее первом этапе  не могла быть выполнена, поскольку  для 1992-1995 гг., создали условия для  массового банкротства коммерческих банков.

Создание конкурентной среды и  содействие демонополизации народного  хозяйства как одна из целей приватизации могла быть достигнута при условии, что приватизация началась бы с относительно мелкого и среднего бизнеса (как  питательной среды для становления  рыночной экономики) и более медленными темпами. Аналитики Всемирного банка  отмечали в начале 1992 г., что необходимо форсировать приватизацию малых предприятий, где возможны наиболее быстрые результаты. Приватизация предприятий оптовой и розничной торговли, а также обслуживающего их транспорта сыграет важную роль в создании конкуренции на рынке, что является необходимым элементом программы реформ.

Необходимо отметить, что темпы  приватизации, проводимой в РФ, не имеют  аналогов ни в одной стране. В  наследство от административно-плановой системы пореформенной России достались  крупные предприятия В 1987 г. в стране на промышленных предприятиях в среднем работало по 821 человеку (примерно в два раза больше, чем в Польше и в десять раз – чем в западных странах с рыночной экономикой). 952 предприятия составляли менее 4% общего числа предприятий, однако на их долю приходилось более 54% производства и почти 40% всех занятых. Крупнейшие промышленные предприятия нередко являлись единственным производителем отдельны видов товаров, особенно в отраслях металлургической, машиностроительной, нефтехимической и топливной промышленности.

Информация о работе Особенности и этапы приватизации в России