Особенности и тенденции развития современного мирового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 12:00, реферат

Описание работы

Особенности современного мирового рынка рассматриваются с учетом его тенденций, динамики и товарной структуры.
В современных условиях ТНК планируют свою деятельность в мировом масштабе, оперируют производственными и финансовыми ресурсами всего мирового хозяйства, перемещают массы капитала.
ТИК устанавливают цены на уровне, обеспечивающем им получение сверхприбыли, но не допускающем проникновение на рынок новых опасных конкурентов, если нет высоких входных барьеров.

Файлы: 1 файл

курс (1).docx

— 51.05 Кб (Скачать файл)

Исходные новые индустриальные страны. НИС "первой волны": Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (их еще называют "четыре азиатских тигра"); из латиноамериканских стран сюда относят Аргентину, Бразилию и Мексику.

Новейшие индустриальные страны. НИС "второй волны": Малайзия, Таиланд, Чили; НИС "третьей волны": Индонезия, Турция; НИС "четвертой волны": Филиппины, Иран.

Сдвиги в мировом производстве и международном разделении труда, происходящие под влиянием ПТР, привели к существенным изменениям в структуре международной торговли.

Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором является обмен продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкой и высокотехнологичной. Наукоемкие отрасли наиболее активно вовлекаются в международное разделение труда. НТР через международный обмен наукоемкой продукцией стимулирует также обмен услугами, в первую очередь научно-технического, производственного, коммерческого и финансово-кредитного характера. В свою очередь, экспорт и импорт услуг (в особенности инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги) стимулируют международную торговлю товарами производственного назначения.

Наиболее быстрыми темпами увеличивается экспорт электротехнического и электронного оборудования, на которое приходится свыше четверти всего экспорта машиностроительной продукции. Растущие цены на энергоресурсы сохраняют их традиционно высокую долю в мировой торговле. К числу быстрорастущих товарных групп международной торговли относится продукция химической промышленности.

Рост промышленного производства в мировом хозяйстве ведет к постоянному увеличению потребления сырья и соответственно к росту в абсолютном выражении международной торговли им. Однако темпы этой торговли существенно ниже общих темпов роста мировой торговли. Сказывается тенденция к экономному расходованию промышленного сырья и замене во многих отраслях натурального сырья синтетическим. Мировая торговля продовольственными товарами развивается сравнительно невысокими темпами.

Таким образом, современное состояние мирового рынка характеризуется интенсификацией международных экономических отношений и ростом взаимозависимости национальных хозяйств от мирового рынка. Произошли существенные сдвиги в структуре мировой торговли в сторону повышения доли готовых изделий и уменьшения удельного веса сырья (кроме нефти) и продовольствия. Происходит интеллектуализация международного обмена - возрастание в мировой торговле доли объектов интеллектуальной собственности, а также интернационализация производства и капитала - объективный процесс роста взаимозависимости национальных хозяйств от мирового рынка в сфере производства и инвестиций.

В последнее время на мировом рынке наблюдается снижение расходов на транспорт и коммуникации, увеличение через границы потока информации и технологий, сближение национальных инфраструктур, снижение инвестиционных барьеров. Результатом этих процессов становится явный рост объемов международной торговли и международных инвестиций.

Многие компании ведут в других странах более масштабную деятельность, чем в своей стране, выступая в качестве покупателей, продавцов или инвесторов. Происходит постоянная активизация взаимных связей. В последние годы объем экспорта и прямых инвестиций в зарубежные страны растет быстрее, чем экономическая деятельность в целом. Это значит, что происходит постоянное увеличение доли товаров и услуг, которые для каждой страны либо поступают извне, либо производятся филиалом иностранной компании.

Изменяющаяся динамичная среда рынков, новые информационно-коммуникационные технологии приводят к сближению отраслей и повышают активность потребителей. В прошлом предполагалось, что компания создает ценность и обменивается ею с потребителями. Компания и ее продукт занимали центральное место на рынке. В настоящее время рынок фокусируется на индивидуальных запросах потребителя и его соучастии в создании ценности.

Во время промышленной революции многие крупные компании стали вертикально интегрированными (например, IBM, Ford, Kodak, Philips, Siemens и др.). По приблизительно к середине 1980-х гг. компании все чаще стали заказывать важнейшие компоненты у внешних поставщиков. Теперь большинство из них перешли к глобальным цепям поставок и сотрудничеству со специализированными компаниями-производителями с небольшими издержками. Благодаря этому доступ к ресурсам становится все более глобальным, компании ориентируются на множество поставщиков. Поставка продуктов, услуг и компетенций становится мультинациональной и мультиинституциональной. Компаниям теперь не обязательно самим владеть всеми требующимися ресурсами, достаточно иметь доступ к нужным сетям на мировом рынке.

Удовлетворять индивидуальные запросы отдельного потребителя и использовать многие виды ресурсов позволяют бизнес-процессы, которые требуют новых навыков, умений и отношений менеджеров, новых ценностей организации и организационных структур, новых информационных технологий. Будущее мирового рынка и бизнеса невозможно без инноваций. Традиционные источники конкурентного преимущества в мире - доступ к технологиям, труду и капиталу - больше не помогают большинству компаний добиваться мирового признания. Для этого требуются современные бизнес-модели, бизнес-процессы и операции, современные специализированные аналитические инструменты, а также новая техническая архитектура компании, которая позволит ей создать и эффективно использовать все это.

 

 

Виды услуг

В структуре потребностей существенную роль играет соотношение между материальными и духовными средствами их удовлетворения. Здесь заменяемость мало пригодна, хотя порой люди готовы пожертвовать одним ради другого. Человеку нужно и то и другое. С развитием цивилизации, насыщением рынков потребительскими товарами усиливается стремление к удовлетворению потребностей в самых разнообразных услугах.

Постиндустриальную стадию производства в странах Запада часто определяют как "экономику услуг", и для этого имеются веские основания. Еще отчетливее в этот период проявляется одна из главных закономерностей общественного развития - опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных позиций. Но роль этого сектора в современной экономике связана не только с его преобладанием в структуре хозяйства. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.п. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие постиндустриального общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса. [1, с. 331]

В рамках сферы услуг объединяется широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом. До относительно недавнего времени услуги почти не выделялись в самостоятельный предмет для экономического анализа. Но сегодня в развитых странах на услуги приходится свыше 2/3 ВНП. Прежде всего требует уточнения понятие "услуги".

Наиболее общим моментом встречающимся в различных определениях услуг, является представление их как товара, не имеющего материальной оболочки, то есть услуги рассматриваются как особая форма товара. Более конкретно можно сказать, что услуги - результаты деятельности (действия), удовлетворяющего определенные личные и общественные потребности, но не воплощающиеся в продуктах. Они часто рассматриваются как нематериальные ценности. Услуги представляют собой результаты труда, с помощью которого производитель по заказу потребителей изменяет физическое, экономическое, моральное состояние последних. Производитель может также создавать какую-либо услугу для собственного потребления при условии, что такую деятельность способны осуществлять и другие. [2, с. 33]

Традиционно принято выделять группу отраслей, классифицируемых как отрасли, предоставляющие услуги. Обычно к ним относятся транспорт, связь, туризм, медицинское обслуживание, страхование, образование, спорт и т.д. Эти отрасли занимаются предоставлением, хранением и распространением информации, связью, консультациями и развлечениями в самом широком смысле, что ведет к созданию общей и специализированной информации, кинофильмов, компьютерных программ, музыки. Но продукция таких отраслей часто хранится на физических носителях, таких как бумага, пленки, диски, и в таком виде она может принять форму видеокассеты или выступать как материальный объект.

Отсюда вытекает необходимость отметить ряд особенностей услуг:  
+ сложность отделения цены на товар от цены на сопутствующие услуги. Очень часто в стоимость товара включаются услуги по его погрузке в транспортное средство потребителя, доставке до потребителя, установке, наладке. В этом случае трудно оценить действительный объем предоставленных услуг, поскольку сведения о продаже будут учитываться статистикой торговли или производства, но не статистикой транспорта или бытовых услуг. Это, конечно, вносит определенные искажения в реальную характеристику сферы услуг. В практике различных стран, однако, эти показатели зачастую объединяют в общую статистику рынка товаров и услуг, не выделяя производство товаров и производство услуг.  
+ сложность процесса смены собственника. Рыночный процесс проявляется в том, что товар, обмениваемый на деньги, должен сменить своего собственника. Но поскольку услуги, как особая форма товара, часто не существуют как отдельные экономические объекты, на них не могут распространяться права собственности. В силу этого некоторые услуги не могут быть проданы отдельно от их производства. [2, с. 34]  
+ сходство условий производства и потребления услуг. Производство многих услуг совпадает с их потреблением во временном и пространственном отношении. Это явление обусловливает отсутствие осязаемых результатов производства услуг и затрудняет процесс потребительского выбора. Потребитель может оценить полезность услуги только после акта "производство - потребление" и заранее имеет лишь косвенную возможность для оценки ее качества. Результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию личных качеств производителя, не может быть заранее определен с достаточной точностью.  
+ сходство услуг в отношении возможности их хранения и транспортировки. Услуги не подлежат хранению и транспортировке. Это свойство увеличивает степень предпринимательского риска во всех отраслях услуг (особенно в условиях неустойчивой рыночной конъюнктуры), а также ставит задачу более точного учета фактора времени и сезонности, "пиковых" нагрузок в течение суток или другого отрезка времени.  
+ единая социальная направленность услуг. Предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека.  
+ историческая общность возникновения и развития услуг. Она связана с процессом обособления услуг в самостоятельные отрасли в ходе развития процесса общественного разделения труда.  
+ сходство услуг в отношении их связи с продуцентом. Услуга не существует отдельно от производителя. В процессе ее производства осуществляется личный контакт производителя и потребителя. Такой контакт, с одной стороны, создает условия для расширения коммуникативных связей, но с другой - увеличивает требования к профессионально-квалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя (от этого зависит конкурентоспособность фирмы, производящей услуги).  
+ сходство услуг в отношении широты качественных характеристик. В условиях совпадения производства и потребления услуг и зависимости результата деятельности предприятия непроизводственной сферы от квалификации кадров невозможно гарантировать постоянство качества услуг. Услуга существует как вид человеческой деятельности, и ее качество может варьироваться в широких пределах. Это обуславливает необходимость сведения к минимуму влияния фактора непостоянства качества. С этой целью предприятие сферы услуг решает задачи совершенствования кадровой структуры, повышения квалификации персонала, внедрения современных технических средств и эффективных технологий. [3, с. 15-16]

Существует множество систем классификации услуг, ни одна из которых до настоящего времени не стала общепризнанной. Можно выделить некоторые из них:

1. Классификация по принципу  отношения к товару:  
+ услуги материального характера, т. е. услуги, имеющие отношение к какому-либо товару. Они, в свою очередь, разделяются на услуги, связанные с арендой товаров, когда товар не принадлежит потребителю, но последний им пользуется (например, прокат, гостиницы), и услуги, оказываемые потребителю в отношении принадлежащего ему товара (например, ремонт бытовой техники, автомобилей и т. д.).  
+ нетоварные услуги, т. е. услуги, непосредственно не связанные с каким-либо товаром (например, репетиторство, юридические услуги и т. д.).

2. Классификация по критерию  источника покрытия затрат на  оказание услуг (наибольшее распространение  эта система получила в СНС):  
+ рыночные услуги, т. е. услуги, которые являются объектом купли-продажи и издержки оказания которых целиком или в значительной мере покрываются за счет выручки от реализации этих услуг. В свою очередь, они подразделяются на собственно рыночные услуги и услуги банков.  
+ нерыночные услуги, т. е. услуги государственных учреждений и общественных организаций, относящиеся к их текущему потреблению. Фактически это услуги, издержки которых целиком или главным образом покрываются за счет государственного бюджета, добровольных взносов или доходов от собственности.

3. Классификация по типу лиц, которым оказываются услуги:  
+ услуги, предоставляемые населению, т. е. частным лицам. Существует понятие «платные услуги населению», которое подразумевает полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие за плату определенные потребности граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме.  
+ услуги, предоставляемые юридическим лицам (например, международные перевозки, лизинг, инжиниринг, консалтинг, страхование, маркетинговые и торгово-посреднические услуги и т. д.). [2, с. 35]

Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «не торгуемым» товарам, т. е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот, и появился термин “торгуемые услуги”, которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны. В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на следующие 11 видов, в рамках которых осуществляются подвиды:  
+ транспорт (грузовой, пассажирский);  
+ поездки (деловые, личные);  
+ связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.);  
+ строительство;  
+ страхование (рисков, личное);  
+ финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют);  
+ компьютерные и информационные услуги;  
+ роялти и другие лицензионные платежи;  
+ другие бизнес-услуги ( посредничество, лизинг, правовые, рекламные);  
+ лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки);  
+ правительственные услуги.

Информация о работе Особенности и тенденции развития современного мирового рынка