Особенности и тенденции развития современного мирового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 12:00, реферат

Описание работы

Особенности современного мирового рынка рассматриваются с учетом его тенденций, динамики и товарной структуры.
В современных условиях ТНК планируют свою деятельность в мировом масштабе, оперируют производственными и финансовыми ресурсами всего мирового хозяйства, перемещают массы капитала.
ТИК устанавливают цены на уровне, обеспечивающем им получение сверхприбыли, но не допускающем проникновение на рынок новых опасных конкурентов, если нет высоких входных барьеров.

Файлы: 1 файл

курс (1).docx

— 51.05 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что в последнее время при характеристике роста доли услуг в международной торговле не совсем обоснованно в перечень услуг включаются такие понятия, как "патенты и лицензии", "авторские гонорары и права", "ноу-хау" и т.п., поскольку последние представляют собой все же товар, пусть интеллектуальный, но никак не услуги.

В Республике Беларусь виды услуг определены всеобщереспубликанским классификатором, в соответствии с которым к платным услугам населению отнесены: бытовые услуги, услуги пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунальные услуги, образования и воспитания детей, учреждений культуры, физической культуры и спорта, банковских учреждений, туристско-экскурсионные и санаторно-оздоровительные услуги, медицинские, ветеринарные, услуги правового характера. [4, с.46-47]

Услуги представляют собой специфический товар, роль которого в экономике стран не однозначна. Большие сложности имеются при учете различных видов услуг. К тому же в отличие от товара с вещественным содержанием, их нельзя накапливать по мере необходимости.

2. Особенности рынка  услуг

Критерием и признаком структуризации рынков может выступать представленный на рынке товар, объект купли-продажи. При этом каждый отдельный рынок может совмещать в себе различные виды рынков. Так, рынок потребительских товаров и услуг включает: рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров и рынок услуг. Рынок услуг (бытовых, коммунальных, информационных) охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, бани, транспортные услуги, услуги связи, охрана), коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, энергосбережение, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир) и прилегающие к ним услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение, подготовительное обучение). Наряду с перечисленными этот рынок включает множество других работ и услуг для населения.

Чаще всего субъектами этого рынка выступают предприятия и фирмы, производящие услуги, но велика роль государства в качестве заказчика, к иногда и продавца таких услуг, как образование, здравоохранение, оборона. Пользователями этих услуг выступают домашними хозяйства, фирмы, иногда само государство. [5, с. 256-257]

Развитый рынок, как известно, предполагает не только наличие рынка товаров, но и рынка разнообразных услуг. При этом рынок услуг рассматривается как сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы. Рынок услуг в различных отраслях данной сферы развит неодинаково. В системе социально-бытового обслуживания, общественного питания, торговле, в рекреационной сфере (в том числе в туризме) рыночные отношения получили наибольшее развитие и формируют эффективный механизм удовлетворения общественных потребностей. Но в таких отраслях, как культура, здравоохранение, образование рыночные отношения не только имеют свою специфику, но и ограниченные возможности. Здесь всегда присутствует значительный нерыночный сектор, в том числе государственные организации и учреждения.

Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики подчиняющейся этим законам. Вместе с тем он имеет ряд специфических черт. К основным особенностям рынка услуг можно отнести:

1. Высокую динамичность рыночных  процессов.

Она связана как с динамичным характером спроса на услуг, подверженного значительному влиянию временнoго фактора, так и с динамикой предложения на этом рынке, обусловленной гибкостью отраслевой структуры услуг. Любой спрос изменчив, однако спрос на услуги характеризуется крупными, сложными и быстрыми колебаниями. [3, с. 17] Спрос на все услуги носит сезонный характер (более-менее одинаково меняется в течение года), кроме того, наблюдается и более краткосрочные циклы. Спрос на общественный транспорт может меняться в десятки раз в период между 9 и 10 часами утра. Спрос на все виды развлечений повышается ближе к концу недели, а спрос на услуги травмпунктов и скорой помощи достигает апогея в субботу ночью. [6, с. 72]

2. Территориальную сегментацию.

Формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависит от характеристик территорий, охваченной конкретным рынком. Поэтому территориальный (географический) критерий является в данном случае определяющим.

3. Локальный характер.

Это свойство рынка услуг также обусловлено влиянием территориальной специфики. Испытывая влияние территориальных условий, рынок услуг приобретает четкую пространственную очерченность, в рамках которой формируются отличные от других, но сходные между собой социально-экономические характеристики. Он локализован в рамках территориальных образований, хотя масштабы этих образований могут быть различными.

4. Высокую скорость оборота капитала.

Она является следствием более короткого производственного цикла и выступает как одно из основных преимуществ бизнеса в сфере услуг.

5. Специфику организации производства  услуг.

Продуцентами услуг обычно являются малые и средние предприятия различного профиля. Обладая большей мобильностью, эти предприятия имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры. Кроме того, они, как правило, более эффективны в условиях локального рынка.

6. Высокую степень дифференциации  услуг.

Она связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги. Сложная структура спроса обусловливает появление новых, нестандартных услуг, причем этот процесс получает все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса.

Данное свойство рынка услуг можно рассматривать как важнейший стимул к инновационной деятельности в этой сфере, так как поиск услуги-новинки становится перманентным процессом. Однако, в то же время, бывает трудно составить четкую спецификацию, а вместе с ней и соглашение о точной природе услуги. Люди по-разному понимают "правильность" оказания услуги.

Следующие особенности вытекают из свойств услуг, рассмотренных в первой главе данной работы:

7. Высокая чувствительность к  изменениям рыночной конъюнктуры.

Она обусловлена невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг и, как правило, временным и пространственным совпадением их производства и потребления. Это свойство услуг создает определенные трудности в производственной и предпринимательской деятельности, так как обусловливает повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги и других факторов рыночной среды, увеличивает степень риска от их непредсказуемых изменений. [3, с. 17-18]

8. Специфика процесса оказания  услуги.

Личный контакт потребителя и производителя. Раз производство и потребление происходят одновременно, хранить услуги невозможно. Если у банковского служащего, способного обслужить 20 клиентов в час, не будет ни одного посетителя в период с 10 до 11 часов, он не сможет обслужить 40 человек в период с 11 до 12. "Производственная мощность" услуги есть нечто непостоянное, летучее, поскольку если услуга не работает, она потеряна. [6, с. 71-72]

9. Неопределенность результата  деятельности по оказанию услуги.

Трудно определить качество без четкой спецификации товара или услуги. Присущая услугам высокая степень неосязаемости делает четкую спецификацию практически невозможной. Более того, восприятие одной и той же услуги поставщиком и покупателем может существенно отличаться. Поскольку покупатель является частью процесса, традиционные методы контроля качества неприменимы. Невозможно гарантировать качество услуги до ее предоставления. Присутствие инспектора по качеству сказывается на качестве и мешает как работнику, так и клиенту. [6, с. 74]

Необходимо также отметить, что развитие сферы услуг способствует развитию связей между странами. Одним из проявлений этих связей является инвестирование иностранного капитала в предприятия данной сферы. Сохраняющаяся нетранспонтабельность многих услуг определяет более крупную роль зарубежных инвестиций в этой сфере. К прямым иностранным инвестициям как альтернативной форме внешнеторговых операций активно прибегают транснациональные компании многих отраслей (общественного питания, банковской сферы, страхового бизнеса, деловых услуг, рекреационных отраслей, здравоохранения и т.д.).Хотя юридические и политические барьеры для международного обмена на данном рынке остаются до последнего времени более высокими, чем на товарных рынках, услуги активно содействуют глобализации хозяйственной жизни, ускоряя и углубляя этот процесс.

На специализацию страны на те или иные виды услуг определенное влияние оказывает фактор экономико-географического положения. Например, существенные доходы получают страны, чьи портовые гавани находятся на торговых путях, как например, Роттердам. Некоторые страны, не имеющие выхода к морю, могут получать высокие доходы от предоставления посреднических услуг при транзите товаров через территорию своих стран.

Развитие торговли услугами способствует и оказанию сопутствующих услуг. Как правило, страны, предоставляющие портовые услуги, специализируются и на судоремонте; США как крупнейшие производители компьютеров широко поставляют на мировой рынок компьютерные услуги; в странах-экспортерах нефти преобладает фрахт с обслуживанием нефтеперевозок.

Специализация страны также зависит от уровня экономического развития. Преобладающими в промышленно развитых странах являются финансовые, телекоммуникационные, информационные и большинство отраслей деловых услуг. США, Великобритания, Франция, Швейцария, Германия являются экспортерами услуг образования и здравоохранения. Наиболее высокого уровня по размеру выставочных площадей и по количеству проводимых выставок достигли США и Западная Европа (особенно Германия). Для развивающихся стран характерна специализация на транспортных, туристических и финансовых (оффшорных) услугах. [1, с. 337]

 


Информация о работе Особенности и тенденции развития современного мирового рынка