Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 19:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение модели развивающихся стран.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие:
1. выявление роли развивающихся стран в мировой экономике;
2. изучение социально-экономической структуры развивающихся стран;
3. исследование основных экономических проблем;
4. анализ решающих факторов в развитии национальных экономик.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика развивающихся стран………………………………….6
1.1. Факторы экономического развития……………………………………………7
1.2. Общий анализ экономического развития стран «третьего мира»………...…9
2. Явления, влияющие на развитие экономики………..…………………………14
2.1. Основные экономические проблемы………………...……………………….14
2.2. Интегрированность в мировую экономику ………...………………………..17
3. Региональные особенности………………………...……………………………20
Заключение………………………………………………………………………….28
Список используемых источников……………………………
1.2. Общий анализ экономического развития стран
«третьего мира»
Экономический подъем в странах «третьего мира» содействовал росту производства абсолютного и среднедушевого ВВП, а это, в свою очередь, стимулировало внутренние инвестиции и развитие внутреннего рынка.
Высокие темпы роста ВВП ряда развивающихся стран, несбалансированность отраслевой структуры, спроса и предложения на мировом рынке спровоцировали кризис 1997-1998 гг., в особенности поразивший экономики стран Юго-Восточной Азии и отрицательно повлиявший на темпы развития практически всех стран «третьего мира».
Прогрессивные изменения в странах Востока и Юга в значительной мере определяются углублением международного разделения труда, реиндустриализацией, переливом ряда трудоемких и наукоемких технологий из развитых стран в развивающиеся. Однако для последних характерны диспропорции в хозяйственном устройстве и «очаговость» развития передовых форм производства. Переход развивающихся стран к индустриальному этапу привел к снижению удельного веса занятых в сельском хозяйстве.
В развивающихся странах возросла роль экспортоориентированных производств как гаранта валютных поступлений и подъема экономики. При этом в создании таких производств главную роль играют филиалы ТНК, которые контролируют значительную часть экспорта. Крупнейшие ТНК монополизировали мировой рынок и разделили его на отдельные сегменты, контролируемые странами «золотого миллиарда» - США, Японией, Великобританией и ФРГ.
После обретения независимости в 1950-1960-e гг. и национализации производства в развивающихся странах активизировался процесс накопления внутренних и внешних инвестиций. На первоначальном этапе иностранный капитал направлялся в основном в экспортоориентированные сырьевые отрасли, но со временем для него более привлекательными стали импортозамещающие производства. Данные табл. 1.2 свидетельствуют о значительном объеме инвестиций в экономику развивающихся стран, более чем в пять раз превышающем размер капиталовложений в национальные хозяйства постсоциалистических стран. Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются страны с динамично развивающейся экономикой - Бразилия, Мексика, Индия[4, с. 376].
Таблица 1.2 – Структура иностранных инвестиций по основным группам стран в 1998-2009 гг.
Группа стран |
1998 |
2000 |
2001 |
2004 |
2006 |
2007 |
2009 |
Мир в целом |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Развитые страны |
62,0 |
58,1 |
78,1 |
64,3 |
59,2 |
66,6 |
68,1 |
Развивающиеся страны |
33,1 |
37,2 |
19,1 |
31,4 |
36,4 |
29,3 |
27,3 |
Страны ЦВЕ и СНГ |
4,9 |
4,7 |
2,8 |
4,3 |
4,4 |
4,1 |
4,7 |
Замедление темпов привлечения ПИИ в азиатские развивающиеся страны связано с продолжительной стагнацией японской экономики. Слабые позиции Аргентины на рынке ПИИ обусловлены серьезными трудностями ее экономического развития. Увеличению притока инвестиций на африканский континент препятствует неэффективное государственное управление и нестабильная политическая ситуация в ряде стран.
Промышленная революция в развивающихся государствах в основном осуществлялась посредством развития отраслей, которые производят продукцию краткосрочного и среднесрочного пользования. Предприятия, производящие товары длительного пользования и производственного назначения, стали развиваться в более поздний период.
Важной оказалась роль правительства и государственного сектора в экономике. Во многих странах «третьего мира» была реализована концепция этатизма - широкомасштабного государственного регулирования экономики, национализации промышленности и инфраструктуры, правительственного контроля за ценами, курсом валют, внешней торговлей.
На начальном этапе развития национальных экономик это была оправданная мера, направленная на концентрацию экономических ресурсов в одних руках. Для сглаживания социальных, экономических и политических проблем правительства постоянно манипулировали ценами на продукцию государственных предприятий, для снижения уровня безработицы искусственно увеличивали занятость на этих предприятиях, иногда в политических целях (вопреки экономическим интересам) заключали соглашения на поставки сырья, товаров или предоставление концессий конкретному поставщику или заграничной фирме.
Эта модель развития оправдала себя в странах, где у власти находилась эрудированная элита, которая сумела консолидировать силы и средства в интересах общества. Пример тому – Сингапур, ОАЭ, Тайвань и Кувейт. В ряде крупных по размерам территорий развивающихся стран, владеющих значительным естественным, экономическим и финансовым потенциалом, модель этатизма привела к усилению коррупции. Поэтому на современном этапе государства, более интенсивно развивающиеся, в основном реализуют неолиберальную модель.
Эта модель развития широко применялась в странах Латинской Америки. На протяжении последних десятилетий практически все страны этого региона использовали модель, разработанную экспертами Экономической комиссии для Латинской Америки и Карибского бассейна в 1950-х гг. Авторы модели «периферийной экономики» предложили осуществить структурные преобразования по формированию импортозамещающей экономической политики. При этом особая роль отводилась развитию экономической интеграции и региональному сотрудничеству. Главную роль в реализации этой модели должно было играть государство как регулятор макроэкономической ситуации. Импортозамещающая политика создала предпосылки развития новых производств и поддержания достаточно высоких темпов экономического роста.
Начиная с 1970-х гг., странами осуществлялись попытки преодоления депрессии и обеспечения экономического роста, но они не были направлены на кардинальные изменения и были ориентированы на стабилизацию экономической ситуации и сдерживание спада производства.
В 1990-х гг. была предложена новая модель - «Вашингтонский консенсус», которая была поддержана МВФ и рекомендована также всем странам с переходной экономикой. Относительно стран Латинской Америки эта модель сводилась к следующему:
Первые позитивные результаты внедрения этой модели были получены в Аргентине и Бразилии. В других странах – Боливии, Гайане, Гватемале, Гондурасе, Парагвае, Перу – в ходе реализации стабилизационных программ, в той или иной мере основанных на более жестком регулировании валютного курса, сначала отмечалось оживление экономики, расширялись объемы кредитования, но это было связано с краткосрочным потребительским бумом, в первую очередь на рынке товаров длительного пользования. Неуверенность в стабильности экономического развития и ожидание очередного витка инфляции способствовали перераспределению доходов на потребление в ущерб инвестированию.
Создав на первом этапе условия для относительной стабилизации, страны Латинской Америки приступили к формированию модели социально-экономического развития. Уменьшились размеры прямых налогов и увеличились размеры косвенных. Если в странах ОЭСР прямые изъятия составляли 65% от общей суммы налогов, то в Латинской Америке – 25%.
Уменьшились государственные расходы. Для стран этого региона характерна парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, государство оказывало чрезмерное влияние на все сферы экономики, а с другой, - было чрезвычайно слабым и не могло эффективно реализовывать свои функции, поскольку находилось под влиянием разнообразных политических и экономических элит. При этом оно было вынуждено брать на себя неприсущие ему функции и невыполнимые обязательства.
Одним из основных положительных следствий стала быстрая либерализация внешней торговли. Снизился уровень таможенных тарифов, параллельно шла либерализация процесса притока иностранного капитала. К середине 1990-х гг. в Латинской Америке преобладал национальный частный и государственный капитал. В более поздний период равные условия были предоставлены и иностранному капиталу.
Иерархию развивающихся стран можно представить в виде пирамиды, верхушку которой составляют НИС с высокими темпами экономического роста и самыми высокими как среди развивающихся стран, так и среди многих развитых стран показателями ВВП на душу населения. За ними располагаются страны среднего уровня развития, сохраняющие в последние десятилетия высокие темпы роста экономики развития с тенденциями его ускорения. Основание пирамиды составляют слаборазвитые и беднейшие страны – самая многочисленная группа. Она также неоднородна и сопровождается позитивной тенденцией перехода отдельных государств на более высокий уровень пирамиды (табл. 1.3) [4, с. 380].
Таблица 1.3 – ВВП по ППС на душу населения некоторых
стран
в 2009 г., дол.
Страна |
ВВП по ППС на душу населения |
Весь мир |
10 000 |
Республика Корея |
25 000 |
Аргентина |
13 100 |
Мексика |
12 400 |
Бразилия |
9 500 |
Таиланд |
8 000 |
Индия |
2 600 |
Бангладеш |
1 400 |
Развивающиеся страны весьма дифференцированы по уровню производительности труда, самый высокий показатель в новых индустриальных странах, а наименьший – в государствах Тропической Африки. Но даже в некоторых странах с динамично развивающейся экономикой, например в Индии, результативность труда весьма далека от мирового уровня.
2. ЯВЛЕНИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ
2.1. Основные экономические проблемы
В развивающихся странах реализуется модель «догоняющего» развития, которая имеет явные недостатки. Стремление обеспечить свою экономику приоритетными группами товаров неизбежно вызывает необходимость импорта средств их производства и другой продукции. Чтобы удовлетворить все возрастающие нужды, необходимо постоянно увеличивать экспорт или привлекать кредиты. Расширение экспорта, начиная с 1950-х гг., оказалось проблематичным, так как мировые цены на сырье и сельскохозяйственную продукцию постоянно снижались за счет применения в развитых странах энерго- и ресурсосберегающих технологий. Это привело к росту внешней задолженности развивающихся стран и увеличению их зависимости от новых статей импорта.
Хроническое отставание экспорта развивающихся
стран от потребностей в импорте особенно
остро проявилось во время энергетического
кризиса в 1970-х гг. В связи с многократным
ростом цен на нефть в странах, не обеспеченных
этим сырьем, резко сократился импорт
других видов товаров, снизились объемы
промышленного производства, вырос товарный
и денежный дефицит. Это вызвало инфляцию,
спад производства, рост внешней задолженности.
Когда цены на нефть на мировом рынке стабилизировались,
то накопившиеся долги и экономические
проблемы стали сдерживать темпы развития
стран.
Избежали экономического спада лишь те страны, которые до этого времени сумели диверсифицировать свою экономику за счет промышленного производства, – Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Темпы их промышленного роста, начиная с 1970-х гг., были выше не только других развивающихся стран, но и большинства развитых, в связи с чем их стали называть четырьмя «драконами» Юго-Восточной Азии. Сравнительно быстро оправились от кризиса и такие страны, как Таиланд, Малайзия, Индонезия, дешевые трудовые ресурсы которых стали с 1970-х гг. использовать «драконы» Юго-Восточной Азии.
В международном разделении труда также высокими темпами развития выделилась еще одна довольно разнородная группа стран, экономика которых развивалась под воздействием различных причин. В частности, Индия использовала значительный природно-ресурсный потенциал и сконцентрировалась на развитии национальной тяжелой промышленности; Турция использовала имеющийся дефицит на рынках стран СНГ для развития производства и расширения экспортных поставок потребительских товаров, строительных и других услуг; Пакистан в условиях сложившейся политической ситуации в Афганистане использовал для развития национального хозяйства присутствие и экономическую помощь США; Шри-Ланка обеспечила подъем экономики за счет расширения экспорта чая.
Информация о работе Особенности и тенденции социально- экономического развития развивающихся стран