Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 19:33, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение модели развивающихся стран.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, основные из которых следующие:
1. выявление роли развивающихся стран в мировой экономике;
2. изучение социально-экономической структуры развивающихся стран;
3. исследование основных экономических проблем;
4. анализ решающих факторов в развитии национальных экономик.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Общая характеристика развивающихся стран………………………………….6
1.1. Факторы экономического развития……………………………………………7
1.2. Общий анализ экономического развития стран «третьего мира»………...…9
2. Явления, влияющие на развитие экономики………..…………………………14
2.1. Основные экономические проблемы………………...……………………….14
2.2. Интегрированность в мировую экономику ………...………………………..17
3. Региональные особенности………………………...……………………………20
Заключение………………………………………………………………………….28
Список используемых источников……………………………
Осуществление деколонизации экономики,
аграрных реформ, импортозамещающей и
экспортоориентированой индустриализации,
создание экономической и социальной
инфраструктур, совершенствование моделей
макроэкономического регулирования, мобилизация
национальных ресурсов, а также широкое
привлечение капитала, опыта и высоких
технологий развитых стран способствовали
модернизации социально-экономических
структур периферийных стран. При этом
данный процесс охватил не только «драконов»
Юго-Восточной Азии, но и ряд крупных стран
– Мексику, Индию, Бразилию, Индонезию
и др. Это вызвало значительное ускорение
развития и менее развитых стран. Если
прирост производства ВВП на душу населения
в депрессивных государствах в 1900-1938 гг;
был на уровне 0,4-0,6%,
то в 1950-1999 гг. – 2,6-2,8%. В 2009 г., в частности,
прирост ВВП в Буркина-Фасо, Бурунди, Гвинее-Бисау,
Мали составлял в среднем 4%, в Мозамбике,
Нигерии, Сьерра-Леоне – 7, в Анголе – 16,7,
в Бутане – 22,4%. В то же время в 2009 г. отмечается
сокращение производства ВВП в Пуэрто-Рико
(на 1,2%), Республике Конго (на 1,6%), Фиджи
(на 4,4%), Зимбабве (на 5,5%).
С 1980-х гг. впервые проявилась тенденция сокращения резкой поляризации в динамике ВВП между развитыми и развивающимися странами. Темпы ежегодного прироста ВВП за 1991-2009 гг. по развитым государствам составили в среднем 2,1%, а по развивающимся - 5,5%. В то же время если в развитых странах в послевоенный период усилились процессы конвергенции (сближения уровней развития), то в развивающихся странах продолжился процесс расслоения.
Для большинства государств Азии экономический рост был вызван выходом из финансового кризиса новых индустриальных стран. В Латинской Америке замедление темпов развития связано с последствиями валютного кризиса в Бразилии и промышленным спадом в Аргентине. В настоящее время этот спад в определенной мере преодолен за счет расширения внешней торговли, улучшения общей конъюнктуры рынка и оживления туризма.
Сырьевая и аграрная направленность экономик большинства развивающихся стран обусловливает целесообразность активизации их внешней торговли, на что влияет неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке, поскольку продолжительное время имело место перепроизводство сельскохозяйственной продукции и некоторое снижение спроса на сырье для промышленности в связи с внедрением материало- и энергосберегающих технологий.
Развивающиеся страны ощущают дефицит средств для проведения научных исследований и внедрения новейших достижений науки и техники. Они вынуждены приобретать новые для них технологии, но не являющиеся новейшими в мире, т.е. постоянно находиться в положении догоняющих, что так же не способствует их интенсивному развитию и сокращению разрыва между развитыми и развивающимися государствами.
Уровень научно-технического прогресса
в этих странах сдерживается недостаточно
высоким уровнем развития человеческого
потенциала, который характеризуется
низкой квалификацией, высоким уровнем
неграмотности, в том числе функциональной,
что препятствует быстрому освоению передовых
технологий. Можно отметить, что прирост
населения во многих государствах опережает
динамику объемов производства, что ведет
к снижению показателя ВВП на душу населения,
а соответственно свидетельствует и о
падении уровня жизни. В развивающихся
странах проживает около 5 млрд населения,
а к
2025 г. прогнозируется -7,8 млрд человек.
Низкий уровень технической оснащенности сельскохозяйственного производства как одной из главных сфер занятости и источника существования населения большинства развивающихся стран, а также высокая зависимость этой отрасли от погодных условий существенным образом сдерживает их развитие. Слабый уровень развития инженерной, социальной и рыночной инфраструктур, низкий уровень образования и здравоохранения, неразвитость или слабая развитость транспортной, телекоммуникационной, финансовой инфраструктуры, зачаточный уровень компьютеризации сдерживает приток иностранных инвестиций как одного из источников роста.
Постоянно возникающие внутренние и внешние конфликты, процветание наркобизнеса и теневой экономики, торговля оружием и людьми, поддержка мирового терроризма и отмывание «грязных денег» снижают привлекательность стран для долгосрочных инвесторов крупного и среднего бизнеса, которых замещают мелкие дельцы, стремящиеся «сделать быстрые деньги» за счет сомнительных финансовых операций в ущерб национальным интересам развивающихся стран.
2.2. Интегрированность в мировую экономику
Основными внешними факторами развития экономики данной группы стран являются внешняя торговля, иностранные инвестиции и кредиты, внедрение передовых технологий и подготовка высококвалифицированных национальных кадров.
Внешняя торговля продолжает играть решающую роль в определении успешности развития национальных экономик. При благоприятной конъюнктуре мирового рынка страны получают дополнительную возможность закупать необходимую продукцию производственного и потребительского назначения и вкладывать средства в развитие импортозамещающих и экспортоориентированных производств. Возникновение неблагоприятных конъюнктурных ситуаций на мировом рынке энергоносителей, зерна, металлов и другой производимой развивающимися странами продукции существенным образом влияет на снижение их платежеспособности и увеличение внешних долгов [9, с. 455].
Иностранные инвестиции всегда играли важную роль в экономике развивающихся стран. Сначала капитальные вложения осуществлялись в создание инфраструктуры – железных дорог, морских и авиационных портов, автострад. Затем заключались концессии на разработку полезных ископаемых и использование лесных ресурсов, позднее - на развитие материалоемких и экологически вредных производств (выплавка черных и цветных металлов, нефтепереработка, производство минеральных удобрений, целлюлозно-бумажная промышленность). Впоследствии обеспечивалось развитие трудоемких и даже некоторых наукоемких отраслей.
Помимо этого увеличился приток
прямых иностранных инвестиций, удельный
вес которых, приходящийся на развивающиеся
страны, вырос в мировом объеме с 12-14% (в
на-
чале 1990-х гг.) до 36-38% (в 2000 г.). В последующий
период доля развивающихся стран в общемировых
инвестициях постоянно снижалась на фоне
роста абсолютного размера ПИИ. В 2009 г.
удельный вес иностранных капиталов, вложенных
в данную группу стран, составил лишь 27,3%
мирового объема. Однако распределение
инвестиций по странам крайне неравномерно
– 90% приходится на 20 развивающихся государств.
Одним из показателей степени участия той или другой страны, принимающей инвестиции, в международном производстве является так называемый индекс транснациональности, который рассчитывается как среднее значение показателей, характеризующих соотношения:
Среди развивающихся стран наиболее высокий индекс транснациональности в Тринидаде и Тобаго (50%) и Южной Корее (20%).
Наиболее привлекательными
для инвесторов являются новые индустриальные
страны Юго-Восточной Азии и Латинской
Америки.
Во все страны Африки направляется вдвое
меньше ПИИ, чем в Гонконг. Значительные
объемы инвестиций идут в отрасли, не являющиеся
приоритетными для развития национальной
экономики.
Основными инвесторами являются ТНК. Около 60 тыс. ТНК имеют разветвленную сеть филиалов и дочерних компаний в странах Нового и Старого Мира, контролируют более 60% объема продаж наукоемкой продукции, около 80% финансовых рынков. Интересы ТНК не всегда совпадают с интересами стран-реципиентов, зачастую противоречат им, поскольку правительства принимающих стран заинтересованы в стимулировании развития национальных экономик, тогда как ТНК в первую очередь ориентируются на повышение конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. Тем не менее в последние годы политической элите многих развивающихся стран путем переговоров удалось реинвестировать часть прибылей ТНК в жизненно важные для них отрасли хозяйства и увеличить объем поступлений в государственный бюджет.
Не менее важное значение имеет расширение внутреннего спроса. Например, за счет этого в последние годы в Таиланде обеспечено 86% прироста ВВП, в Индии – 96%. Успешное развитие внутреннего импортозамещающего производства во многом зависит от создания благоприятных условий для функционирования многочисленных мелких и средних предприятий.
Иностранная финансовая помощь поступает в страны в виде долгосрочных льготных кредитов под гарантии государства (и нередко списывается) или в виде государственных грантов. Эта помощь может реализовываться в различных формах: подготовка специалистов в вузах развитых стран, подготовка кадров внутри страны, предоставление кредитов в виде товаров или технологий, выделение денежных сумм через мировые банки и т.д. Тем не менее использование финансовой помощи, с одной стороны, создает предпосылки для развития экономики на конкретном этапе, а с другой стороны – увеличивает экономическую и политическую зависимость развивающихся государств от стран-доноров. Финансовая зависимость усугубляется необходимостью выплаты кредитов и процентов по ним, что для многих стран составляет более 30% к ежегодным объемам производства ВВП. Информация об общих объемах долговых обязательств представлена в табл. 2.1. [8, с. 159].
Таблица 2.1 – Внешняя задолженность некоторых развивающихся стран на 01.01.2009, млрд. дол.
Страна |
Внешний долг |
Бразилия |
229,4 |
Республика Корея |
220,1 |
Мексика |
179,8 |
Индия |
149,2 |
Аргентина |
135,8 |
Филиппины |
61,8 |
Таиланд |
59,5 |
Внедрение передовых технологий
в развивающихся странах встречает множество
объективных трудностей. Развитые государства
не заинтересованы в передаче новейших
разработок и создании для собственных
производителей жестких конкурентных
условий. В то же время зачастую новейшие
технологии в ряде развивающихся стран
(например, расширение сети Интернет) не
могут быть применены из-за отсутствия
соответствующей материально-технической
базы и квалификационного потенциала.
Передача технологий проходит посредством
подготовки национальных кадров, строительства
наукоемких предприятий, при влечения
к научным разработкам национальных научных
кадров. Подготовка специалистов для
развивающихся стран создает основу для
будущего развития экономики, но в то же
время провоцирует вымывание и «утечку
умов» в развитые государства.
3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
К региону Восточной и Юго-Восточной Азии относятся Бруней, Камбоджа, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Индонезия, Мьянма, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Филиппины, Федеративные Штаты Микронезии, Тайвань и Республика Корея.
Эта группа государств неоднородна. Среди них выделяют беднейшие аграрные страны – Камбоджу, Лаос, Мьянму, Микронезию; нефтеэкспортирующий Бруней; НИС первой волны – Тайвань, Сингапур и Республику Корею; НИС второй волны – Филиппины, Индонезию, Таиланд, Малайзию.
Для большинства стран этого региона характерна интенсификация сельскохозяйственного производства и сокращение его удельного веса в ВВП. В отраслевой промышленной структуре наблюдается рост доли перерабатывающих производств, появление новых, в том числе наукоемких и капиталоемких. В этом регионе повышенное внимание уделяется развитию сферы образования, в том числе высших технических заведений; созданию технопарков и научно-технологических зон. В формировании экономической политики главная роль принадлежит государству, которое планирует структурные трансформации в экономике, определяет стратегию дальнейшего развития, осуществляет контроль расходов и доходов. Прогнозирование развития осуществляется с помощью индикативных планов, к разработке которых первоначально привлекались иностранные специалисты, а в настоящее время все шире используются национальные кадры. Основу управления национальным хозяйством составляет государственная экономическая политика, в том числе налоговая, кредитно-денежная, торговая и валютная.
Государство также стимулирует формирование малого бизнеса как фактора успешного функционирования экономики. Наиболее эффективно малый и средний бизнес развивается в Республике Корея и Тайване. Организация подобных форм бизнеса обеспечивает высокую рентабельность деятельности, наращивание экспорта, быструю реакцию на изменения рыночной конъюнктуры. Серьезными проблемами в функционировании мелких и средних фирм являются дефицит оборотного капитала и, в особенности, собственного; слабая развитость маркетинговой сети; ограниченность во внедрении новейших технологий.
В регионе продолжительное время действуют многоотраслевые промышленные корпорации. Например, компания Saim Dhabi в Малайзии имеет солидные финансовые ресурсы, что позволяет ей производить нефтеперерабатывающее оборудование, сталь, прокат, сельскохозяйственную продукцию, табачные изделия; развивать торговую сеть; приобретать недвижимость [5, с. 207].
В Африке насчитывается 52 развивающиеся страны, большая их часть (38) относится к беднейшим и слаборазвитым странам Тропической Африки (Африки южнее Сахары). Но и в этом регионе имеются нефтедобывающие страны со средним уровнем доходов – Алжир, Нигерия и Ливия.
Информация о работе Особенности и тенденции социально- экономического развития развивающихся стран