Особенности имущественных отношений бюджетных общеобразовательных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:16, реферат

Описание работы

Целью реферата является изучение особенности имущественных полномочий бюджетных общеобразовательных учреждений. Для решения цели необходимо решить следующие задачи:
при изучении законодательных актов выявить особенности бюджетных учреждений;
при изучении законодательных актов выявить имущественные полномочия бюджетных общеобразовательных учреждений;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Особенности имущественных отношений бюджетных общеобразовательных учреждений............................... ……………………………………......................4
Заключение……………………………………………………………………….12
Библиографический список………………………………...........……………...13

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Особенности имущественных  отношений бюджетных общеобразовательных  учреждений............................... ……………………………………......................4

Заключение……………………………………………………………………….12

Библиографический список………………………………...........……………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее  время общеобразовательные учреждения  функционируют на основании  законодательных  документов, основными из которых  является  Гражданский кодекс, Закон  Российской Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О некоммерческих организациях».  В соответствии  с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1января 2011 года общеобразовательные учреждения  могут являться казенными, бюджетными и автономными. [1,4,6] В связи с данными изменениями руководителям общеобразовательных учреждений необходимо актуализировать знания нового законодательства.

Основная часть  общеобразовательных учреждений города Омска являются бюджетными. Новые бюджетные учреждения  будут более конкурентоспособны на рынке, что позволит достичь лучшего качества оказываемых ими услуг, а также большей эффективности работы самих учреждений.

Особым вопросом изучения, в связи с переходом  на новое правовое положение общеобразовательных  учреждений должен стать вопрос имущественных  отношений, что находит свое отражение  в данном реферате.

Целью реферата  является изучение особенности имущественных полномочий бюджетных общеобразовательных учреждений.

Для решения  цели необходимо решить следующие задачи:

    1. при изучении законодательных актов выявить особенности бюджетных учреждений;
    2. при изучении законодательных актов выявить имущественные полномочия бюджетных общеобразовательных учреждений;

Объектом данной работы являются бюджетные общеобразовательные  учреждения,  предметом -  имущественные  полномочия бюджетных общеобразовательных  учреждений.

Для достижения цели, решения поставленных задач был использован метод изучения нормативных документов.

 Особенности  имущественных отношений бюджетных  общеобразовательных учреждений

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации [1] собственником имущества государственных (муниципальных) учреждений (в том числе казенных и бюджетных учреждений до 2011 года и после) могут являться  Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Собственником имущества бюджетных общеобразовательных учреждений города Омска является муниципальное образование городской округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении закрепленным за бюджетными общеобразовательными учреждениями имуществом осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений Администрации города Омска.

За бюджетными образовательными учреждениями города Омска в целях обеспечения  образовательной деятельности закрепляется имущество (здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество  потребительского, социального, культурного и иного назначения), являющееся муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность — имущество, принадлежащее, на праве собственности городским  и сельским поселениям, а также  другим муниципальным образованиям. В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса и статьей 29 Федерального закона  "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к муниципальной собственности  относятся средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли, право собственности на которые возникло по основаниям, предусмотренным  статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации, и другие природные ресурсы. Кроме того, в собственности территориальной общины могут находиться кооперированные средства населения определенной территории, построенные на эти средства сооружения детских, дворовых, спортивных площадок, жилой и нежилой фонд. В состав муниципальной собственности входят также муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Права собственника в отношении указанного имущества и управление муниципальной собственностью осуществляют органы местного самоуправления. Они же вправе передавать объекты муниципальной собственность во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке и др. В интересах населения органы местного самоуправления вправе устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования, определять порядок и условия приватизации муниципальной собственности. Управляя муниципальной собственностью, органы местного самоуправления вправе: создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности; определять цели, условия и порядок их деятельности; учреждать специальные органы (фонды, комитеты по управлению имуществом и др.); осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию предприятий, находящихся в муниципальной собственности; назначать и увольнять руководителей таких предприятий; формировать муниципальный заказ, выступать заказчиками на выполнение работ по благоустройству территории, ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг; осуществлять внешнеэкономическую деятельность. [11, c.325].

 За бюджетными  общеобразовательными учреждениями города Омска имущество закреплено на  праве оперативного управления.

Изначально оперативное управление не называлось правом и в него вкладывался несколько иной смысл. Ранее право оперативного управления было закреплено в статье 21 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года и в статье 93.1 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года [10, c.5]

В дальнейшем оно  было преобразовано в «право полного  хозяйственного ведения» (для предприятий, производящих товары, работы, услуги) и право оперативного управления (для бюджетных учреждений, не производящих добавленную стоимость). Это разделение было, в частности, закреплено в статье 5 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР» и в статьях 47 и 48 Основ гражданского законодательства СССР [10, c.6]

В пореформенное время (с 1994 года) в статье 296 Гражданского кодекса  Российской Федерации [1] субъектами права оперативного управления названы учреждения и государственные предприятия. Определяющее значение для понимания сути, смысла и особенностей налогообложения операций с имуществом, находящимся в оперативном управлении, имеет статья 299 ГК РФ. «... Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения...» [1].

Таким образом, оперативное  управление является своеобразным «пережитком прошлого», плохо вписывающимся в рыночные отношения. Более того, разница в статусах имущества, находящегося в оперативном управлении и/или хозяйственном ведении, стала вообще неопределенной: и некоммерческие организации, и государственные предприятия могут осуществлять коммерческие (то есть приносящие доход) операции, подпадающие под действие налогового законодательства. Подобная неопределенность крайне усложняет учет и налогообложение операций с имуществом в учреждениях, осуществляющих его оперативное управление, что усугубляется еще и недостаточной урегулированностью таких операций в налоговом законодательстве [11, c.246].

В настоящее время бюджетные  учреждения (в том числе общеобразовательные  учреждения), за которыми учредителем  закреплено право  оперативного управления  владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества, не может  отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 298 Гражданского кодекса  Российской Федерации [1].  Учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленным  имуществом.  За учредителем при этом сохраняется право собственности, что дает ему возможность изъять неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению в соответствии с пунктом 2 статьи 296 Гражданского кодекса  Российской Федерации [1].

Остановимся подробнее  на особенностях учета прав на результаты использования имущества, закрепленного за учреждением на правах оперативного управления.

Отметим, что Гражданский  кодекс Российской Федерации [1] и  Закон «О некоммерческих организациях» [6] в качестве непременного условия существования учреждения (в том числе бюджетного общеобразовательного) называют осуществление им некоммерческой деятельности. Тем не менее некоммерческие организации могут вести и деятельность, приносящую доход, но лишь в рамках достижения целей своего создания. Как правило, считается, что коммерческая деятельность не должна быть основным источником дохода учреждения. Если следовать контексту Закона «О некоммерческих организациях» [6], то учреждение, которое не будет осуществлять основную (некоммерческую) деятельность, может быть ликвидировано в связи с несоответствием фактической деятельности статусу некоммерческой организации. Однако на практике частные учреждения, действующие в сферах  образования, до 100% своего объема финансирования могут получать от приносящей доход деятельности.

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное на них имущество  поступают в самостоятельное  распоряжение учреждения и учитываются отдельно, но доход учреждения, полученный в результате предпринимательской деятельности с использованием имущества, находящегося у него на правах оперативного управления, становится собственностью учредителя, как и новое имущество, приобретенное за счет такого дохода, при этом учреждение будет осуществлять оперативное управление им.

Именно по этой причине в тех случаях, когда  собственник (учредитель оперативного управления) принимает решение об изъятии имущества или его  перераспределении, возникают неочевидные налоговые последствия для обеих сторон (как учредителя, так и учреждения).

Передавать  имущество, изымать его обратно  и получать доходы от учреждения собственник  может несколькими способами.

1.) В соответствии  с пунктом 2 статьи  296 Гражданского кодекса  Российской Федерации [1] учредитель оперативного управления вправе передать и при необходимости изъять имущество учреждения по собственной инициативе, если оно не используется им, используется не по назначению, является излишним или при реорганизации учреждения. В перечисленных ситуациях порядок бухгалтерского и/или налогового учета определен лишь в отношении имущества, ранее переданного собственником учреждению. Что же касается имущества, приобретенного в процессе деятельности учреждения, то этот вопрос нормами права (как гражданского, так и налогового) до настоящего времени не урегулирован.

2.) В соответствии  с пунктом  2 статьи 298 Гражданского  Кодекса  Российской Федерации [1] учреждение передает имущество, полученное им в результате осуществления деятельности, приносящей доход, собственнику. Может показаться, что такая сделка имеет признаки дарения. Однако на наш взгляд, передача имущества, заработанного учреждением в рамках коммерческой деятельности, собственнику не является дарением, поскольку право собственности на такое имущество не переходит от одного лица к другому: имущество принадлежит учредителю управления с момента его приобретения, хотя и находится в оперативном управлении у учреждения. Описанную ситуацию мы рассматриваем как неурегулированную с точки зрения налогового законодательства и потенциально приводящую к негативным для учредителя налоговым последствиям.

Учреждение (в  том числе бюджетное общеобразовательное) в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации  [3] признается налогоплательщиком. Соответственно, при операциях, связанных с перемещением имущества,  при определенных условиях могут возникать налоговые обязательства. Для того чтобы определить их статус и объем, рассмотрим более подробно то, как эти операции отражаются в учете (с точки зрения обложения налогом на прибыль).

При передаче имущества  срок оперативного управления отсчитывается  с даты фактической передачи имущества  наделяемой организации. Права на полученное некоммерческими организациями недвижимое имущество требуют госрегистрации в сроки и в порядке, которые определены Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" [7]. При этом, как правило, в учете передающей стороны данная операция отражается как «операция по формированию актива», принимающей – как задолженность перед учредителем управления с одной стороны и признанием стоимости актива с другой.

При эксплуатации  имущества в оперативном управлении возникает вопрос об определении  амортизация или износа имущества. Положение по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств» [9]  устанавливает, что по объектам основных средств некоммерческих организаций вместо амортизации ежемесячно исключительно линейным способом начисляется износ. Однако, есть мнение, что в ряде случаев учреждениям все-таки следует начислять амортизацию. Итак, если некоммерческая организация ведет исключительно уставную деятельность, не приносящую доход, то начисление износа – это единственный способ определить остаточную стоимость имущества (в том числе для целей формирования базы по налогу на имущество). Но если учреждение оказывает и платные услуги, с использованием имущества, находящегося в оперативном управлении, то ситуация становится неопределенной по  следующей причине - в соответствии с подпунктом 2 пункта  2 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации [3] не подлежит амортизации для целей налогового учета «…имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности».

Информация о работе Особенности имущественных отношений бюджетных общеобразовательных учреждений