Особенности инфляции и антиинфляционной политики в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Инфляция - процесс, присущий экономике, при котором происходит переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного (по сравнению с реальным предложением товаров) их выпуском.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы……………………………………………………………………….4
Сущность, причины возникновения и типы инфляции……………………….........................4

Виды и формы проявления инфляции, проблемы финансовой стабилизации в условиях

инфляционного развития………………………………………………………………………….7
Глава 2. Особенности инфляции и антиинфляционной политики в РК…………………………...9
2.1 Инфляция и антиинфляционное регулирование экономики РК……………………………….9
2.2 Стабилизация гиперинфляции III этапа реформ……………………………………………….13
2.3 Формирование комплексной системы управления инфляцией в РК……………………….…18
Заключение…………………………………………………………………………………………....26
Список использованной литература………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 95.80 Кб (Скачать файл)

В антикризисной программе была поставлена смелая, но нереальная цель для столь короткого отрезка времени. В частности, на 1993 г. на первый план выдвигалось решение трех главных задач:

1) снижение инфляции до  минимально возможного уровня;

2) приостановление спада  производства;

3) смягчение негативных последствий экономических преобразований для социально уязвимых слоев населения.

Как известно, эти задачи не были выполнены не только в 1993-1995 гг. в республике должны были:

- достичь макроэкономической  стабилизации, приостановить спад  производства;

- снизить темп инфляции;

- произвести структурную  перестройку экономики;

- добиться насыщения рынка  потребительскими товарами;

- придать новый импульс  предпринимательству;

- активизировать антимонопольную  политику и т. д.

Как показали дальнейшие события, добрые намерения правительства, заложенные в антикризисной программе, осуществились лишь к концу ХХ столетия. Планы были грандиозными, но чтобы довести их до конца не хватило знаний, опыта, кадров и, самое главное, отсутствовали механизмы осуществления антикризисных мер.

Важным моментом в антикризисной программе было предложение по кардинальному улучшению ситуации в финансово-кредитной сфере. Прежде всего, поставить на принципиально новый уровень работу Нацгосбанка и проводить единую финансово-кредитную и экономическую политику. В части распределения централизованных кредитных ресурсов было предложено перейти от распределительной системы к аукционной продаже ресурсов, чтобы исключить коррумпированность и экономические преступления в банковском секторе. В денежно-кредитной сфере в число первоочередных задач включили разработку и принятие новых законов о Нацгосбанке, валютном регулировании, банковской деятельности. Впоследствии новые законы, вышедшие в 1995 г., сыграли большую роль в становлении и развитии банковского сектора экономики.

В целом антикризисная программа не выполнила свою основную задачу за исключением отдельных ее направлений. Спад производства продолжался и в 1995 г., хотя темп инфляции к этому времени несколько снизился, но он был еще высок (160,3%). Нужны были новые подходы к реформированию экономики, всей денежно-кредитной системы, и на этой основе следовало формировать новую экономическую политику. Важным историческим событием в этом отношении стала денежная реформа в республике в конце 1993 г.

«Шоковая терапия» и ее последствия. Переход к рынку, рыночным отношениям в Казахстане начался с «шоковой терапии». Успеху «шоковой терапии» способствовали:

- сохранение в этих  государствах основ капиталистического  хозяйства и рыночных структур, включая кадры;

- дальновидная политика  ценообразования;

- учет интересов мелкого  предпринимательства и т. д.

В Казахстане не было основ рыночного хозяйства, включая кадры, которые имелись на Западе. К тому же либерализация цен проводилась поспешно, в отсутствии научно-обоснованной концепции в политике ценообразования. Не учитывались также особенности экономики страны.

«Шоковая терапия» проводилась по классическому сценарию: либерализация цен, временное замораживание активов населения и предпринимателей в банках, максимальное сжатие денежной массы в обращении. В условиях продолжающегося спада производства, отсутствия основ рыночного хозяйства и подготовленных кадров, неналаженности антимонопольной деятельности государства «шокотерапия» привела страну к настоящему «шоку» без терапии. Спад производства усилился, инфляция переросла в гиперинфляцию, появилась относительно новая форма кризиса – платежный кризис.

«Шоковая терапия» не принесла республике быстрых перемен, кризис в экономике не был преодолен до конца 90-х годов. Более того, набирали силу и имели явления, как платежный, бюджетный и инвестиционный.

Дефляционная политика (II этап реформ). Дефляционная политика предусматривает ограничение роста денежной массы, кредитов, заработной платы, в конечном счете, платежеспособного спроса населения и хозяйствующих субъектов инструментами денежно-кредитной и фискальной политики.

Денежно-кредитная политика. Среднемесячный темп инфляции в 1994 г. составлял 24%. Для подавления темпов инфляции Нацбанк продолжил политику сжатия денежной массы. Ставка рефинансирования была повышена до 300%, а норматив минимальных обязательных резервов увеличен до 30%. В этих условиях коммерческим банкам пришлось повысить процентные ставки за кредит. Это ограничило хозяйства в получении кредитов, сократилось кредитование реального сектора экономики. На кредитном рынке остались только структуры, занимающиеся торгово-посредническими операциями.

Правительство со своей стороны установило постоянный контроль за ценами в базовых отраслях и у естественных монополистов. В сфере производства и на потребительском рынке действовали повышенные налоговые ставки. Все это в совокупности с высокими ценами на товары и услуги и слабой платежеспособностью населения и субъектов экономики ослабило темп инфляции.

Нацбанк стал выполнять классическую функцию центрального банка Основной задачей Нацбанка стало обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Была прекращена практика прямых обращений предприятий за кредитами в Нацбанк и предоставление так называемых директивных кредитов, которые в основном были безвозвратными и усугубляли инфляцию. ответственность за кредитование реальной экономики теперь была полностью передана банкам второго уровня. Нацбанк продолжал проводить политику сжатия денежной массы путем сокращения размеров внутреннего кредита. Кредиты правительству на покрытие бюджетного дефицита стали предоставляться на платной основе.

На втором этапе рыночных реформ стало очевидной, что ориентация только на монетаризм не выведет экономику из кризиса. Ситуация требовала нового подхода к дальнейшему реформированию. Напрашивался разумный вывод: менять одностороннюю ориентацию на монетаризм или поставить его, по крайней мере, в один ряд с проблемами подъема производства. Правительство объявило о принятии курса на переход от антиинфляционной политики к инвестиционной, с акцентом на микроуровень. Основное внимание было уделено совершенствованию стимулирования инвестиционного процесса, банковского законодательства, развитию и укреплению прав собственности.

Важным событием этого периода стали вышедшие в новой редакции Законы «О Национальном банке Республики Казахстан» от 30.03.1995 г. и «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31.08.1995 г., которые сыграли очень большую роль в становлении и развитии банковского сектора экономики и стабилизации финансового сектора. Одновременно правительство пыталось решить три масштабные задачи:

- дальнейшее уменьшение  темпа инфляции;

- закрепление элементов  роста производства;

- осуществление структурной  и институциональной реформы.

Некоторые успехи в реформировании экономики и снижении темпов инфляции проявилась уже в 1996 г. Впервые после начала реформ был обеспечен рост ВВП. Ставка рефинансирования была снижена с 52,5% до 35%. Это позволило снизить реальные процентные ставки за кредит, увеличить приток депозитов в банковский сектор и, соответственно, увеличить потенциальные ресурсы банка для инвестиций. Вклады населения 1996 г. в целом возросли на 42%, в то числе более быстрыми темпами росли срочные депозиты в тенге и в иностранной валюте. С 1 апреля 1996 г. были снижены резервные требования, принят альтернативный порядок резервирования средств коммерческих банков в Нацбанке. Перечисленные мероприятия в совокупности с налоговыми и другими финансовыми механизмами регулирования позволили снизить уровень инфляции в 1996 г. до 128,7%.

Фискальная политика. Нужна была новая налоговая система, которая выполняла бы не только фискальные, но и стимулирующие функции у товаропроизводителей и предпринимателей. Эти функции и принципы были заложены в основу принятого 24 апреля 1995 г. нового Налогового кодекса – Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет». Он был разработан в соответствии с международными принципами взимания налогов. В нем закрепились принципы повышения у товаропроизводителей деловой активности через снижение налогового бремени, сокращения количества налогов и платежей, установления жесткого контроля и повышения ответственности у налогоплательщиков. Количество налогов сократилось с 45 до 11. Было отменено большинство налоговых льгот для обеспечения простоты и справедливости налогообложения. Процент изъятия налогов за счет прибыли в целом по республике снизился в среднем более чем на 10 пунктов. Себестоимость продукции была очищена от многочисленных целевых отчислений. Ставка подоходного налога для юридических лиц была установлена в размере 30%; для сельхозтоваропроизводителей по доходам от непосредственного использования земли – 10%, НДС – 20%. Для доходов физических лиц установили шкалу налогообложения с предельной ставкой 40% с плавной прогрессией, которая восстанавливала справедливое налогообложение для низкооплачиваемой категории населения. Для эффективного использования природных богатств и пополнения доходной базы бюджета были включены принципиально новые положения по налогам и платежам с недропользователей.

В целом принятый Налоговый кодекс и последующие изменения в нем сыграли важную роль в стабилизации инфляции и выводе экономики из кризиса. В Законе были предусмотрены ряд стимулов для привлечения инвестиций, подъема производства, внедрения новых технологий и т. д. Так, из дохода инвестора при уплате налога в бюджет вычитались затраты, связанные с собственным строительством, приобретением технологического оборудования, используемого более трех лет. Указанные затраты, уменьшая размеры налоговых выплат в бюджет, стимулировали приток инвестиций в производственную сферу.

Таким образом, на втором этапе рыночных реформ удалось снизить темпы инфляции с 1258% до 128,7%. Основными факторами, способствовавшими понижению темпа инфляции, стали: жесткая денежно-кредитная политика Нацбанка, улучшение условий кредитования хозяйств, использование неинфляционных источников покрытия бюджета, ориентация экономики на инвестиционную активность. В снижении темпов инфляции и приостановлении спада производства важную роль сыграл новый Налоговый кодекс, в котором были приняты ряд стимулов для привлечения инвестиций, подъема производства, внедрения новых технологий. Разумная бюджетная политика правительства, в частности, использование неинфляционных источников покрытия дефицита бюджета, широкое развитие для этой цели рынка ценных государственных бумаг оказали положительное влияние на снижение темпа инфляции. В целом ситуация в экономике к концу второго этапа реформ имела тенденцию к стабилизации. Однако, были еще сложности в социальной сфере, в материальном производстве не удалось остановить спад во многих отраслях, на потребительском рынке инфляция характеризовалась как галопирующая.

Стабилизация инфляционных процессов (III этап реформ). Денежно-кредитная политика была нацелена на дальнейшее снижение инфляции и обеспечение стабильности тенге. Для достижения поставленных целей Национальный банк проводил жесткую денежно-кредитную политику.

В то же время он проводил политику расширения кредитования реального сектора экономики. Ставка рефинансирования устанавливалась с учетом динамики изменения уровня инфляции и состояния внутреннего рынка. Она снизилась с 35 до 18,5%. Норму обязательных резервов снизили с 15 до 10%. Было предоставлено 7 млрд. тенге кредитов банкам второго уровня.

Создались усилия для кредитования реального сектора экономики. Кредиты предприятиям и населению увеличились на 17,6% и составили на конце года 72 млрд. тенге. Средневзвешенная ставка вознаграждения по выданным банкам кредитам снизилась до 18,7% годовых. Увеличились депозиты банковского сектора, что явилось источником инвестиций в производство. Так называемые широкие деньги, включающие наличные деньги в обращении, депозиты небанковских юридических лиц и населения увеличились в среднем на 29,4%.

Начавшиеся положительные сдвиги в экономике в 1998 г. были приостановлены мировыми финансовыми кризисами. Произошел спад реального ВВП на 2,5%. Со всей очевидностью проявилась подверженность экономики Казахстана изменениям конъюнктуры цен на мировых товарно-сырьевых рынках. Экспорт страны пострадал от мирового падения цен по всем основным экспортным товарам: нефть, металл, зерно.

Вследствие девальвации российского рубля, а также национальных валют Узбекистана и Кыргызстана и подорожанием тенге, казахстанский рынок был наполнен российскими, узбекскими, кыргызскими товарами. Тенге стал настолько «крепкой» валютой, что для поддержания его курса были израсходованы значительные средства. Предложение товаров на рынке превышало спрос и это привело к снижению их цен. Индекс потребительских цен впервые за годы кризиса показал дефляцию в 3 и 4 кварталах. Однако вскоре после установления тарифных ограничений на импорт товаров из соседних стран положение изменилось, дефляция сменилась инфляцией.

Национальный банк в этих условиях проводил жесткую политику, направленную на защиту финансового сектора экономики. В создавшихся условиях денежная база уменьшилась на 29%. Основным фактором снижения денежной базы было сокращение чистых внешних активов на 23,9%.

Соответственно уменьшилась денежная масса. По данным Нацбанка РК изменение в структуре денежной массы, в основном, было обусловлено значительным снижением объема наличных денег в обращении.

Несмотря на неблагоприятный внешний фактор, темп инфляции на конец 1998 г. составил 101,9%. Этому способствовали:

- сокращение денежной  базы;

- целенаправленная жесткая  денежно-кредитная политика, государственное  регулирование цен продукции  отраслей - естественных монополистов;

- увеличение импорта в  страну относительно дешевых  российских и других товаров (из  стран СНГ).

Однако завышенный курс тенге по отношению к валютам стран СНГ вследствие российского валютного кризиса оказал негативное влияние на темпы развития экономики. Переоценка курса тенге привела к потере казахстанскими товарами своих позиций на внутреннем и мировых рынках, росту торгового дефицита. Поэтому 4 апреля 1999 г. Правительство и Нацбанк приняли Совместное заявление «О дальнейшей политике обменного курса тенге». В нем было объявлено о переходе к режиму «свободно плавающему обменному курсу валют» (СПОК) вместо существующего регулируемого обменного курса.

Изменение режима валютной политики вызвало существенное увеличение денежной массы и денежной базы. Как следствие, вырос уровень монетизации экономики с 8,6% в 1998 г. до 14,4% в 1999 г.

Информация о работе Особенности инфляции и антиинфляционной политики в РК