Особенности инфляции и антиинфляционной политики в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Инфляция - процесс, присущий экономике, при котором происходит переполнение сферы обращения бумажными деньгами вследствие чрезмерного (по сравнению с реальным предложением товаров) их выпуском.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы……………………………………………………………………….4
Сущность, причины возникновения и типы инфляции……………………….........................4

Виды и формы проявления инфляции, проблемы финансовой стабилизации в условиях

инфляционного развития………………………………………………………………………….7
Глава 2. Особенности инфляции и антиинфляционной политики в РК…………………………...9
2.1 Инфляция и антиинфляционное регулирование экономики РК……………………………….9
2.2 Стабилизация гиперинфляции III этапа реформ……………………………………………….13
2.3 Формирование комплексной системы управления инфляцией в РК……………………….…18
Заключение…………………………………………………………………………………………....26
Список использованной литература………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 95.80 Кб (Скачать файл)

В 2000 г. приоритетом в денежно-кредитной политике Нацбанка было поддержание низких темпов инфляции. Нашла свое продолжение политика свободно плавающего обменного курса. В целях ориентации банков второго уровня на снижение ставок по кредитам ставка рефинансирования была снижена с 18 до 14%, нормы обязательных резервов – с 10 до 8%. В последующие годы значения их были снижены соответственно до 7,5 и 6%. Снижение нормы обязательных резервов позволило банкам более эффективно распоряжаться привлеченными средствами и увеличить кредитование реального сектора экономики. В целях регулирования ликвидности в банковской системе и стерилизации избыточной денежной массы в 2000 г. Перечисленные мероприятия по денежно-кредитной политике в совокупности с налогово-бюджетной и инвестиционной политикой позволили снизить темп годовой инфляции с 17,8% в 1999 г. до 9,8% в 2000 г. Инфляция стала управляемой.

Бюджетная политика. В бюджетной политике все больше использовались неинфляционные источники покрытия дефицита. Так, в 1997 г. финансирование дефицита бюджета осуществлялось за счет внешних займов – 78,9%, выпуска государственных ценных бумаг – 16,8%, кредита Национального банка – 4,3%, а с 1998 г. практика прямого кредитования дефицита бюджета Нацбанком была полностью прекращена.

В целях улучшения управления финансовыми ресурсами государственный бюджет и внебюджетные фонды в 1999 г. были консолидированы в единый финансовый баланс. Для обеспечения финансирования дефицита бюджета на рынке государственных ценных бумаг были введены новые финансовые инструменты – индексированные и валютные казначейские обязательства. Доля внутренних источников финансирования дефицита бюджета возросла до 37,2%.

В 2000 г. впервые в Казахстане государственный бюджет был исполнен с профицитом. Поступление дополнительных доходов позволило Министерству финансов РК увеличить в 2,3 раза свои депозиты в банковской системе.

 

2.3 Формирование комплексной системы управления инфляцией в РК

В условиях глобализации мировой экономики Казахстан должен найти для себя ориентиры движения, понять устройство и влияние внешней среды в глобальных ее масштабах, найти и закрепить свое место в этой среде. Это означает, что республике необходимо правильно определить стратегию экономического развития с учетом тенденций и императивов глобализации. Такой подход к разработке стратегии перспектив развития экономики республики обусловлен более глубоким и всепроникающим феноменом глобализации, для которого характерно взаимодействие между национальными хозяйствами и наднациональными формированиями и процессами.

В этой связи целенаправленное макроэкономическое регулирование в условиях глобализации мировой экономики сводится к достижению внутреннего и внешнего баланса. Цели регулирования сформированы в таблице 3.

Таблица 3 – Цели макроэкономического регулирования экономики

Внутренняя сбалансированность

Внешняя сбалансированность

1. полная занятость (2-3% фрикционной  безработицы)

2. Низкий темп инфляции (2-3% в год)

3. Приемлемые темпы экономического  роста

4. Справедливое распределение  доходов

1. Платежный баланс, равный  нулю

2. Стабильность обменного  курса


 

В рамках внутреннего баланса наиболее социально значимыми целями являются достижения полной занятости, сокращение безработицы, обеспечение стабильности цен через снижение темпа инфляции на фоне сопоставимых со среднемировыми темпами экономического роста. Внешняя сбалансированность означает поддержание такого сальдо платежного баланса, которое без напряжения может финансироваться за счет притока иностранного капитала, стабильности обменного курса, который не нужно искусственно поддерживать через валютные интервенции или валютные ограничения.

Эти цели могут быть описаны с помощью модели IS-LM-BP (Манделла- Флеминга). В основе модели IS-LM-BP лежат идеи, высказанные в 30-40-х годах Дж. Хиксом и Э. Хансеном и развитые в последствии Дж. Флемингом и Р. Манделлом применительно к международной экономике.

Конечной целью макроэкономического регулирования является одновременное достижение внутреннего и внешнего баланса. Инструментов экономической политики, которые можно использовать в данном случае два, - изменение расходов (рост или сокращение бюджетных расходов) и переключение расходов (девальвация либо ревальвация). Использование тех или иных инструментов экономической политики в определенной степени зависит от того, в каком сегменте находится конкретная страна на диаграмме Манделла-Флеминга (таблица 4).

Экономическая диагностика на основе этой диаграммы, во-первых, позволяет определить, - какие именно две из четырех проблем (дефицит или положительное сальдо торгового баланса, инфляция или безработица) и в каком сочетании являются наиболее актуальными для страны. Видно, что страна, находящаяся в сегментах III и IV, испытает наибольшие экономические трудности. Во-вторых, из нее следует, что существует только один структурно правильный уровень обменного курса. Если страна желает придерживаться фиксированного обменного курса, но и фиксирует курс на неверном уровне, тогда внутренний баланс может быть достигнут только при условии существования огромного дефицита торгового баланса, а внешний баланс – только на фоне большой безработицы. Оба баланса одновременно недостижимы. В-третьих, она показывает, - какую именно комбинацию политики изменения или переключения расходов необходимо проводить для одновременного обеспечения внутреннего и внешнего балансов – сокращение/рост бюджетных расходов и девальвацию/ревальвацию.

Таблица 4 – Диагностика на основе диаграммы Манделла-Флеминга

Сегмент

Макроэкономические характеристики

торговый баланс

внутренний баланс

I

Положительный

Безработица

II

Положительный

Инфляция

III

Отрицательный

Инфляция

IV

Отрицательный

Безработица


 

Таким образом, модель IS-LM-BP поднимает важнейшие для теории и практики открытой экономики проблемы: выбора необходимого количества инструментов экономической политики для достижения макроэкономического баланса; определения инструментов, которое могут наиболее эффективно использоваться для достижения поставленных целей; определения последовательности применения этих инструментов.

Механизм управления инфляцией в рамках модели IS-LM-BP включает использование трех инструментов экономической политики – бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и валютной, может осуществляться в рамках широкого спектра подходов денежных властей конкретной страны к движению капитала – от полной свободы до полного запрета. При этом может устанавливать как фиксированный, так и плавающий режим обменного курса.

Всю совокупность проблем управления инфляцией можно представить тремя группами. Первая группа включает проблемы распознавания инфляционных ситуаций – своевременно увидеть наступление высокой инфляции, обнаружить ее первые признаки, понять ее характер. Вторая группа проблем связана с ключевыми сферами жизнедеятельности экономики. Она включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Проблематику управления инфляцией можно представить и в дифференциации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования инфляций и вариантов поведения социально-экономической системы в инфляционном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений.

В качестве одного из перспективных подходов к управлению инфляцией использована методология факторно-целевого управления экономикой, разработанная Институтом экономики МОН РК. Сущность ее заключается, во-первых, в тщательном выявлении наиболее важных, ключевых факторов, определяющих существенные параметры протекания инфляционных процессов, и, во-вторых, в осуществлении целенаправленного, четко ориентированного воздействия на эти факторы для успешного достижения поставленной цели.

Факторно-целевой подход к управлению инфляцией предполагает выделение основных факторов, влияющих на инфляцию, и определение направлений ее развития, обусловленных данными факторами, с дальнейшим ее снижением, путем выработки и реализации конкретных мер и механизмов государственного регулирования. Сформулированные на основе выделения факторов целевые установки являются обобщенными. В их рамках можно выделить отдельные подцели, достижение которых возможно на основе задействования специфических форм и методов управления.

Исходным в системе факторно-целевого управления является этап анализа инфляционного процесса, особенно важный в связи с необходимостью правильного выделения факторов, влияющих на инфляцию, и определения оптимального вектора разработки адекватной системы управления. В связи с этим, исходя из модели (1), выделены три группы факторов инфляции. В первую группу включены факторы, связанные с общей инфляционной ситуацией в стране и отдельными сферами экономики (ВВП, Ехр, М0). Факторы этой группы можно охарактеризовать как «универсальные факторы инфляции», которые могут иметь место в экономике любой страны. Ко второй группе факторов отнесены специфические источники инфляции, свойственные экономике Казахстана на текущем этапе его развития, в частности (DБВУ, iреф;). Выделение данных факторов необходимо для более точного диагноза инфляционной ситуации страны. Наконец, третья группа объединяет внешние факторы инфляции (IM,E).

Теоретическим обоснованием концепции факторно-целевого управления инфляцией является макроэкономическая модель функционирования рыночной экономики, разработанная Дж. Хиксом на основе идей Кейнса. Используя эту модель, можно проследить механизмы воздействия на инфляцию.

Поскольку тип обменного курса имеет огромное значение в развитии инфляции, то рассмотрение процесса управления инфляцией в диссертационной работе проведено в два этапа. На первом этапе рассмотрен случай открытой экономики с фиксированным обменным курсом, на втором – с гибким.

Для поиска конкретных инструментов управления инфляцией использована теоретическая модель макроэкономики, определяющая равновесные значение уровня цен, обменного курса и количество денег. В случае действия закона единой цены, равновесия денежного рынка и высокой мобильности капитала (процентный арбитраж, i=I, гдеi, i – процентная ставка внутри страны и за рубежом), соотношение предложения денег (Мs) и обменного курса имеет вид:

Мs = EP* Q/V(i) (8)

где: V(i) – скорость обращения денег; P* - индекс внешних цен.

Если Нацбанк для снижения уровня инфляции проводит ограничительную денежно-кредитную политику, осуществляя размещение ГЦБ на открытом рынке, то масса денег высокой эффективности уменьшаться, причем:

Мh-1-Мh=Dgc-1-Dgc (9)

где: Мh-1,Мh – масса денег высокой эффективности в текущем и предыдущем периодах; Dgc-1,Dgc – количество ГЦБ, которое держит Нацбанк в текущем и предыдущих периодах.

Снижение предложения денег, создаваемое операциями на открытом рынке, трансформируется в уменьшении спроса на иностранную валюту. При фиксированном обменном курсе для предотвращения его падения Нацбанк должен осуществить интервенцию на валютном рынке, путем покупки иностранной валюты. В этом случае Нацбанк пополняет валютные резервы в количестве, соответствующем исходному уменьшению предложения денег, а количество денег остается неизменным:

Мh-1-Мh=Dgc-1-Dgc+E(B*c-1-B*c)=0 (10)

где: B*c-1,B*c – объем валютных резервов в текущем и предыдущем периодах.

Отсюда, в режиме фиксированных обменных курсах при свободном перемещении капитала денежная масса в экономике меняется эндогенно, а обменный курс задан экзогенно. Это приводит к тому, что денежно-кредитная политика становится неэффективной, а бюджетно-налоговая – эффективной.

При гибких обменных курсах Нацбанка не приводит интервенцию. Снижение обменного курса повышает цену иностранных товаров в национальной валюте, что приводит к уменьшению внутренних цен на отечественные товары и корректирует недостаток предложения денег. В данном случае обменный курс является эндогенной переменной, тогда как денежная масса задана экзогенно. Денежно-кредитная политика эффективна и оказывает воздействие на доход и спрос, а через них и на темп инфляции. Бюджетно-налоговая политика неэффективна.

Для характеристики бюджетно-налоговой политики рассмотрена проблема финансирования устойчивого бюджетного дефицита, который уже не может финансироваться ростом государственных долговых обязательств частному сектору. В открытой экономике финансирование такого бюджетного дефицита происходит как за счет роста количественных находящихся в обращении денег, так и за счет расходования части валютных резервов. При фиксированном обменном курсе имеем:

   F*=PDEF (11)

где:  F* изменение зарубежных активов Нацбанка.

Таким образом, если спрос на деньги постоянен и если государство может занимать средства для покрытия бюджетного дефицита только у своего Национального Банка, то при фиксированном обменном курсе и большой мобильности капиталов это ведет только к утрате валютных резервов.

Момент, когда величина валютных резервов достигает опасного уровня, можно определить, используя уравнение:

    F*=(1/m)Md(i?Q)-Cr (12)

где: Md – спрос на деньги; Cr – внутренние активы Нацбанка (внутренний кредит).

Информация о работе Особенности инфляции и антиинфляционной политики в РК