Особенности инфляции в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть особенности инфляции в современной российской экономике. Для того чтобы достичь поставленную цель необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретическое изучение сущности, причины и виды инфляции;
2) Выявить причины инфляции в переходной экономике;
3) Проанализировать социально-экономические последствия инфляции;
4) Выявить возможные причины инфляции и, проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению.

Содержание работы

Введение________________________________________________________ 3
1 Теоретические аспекты инфляции_________________________________ 5
1.1 Понятие сущности инфляции ____________________________________ 5
1.2 Основные причины_____________________________________________ 8
1.3 Типы и виды инфляции и их характеристика_______________________ 11
2 Особенности инфляция в переходной экономике_____________________19
2.1 Сущность и особенности инфляции в переходной экономике_________19
2.2 Взаимосвязь инфляции и безработицы_____________________________21
3 Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционные
меры государства _________________________________________________24
3.1 Социально-экономические последствия инфляции__________________ 24
3.2 Антиинфляционные государственные меры________________________ 27
3.3 Основные направления антиинфляционной политики в России в 2000 –
2009 гг.__________________________________________________________30
Заключение______________________________________________________ 35
Список используемой литературы___________________________________ 37

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Выпуская необеспеченные товарами бумажные деньги, государство  фактически осуществляет скрытое налогообложение  граждан через действия эффекта  инфляционного налогообложения. Он проявляется в экономике, где  действует прогрессивная система  подоходного налогообложения. Последняя по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во всё более состоятельные категории граждан вне зависимости от того, возрос ли их доход реально или только номинально. При этом индексация всех доходов является малоэффективной, ибо в силу несбалансированного роста цен усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причём у различных групп населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация оценивает все доходы формально, то есть по номиналу; 
3. между классами и слоями населения. Быстрое социальное расслоение, углубление имущественного неравенства – неизбежные спутники инфляции, которая негативно влияет на благосостояние населения сразу по двум направлениям – через сбережения и текущее потребление.

Поскольку большая часть  благ, входящих в потребительский  набор, относиться к разряду товаров  неэластичного спроса, их постоянное удорожание оборачивается с прямым снижением жизненного уровня беднейших  слоёв населения. Склонные к сбережению большей части своих доходов богатые теряют лишь сберегаемую часть, при этом их текущее потребление не только не страдает, но может возрастать.

Инфляция особенно опасна для категории населения, получающих фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и прочие. Именно у этих людей преобладающую роль в активах играют наличные деньги и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость (покупательная способность) уменьшается.

Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду первым – получателям ссуды за счёт вторых – ссудодателей (при условии, конечно, что договоры о кредитовании не предусматривали пересмотра ставок в зависимости от темпа роста цен).

Воздействие инфляции на производство носит противоречивый характер и зависит от её размеров. Умеренная инфляция вреда не приносит, более того, её снижение связано  с ростом безработицы и сокращением  реального национального продукта. В отдельных случаях она даже может вызвать временное оживление экономики, создать специфическую инфляционную конъюнктуру, когда рост спроса даёт толчок к расширению производства.

Галопирующая инфляция пагубно сказывается на производстве, финансах, кредите и денежном обращении. При ней начинаются глубокие деформации рыночного механизма, поражается его центральное звено – система цен.

Последние перестают  отражать реальные потребности и, следовательно, давать объективную информацию инвесторам, в результате снижается эффективность размещения экономических ресурсов. Вследствие этого неоправданное движение инвестиций вызывает региональные и отраслевые диспропорции.

Высокая инфляция активно  противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40 % и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем обычно выше темпы экономического роста, причём они максимальны при минимальных темпах инфляции. Это подтверждается исследованиями динамики экономического развития за последние 20 лет в большинстве стран современного мира, которые придерживались разных моделей экономической политики. [7]

Инфляционные процессы подрывают также стимулы роста  экономики на базе НТП, поскольку  внедрение в производство новой техники обходиться всё дороже. Для предпринимателя в этих условиях выгоднее использовать устаревшее, но более дешевое оборудование и старую трудоёмкую технологию. Причина использования последней состоит в том, что издержки, связанные с заработной платой, как правило, растут медленнее затрат на приобретение средств производства.

Наблюдается общее замедление экономической активности. Неопределённые перспективы развития, отсутствие необходимой  достоверности в прогнозах динамики цен заставляют предпринимателей отказываться от реализации долгосрочных проектов с длительными сроками окупаемости. Большая часть капитала перемещается из сферы производства в сферу обращения и используется для чисто спекулятивных операций.

Набирает силу тенденция к росту ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с увеличением масштабов денежного обращения и выпуском новых денег. Активизируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный голод, который подрывает стимулы к денежному накоплению, что в свою очередь нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер. 
Выше перечислены в основном внутренние последствия инфляции, но имеет место и внешнее. Обесценение денег внутри страны приводит к их обесценению по отношению к иностранным валютам (через разницу в покупательной способности валют).

Наибольший вред национальной экономике приносит гиперинфляция, в процессе которой государство  теряет контроль за денежной эмиссией. Деньги перестают выполнять свои функции, в оборот внедряются различные денежные суррогаты, появляются локальные денежные единицы, национальная валюта вытесняется более твёрдой – иностранной. За крахом системы денежного обращения неизбежно следуют распад и деградация национального хозяйства, проявляются сепаратистские тенденции в регионах [12].

 

3.2 Антиинфляционные государственные меры

 

Негативные социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. В первую очередь экономисты пытаются определить, что лучше адаптироваться к инфляции или ликвидировать ее путем радикальных мер. В разных странах этот вопрос решается по-разному, с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. Например, в США и Англии на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией, тогда как некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

Если оценить характер антиинфляционной политики, то можно  выделить в ней два подхода, один из которых разрабатывают современные кейнсианцы, а другой является детищем экономистов неоклассической школы.

В рамках первого (кейнсианского) подхода предусматривается активная бюджетная политика маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

В условиях инфляции, при  избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате, за счет сокращения спроса, снижаются темпы инфляции. Но одновременно сокращается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Для расширения спроса, в  условиях спада, тоже проводится бюджетная  политика. Для стимуляции спроса понижаются налоги, проводятся программы государственных  капиталовложений и других расходов. Прежде всего, низкие налоги устанавливаются в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Неоклассицисты, которым принадлежит авторство второго подхода, выдвигают на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Считается, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Такое регулирование  проводит Центральный банк, который  формально не находится под контролем правительства. Банк воздействует на экономику путем изменения количества денег в обращении и ставок ссудного процента.

В современной рыночной экономике невозможно устранить  все факторы инфляции (бюджетный  дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.), поэтому ее считают инфляционной. Следовательно, очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию, нереально. Именно поэтому многие государства стремятся не допустить разрушительных ее масштабов, сделать умеренной, контролируемой, вместо того, чтобы пытаться устранить ее совсем.

В наше время считается, что целесообразнее всего сочетать долговременную и краткосрочную  политики. Вот примерный комплекс мер антиинфляционной политики.

Долговременная политика включает в себя несколько задач. В том числе погашение инфляционных ожиданий населения, которые нагнетают  текущий спрос. Для этого правительство  должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику и завоевать, таким образом, доверие населения. Оно должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии. Другая задача - принятие мер по сокращению бюджетного дефицита (так как его финансирование посредством займов у Центрального банка ведет к инфляции) за счет повышения налогов и снижения расходов государства.

Еще одна задача - проведение мероприятий в области денежного обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.

Ослабление влияния  внешних факторов так же является одной из задач долговременной политики. В частности, задача состоит в том, чтобы уменьшить инфляционное воздействие на экономику переливов иностранного капитала (при положительном сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

Краткосрочная же политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь необходимое расширение совокупного предложения без  увеличения совокупного спроса достигается  предоставлением государством льгот предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Государство может приватизировать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения массированный импорт потребительских товаров.

Определенное воздействие  на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения [11]

 

3.3 Основные направления антиинфляционной политики в России в 2000 – 2009 гг.

 

Цель антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.

Основными мерами, применяемыми в рамках антиинфляционной политики в России являются:

  • Регулирование ставки рефинансирования
  • Регулирование обязательных резервов
  • Регулирование цен и тарифов

Анализ изменения ставки рефинансирования в России в период с 2000 по 2011 гг. (таблица 3) свидетельствует о том, что реального воздействия на уровень инфляции этот инструмент пока не оказывает.

 

 

Таблица 3 - Динамика изменения ставки рефинансирования и инфляции в     России.[1]

Год

Ставка рефинансирования, на конец года (%)

Уровень инфляции (%)

2000

25

20,2

2001

25

18,6

2002

23

15,1

2003

18

12

2004

13

11,7

2005

13

10,9

2006

11

9,0

2007

10

11,9

2008

13

13,3

2009

8,75

8,8

2010

7,75

8,7

2011

8,25

7

Информация о работе Особенности инфляции в современной российской экономике