Особенности инфляции в современной российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть особенности инфляции в современной российской экономике. Для того чтобы достичь поставленную цель необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретическое изучение сущности, причины и виды инфляции;
2) Выявить причины инфляции в переходной экономике;
3) Проанализировать социально-экономические последствия инфляции;
4) Выявить возможные причины инфляции и, проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению.

Содержание работы

Введение________________________________________________________ 3
1 Теоретические аспекты инфляции_________________________________ 5
1.1 Понятие сущности инфляции ____________________________________ 5
1.2 Основные причины_____________________________________________ 8
1.3 Типы и виды инфляции и их характеристика_______________________ 11
2 Особенности инфляция в переходной экономике_____________________19
2.1 Сущность и особенности инфляции в переходной экономике_________19
2.2 Взаимосвязь инфляции и безработицы_____________________________21
3 Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционные
меры государства _________________________________________________24
3.1 Социально-экономические последствия инфляции__________________ 24
3.2 Антиинфляционные государственные меры________________________ 27
3.3 Основные направления антиинфляционной политики в России в 2000 –
2009 гг.__________________________________________________________30
Заключение______________________________________________________ 35
Список используемой литературы___________________________________ 37

Файлы: 1 файл

kursovaya.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

С 2000 г. наметилась устойчивая тенденция к понижению ставки рефинансирования. За период с 2000 по февраль 2008 г. данный показатель снизился в 2,5 раза (до 10%). Однако для преодоления инфляционных процессов в начале 2008 г. Банк России начал проводить политику постепенного повышения ставки рефинансирования. В частности, в феврале 2008 г. ставка была повышена на 0,25%, затем повышалась еще 4 раза и к концу года составила 13%. Следует подчеркнуть, что в это время практически во всех промышленных странах происходило сокращение учетных ставок.

Действия властей мотивировались необходимостью остановить отток капитала за рубеж и аргументом о необходимости  следования принципу соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Однако, по итогам года инфляция превысила 13%, а повышение ставки сделали недоступными кредиты для реального сектора экономики, что способствовало усугублению кризисных явлений.

С апреля 2009 года Банк России начал снижать ставку рефинансирования, доведя ее к концу года до 8,75 %.

Таким образом, в России ставка рефинансирования до сих пор скорее остается экономическим индикатором, чем регулятором уровня инфляции. При этом необходимо заметить, что когда Банк России увеличивал ставку рефинансирования в целях борьбы с инфляцией, рост цен непременно превышал ее.

Одним из наиболее действенных  инструментов антиинфляционной политики является норма обязательного резервирования. В период с 2000 г. по начало 2004 г. ставка отчисления в Фонд обязательного резервирования (ФОР) по рублевым вкладам населения составляла 7%, а по средствам юридических лиц и валютным вкладам — 10%. Общий объем средств ФОР в России в начале 2004 г. оценивался в 160 млрд руб. (примерно 5,6 млрд долл.).

В целом средние нормы  обязательного резервирования в  России в начале 2000-х годов значительно превышали аналогичные показатели ведущих индустриально развитых стран, что значительно снижало конкурентоспособность российских банков по сравнению с иностранными.

По настоятельному требованию коммерческих банков совет директоров Банка России принял решение о понижении с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР на 1% по средствам юридических лиц и валютным вкладам, которая составила 9%. В последующие годы эта тенденция продолжилась.

Однако уже в 2008 г. Банк России в целях борьбы с инфляцией трижды повышал нормы обязательного резервирования. В сентябре 2008 г. нормативы обязательных резервов по обязательствам банков перед физическими лицами в рублях повысились до 5,5%, перед банками нерезидентами в рублях и иностранной валюте — до 8,5%, по другим обязательствам в рублях и иностранной валюте — до 6%.

В сентябре 2008 г. в разгар финансового кризиса Банк России вынужден был снизить ставки резервирования для российских коммерческих банков с 5,5 до 1,5% по рублевым розничным депозитам, с 8,5 до 4,5% по иностранным кредитам.

Эта мера позволила увеличить  денежные средства на балансах банков на 300 млрд руб. (примерно 12 млрд долл.) и  смягчить проблему нехватки ликвидности  в банковской системе.

С 2004 г. одним из основных инструментов регулирования инфляции является Стабилизационный фонд Российской Федерации[20] (образован 1 января 2004 г.). Целью создания Фонда является обеспечение сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).

Также одной из основных целей Фонда является изъятие  поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей  базовую цену для предотвращения скопления излишней денежной массы на рынке страны.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный  фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

В период 2000-2009 гг. в рамках антиинфляционной политики использовался такой метод, как регулирование цен.

Снижение темпов потребительской  инфляции в российских условиях за период с 2002 по 2006 г. (на 6,1%) было достигнуто за счет государственного регулирования  цен на продукты первой необходимости и сельскохозяйственную продукцию. Однако, искусственное регулирование цен дает эффект только в краткосрочной перспективе. Замораживание цен при увеличении себестоимости отрицательно влияет на рентабельность производства и может вызвать стагнацию в экономике страны, а уменьшение товарной массы при росте издержек в конечном итоге приведет к дополнительному повышению цен, провоцируя следующий виток инфляции.

Таким образом, антиинфляционная политика, проводимая в России, осуществляется на принципах монетаризма, в частности на изъятии избыточной денежной массы в условиях инфляции.

Начиная с 2000-2001 гг. Правительство  позволяло рост денежной массы в стране (таблица 4). С 2001-2008 гг. денежный агрегат Мувеличился более, чем в 6 раз. При этом его минимальное увеличение произошло в 2008 г., который характерен увеличением темпа инфляции.

Таблица 4 - Динамика изменения денежной массы и инфляции в России.[21]

Год

Денежная масса М2, млрд. руб.

Уровень инфляции (%)

2001

1613

18,6

2002

2135

15,1

2003

3213

12

2004

4363

11,7

2005

6045

10,9

2006

8996

9,0

2007

13272

11,9

2008

13493

13,3

2009

13161

8,8


В разгар кризиса –  с января по июль 2009 г. – происходило  сжатие денежной массы с 13,5 трл. руб  до 13,16 трл. руб., и по итогам 2009г. уровень  инфляции снизился на 4,5 процентных пункта. Однако данное уменьшение прежде всего связано с общемировой экономической конъюнктурой, а не с эффективной антиинфляционной политикой правительства.

 

 

Заключение

 В настоящее время  инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.  

 По своему характеру,  интенсивности, проявлениям инфляция бывает различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции – в различных его проявлениях – носит не случайный характер, а весьма устойчивый.  

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

 В отличие от Запада в России, осуществляющей преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

 Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного  обращения и противодействие  инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический  повсеместный характер, вызываемый денежными  и не денежными факторами, а чаще политическими. Полностью исключить  инфляцию даже при рыночной экономике невозможно, речь может только идти об управлении инфляцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Адрианов В.Д. «Инфляция: причины возникновения и методы регулирования» - М,: «Экономика» 2010г., стр. 116.
  2. Булатов А.С. «Экономика» М., 1996г., стр.251 
  3. Бункина М.К., Семенов В.А. «Макроэкономика» (основы экономической политики). М., 2008г.
  4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. «Макроэкономика». СПб., 2000г.
  5. Видяпин В.И., Журавлева Г.П «Общая экономическая теория» 1995г.
  6. Герасименко В.В. « Теория переходной экономики» МГУ, 1997г.
  7. Илларионов А. «Модели экономического развития и Россия»// «Вопросы экономики», 2010 г.
  8. Иохин В.Я. «Экономическая теория». – М.: Юрист, 2003г., стр. 756
  9. Камаев В.Д. «Экономика и бизнес». – М., изд. МТУ 1997г., стр. 263, 264.
  10. Лаврушина О.И. «Деньги, кредит, банки». М. КНОРУС, 2006г.
  11. Никитин С. «Инфляция и антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт»/ С. Никитин, М. Степанова// Мировая экономика и международные отношения- 2010г, №4
  12. И.П. Николаева. «Экономическая теория: Учебник для вузов». М.: Финстатинформ, 1997г., стр. 399
  13. Николаев И. «Перегрев и инфляция»/ И. Николаев// Общество и экономика – 2008г., №6 стр. 98-101
  14. О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов: Федеральный закон от 13.12.2010 г. № 357-ФЗ.
  15. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ.
  16. О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: Федеральный закон от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ.
  17. О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ.
  18. Сажина М.А., Г.Г. Чибрикова «Экономическая теория» - М.: Норма, 2005г., стр. 672
  19. Чепурин М.Н. «Курс экономической теории». – Киров, 1995г., стр. 430
  20. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации www.minfin.ru
  21. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации www.gks.ru
  22. www. market-pages.ru
  23. www.kapitalizator.com



Информация о работе Особенности инфляции в современной российской экономике