Особенности экономических идей западного средневековья. Идея «справедливой» цены Ф. Аквинского и канонистов. Экономическая мысль среднев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:32, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении экономических идей средневековья.
Придерживаясь намеченной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
– рассмотрены особенности экономических идей западного средневековья;
– рассмотрены идеи «справедливой» цены Ф. Аквинского и канонистов;
– рассмотрена экономическая мысль средневековой Руси.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……3
1 Особенности экономической мысли западного средневековья……….4
2 Идея «справедливой» цены Фомы Аквинского и канонистов………...7
3 Экономическая мысль средневековой Руси…………………………..10
Заключение………………………………………………………………..13
Список используемой литературы……………………………………….15

Файлы: 1 файл

Важинский_ВЭЗ-191_история экономических учений.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Волжский политехнический  институт (филиал)

федерального  государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«Волгоградский  государственный технический университет»

Инженерно-экономический  факультет

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История экономических учений»

тема: «Особенности экономических идей западного средневековья. Идея «справедливой» цены Ф. Аквинского и канонистов. Экономическая мысль средневековой Руси: от «Русской правды» до «Правительницы» Ермолая-Эразма (XVI)»

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. ВЭЗ-191

Важинский В. Ю.

Проверил:

Лукьянов Г.И.

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….……3

1 Особенности экономической мысли западного средневековья……….4

2 Идея «справедливой» цены Фомы Аквинского и канонистов………...7

3 Экономическая мысль средневековой Руси…………………………..10

Заключение………………………………………………………………..13

Список используемой литературы……………………………………….15

 

Введение

 

Экономические воззрения средневековья носит ярко выраженный богословский характер. Научное наследие духовных идеологов этой эпохи переполняет схоластика, которая заключается в рационализации и систематизации христианства. В крупных восточных странах феодальный тип натурально-хозяйственных отношений стал формироваться в III–VI в.в., а в западных странах – в V–VII веках.

Этот период отличается усилением сословного характера и иерархической структуры общества. Рост концентрации политической власти и экономического могущества у светских и церковных доктрин.

Крестьяне в  отличие от рабов в период рабовладельческого строя были заинтересованы в повышении  производительности труда и развитии производительных сил общества. В этом состояла историческая прогрессивность феодализма по сравнению с рабовладельческим и первобытнообщинным строем.

Цель данной работы заключается в изучении экономических идей средневековья.

Придерживаясь намеченной цели, были поставлены и решены следующие задачи:

– рассмотрены особенности экономических идей западного средневековья;

– рассмотрены идеи «справедливой» цены Ф. Аквинского и канонистов;

– рассмотрена экономическая мысль средневековой Руси.

 

 

1 Особенности экономической мысли западного средневековья

 

Экономика средневековья связана с развитием феодализма, представляющего универсальную стадию, которую прошли почти все народы мира. Однако ее формирование происходило в разных условиях.

Средневековая европейская мысль испытывала сильное  влияние античности.

Особенностью  средневековых учений стало участие в их создании католической церкви, ставшей крупным феодалом, обладающим землями и крестьянами. Вопросы эффективного управления землей, получение дохода стали для церкви также важны, как и для любого другого хозяйствующего субъекта. В поисках ответа на экономические вопросы стали  принимать участие монахи-каноники (канонисты), церковные юристы, одни из самых образованных людей своего времени.

Характеристика  экономической мысли средневековья:

1. экономическая мысль прикрывалась богословскими текстами замысловатого характера;

2. отражение борьбы между крестьянской общиной и феодальным поместьем (колонат, латифундия, вилла). Феодальные поместья добились только подчинения общины, а не ее устранение. Сохранились общинные луга, леса, болота, пастбища – их сохранение одно из требований крестьянских восстаний. Это основа конфликта между общинной собственностью и частной собственностью;

3. крупное производство, благодаря концентрации крестьян (техника ручная и примитивная);

4. города, в которых проходила основная торговля и развивалась промышленностью.

5. экономическая политика феодального поместья – особенное место в развитии экономической мысли. Раб работает под принуждением, крестьянин же – наполовину самостоятельный работник. Он работает хорошо на своем участке, но на хозяйском дворе так же уклоняется от работы, как и раб античности. Отсюда возникают общие экономические проблемы: как заставить трудиться раба и крестьянина на господской земле;

6. существует оправдание феодальной ренты – справедлива и достойна. Поиски экономического принуждения, поземельной зависимости, возвращение к барщине.

7. наличие противоречий между натуральным и товарным хозяйством, крестьянами и горожанами. В городах даже отменяется крепостничество.

Феодализму  крестьян присуще:

– потребительские мотивы;

– вотчинное ремесло;

– всевозможные барщины и оброки;

– накопление снеди "в запас".

Феодализму  в городах присуще:

– борьба за редкие элементы производства (железо);

– реализация избытков с хозяйства;

– широкие торговые связи;

– купцы и ростовщики разоряют не только крестьян, но и аристократов.

Особое значение для развития экономики средневековья имела эволюция феодальной собственности. Ее своеобразие проявлялось в том, что, являясь частной, она, тем не менее, не была абсолютной собственностью на землю, поскольку содержала определенную условность. Суть здесь в том, что каждый крупный феодал предоставлял надел более мелкому феодалу лишь при условии несения военной службы. Это порождало особую систему – феодально-сословную иерархию, основанную на вассально-ленных отношениях. Лишь с течением времени условное землевладение превратилось в наследственное. Эксплуатация крестьянства осуществлялась в рамках феодальной вотчины, которая стала основой для взимания феодальной ренты. Феодальная рента – часть прибавочного продукта зависимых крестьян, присваиваемая землевладельцем и являющаяся экономической формой реализации собственности феодала на землю. Известны три формы феодальной ренты: отработочная (барщина), продуктовая (натуральный оброк) и денежная (денежный оброк).

В развитии феодализма у разных народов имелись значительные особенности, которые определялись конкретными историческими условиями  жизни, естественно-географической средой и культурными традициями. Модификация  общих закономерностей процесса под влиянием экзогенных и эндогенных факторов, проявившаяся в асинхронности временных рамок событий, несовпадении уровней развития отдельных регионов, позволяет выделить восточную и западную макромодели феодализма.

Многие проблемы истории экономики феодализма достаточно дискуссионные, в частности его периодизация. В последнее время наибольшее распространение получило выделение трех этапов.

Раннее средневековье (V-XI вв.; в отдельных азиатских  странах II-XI вв.). Период становления феодальных отношений в условиях многоукладной экономики, формирования крупной земельной собственности и классов феодального общества

Классическое  средневековье (XI-XV вв.; в отдельных  азиатских странах до XVI в.). Для этого периода характерен подъем производительности труда в сельском хозяйстве и ремесле, значительный рост народонаселения, возникновение городов как торгово-ремесленных центров. Европа превращается в один из наиболее передовых в экономическом и культурном отношении регионов мира

Позднее средневековье (XVI-сер. XVIII в.; на Востоке до конца XVIII-XIX вв.). На этом этапе происходило постепенное разложение феодализма и зарождение капиталистических элементов. Это эпоха первоначального накопления капитала и первых буржуазных революций.

 

 

2 Идея «справедливой» цены Фомы Аквинского и канонистов

В средние века католическая церковь усиливает  свое могущество. Обладая колоссальными  богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его  позиции с помощью церковных  правил, так называемых канонов церкви.

Канонисты – лица, занимавшиеся в древности собиранием истолкованием и кодификацией церковных канонов. Канонисты делились на ранних и поздних.

В период раннего  Средневековья господствовала экономическая  мысль ранних канонистов. Она осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоения чужого труда, т.е. как грех. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления «справедливых цен». Авторы канонов выступали также против свойственного идеологам античного мира презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб большинству населения. Крупная торговля, ссудные операции, как явления грешные, вообще запрещались. Одним из ярких представителей раннего канонизма являлся Августин Блаженный (Святой Августин).

Экономические воззрения Августина были отражением экономического строя раннего средневековья  и выражали интересы нарождающегося класса феодалов. Он исходил из необходимости развивать хозяйственную деятельность, направленную к удовлетворению потребностей людей. В противовес идеологам рабовладельческого общества, презрительно относившимся к труду, Августин призывал всех трудиться, ссылаясь на то, что в момент сотворения мира бог дал человеку приказ трудиться, а также на «священное писание».

Хотя Августин проповедовал необходимость трудиться, его взгляды не только не отражали интересы эксплуатируемых народных масс, но служили защите интересов  нарождающегося класса феодалов. Он оправдывал закрепощение крестьян. Задачу церкви он видел не в том, чтобы освободить крепостных крестьян, а в том, чтобы сделать их покорными воле своих хозяев.

Ранние канонисты  считали, что труд людей создает  богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Нетрудовое накопление является грехом. Относительно «справедливой» цены они утверждали, что ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства. Деньги, по мнению ранних канонистов, являются искусственным изобретением людей и необходимы для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря «внутренней ценности монеты».

В XIII-XIV вв., в период расцвета позднего средневековья (когда усилилась сословная дифференциация общества), поздние канонисты расширили круг аргументов, «объясняющих» экономические проблемы и причины социального неравенства. Здесь имеется в виду то, что методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были, прежде всего, авторитарность доказательств и морально-этическая характеристика экономических категорий. К этим принципам поздние канонисты прибавили еще принцип двойственности оценок, позволяющий посредством комментариев, уточнений и оговорок первоначальную трактовку конкретного хозяйственного явления или экономической категории преподнести в ином или даже противоположном смысле. Ярким представителем позднего средневековья является Ф. Аквинский.

В вопросе о  «справедливой цене» поздние  канонисты развивали идеи Фомы Аквинского. Обмен, на его взгляд должен происходить без обмана и ради общей пользы. Между продавцом и покупателем должна быть установлена договоренность относительно равенства вещей. Цена товара является справедливой тогда, когда учитывается количество труда, затраченного на его производство.

В своих взглядах на торговлю и торговый доход Фома Аквинский оправдывал торговлю с целью получения продавцом торгового дохода для обеспечения себе и своей семье средств существования и использования его для благотворительных дел.

Раздумывая  про происхождение денег, Фома Аквинский придерживался мысли, что они возникли вследствие договорённости между людьми. Их назначение – улучшить справедливый обмен. При этом понятие денег и монеты он не рассматривал.

Признавая необходимость денег как средства оборота. Он рассматривал их и как меру стоимости.

Фома Аквинский  осуждал ростовщичество. На его взгляд, взимать проценты, давая деньги в долг, означало бы продавать то, чего на самом деле не существует. Тут нет равенства, а поэтому нет и справедливости. Поскольку деньги изобретены для обмена, «первый и главный результат пользования деньгами состоит в их употреблении или трате». Из-за этого несправедливо, кроме возвращения самих денег, получать еще и плату за пользование ими. Одновременно он соглашался с тем, что процент можно рассматривать, как награду за риск потерять одолженные деньги и как своего рода возмещение потерянных доходов, которые дебитор мог бы иметь, используя одолженные кому-то деньги в собственных интересах.

Тем самым Фома Аквинский занимал компромиссную  позицию не только в вопросе торгового дохода, но и процента.

 

3 Экономическая мысль средневековой Руси

Информация о работе Особенности экономических идей западного средневековья. Идея «справедливой» цены Ф. Аквинского и канонистов. Экономическая мысль среднев