Особенности экономических идей западного средневековья. Идея «справедливой» цены Ф. Аквинского и канонистов. Экономическая мысль среднев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:32, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении экономических идей средневековья.
Придерживаясь намеченной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
– рассмотрены особенности экономических идей западного средневековья;
– рассмотрены идеи «справедливой» цены Ф. Аквинского и канонистов;
– рассмотрена экономическая мысль средневековой Руси.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……3
1 Особенности экономической мысли западного средневековья……….4
2 Идея «справедливой» цены Фомы Аквинского и канонистов………...7
3 Экономическая мысль средневековой Руси…………………………..10
Заключение………………………………………………………………..13
Список используемой литературы……………………………………….15

Файлы: 1 файл

Важинский_ВЭЗ-191_история экономических учений.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Общественная  мысль России уходит своими корнями в историю Киевской Руси. Древнерусское государство сложилось в конце IX в. Хозяйство Киевской Руси носило натуральный характер. Экономическая мыль еще не стала самостоятельной ветвью идеологии, а была всего лишь составной частью общественной мысли.

О том, что общественная мысль была по истине общественной, свидетельствуют договоры князей, грамоты, летописи, «Русская правда», церковная литература и устное народное творчество. Летописи дают наиболее полное представление об экономической жизни, быте и экономической политике киевских князей – налоговой, торговой. Характер землевладения в то время был феодальным.

Выдающимся  памятником является «Русская правда». Она представляет собой свод юридических законов, касающихся имущественных отношений и защиты прав собственности феодальной знати на крепостных крестьян, на землю. На право взимать налоги, натуральные повинности.

«Русская правда» довольно точно отражала товарно-денежные отношения общества, содержала данные о денежной системе Киевской Руси. В отличие от средневековых западноевропейских государств, где ростовщичество считалось греховным, в Киевской Руси оно законодательно регулировалось. Законы утверждали порядок обеспечения имущественных интересов кредитора. За попытки должника убежать от своего кредитора тот мог превратить должника своего пожизненного раба. Долговой процент в Киевской Руси был очень высоким. Важным источником социально-экономических взглядов средневековой Украины были летописные сведения «Повесть временных лет», которое принадлежало монаху Киево-Печёрского монастыря Нестору (конец XI - начало XII века). Оставляя в стороне вопрос политической истории Киевской Руси, следует отметить широкий круг социально-экономических процессов, которые освещены в этом выдающемся литературном произведении. «Повесть временных лет» рассматривала источник доходов в Киевском государстве, дань и сборы с населения, торговую пошлину и военную добычу, поступления денег в казну в виде штрафов и судебной пошлины. В летописи говорится про активные внешнеэкономические связи Киевской Руси с другими государствами. Нестор много внимания уделил разделению труда в обществе, подчеркивая, что для развития государства нужны все виды труда как умственные, так и физические, как земледельческие занятия, так и ремесленные.

Огромное значение в формировании феодальных отношений в Киевской Руси имело христианство, введённое в период княжения Владимира.

Феодальная  раздробленность ослабила мощь Русского государства. В XIII в. русский народ оказался под игом татаро-монгольских завоевателей. Стране был нанесен большой материальный и моральный ущерб. Это усилило тенденцию к политической централизации. Центром объединения стало Московское княжество при княжении Ивана Калиты. Экономическая мысль в период образования Русского централизованного государства отражала процесс дальнейшего закрепощения крестьян и стремление московских князей подчинить себе как можно больше светских феодалов, монастырей и церковных уделов.

После освобождения от татар, русское государство унаследовало некоторые черты восточной деспотии.

Сочинение «Правительницы» написанное на рубеже 40-50 гг. XVI в. священником Ермолаем, отражало суть как западноевропейских трактатов, так древневосточных сочинений. Самому Ермолаю-Эразма были близки взгляды ранних христианских богословов. В произведении рассматриваются вопросы о богатстве, торговой прибыли, ссудном проценте и налогах. Раскроем более подробно суть каждого вопроса.

Богатство однозначно осуждается Ермолаем: «Понеже бо всякое богатство от властвующих коварств насилием или некими ухищрениями много сбираемо, от своего же труда много богатства никому не можно собрати».

В отношении  прибыли, Ермолай-Эразма занимает компромиссную позицию, осуждая только чрезмерно высокую прибыль. Ссудный процент же осуждается полностью. Обращаясь к ростовщичеству, Ермолай пишет: «Всякое животное Божьим повелением растет…твоему же сребну не положи Бо растения. Ты же противишися Богу, яко не растленному поведеваеши расти».

Ермолай в своей  работе предлагает сократить число  крестьянских податей до одной, аргументируя это тем, что и звери и птицы  только один раз в год линяют.

Большое место в «Правительнице» занимает вопрос о положении крестьянских масс. Еразм отводил им первостепенное значение в жизни общества и обращал внимание на их тяжелое, бедственное положение. Стремясь облегчить положение крестьян, он считал необходимым освободить их от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал переложить на население городов. Повинности землевладельцам крестьяне, по его мнению, должны выполнять только в форме натурального оброка в размере пятой части добываемого ими продукта.

Размер обеспечения  землей и крестьянами Эразм ставил в зависимость от служебных достоинств и выполнения служебного долга. Нетрудовое богатство вельмож отвергалось им как несправедливое.

В «Правительнице» рассматривался вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства. Такую основу Эразм видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения – раздача земли крестьянам и служилым людям, отражала, прежде всего, интересы новой, прогрессивной для того времени части общества – служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства. В этом смысле она имела прогрессивное значение.

 

Заключение

 

Период средневековья  – это время воин, политической неопределенности, разрухи и упадка, как в экономике, так и в культуре. Феодальное западное общество – это общество земледельческое; крестьяне составляли преобладающую часть населения, крестьянское натуральное хозяйство служило основой экономики.

Основные черты экономики средневековья:

– господство крупной земельной собственности, находившейся в руках класса феодалов;

– сочетание ее с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей, сохранявших в индивидуальной собственности основные орудия труда;

– своеобразный статус крестьян, которые не являлись собственниками земли, а были ее держателями на различных условиях вплоть до наследственного пользования;

– различные формы и степень внеэкономического принуждения крестьян;

– наличие феодальной ренты;

– преобладание аграрного сектора над торговым и промышленным в условиях господства натурального хозяйства;

– низкий в целом уровень знаний и техники, ручное производство, что придавало особое значение индивидуальным производственным навыкам.

В период средневековья представителями экономической направленности в основном являлись канонисты, так как в средние века католическая церковь усиливает свое могущество. Канонисты делились на ранних и поздних.

В данной были рассмотрены  суждения о «справедливой» цене ранних и поздних канонистов.

Ранние канонисты  утверждали, что ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены».

Поздние канонисты, к которым относился Фома Аквинский, считали, что затратный принцип установления «справедливой цены» считается неточным, так как он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количество денег и нанести ущерб. Цена товара является справедливой тогда, когда учитывается количество труда, затраченного на его производство.

На средневековую  мысль средневековой Руси большое  влияние оказывало христианство. «Русская правда» усиливает феодальную политику, защищая права собственности феодальной знати на крепостных крестьян и на землю. Так же крестьяне были вынуждены, платит дань свои феодалам.

Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай, являющийся противником боярского своевластия. В «Правительнице» рассматривается вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства.

 

Список используемой литературы

 

1. Горяинова Л. В. История экономических учений / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2005. – 85 с.

2. Чаплыгина И. Г. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Гуманит, 2007. – 288 с.

3. Кузнецова О. Д. История экономики. – М: ИНФРА-М, 2006. – 384 с.

4. Покидниченко М. Г. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: ИНФА-М, 2008. – 271 с.

5. Лекции по истории экономических учений [Электронный ресурс] http://www.ref.by/refs/33/25266/1.html (дата обращения 20.11.2012)

 

Волжский 2012 г.


Информация о работе Особенности экономических идей западного средневековья. Идея «справедливой» цены Ф. Аквинского и канонистов. Экономическая мысль среднев