Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 10:32, реферат
Цель данной работы заключается в изучении экономических идей средневековья.
Придерживаясь намеченной цели, были поставлены и решены следующие задачи:
– рассмотрены особенности экономических идей западного средневековья;
– рассмотрены идеи «справедливой» цены Ф. Аквинского и канонистов;
– рассмотрена экономическая мысль средневековой Руси.
Введение……………………………………………………………….……3
1 Особенности экономической мысли западного средневековья……….4
2 Идея «справедливой» цены Фомы Аквинского и канонистов………...7
3 Экономическая мысль средневековой Руси…………………………..10
Заключение………………………………………………………………..13
Список используемой литературы……………………………………….15
Общественная мысль России уходит своими корнями в историю Киевской Руси. Древнерусское государство сложилось в конце IX в. Хозяйство Киевской Руси носило натуральный характер. Экономическая мыль еще не стала самостоятельной ветвью идеологии, а была всего лишь составной частью общественной мысли.
О том, что общественная мысль была по истине общественной, свидетельствуют договоры князей, грамоты, летописи, «Русская правда», церковная литература и устное народное творчество. Летописи дают наиболее полное представление об экономической жизни, быте и экономической политике киевских князей – налоговой, торговой. Характер землевладения в то время был феодальным.
Выдающимся памятником является «Русская правда». Она представляет собой свод юридических законов, касающихся имущественных отношений и защиты прав собственности феодальной знати на крепостных крестьян, на землю. На право взимать налоги, натуральные повинности.
«Русская правда» довольно точно отражала товарно-денежные отношения общества, содержала данные о денежной системе Киевской Руси. В отличие от средневековых западноевропейских государств, где ростовщичество считалось греховным, в Киевской Руси оно законодательно регулировалось. Законы утверждали порядок обеспечения имущественных интересов кредитора. За попытки должника убежать от своего кредитора тот мог превратить должника своего пожизненного раба. Долговой процент в Киевской Руси был очень высоким. Важным источником социально-экономических взглядов средневековой Украины были летописные сведения «Повесть временных лет», которое принадлежало монаху Киево-Печёрского монастыря Нестору (конец XI - начало XII века). Оставляя в стороне вопрос политической истории Киевской Руси, следует отметить широкий круг социально-экономических процессов, которые освещены в этом выдающемся литературном произведении. «Повесть временных лет» рассматривала источник доходов в Киевском государстве, дань и сборы с населения, торговую пошлину и военную добычу, поступления денег в казну в виде штрафов и судебной пошлины. В летописи говорится про активные внешнеэкономические связи Киевской Руси с другими государствами. Нестор много внимания уделил разделению труда в обществе, подчеркивая, что для развития государства нужны все виды труда как умственные, так и физические, как земледельческие занятия, так и ремесленные.
Огромное значение в формировании феодальных отношений в Киевской Руси имело христианство, введённое в период княжения Владимира.
Феодальная раздробленность ослабила мощь Русского государства. В XIII в. русский народ оказался под игом татаро-монгольских завоевателей. Стране был нанесен большой материальный и моральный ущерб. Это усилило тенденцию к политической централизации. Центром объединения стало Московское княжество при княжении Ивана Калиты. Экономическая мысль в период образования Русского централизованного государства отражала процесс дальнейшего закрепощения крестьян и стремление московских князей подчинить себе как можно больше светских феодалов, монастырей и церковных уделов.
После освобождения от татар, русское государство унаследовало некоторые черты восточной деспотии.
Сочинение «Правительницы» написанное на рубеже 40-50 гг. XVI в. священником Ермолаем, отражало суть как западноевропейских трактатов, так древневосточных сочинений. Самому Ермолаю-Эразма были близки взгляды ранних христианских богословов. В произведении рассматриваются вопросы о богатстве, торговой прибыли, ссудном проценте и налогах. Раскроем более подробно суть каждого вопроса.
Богатство однозначно осуждается Ермолаем: «Понеже бо всякое богатство от властвующих коварств насилием или некими ухищрениями много сбираемо, от своего же труда много богатства никому не можно собрати».
В отношении прибыли, Ермолай-Эразма занимает компромиссную позицию, осуждая только чрезмерно высокую прибыль. Ссудный процент же осуждается полностью. Обращаясь к ростовщичеству, Ермолай пишет: «Всякое животное Божьим повелением растет…твоему же сребну не положи Бо растения. Ты же противишися Богу, яко не растленному поведеваеши расти».
Ермолай в своей работе предлагает сократить число крестьянских податей до одной, аргументируя это тем, что и звери и птицы только один раз в год линяют.
Большое место в «Правительнице» занимает вопрос о положении крестьянских масс. Еразм отводил им первостепенное значение в жизни общества и обращал внимание на их тяжелое, бедственное положение. Стремясь облегчить положение крестьян, он считал необходимым освободить их от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал переложить на население городов. Повинности землевладельцам крестьяне, по его мнению, должны выполнять только в форме натурального оброка в размере пятой части добываемого ими продукта.
Размер обеспечения землей и крестьянами Эразм ставил в зависимость от служебных достоинств и выполнения служебного долга. Нетрудовое богатство вельмож отвергалось им как несправедливое.
В «Правительнице» рассматривался вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства. Такую основу Эразм видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения – раздача земли крестьянам и служилым людям, отражала, прежде всего, интересы новой, прогрессивной для того времени части общества – служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства. В этом смысле она имела прогрессивное значение.
Заключение
Период средневековья – это время воин, политической неопределенности, разрухи и упадка, как в экономике, так и в культуре. Феодальное западное общество – это общество земледельческое; крестьяне составляли преобладающую часть населения, крестьянское натуральное хозяйство служило основой экономики.
Основные черты экономики средневековья:
– господство крупной земельной собственности, находившейся в руках класса феодалов;
– сочетание ее с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей, сохранявших в индивидуальной собственности основные орудия труда;
– своеобразный статус крестьян, которые не являлись собственниками земли, а были ее держателями на различных условиях вплоть до наследственного пользования;
– различные формы и степень внеэкономического принуждения крестьян;
– наличие феодальной ренты;
– преобладание аграрного сектора над торговым и промышленным в условиях господства натурального хозяйства;
– низкий в целом уровень знаний и техники, ручное производство, что придавало особое значение индивидуальным производственным навыкам.
В период средневековья представителями экономической направленности в основном являлись канонисты, так как в средние века католическая церковь усиливает свое могущество. Канонисты делились на ранних и поздних.
В данной были рассмотрены суждения о «справедливой» цене ранних и поздних канонистов.
Ранние канонисты утверждали, что ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены».
Поздние канонисты, к которым относился Фома Аквинский, считали, что затратный принцип установления «справедливой цены» считается неточным, так как он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количество денег и нанести ущерб. Цена товара является справедливой тогда, когда учитывается количество труда, затраченного на его производство.
На средневековую
мысль средневековой Руси большое
влияние оказывало
Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай, являющийся противником боярского своевластия. В «Правительнице» рассматривается вопрос о создании экономической основы Русского централизованного государства.
Список используемой литературы
1. Горяинова Л. В. История экономических учений / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2005. – 85 с.
2. Чаплыгина И. Г. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Гуманит, 2007. – 288 с.
3. Кузнецова О. Д. История экономики. – М: ИНФРА-М, 2006. – 384 с.
4. Покидниченко М. Г. История экономических учений: Учебное пособие. – М.: ИНФА-М, 2008. – 271 с.
5. Лекции по истории экономических учений
[Электронный ресурс] http://www.ref.by/refs/33/
Волжский 2012 г.