Особенности кредитно-денежных мероприятий в российской экономике последних трех лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы очень высока, так как без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральный банк, экономика не может эффективно функционировать, что очень важно для экономики нашего государства на пути постоянного реформирования и устранения проблем недостаточной эффективности при применении опыта других стран.
Мировой кризис 2008 года дал понять, что денежно-кредитная политика многих стран весьма уязвима и не смогла справиться с массовыми финансовыми волнениями и общей паникой. Поэтому в данной работе автор рассмотрел теоритическую сторону вопроса, а конкретнее: необходимость и цели денежно-кредитной политики государства, а также основные инструменты реализации денежно-кредитной политики и практическую часть, где рассмотрел характерные черты и предпринимаемые действия денежно-кредитной системы России в текущем 2012 году.

Содержание работы

Введение
Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства 1
Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики 6
Особенности кредитно-денежных мероприятий в российской экономике последних трех лет 12
Заключение
КТЗ
Разбор экономической ситуации
Список использованной литературы

Файлы: 4 файла

Введение.docx

— 15.60 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Заключение + КТЗ + Список литры.docx

— 33.17 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Курсовик Курс макро экономика только текс.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 

1

Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства

Прежде чем проводить сравнение необходимости денежно-кредитной политики и приемов, с помощью которых она проводится, важно четко понять ее цели и знать учреждения, ответственные за разработку и проведение этой политики.

Рассмотрим понятия денежно-кредитной политики с точки зрения различных словарей, чтобы убедится в отсутствии различий и противоречий в трактовке данного термина разными авторами.

Денежно-кредитная политика - это «проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетного процента, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, а также выборочные методы регулирования отдельных видов кредита».

Денежно-кредитная политика – это «совокупность мероприятий центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции, устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста».

«Денежно-кредитная политика представляет собой одну из важнейших подсистем экономической политики государства. Это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

Из всего выше изложенного под денежно-кредитной политикой государства принято понимать совокупность экономических мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение стабильного экономического роста посредствам воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, выравнивание платежного баланса, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Денежно-кредитная политика служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.

Отсутствие должного контроля денежно кредитной политики или ее не правильное планирование, может привести к нерегулируемой деятельности коммерческих банков, что в свою очередь по принципу домино, может привести к циклическим колебаниям деловой активности. В периоды инфляции, без вмешательства государства, по средствам денежно–кредитной политики, кредитные банки, которым выгодно увеличивать денежное предложение, будут его увеличивать, тем самым увеличивая масштабы и скорость инфляции, а в период депрессии - будут уменьшать, из-за чего будет возникать нехватка денежных средств и как следствие замедление операций между субъектами экономики, приводя к экономическому спаду и повышению уровня безработицы, что в свою очередь будет только усугублять сложившийся кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк в тесном контакте с Министерством финансов совместно с другими органами государства.

Целью проводимой центральным банком и государственными институтами денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитные меры. С одной стороны, эти меры являются составной частью всего комплекса экономической политики, с другой – кредитное регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства в экономику.

Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег".

С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).

В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:

  • политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении;
  • политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении. Политика денежно-кредитной рестрикции (политика "дорогих денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления.

По мнению автора, основные цели денежно - кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.

Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием  государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

В связи с этим, представляется нецелесообразным пытаться описать подробно цели денежно-кредитной политики без их привязки к характеристике социально-экономического уровня развития государства. В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

  • регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
  • достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
  • создание без инфляционной экономики.

Рассмотрев  цели денежно-кредитной политики необходимо перейти к рассмотрению основных инструментов и методов реализации денежно-кредитной политики, о чем пойдет речь во второй части данной работы.

 

Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики

 

Рассмотрим теперь основные инструменты денежно-кредитной политики, с помощью которой центральный банк осуществляет  свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящие жесткий административный характер.

Тремя основными наиболее эффективными средствами осуществления денежно-кредитной политики являются:

  • операции на открытом рынке, т.е. на рынке государственных ценных бумаг;
  • политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
  • изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг центральный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Рассмотрим первый из основных наиболее эффективных способов реализации денежно-кредитной политики – операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

 

 

Схема проведения этих операций такова:

  1. Предположим, что на денежном рынке наблюдается излишек денежной массы в обращении, и центральный банк ставит задачу по ограничению или ликвидации этого излишка. В этом случае центральный банк начинает активно предлагать государственные ценные бумаги на открытом рынке банкам или населению, которые покупают правительственные ценные бумаги через специальных дилеров. Поскольку предложение государственных ценных бумаг увеличивается, их рыночная цена падает, а процентные ставки по ним растут, и, соответственно, возрастает их «привлекательность» для покупателей. Население (через дилеров) и банки начинают активно скупать правительственные ценные бумаги, что приводит в конечном счете к сокращению банковских резервов. Что, в свою очередь, уменьшает предложение денег в пропорции, равной банковскому мультипликатору. При этом процентная ставка растет.
  2. Предположим теперь, что на денежном рынке - недостаток денежных; средств в обращении. В этом случае центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного предложения, а именно: центральный банк начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги «непривлекательными» для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит, в конечном счете, к увеличению банковских резервов и (с учетом мультипликационного эффекта) - к увеличению денежного  предложения. При этом процентная ставка падает.

Вторым методом выступает – политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - процент (дисконт) по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.

И наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложения денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Так при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях уменьшения денежного предложения центральный банк устанавливает высокую учетную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс продажи коммерческими банками государственных ценных бумаг, т.к. им становится невыгодно восполнять резервы займами у центрального банка, и повышает эффективность операций на открытом рынке. И наоборот, при покупке центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.

И наконец, третий способ - изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков.

Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:

  • если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;
  • при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Оглавление.docx

— 15.26 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Особенности кредитно-денежных мероприятий в российской экономике последних трех лет