Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:41, курсовая работа
Актуальность данной темы очень высока, так как без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральный банк, экономика не может эффективно функционировать, что очень важно для экономики нашего государства на пути постоянного реформирования и устранения проблем недостаточной эффективности при применении опыта других стран.
Мировой кризис 2008 года дал понять, что денежно-кредитная политика многих стран весьма уязвима и не смогла справиться с массовыми финансовыми волнениями и общей паникой. Поэтому в данной работе автор рассмотрел теоритическую сторону вопроса, а конкретнее: необходимость и цели денежно-кредитной политики государства, а также основные инструменты реализации денежно-кредитной политики и практическую часть, где рассмотрел характерные черты и предпринимаемые действия денежно-кредитной системы России в текущем 2012 году.
Введение
Необходимость и цели денежно-кредитной политики государства 1
Основные инструменты реализации денежно-кредитной политики 6
Особенности кредитно-денежных мероприятий в российской экономике последних трех лет 12
Заключение
КТЗ
Разбор экономической ситуации
Список использованной литературы
Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и вызывать значительные изменения в кредитной политике коммерческих банков.
Помимо трех основных изложенных методов, есть еще и некоторые иные методы регулирования денежно-кредитной сферы.
Помимо экономических методов, посредством которых центральный банк проводит денежно - кредитную политику, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, ограничение кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Кроме трех основных вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
Государство в лице Центрального Банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.
Особенности кредитно-денежных мероприятий в российской экономике последних трех лет
Рассмотрев представленные Центральным банком Российской Федерации Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов, которые были составлены в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановил, принять к сведению Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов, которые заключались в следующем.
В подходящий к концу трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9—10% в 2010 году и 5—7% в 2012 году, а последующей перспективе до 4-5%. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Центрального Банка России, в области денежно-кредитного регулирования, в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор.
Центральный Банк России исходит из общих с Правительством Российской Федерации оценок внешних и внутренних условий функционирования российской экономики и, соответственно, вариантов ее развития в 2010 году и на период до 2012 года. В проходящий период Центральный Банк России усилил акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Центральный Банк России использовал все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.
В настоящий период Центральный Банк России предполагает завершить создание условий для применения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободному плаванию курса рубля.
Центральный Банк России также сокращает прямое вмешательство в процессы курсообразования, что означает уменьшение влияния операций по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке на формирование ликвидности банковского сектора. В связи с этим политика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования. При этом Центральный Банк России сохранит свое присутствие на валютном рынке исключительно с целью сглаживания избыточной изменчивости валютного курса, не оказывая влияния на тенденции в его динамике, формируемые фундаментальными факторами. Это позволит избежать рисков для стабильности российской финансовой системы вследствие чрезмерно резких колебаний валютного курса и в то же время поможет адаптации экономических агентов к работе в условиях практически свободно плавающего валютного курса.
Сокращение объема интервенций Центрального Банка России на внутреннем валютном рынке может существенно повлиять на динамику международных резервов Российской Федерации и уменьшить влияние чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования на рост денежного предложения. С целью обеспечения соответствия объема денежной массы спросу на деньги Центральный Банк России продолжит использовать операции по рефинансированию банков. Это даст возможность более эффективно контролировать динамику денежного предложения, а также будет способствовать повышению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции, формировании монетарных условий функционирования экономики и инфляционных ожиданий экономических агентов.
На успешность денежно-кредитной политики будет влиять проведение консервативной бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств.
По мере замедления инфляционных процессов Центральный Банк России намерен снижать ставки по своим операциям. Все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки Центрального Банка России по основным рыночным инструментам рефинансирования банков.
В рамках системы управления ликвидностью Центральный Банк России продолжит расширять доступ кредитных организаций к инструментам рефинансирования. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка и его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.
В то же время решения по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Центральный Банк России будет применять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.
Центральный Банк России также использует инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе.
Для обеспечения перехода к режиму таргетирования инфляции Центральный Банк России будет развивать систему экономического прогнозирования и анализа мер денежно-кредитной политики, совершенствовать методы моделирования экономических процессов. Особое значение Центральный Банк России придает обеспечению прозрачности проводимой денежно-кредитной политики путем разъяснения широкой общественности причин и ожидаемых последствий принимаемых мер.
Центральный Банк России в среднесрочной перспективе предполагает осуществлять постепенное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования в контексте перехода к режиму свободно плавающего валютного курса. Последовательное сокращение прямого вмешательства Центрального Банка России в процессы курсообразования означает уменьшение влияния операций по купле-продаже Центральным Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке на формирование ликвидности банковского сектора. В связи с этим политика управления процентными ставками становится ключевой в процессе денежно-кредитного регулирования.
В качестве операционного ориентира процентной политики Центральный Банк России будет использовать краткосрочную процентную ставку рынка межбанковских кредитов. Ее изменение передает сигнал участникам рынка об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики и влияет на средне- и долгосрочные процентные ставки. Тем самым происходит необходимое для воздействия на инфляцию изменение спроса в экономике.
Решения в области процентной политики Центральный Банк России будет принимать, как правило, на ежемесячной основе. Поскольку воздействие мер денежно-кредитной политики на динамику инфляции распределяется во времени, при принятии решений Центральный Банк России будет ориентироваться на оценки ожидаемой траектории инфляции. Принимаемые решения будут опираться на широкий анализ рисков для достижения цели по снижению инфляции как со стороны факторов спроса и предложения в экономике, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны монетарных факторов, динамика которых определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции. При необходимости Центральный Банк России, помимо мер процентной политики, будет использовать весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов.
Учитывая уроки финансово-экономического кризиса, Центральный Банк России намерен уделять пристальное внимание вопросам финансовой стабильности. Они приобретают особую актуальность и с той точки зрения, что банковская система является основным звеном передачи сигналов из области денежно-кредитной политики в реальный сектор экономики. От степени стабильности и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только достижение цели денежно-кредитной политики по снижению инфляции, поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Исследование процессов, происходящих в финансовом секторе экономики (в том числе постоянный мониторинг движения цен на рынках недвижимости и фондовых рынках, анализ тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), поможет заранее определить вероятность возникновения финансовых дисбалансов и предпринять своевременные действия в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования по их предотвращению.
В текущем году Центральный Банк России завершает денежно-кредитную политику в условиях сохранения неопределенности развития внешнеэкономической ситуации, оказывающей влияние на российскую экономику, стремясь к обеспечению баланса между рисками ускорения инфляции и замедления экономического роста.
После проведенного анализа можно заключить, что характерными чертами денежно-кредитной политики в 2010-2012 году будет продолжение ранее начатой политики и ее успешное завершения, а основные черты, которой следующие:
- Таргетирование инфляции на основании целевого интервала изменений индекса потребительских цен.
- Снижения инфляции до 7-5% и приближение к уровню развитых западных и европейских стран, а также поддержание на данном уровне.
- В качестве операционного ориентира процентной политики Центральный Банк России будет использовать краткосрочную процентную ставку рынка межбанковских кредитов, корректируя ее ежемесячно.
- Уменьшение вмешательства на валютном рынке и нахождения на нем лишь в качестве наблюдателя с целью сглаживания избыточной изменчивости валютного курса.
- Укрепление финансовой стабильности и как следствие экономики в целом.
В свою очередь все перечисленные характеристики и направления позитивно отразятся на большинстве макроэкономических показателей. Подводя итоги можно заключить, что в период последних трех лет денежно-кредитная политика была направленна на снижения уровня инфляции и поддержания ее на низком уровне. Так же можно отметить, что Центральный Банк России уменьшает свое влияние на валютном рынке и остается там только в качестве наблюдателя, по этому основным инструментом проведения денежно-кредитной политики становится изменение ставки рефинансирования.