Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:50, контрольная работа
Целью выполнения работы является анализ особенностей функционирования свободной экономической зоны «Янтарь» в Калининградской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность свободной экономической зоны;
- проанализировать особенности свободной экономической зоны в Калининградской области «Янтарь».
Введение 3
1 Сущность свободной экономической зоны 4
2 Особенности СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области 9
Заключение 16
Список литературы 17
Содержание
Введение
1 Сущность свободной
2 Особенности СЭЗ «Янтарь»
в Калининградской области
Заключение
Список литературы
Введение
Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено, к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам. Следовательно, тема работы является актуальной в настоящее время.
В бывшем СССР свободные
зоны рассматривались как очаги
рыночной экономики, чей опыт должен
был бы распространяться по стране,
и как способ получить дополнительные
права в управлении хозяйством для
региональных органов власти. Географическое
положение Калининградской
Целью выполнения работы является анализ особенностей функционирования свободной экономической зоны «Янтарь» в Калининградской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность свободной экономической зоны;
- проанализировать особенности
свободной экономической зоны
в Калининградской области «
При выполнении работы объектом исследования является свободная экономическая зона в Калининградской области «Янтарь».
1 Сущность свободной экономической зоны
Под свободной экономической зоной (СЭЗ) следует понимать часть территории страны, где государство устанавливает особый режим управления, наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных предпринимателей, для привлечения внешних и внутренних инвестиций.
Этот режим обычно предусматривает особые льготы для осуществления торговых операций (вплоть до отмены экспортно-импортных пошлин), налоговые льготы (вплоть до отмены налогообложения), финансовые льготы на предоставление коммунальных и иных услуг и административные льготы, облегчающие процедуры въезда и выезда, регистрации предприятий и т. д. [14, c. 34]
Свободные экономические зоны в России стали создаваться в начале 90-х гг. Тогда прокатилась настоящая волна создания всевозможных свободных экономических зон. Однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика образования СЭЗ характеризовалась значительной долей прагматизма и целесообразностью, в нашей стране процесс создания СЭЗ отличался непомерными амбициями и избыточной политизацией. Идея СЭЗ стала инструментом борьбы за перераспределение власти и ресурсов в рамках суверенизации бывших союзных республик и крупных регионов.
В результате только с июля 1990 г. по июнь 1991 г. Верховный Совет России официально закрепил статус СЭЗ за 11 регионами, включая Приморский край, г. Находка, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область, г. Выборг, г. Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую автономную область. Общая площадь этих территорий составляла более 1 млн. км2 (7% территории), население - 18,5 млн. человек (13% населения). Тем самым оказались многократно перекрытыми совокупные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых. [14, c. 54]
Одним из непременных условий возникновения свободной экономической зоны является наличие выгодного экономико-географического положения. Для небольших, «точечных», СЭЗ это, прежде всего соседство с международным портом или аэропортом.
Рассмотрим основные типы свободных экономических зон в Российской Федерации. В соответствии с хозяйственной специализацией СЭЗ в России подразделяются на следующие основные типы: [7, c. 109]
2 Особенности
СЭЗ «Янтарь» в
Калининградская область
– уникальный регион, занимающий особое
место среди субъектов
В 1991 году в Калининградской области была создана свободная экономическая зона "Янтарь". В 1996 году статус особой экономической зоны в регионе был закреплен федеральным законом. [1]
Цели создания зоны трактовались так:
- ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области;
- повышение жизненного уровня населения в области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;
- обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, потенциала российских предприятий для увеличения экспортных возможностей региона;
- развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;
- отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
1 апреля 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 10.01.2006 года №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», призванный обеспечить благоприятный инвестиционный климат в регионе, повысить конкурентоспособность производимых товаров, создать эффективно работающий механизм экономических отношений в Калининградской области, обеспечивающий развитие эксклава как региона российско-европейской экономической интеграции. Данный закон, с одной стороны, использует положительный потенциал действующего федерального законодательства и международного опыта, с другой - содержит ряд положений, направленных на создание правовых и институциональных условий для обеспечения экономического роста и привлечения инвестиций в регион, развития в регионе капиталоемких экспортно-ориентированных производств. [1]
В целях обеспечения действия специального правового режима Особой экономической зоны уполномоченный орган осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти, а также координацию взаимодействия администрации и федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов, касающихся такого обеспечения.
Администрация Калининградской области в целях обеспечения организации функционирования Особой экономической зоны осуществляет следующие функции:
- ведение реестра в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом;
- рассмотрение представленных юридическими лицами заявлений о включении в реестр и принятие решений о включении юридических лиц в реестр или об исключении резидентов из реестра в соответствии с настоящим Федеральным законом;