Особенности ОЭЗ "Янтарь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Целью выполнения работы является анализ особенностей функционирования свободной экономической зоны «Янтарь» в Калининградской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность свободной экономической зоны;
- проанализировать особенности свободной экономической зоны в Калининградской области «Янтарь».

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность свободной экономической зоны 4
2 Особенности СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области 9
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Реферат Янтарь).docx

— 39.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

1 Сущность свободной экономической  зоны                                                       4

2 Особенности СЭЗ «Янтарь»  в Калининградской области                                9

Заключение                                                                                                             16

Список литературы                                                                                                17

 

Введение

 

Свободные экономические  зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую  хозяйственную практику и действуют  в различных странах. Сейчас в  мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено, к этому перечню  нельзя с полным основанием отнести  ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют  международным требованиям, предъявляемым  к такого рода зонам. Следовательно, тема работы является актуальной в настоящее время.

В бывшем СССР свободные  зоны рассматривались как очаги  рыночной экономики, чей опыт должен был бы распространяться по стране, и как способ получить дополнительные права в управлении хозяйством для  региональных органов власти. Географическое положение Калининградской области  способствовало тому, что она стала  рассматриваться в качестве потенциально перспективной для организации  подобной зоны. Следовательно, тема работы является актуальной в настоящее время.

Целью выполнения работы является анализ особенностей функционирования свободной экономической зоны «Янтарь» в Калининградской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность  свободной экономической зоны;

- проанализировать особенности  свободной экономической зоны  в Калининградской области «Янтарь».

При выполнении работы объектом исследования является свободная экономическая  зона в Калининградской области  «Янтарь».

 

 

 

1 Сущность свободной  экономической зоны

 

Под свободной экономической зоной (СЭЗ) следует понимать часть территории страны, где государство устанавливает особый режим управления, наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных предпринимателей, для привлечения внешних и внутренних инвестиций.

Этот режим обычно предусматривает  особые льготы для осуществления  торговых операций (вплоть до отмены экспортно-импортных  пошлин), налоговые льготы (вплоть до отмены налогообложения), финансовые льготы на предоставление коммунальных и иных услуг и административные льготы, облегчающие процедуры въезда и  выезда, регистрации предприятий  и т. д. [14, c. 34]

Свободные экономические  зоны в России стали создаваться  в начале 90-х гг. Тогда прокатилась  настоящая волна создания всевозможных свободных экономических зон. Однако в отличие от многих зарубежных стран, где политика образования СЭЗ характеризовалась значительной долей прагматизма и целесообразностью, в нашей стране процесс создания СЭЗ отличался непомерными амбициями и избыточной политизацией. Идея СЭЗ стала инструментом борьбы за перераспределение власти и ресурсов в рамках суверенизации бывших союзных республик и крупных регионов.

В результате только с июля 1990 г. по июнь 1991 г. Верховный Совет  России официально закрепил статус СЭЗ  за 11 регионами, включая Приморский край, г. Находка, Алтайский край, г. Санкт-Петербург, Ленинградскую область, г. Выборг, г. Зеленоград, Калининградскую, Читинскую, Новгородскую области, Еврейскую  автономную область. Общая площадь  этих территорий составляла более 1 млн. км2 (7% территории), население - 18,5 млн. человек (13% населения). Тем самым оказались многократно перекрытыми совокупные размеры всех имеющихся СЭЗ в мире, вместе взятых. [14, c. 54]

Одним из непременных условий возникновения свободной экономической зоны является наличие выгодного экономико-географического положения. Для небольших, «точечных», СЭЗ это, прежде всего соседство с международным портом или аэропортом.

Рассмотрим основные типы свободных экономических зон  в Российской Федерации. В соответствии с хозяйственной специализацией СЭЗ в России подразделяются на следующие основные типы: [7, c. 109]

- промышленно-производственные;

- технико-внедренческие;

- туристско-рекреационные;

- портовые.

Рассмотрим механизм и основные направления их деятельности.

Промышленно-производственные СЭЗ имеют площадь не более 20 кв.км, на них размещаются объекты промышленного назначения. Такие зоны не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований и не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. Срок существования промышленно-производственных СЭЗ составляет не более 20 лет.

Характеризуются такие СЭЗ тем, что в них создаются предприятия, в которых производятся товары на экспорт на основе импортируемых полуфабрикатов, комплектующих изделий и других компонентов, либо на тех же основах выпускается так называемая импортозамещающая продукция для внутреннего рынка.

На предприятиях промышленно-производственной зоны осуществляется сборка готовой продукции, реализуемая  на близлежащих территориях и  в первую очередь в ближайшей  стране-импортере капитала. Первоначально, как правило, обязательно с экспортом  готовой продукции, затем используются местное сырье и полуфабрикаты  и импортной техники и технологии, затем поставка на внутренний рынок.

Эти СЭЗ имеют  специальный таможенный режим, где  действуют определенные финансовые и налоговые льготы. Деятельность таких СЭЗ направлена на возрождение национальной экономики.

Технико-внедренческие  СЭЗ предполагают ведение технико-внедренческой деятельности. Такие СЭЗ создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра, не могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований; а также не должны включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. Срок существования составляет не более 20 лет. [10, c. 35]

Технико-разрабатывающие  или технико-внедренческие зоны - это территориальные образования - анклавы, использующие национальные научные кадры и зарубежных специалистов, связанных в общую структуру  целей и задач НТП и пользующиеся единой системой налоговых и финансово-кредитных  льгот.

Эти образования  пользуются широкой всесторонней поддержкой государства, включая прямые инвестиции из государственного бюджета на развитие инфраструктуры, налоговые льготы и  налоговые кредиты. Главная цель их создания и функционирования: стимулировать  инновационную деятельность всех типов (от разработки до внедрения включительно) и повышать эффективность НТП  в целом, а не только отдельных  направлений науки и техники.

Среди технико-внедренческих  зон, действующих в России, наиболее широко представлены технологические (технопарки). Наиболее успешно функционируют "Зеленоград" и "Дубна".

Туристско-рекреационные  СЭЗ создаются на одном или нескольких участках территории, определяемых Правительством Российской Федерации, могут располагаться на территориях нескольких муниципальных образований. Туристско-рекреационные СЭЗ могут включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования, в них допускается размещение объектов жилищного фонда; а также оказание туристических и оздоровительных услуг.

Новым явлением в  российской практике создания функциональных зон стали туристско-рекреационные и эколого-экономические зоны. Эти зоны специализируются на таких сферах предпринимательской деятельности, которые не разрушают и не загрязняют окружающую среду. К таким сферам относятся туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации и др.), сфера образования, здравоохранения и др. [5, c. 186]

Крупной эколого-экономической  зоной могут стать Кавказские минеральные воды в Ставропольском крае, которые специализируются на развитии туризма, рекреационной сферы  и создании экологически чистой курортной  зоны. В 1999 г. в Санкт-Петербурге принято  решение о создании туристско-рекреационных  зон, которые будут включать туристические  комплексы г. Пушкин, Петродворца  и Курортного района. Эти зоны получат  различные льготы, которые могут  привести к расширению туризма в  регионе, увеличению валютных поступлений  в местный бюджет.

Целью создания портовых особых экономических зон на территории Российской Федерации является стимулирование развития портового хозяйства и  развитие портовых услуг, конкурентоспособных  по отношению к зарубежным аналогам.

Портовые особые экономические зоны создаются на территориях существующих морских  и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных  судов, территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных  судов, выполняющих международные  перевозки, а также на территориях, предназначенных в установленном  порядке для строительства, реконструкции  и эксплуатации морского порта, речного  порта, аэропорта. Портовые особые экономические  зоны не могут включать в себя имущественные  комплексы, предназначенные для  посадки пассажиров на суда, их высадки  с судов и для иного обслуживания пассажиров.

На момент создания портовой особой экономической зоны земельные участки, образующие эту  зону (в том числе земельные  участки, предоставленные для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной  и иных инфраструктур этой зоны) могут находиться во владении и (или) пользовании граждан или юридических  лиц.

В связи с длительным периодом окупаемости портового  хозяйства, высокой стоимостью основных фондов, используемых в портовом хозяйстве, и необходимостью неизменности правового  режима в течение длительного  периода времени для гарантии условий ведения предпринимательской  и инвестиционной деятельности в  условиях принятия норм, ухудшающих условия  ведения бизнеса. Портовые СЭЗ создаются на 49 лет.

 

2 Особенности  СЭЗ «Янтарь» в Калининградской  области

 

Калининградская область  – уникальный регион, занимающий особое место среди субъектов Российской Федерации. Интеллектуальный и производственный потенциал, богатство природных  ресурсов, геостратегическое положение  – все это является надежной базой  для эффективного решения социально-экономических  вопросов, укрепления связей России с  другими странами Европы.

В 1991 году в Калининградской  области была создана свободная  экономическая зона "Янтарь". В 1996 году статус особой экономической  зоны в регионе был закреплен федеральным законом. [1]

Цели создания зоны трактовались так:

- ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области;

- повышение жизненного уровня населения в области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;

- обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, потенциала российских предприятий для увеличения экспортных возможностей региона;

- развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;

- отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

1 апреля 2006 года вступил  в силу Федеральный закон от 10.01.2006 года №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», призванный обеспечить благоприятный инвестиционный климат в регионе, повысить конкурентоспособность производимых товаров, создать эффективно работающий механизм экономических отношений в Калининградской области, обеспечивающий развитие эксклава как региона российско-европейской экономической интеграции. Данный закон, с одной стороны, использует положительный потенциал действующего федерального законодательства и международного опыта, с другой - содержит ряд положений, направленных на создание правовых и институциональных условий для обеспечения экономического роста и привлечения инвестиций в регион, развития в регионе капиталоемких экспортно-ориентированных производств. [1]

В целях обеспечения действия специального правового режима Особой экономической  зоны уполномоченный орган осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти, а также  координацию взаимодействия администрации и федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов, касающихся такого обеспечения.

Администрация Калининградской области в целях обеспечения организации функционирования Особой экономической зоны осуществляет следующие функции:

- ведение реестра в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом;

- рассмотрение представленных юридическими лицами заявлений о включении в реестр и принятие решений о включении юридических лиц в реестр или об исключении резидентов из реестра в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Информация о работе Особенности ОЭЗ "Янтарь"