Особенности ОЭЗ "Янтарь"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Целью выполнения работы является анализ особенностей функционирования свободной экономической зоны «Янтарь» в Калининградской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность свободной экономической зоны;
- проанализировать особенности свободной экономической зоны в Калининградской области «Янтарь».

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность свободной экономической зоны 4
2 Особенности СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области 9
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Реферат Янтарь).docx

— 39.53 Кб (Скачать файл)

- представление в налоговые органы и таможенные органы информации о включении юридических лиц в реестр и об исключении резидентов из реестра;

- контроль за соблюдением резидентами условий инвестиционных деклараций;

- согласование изменений, вносимых резидентом в инвестиционную декларацию, и внесение таких изменений в реестр;

- формирование предложений о включении в перечень категорий товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны;

- защита законных интересов резидентов в отношениях с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Калининградской области, органами местного самоуправления при решении вопросов реализации инвестиционных проектов;

- представление ежегодного отчета о результатах функционирования Особой экономической зоны в соответствующий отчетный год в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом и т.д. [6, c. 50]

Федеральный закон предусматривает  введение специального статуса резидента  Особой экономической зоны: резидентом Особой экономической зоны может стать юридическое лицо, осуществляющее инвестиционный проект и включенное в единый реестр резидентов Особой экономической зоны.

К инвестиционным проектам, реализуемым  резидентами, предъявляются следующие  требования:

  • реализация инвестиционных проектов на территории Калининградской области;
  • осуществление инвестиций в форме капитальных вложений;
  • объем капитальных вложений в соответствии с представленным инвестиционным проектом должен составлять в сумме не менее чем 150 миллионов рублей;
  • объем капитальных вложений в сумме не менее 150 миллионов рублей должен быть осуществлен в срок, не превышающий трех лет со дня включения юридического лица в реестр резидентов ОЭЗ.

Особая экономическая  зона Калининградской области включает всю территорию области, кроме оборонных объектов и нефтедобыче на шельфе. Главная особенность, непосредственно установленная самим законом,- режим свободной таможенной зоны, то есть все товары ввозятся в область (и из российских регионов, и из-за рубежа) без взимания таможенных пошлин. И все произведенные в области товары вывозятся за её пределы беспошлинно.

Свободная экономическая  зона создавалась в пределах всей Калининградской области с прилегающими  к  ней  районами  континентального шельфа,  за  исключением территории объектов,  имеющих оборонное и стратегическое значение для России. [8, c. 36]

Рассмотрим главные отличительные черты рассматриваемой зоны «Янтарь»:

- выгодное экономико-географическое положение на пересечении  торговых путей между Евразией и Европой, наличие незамерзающего морского порта;

- уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов);

- изолированность области от остальной территории России  границами других государств, что повышает транспортные расходы и одновременно увеличивает политические риски хозяйственной деятельности в регионе;

- использование  для  военных  нужд значительной части территории, втрое большей,  чем площадь территорию гражданского заселения, что создает  неблагоприятный  климат  для его внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных капиталов.

Создание благоприятного инвестиционного климата является одной из задач и одновременно необходимым условием успешного  функционирования Калининградской  особой экономической зоны. [11, c. 67]

Для Калининградской области из-за её эксклавности иностранные инвестиции будут иметь ещё большее значение, чем для России в целом. Но создание благоприятного инвестиционного климата в регионе должно способствовать не только иностранным, но и инвестициям предпринимательского капитала из других регионов России, а также привлечению местных, пусть и ограниченных финансовых ресурсов.

Необходимо отметить, что по росту промышленного производства в январе-ноябре 2011 года Калининградская область заняла первое место среди регионов СЗФО, а среднероссийский показатель оказался превышен на 21%. При этом по итогам 2009 года регион находился лишь на 7 месте.

Высокий темп роста индекса  промышленного производства в 2011 году был достигнут, прежде всего, за счет роста выпуска промышленной продукции обрабатывающих производств. Индекс обрабатывающих производств составил 144,9% против 79,1% за соответствующий период 2009 года, что оказалось самым высоким результатом по СЗФО (в 2009 году – 8 место). Рост в обрабатывающих производствах отмечался практически по всем видам деятельности за исключением обработки древесины и производства изделий из дерева (-6,5%).

При этом наибольший рост фиксировался в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (в 3,1 раза). Это связывают с возобновлением поставок на телевизионные предприятия  области комплектующих изделий  от ведущих мировых брендов, а  также с вводом в эксплуатацию новых предприятий-резидентов ОЭЗ (ООО  «Системы Нефть и Газ Балтия», ОАО «НТП «Цифровые телевизионные  системы», ООО «Пранкор», ООО «ПроИнвест»). [4, c. 37]

Кроме того, в связи с развитием предприятий ООО «Автотор Холдинг», ОАО «ПСЗ «Янтарь», других калининградских предприятий судостроения и судоремонта в 2,6 раза возросли объемы производства транспортных средств и оборудования.

Действующий Закон об ОЭЗ  в Калининградской области, безусловно, играет большую роль в экономическом  развитии региона. С помощью предоставляемых  налоговых и таможенных льгот  стимулируется активизация бизнеса  и инвестиционная привлекательность  области.

Но главное, на что должно быть направлено действие закона об ОЗЭ  это обеспечение постепенного повышения  среднего уровня зарплат и пенсий, реальных доходов населения Калининградской  области. Несмотря на финансово-экономический  кризис, который наша страна пережила с наименьшими социальными и экономическими потерями, именно за счет Закона об ОЭЗ в регионе удалось не допустить экономического коллапса и стабилизировать ситуацию в целом. К примеру, индекс промышленного производства за 9 месяцев 2011 года по области составил 129,8% к 9 месяцам 2010 года, тогда как в среднем по России он равен 108,9%.

Недавнее подписание декларации о создании Единого Экономического Пространства с Казахстаном и  Беларусью, считается огромной политической и экономической победой, а также  демонстрацией международных успехов  России, а также вступление России во Всемирную торговую организацию  на сегодня являются двумя главными международными событиями, которые  требуют приступить к работе по пересмотру положений закона об ОЭЗ уже сейчас. [12, c. 186]

Депутат Государственной  Думы ФС РФ от Калининградской области, Председатель Комитета по экономической  политике и предпринимательству  Е.А. Федоров предложил создать  в Калининграде экспертную группу специалистов, которые совместно с органами власти и всеми заинтересованными  лицами продолжат работу по оценке существующей ситуации и подготовке нового Закона «Об Особой экономической зоне в Калининграде».

Только после проведенного исследования и глубокого анализа  можно будет сказать, что нужно  сделать, чтобы сделать из Калининградской  области регион высочайшей инвестиционной привлекательности и деловой  активности, чтобы новый Закон  отвечал современным интересам  граждан, государства и бизнес сообщества.

В экономическом плане Калининградскую область необходимо развивать как постиндустриальную территорию путем создания предприятий с наукоемким производством и современными технологиями, как это с успехом сделала - Финляндия. Там всего за шесть лет экономика перешла на постиндустриальный тип. При том, что в Финляндии практически отсутствует собственная наука, они сумели создать и развить рынок новых технологий. Примером здесь может быть продукция компании Nokia, которая известна и уважаема во всем мире. Если наша страна пойдет этим же путем, мы не хуже наших соседей сможем производить качественные и конкурентоспособные товары.

Необходимо  использовать международный опыт, тем более, что в России научный потенциал самый высокий в мире. На идеях российских ученых разрабатывается большинство технологий в мире.

Что касается развития транспортных узлов и особенно морских портов в Калининградской области, здесь необходимо использовать уже имеющийся мировой опыт, когда на территории портов создаются свободные таможенно-торговые зоны, с помощью которых можно существенно повысить объем грузопотока и активизировать экспортно-импортные торговые операции.

Не надо забывать и о  том, что географические, климатические  и исторические особенности Калининградской  области – это хорошая площадка для развития туристических и  санаторно-лечебных услуг.

И поэтому сегодня стоит  главная задача правильно и эффективно распорядится вышеназванным потенциалом  региона.

 

Заключение

 

Любая СЭЗ независимо от места ее расположения, цели создания остается неотъемлемой частью государственной  территории со всеми вытекающими  отсюда последствиями. Суверенитет  государства, на территории которого создается зона, и осуществление его суверенных прав при этом не затрагиваются. Имеется в виду, что СЭЗ - хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них будет осуществляться органами власти и управления.

В 1991 году в Калининградской  области была создана свободная  экономическая зона "Янтарь". В 1996 году статус особой экономической  зоны в регионе был закреплен федеральным законом.

Практика создания зон в Российской Федерации свидетельствует, что  путем принятия положения по каждой зоне можно определить ее территориальные  пределы.

Так, согласно п. 3 Положения о СЭЗ "Янтарь", эта зона "располагается  в административных границах Калининградской  области с прилегающими к ней  районами континентального шельфа и экономической зоны России (кроме районов территории области, связанных с обеспечением обороны страны)".

Создание благоприятного инвестиционного климата является одной из задач и одновременно необходимым условием успешного  функционирования Калининградской  особой экономической зоны.

Проблемам экономического развития Калининградской области российские и зарубежные ученые и практики уделяют сейчас особое внимание. Причина - в специфике ее современного значения, условий существования и во многом уникальной концентрации на ней экономических и политических интересов России и ряда сопредельных государств.

 

Список литературы

 

  1. Федеральный закон от 10.01.2006 года №16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
  2. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2009 г.) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
  3. Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. N 340-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  4. Арутюнян Л.О. Особые экономические зоны как фактор стимулирования развития инновационной деятельности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация. 2010.  - №4. – С. 34-42.
  5. Коваленко Е., Зинчук Г., Кочеткова С. Региональная экономика и управление: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Питер, 2010. - 288с.
  6. Кожокин Е., "Свободные экономические зоны и региональная политика" // Международная жизнь. - 2011. - №10. - с.48.
  7. Корнейчук Н. "Специальные экономические зоны: опыт и перспективы" // Вопросы экономики. - 2011. - №10. - с.107.
  8. Нилов К.Н. Правовое положение резидентов особой экономической зоны в Калининградской области: некоторые проблемы // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Серия "Экономические и юридические науки". Вып. 9. Калининград, 2008.  – С. 32.
  9. Приходько С., Трошин Н. "Варианты развития взаимосвязей СЭЗ и национальной экономики" // Вопросы экономики. - 2010. - №10. - с.87.
  10. Раненко В. "Свободная зона в экономической перспективе" // Международная жизнь. - 2009. - №11. - с.33.
  11. Реут А.И. Статус резидента особой экономической зоны // Современное право. 2010. - №5. – С. 65-71.
  12. Рыбаков С.А., Орлова Н.А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества. М.: Вершина, 2011. – 231 с.
  13. Семенов Г. "Развитие свободных экономических и оффшорных зон" // Российский экономический журнал. - 2009. - №1. - с.38.
  14. Шеховцев А., Шестакова М., Громов А. "Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России" // Вопросы экономики. - 2010. - №10. - с.104.

Информация о работе Особенности ОЭЗ "Янтарь"