Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 22:17, реферат
В гражданском законодательстве отсутствует определение понятия "реорганизация", но по своей сути реорганизация представляет собой специфический способ прекращения существующих и образования новых юридических лиц, основанный на универсальном правопреемстве (т.е. передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс; кроме того, юридическое лицо - правопреемник не вправе отказаться от принятия обязательств реорганизуемой организации).
В данной работе я хочу рассмотреть основные процедуры, через которые проходят юридические лица при реорганизации.
Введение……………………………………………………………................3
Сущность и особенности оформления учредительных документов при реорганизации предприятия:
Понятие и формы реорганизации юридического лица……………….4
Порядок подготовки передаточного акта и разделительного баланса при реорганизации предприятия………………………………………..6
Инвентаризация имущества при реорганизации:
Сущность инвентаризации………………………………………………9
Порядок оформления инвентаризационных материалов……………..11
Передача прав и обязанностей организации при реорганизации юридического лица………………………………………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поволжский государственный технологический университет»
Кафедра бухгалтерского учёта и аудита
Особенности организации бухгалтерского дела при реорганизации предприятия
Выполнила: студентка гр. ЭКО-21
Хухарева С.Н.
Проверил: доцент к.э.н.
Деревяшкин С.А.
Йошкар-Ола
2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………..
Введение
Реорганизация и ликвидация предприятия в повседневной практике встречаются довольно часто. Экономический кризис 2008-2009 годов подтолкнул многие предприятия – мебельные магазины, службы перевозки, торговые мегамоллы, точки продаж техники, банки и фирмы-однодневки – закрыться в связи с неспособностью рассчитаться по долгам. Процедура их банкротства или реорганизации проводится в соответствии с ГК РФ (статьи 57-65), а также с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). Нередко экономические субъекты в процессе своего функционирования приходят к выводу, что их бизнес станет более эффективным, если его организовать в другой форме, при этом важную роль в этом играет разделение предприятия или, наоборот, его укрупнение. В статье рассматриваются актуальные вопросы налогового правопреемства при реорганизации юридических лиц.
В гражданском законодательстве отсутствует определение понятия "реорганизация", но по своей сути реорганизация представляет собой специфический способ прекращения существующих и образования новых юридических лиц, основанный на универсальном правопреемстве (т.е. передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс; кроме того, юридическое лицо - правопреемник не вправе отказаться от принятия обязательств реорганизуемой организации).
В данной работе я хочу рассмотреть основные процедуры, через которые проходят юридические лица при реорганизации.
1.1 Понятие и формы реорганизации юридического лица
Реорганизация – это прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее за собой переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому. Перед проведением реорганизации необходимо провести внимательный налоговый и бухгалтерский анализ механизмов ее проведения. [5]
Статьями 57 и 58 ГК РФ определены пять форм реорганизации юридического лица:
В зависимости от конкретных причин и целей реорганизация может осуществляться в добровольном либо принудительном порядке. Добровольно, то есть по воле самого юридического лица (решению учредителей (участников) юридического лица либо его органа, уполномоченного на это учредительными документами). Принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения осуществляется с целью ограничения монополистической деятельности субъектов предпринимательской деятельности.
Помимо добровольной и принудительной реорганизаций можно выделить еще один, достаточно обособленный случай реорганизации – это реорганизация юридического лица в результате приватизации. При слиянии, выделении, преобразовании и разделении права и обязанности (полностью или в части, определенной в разделительном балансе или передаточном акте) реорганизованного юридического лица переходят к вновь образованному юридическому лицу в день его государственной регистрации. А при присоединении - в день совершения в Едином государственном реестре записи о прекращении реорганизованного юридического лица.[3]
1.2 Порядок подготовки передаточного акта и разделительного баланса при реорганизации предприятия
В ходе реорганизации подготавливается передаточный акт или разделительный баланс. Передаточный акт и разделительный баланс — это не только бухгалтерские документы, позволяющие точно установить, кому конкретно и какое имущество передано, но это также документы, имеющие большое правовое значение.
Разделительный баланс – это документ, который составляется при реорганизации юридического лица в форме разделения и выделения и содержит информацию о разделяемых имуществе, правах, обязанностях. Форма разделительного баланса законодательством не предусмотрена. Для его составления может использоваться форма бухгалтерского баланса. Разделительный баланс должен состоять из общего баланса реорганизуемого юридического лица и баланса нового (новых) юридических лиц.
Передаточный акт – документ, в соответствии с которым при реорганизации юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного. Типовая унифицированная форма передаточного акта также не установлена. Реорганизуемое юридическое лицо может составлять передаточный акт в произвольной форме с учетом требований, предъявляемых к оформлению первичных учетных документов согласно ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» в части обязательных реквизитов.[4]
В передаточном акте должны быть, в частности, указаны:
На практике существует разрыв между датой принятия решения о реорганизации учредителями юридического лица или органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными, и датой государственной регистрации вновь созданных юридических лиц (при реорганизации в любой форме, кроме присоединения) или датой внесения в Единый государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (при реорганизации в форме присоединения) в соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ.[1]
Передаточный акт и разделительный баланс, составленные на дату принятия решения о реорганизации, утверждаются учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица. Затем они представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или для внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ).
На подготовку и согласование учредительных документов может потребоваться значительное время, не ограничиваемое законодательством. Кроме того, государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.01 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»). Следовательно, с момента составления передаточного акта и (или) разделительного баланса в первоначальном варианте до даты государственной регистрации проходит время, в течение которого реорганизуемое предприятие может отгружать продукцию или получать оплату по ранее заключенным договорам, проводить необходимые расчетные операции с сотрудниками и подотчетными лицами. Естественно, на дату государственной регистрации изменится и баланс реорганизуемого предприятия, что должно найти отражение в окончательном варианте передаточного акта и (или) разделительного баланса.
В дополнение к этим документам необходимо составить специальный акт (или справку), разъясняющий причины изменений тех или иных показателей, а также положения по внесению изменений в состав передаваемого (разделяемого) имущества и обязательств (если это требуется). Однако статус такого документа в настоящее время законодательно не определен.[6]
В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения обо всех обязательствах долгового характера, а также всех правах требования, передаваемых реорганизуемым юридическим лицом своему правопреемнику, с обязательной подробной балансовой расшифровкой числящихся по каждому кредитору и должнику денежных сумм. Поэтому составлению разделительного баланса или передаточного акта должна предшествовать обязательная инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемого юридического лица.
Инвентаризация в процессе реорганизации является условием достоверности отражения в учете переходящего к правопреемнику имущества, имущественных прав и финансовых обязательств и носит обязательный характер. Проведение инвентаризации и реорганизацию юридического лица целесообразно приурочить к концу определенного отчетного периода (квартала, года), так как в состав документов по реорганизации входит бухгалтерская отчетность, составляемая на последнюю отчетную дату (или дату реорганизации).[1]
Результаты инвентаризации оформляются с использованием типовых форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России № 88 от 18.08.98 г. (в ред.03.05.00 г.) и № 26 от 27.03.00 г. Высший орган управления юридического лица, приняв решение о реорганизации, издает приказ на бланке типовой формы № ИНВ-22 и регистрирует его в Журнале учета и контроля за выполнением приказов (форма № ИНВ-23). Приказ содержит указание о причине и сроках проведения инвентаризации, составе инвентаризационной комиссии, перечне объектов, подлежащих инвентаризации, и другие необходимые сведения.[3]
По каждому виду имущества и обязательств оформляются отдельные унифицированные формы:
• по основным средствам – форма № ИНВ-1;
• по товарно-материальным ценностям – форма № ИНВ-3;
• по расходам будущих периодов – форма № ИНВ-11;
• по наличным денежным средствам – форма № ИНВ-15;
Информация о работе Особенности организации бухгалтерского дела при реорганизации предприятия