Особенности организации бухгалтерского дела при реорганизации предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 22:17, реферат

Описание работы

В гражданском законодательстве отсутствует определение понятия "реорганизация", но по своей сути реорганизация представляет собой специфический способ прекращения существующих и образования новых юридических лиц, основанный на универсальном правопреемстве (т.е. передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс; кроме того, юридическое лицо - правопреемник не вправе отказаться от принятия обязательств реорганизуемой организации).
В данной работе я хочу рассмотреть основные процедуры, через которые проходят юридические лица при реорганизации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………................3
Сущность и особенности оформления учредительных документов при реорганизации предприятия:
Понятие и формы реорганизации юридического лица……………….4
Порядок подготовки передаточного акта и разделительного баланса при реорганизации предприятия………………………………………..6
Инвентаризация имущества при реорганизации:
Сущность инвентаризации………………………………………………9
Порядок оформления инвентаризационных материалов……………..11

Передача прав и обязанностей организации при реорганизации юридического лица………………………………………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………..19
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

Особенности организации бухгалтерского дела при реорганизации предприятия.docx

— 41.53 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжский государственный технологический университет»

 

 

 

Кафедра бухгалтерского учёта и аудита

 

 

Особенности организации бухгалтерского дела при реорганизации предприятия

 

 

Выполнила: студентка гр. ЭКО-21

Хухарева С.Н.

Проверил: доцент к.э.н.

 Деревяшкин С.А.

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2013

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………................3

  1. Сущность и особенности оформления учредительных документов при реорганизации предприятия:
    1. Понятие и формы реорганизации юридического лица……………….4
      1. Порядок подготовки передаточного акта и разделительного баланса при реорганизации предприятия………………………………………..6
  1. Инвентаризация имущества при реорганизации:
      1. Сущность инвентаризации………………………………………………9
      1. Порядок оформления инвентаризационных материалов……………..11

 

  1. Передача прав и обязанностей организации при реорганизации юридического лица………………………………………………………………………………….14

Заключение…………………………………………………………………..19

Список литературы………………………………………………................20

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Реорганизация и ликвидация предприятия в повседневной практике встречаются довольно часто. Экономический кризис 2008-2009 годов подтолкнул многие предприятия – мебельные магазины, службы перевозки, торговые мегамоллы, точки продаж техники, банки и фирмы-однодневки – закрыться в связи с неспособностью рассчитаться по долгам. Процедура их банкротства или реорганизации проводится в соответствии с ГК РФ (статьи 57-65), а также с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве). Нередко экономические субъекты в процессе своего функционирования приходят к выводу, что их бизнес станет более эффективным, если его организовать в другой форме, при этом важную роль в этом играет разделение предприятия или, наоборот, его укрупнение. В статье рассматриваются актуальные вопросы налогового правопреемства при реорганизации юридических лиц.

В гражданском законодательстве отсутствует определение понятия "реорганизация", но по своей сути реорганизация представляет собой специфический способ прекращения существующих и образования новых юридических лиц, основанный на универсальном правопреемстве (т.е. передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс; кроме того, юридическое лицо - правопреемник не вправе отказаться от принятия обязательств реорганизуемой организации).

В данной работе я хочу рассмотреть основные процедуры, через которые проходят юридические лица при реорганизации.

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность и особенности оформления учредительных документов при реорганизации предприятия

1.1 Понятие и формы реорганизации  юридического лица

Реорганизация – это прекращение или иное изменение правового положения юридического лица, влекущее за собой переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому. Перед проведением реорганизации необходимо провести внимательный налоговый и бухгалтерский анализ механизмов ее проведения. [5]

Статьями 57 и 58 ГК РФ определены пять форм реорганизации юридического лица:

  1. слияние – когда два и более юридических лица  превращаются в одно новое, к которому переходят все права и обязанности прежних юридических лиц, а последние, в свою очередь, прекращают существование;
  2. присоединение – когда одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому, при этом прекращается присоединяемое юридическое лицо (или несколько лиц), а лицо, к которому присоединяются, приобретает в дополнение к своим правам и обязанностям права и обязанности присоединяемого лица (лиц);
  3. разделение – когда юридическое лицо делится на два или более юридических лиц, при этом разделение юридического лица влечет за собой его прекращение и переход его прав и обязанностей к вновь возникшим юридическим лицам, а объем прав и обязанностей, переходящих к каждому возникшему юридическому лицу, определяется в разделительном балансе;
  4. выделение – когда из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать, а объем прав и обязанностей оставшегося юридического лица и выделившихся лиц определяется в разделительном балансе;
  5. преобразование – когда юридическое лицо одного вида преобразуется в юридическое лицо другого вида, при этом все права и обязанности юридического лица полностью переходят к преобразованному юридическому лицу. Преобразование заключается в том, что реорганизуемое юридическое лицо прекращает свое существование, но при этом возникает новое юридическое лицо с тем же составом участников, при этом перераспределения имущества не происходит. [2]

В зависимости от конкретных причин и целей реорганизация может осуществляться в добровольном либо принудительном порядке. Добровольно, то есть по воле самого юридического лица (решению учредителей (участников) юридического лица либо его органа, уполномоченного на это учредительными документами). Принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения осуществляется с целью ограничения монополистической деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

Помимо добровольной и принудительной реорганизаций можно выделить еще один, достаточно обособленный случай реорганизации – это реорганизация юридического лица в результате приватизации. При слиянии, выделении, преобразовании и разделении права и обязанности (полностью или в части, определенной в разделительном балансе или передаточном акте) реорганизованного юридического лица переходят к вновь образованному юридическому лицу в день его государственной регистрации. А при присоединении - в день совершения в Едином государственном реестре записи о прекращении реорганизованного юридического лица.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Порядок подготовки передаточного акта и разделительного баланса при реорганизации предприятия

 

В ходе реорганизации подготавливается передаточный акт или разделительный баланс. Передаточный акт и разделительный баланс — это не только бухгалтерские документы, позволяющие точно установить, кому конкретно и какое имущество передано, но это также документы, имеющие большое правовое значение.

Разделительный баланс – это документ, который составляется при реорганизации юридического лица в форме разделения и выделения и содержит информацию о разделяемых имуществе, правах, обязанностях. Форма разделительного баланса законодательством не предусмотрена. Для его составления может использоваться форма бухгалтерского баланса. Разделительный баланс должен состоять из общего баланса реорганизуемого юридического лица и баланса нового (новых) юридических лиц.

Передаточный акт – документ, в соответствии с которым при реорганизации юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного. Типовая унифицированная форма передаточного акта также не установлена. Реорганизуемое юридическое лицо может составлять передаточный акт в произвольной форме с учетом требований, предъявляемых к оформлению первичных учетных документов согласно ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» в части обязательных реквизитов.[4]

В передаточном акте должны быть, в частности, указаны:

  1. наименование документа;
  2. дата составления;
  3. наименование организации, от имени которой составлен документ;
  4. содержание хозяйственной операции (передача конкретных прав и обязанностей в ходе реорганизации);
  5. измерители хозяйственных операций в натуральном и денежном выражении (следует указать количество передаваемого в ходе реорганизации имущества и обязательств, дать их подробное описание и денежную оценку);
  6. наименование должностей лиц, ответственных за реорганизацию и за ее документальное оформление;
  7. личные подписи указанных лиц.

На практике существует разрыв между датой принятия решения о реорганизации учредителями юридического лица или органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными, и датой государственной регистрации вновь созданных юридических лиц (при реорганизации в любой форме, кроме присоединения) или датой внесения в Единый государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (при реорганизации в форме присоединения) в соответствии с п. 4 ст. 57 ГК РФ.[1]

Передаточный акт и разделительный баланс, составленные на дату принятия решения о реорганизации, утверждаются учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица. Затем они представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или для внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК РФ).

На подготовку и согласование учредительных документов может потребоваться значительное время, не ограничиваемое законодательством. Кроме того, государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.01 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»). Следовательно, с момента составления передаточного акта и (или) разделительного баланса в первоначальном варианте до даты государственной регистрации проходит время, в течение которого реорганизуемое предприятие может отгружать продукцию или получать оплату по ранее заключенным договорам, проводить необходимые расчетные операции с сотрудниками и подотчетными лицами. Естественно, на дату государственной регистрации изменится и баланс реорганизуемого предприятия, что должно найти отражение в окончательном варианте передаточного акта и (или) разделительного баланса.

В дополнение к этим документам необходимо составить специальный акт (или справку), разъясняющий причины изменений тех или иных показателей, а также положения по внесению изменений в состав передаваемого (разделяемого) имущества и обязательств (если это требуется). Однако статус такого документа в настоящее время законодательно не определен.[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Инвентаризация имущества при реорганизации
      1. Сущность инвентаризации

 

В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться сведения обо всех обязательствах долгового характера, а также всех правах требования, передаваемых реорганизуемым юридическим лицом своему правопреемнику, с обязательной подробной балансовой расшифровкой числящихся по каждому кредитору и должнику денежных сумм. Поэтому составлению разделительного баланса или передаточного акта должна предшествовать обязательная инвентаризация имущества и денежных обязательств реорганизуемого юридического лица.

Инвентаризация в процессе реорганизации является условием достоверности отражения в учете переходящего к правопреемнику имущества, имущественных прав и финансовых обязательств и носит обязательный характер. Проведение инвентаризации и реорганизацию юридического лица целесообразно приурочить к концу определенного отчетного периода (квартала, года), так как в состав документов по реорганизации входит бухгалтерская отчетность, составляемая на последнюю отчетную дату (или дату реорганизации).[1]

Результаты инвентаризации оформляются с использованием типовых форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России № 88 от 18.08.98 г. (в ред.03.05.00 г.) и № 26 от 27.03.00 г. Высший орган управления юридического лица, приняв решение о реорганизации, издает приказ на бланке типовой формы № ИНВ-22 и регистрирует его в Журнале учета и контроля за выполнением приказов (форма № ИНВ-23). Приказ содержит указание о причине и сроках проведения инвентаризации, составе инвентаризационной комиссии, перечне объектов, подлежащих инвентаризации, и другие необходимые сведения.[3]

По каждому виду имущества и обязательств оформляются отдельные унифицированные формы:

• по основным средствам – форма № ИНВ-1;

• по товарно-материальным ценностям – форма № ИНВ-3;

• по расходам будущих периодов – форма № ИНВ-11;

• по наличным денежным средствам – форма № ИНВ-15;

Информация о работе Особенности организации бухгалтерского дела при реорганизации предприятия