Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:19, доклад
Рыночные реформы, которые осуществляются в нашей республике, правомерно называют радикальными. Трудно говорить об истинном прообразе нашего проекта, хотя определенная схожесть с польским вариантом и заведомое отличие от китайского очевидны. У находившейся в тяжелейшем состоянии нашей экономики не было времени на теоретическую проработку курса реформ. Правительство было вынуждено заниматься в большей мере оперативными вопросами реформирования - лишь бы выжить, а там посмотрим!
Рыночные реформы,
которые осуществляются в нашей
республике, правомерно называют радикальными.
Трудно говорить об истинном прообразе
нашего проекта, хотя определенная схожесть
с польским вариантом и заведомое
отличие от китайского очевидны. У
находившейся в тяжелейшем состоянии нашей
экономики не было времени на теоретическую
проработку курса реформ. Правительство
было вынуждено заниматься в большей мере
оперативными вопросами реформирования
- лишь бы выжить, а там посмотрим!
Главное заключалось в выборе основных
ориентиров, наиболее оптимальных направлений
движения к рынку. Кое-что подсказы вали
группы иностранных экономических экспертов
и советников Президента, опыт других
стран. Не скупился на советы и Международный
валютный фонд.
И все же в целом экономике Кыргызстана
предстояло идти своим путем ,который
оказался с одной стороны движением вдоль
заранее намеченных ориентиров, а с другой
методом проб и ошибок, обучением на ходу.
Основные ориентиры движения по столбовой
дороге реформ были ясны заранее: либерализация
цен, разгосударствление экономики и приватизация
государственной собственности, децентрализация
управления, отказ от директивного планирования,
переход к государственному
регулированию экономики, создание двухуровневой
банковской системы, преодоление политики
дешевых кредитов, осуществление структурной
пререстроики в пользу приоритетных отраслей,
всемерное способствование предпринимательству...
Времени на все отводилось немного. Эксперты
понимали и предсказывали, что столь быстрые
перемены невозможны без... затяжного экономического
спада и снижения уровня жизни. Однако,
к сожалению, продолжительность углубившегося
финансово-экономического кризиса затянулась
на непозволительные сроки, а социальная
цена - больше той, на которую ориентировалось
правительство.
Попытки коренным образом изменить прежний
порядок привели к тому, что в Кыргызстане
процесс разрушения старых механизмов
государственного регулирования пошел
быстрее, нежели создание новых, необходимых
для проведения разумных рыночных преобразований.
И народ не был готов к жизни в условиях
"такой" рыночной экономики.
Характеризуя формирующуюся в нашей республике
модель рыночной экономики, следует учитывать
особую геополитическую роль. Страна в
социально-экономическом плане выступает
в какой-то мере связующим звеном между
цивилизациями западного и восточного
типов. В экономическом плане общество
сформировалось как восточное и сохранило,
несмотря на смену политических режимов,
такие "менталитеты", как роль государства
- регулятора экономики, неразвитость
частной собственности, слабость личной
инициативы при довольно сильных коллективистских
настроениях...
Никак нельзя признать удачной проведенную
приватизационную акцию в ее ваучерном
варианте. Фактически не был найден и задействован
объективный механизм оценки стоимости
приватизируемых государственных предприятий,
в связи, с чем государство понесло значительные
потери, государственные объекты попали
к сомнительным хозяйчикам разного калибра.
И сегодня реформа прокручивается при
вале безработицы, под аккомпанемент внутренней
и внешней миграции. В 2002 г. было официально
зарегистрировано 86 тыс. безработных.
Знакома нам и высокая криминализация
экономической жизни: конфликты
в схлестах перераспределения собственности,
рост коррупции. С самого начала реформы
коррупция превратилась в самый доходный
"бизнес".
В 2002 году ущерб от должностных преступлений
составил более 20 миллионов сомов; от контрабанды
– 600 800 млн. сомов; материальный ущерб
от экономических преступлений исчисляется
300 млн. сомов. Это только выявленные прокуратурой
факты, вершина айсберга. Что творится
в невидимой части - страшно подумать.
Из-за "зыбкой" экономики средняя
зарплата в Кыргызстане составляет 34,5
доллара, когда в Казахстане - 152 доллара,
в России - 184 доллара.
И еще одно очевидное обстоятельство:
неравномерность перехода к рыночной
экономике в регионах республики. Заметнее
всего процесс протекает в Бишкеке, где
сосредоточены основные банки и другие
финансовые учреждения, где получило широкое
распространение частное предпринимательство.
Реформа в сельском хозяйстве частью уперлась
в тупик, частью пошла по сомнительному
пути. За счет массовой миграции происходит
сокращение населения в сельской местности.
В поисках работы люди переезжают в города
Бишкек, 0ш, в Россию и Казахстан.
На формирование рыночной экономики оказывают
влияние и такие факторы, как психологическая
склонность немалой части населения к
государственному перераспределению
доходов среди населения, бесплатному
образованию, медицинскому обслуживанию
и т.д. Это ведет к сохранению формальной
экономической роли государства в финансировании
социальных нужд и к ограничению рыночных
факторов в социальной сфере.
Экс-премьер-министр Российской Федерации,
директор института переходной экономики
профессор Егор Гайдар, приглашенный как
независимый эксперт на Третий инвестиционный
саммит, который состоялся 26 июня в Чолпонате,
посоветовал кыргызстанским коллегам:
не копируйте зарубежные модели развития,
так как все постсоветские страны отличаются
своеобразием истории, уровнем экономического
развития, социальными и национальными
условиями.
Еще в XVIII веке Адам Смит отметил: "Ни
одно общество не может быть процветающим
и счастливым в целом, пока большая часть
его населения остается бедной и несчастной".
Да, целью экономической реформы являются
не сами хозяйственные достижения, а в
конечном счете, все общество.
Сейчас государственная политика Кыргызстана
направлена на параллельное решение проблем
выхода из кризиса и осуществление экономической
реформы, поддержку жизненного уровня
малоимущих слоев населения и предупреждение
обострения социально-политической ситуации
в стране.
Такова суть особенности нашей модели
переходной экономики.
17 июля 2003 года
В условиях становления рыночной экономики объективным становится изучение тенденций и закономерностей модельного развития сельского хозяйства. Сельское хозяйство играет значительную роль в экономике Кыргызстана на протяжении длительного исторического периода.
Сочетание передового опыта организации и ведение сельскохозяйственного производства с относительно высоким уровнем механизации работ за годы советской власти привели к формированию в 1970-80 годах в Кыргызстане мощного агропромышленного комплекса (АПК), который представлял собой сложную социально-экономическую систему, характеризующуюся наличием огромной территории, большими различиями региональных и почвенно-климатических условий, оказывающих серьезное влияние на специализацию и структуру сельскохозяйственного производства. АПК обеспечивало занятостью большую часть сельского населения страны, создавая необходимую инфраструктуру. Отсюда и вытекают трудности сельского населения Кыргызстана (65% всех жителей страны) в переходный период к рыночной экономике.
Проблемы развития аграрной экономики была актуальной всегда. Но она приобретает особую значимость в условиях становления рыночных отношений. Продолжающая земельная реформа, разгосударствление, приватизация государственной собственности, развитие на этой основе новых форм хозяйствования коренным образом меняют производственные отношения в агропромышленном комплексе, определяют принципиально новую концепцию развития производственных сил. Модельное развитие нацеливает сельскохозяйственные предприятия на производство не только высококачественной продукции, которая могла бы быть доступной для внутреннего потребителя и конкурентоспособной на мировом рынке.
В переходный период, в результате массового разгосударствления и приватизации совхозов и реорганизации колхозов произошли значительные изменение в структуре хозяйствования, которые требуют более глубокой переоценки, переформирования состава информации и методов их сбора, обработки и представления потребителями. Это означает, что в ходе реформы в аграрном секторе Кыргызстана, основной целью которых является повышение эффективности отечественного производства, наращивание его объемов, улучшение качества продукции и снижение ее себестоимости до уровня конкурентоспособности на мировых рынках, полное удовлетворение населения в продуктах питания, а промышленности в сырье, коренным образом изменилась структура сельскохозяйственных формирований. Так, если до 90-х годов основными производителями являлись крупные товарные сельскохозяйственные производители, на долю которых приходилось почти 45% валовой продукции, то к концу 1999 года их удельный вес снизился до 12,6 % .
В стране произошел
процесс перераспределения
В настоящее время в Кыргызстане 90% всех аграрных предприятий составляют различного рода товарищества, крестьянские фермерские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы. Фермерские хозяйства республики пока не играют и, по всей видимости, в перспективе не смогут играть существенную роль в обеспечении населения продовольствием. К этому выводу подводит анализ современного состояния фермерства. Конечно, были, ошибки. По этой причине и процесс преобразовании новых формы хозяйствований в первый период шел не везде гладко, а кое где допускались и факты для проведения полнокровной земельной реформы, особенно первой половины 90-х годов.
В последующие годы, после внесения некоторых изменений и дополнений в конституцию Кыргызской Республики, были приняты новые законы, в частности «О крестьянском хозяйстве», «О кооперации» «Об ипотеке», «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения», которые послужили дальнейшему продвижению сельскохозяйственных реформ. В результате принятых мер республике удалось за относительно короткий срок остановить и стабилизировать продолжившийся до 1995 года резкий спад сельскохозяйственного производства. С 1996 года начался его подъем. Особенно с перераспределением земель, интенсивным выделением земельных участков населению, развитием крестьянских (фермерских) хозяйств, доля крестьянских хозяйств в валовом производстве продукции сельского хозяйства с нуля поднялась до 32,2% в 1999 году, личных хозяйств с 43,8 - до 49,2% .
В ходе проведенной земельно-аграрной реформы в республике земельные доли получили 510 тысяч семей, создано 265 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, то есть на каждые две семьи приходится одно хозяйство. Это обстоятельство привело к доминированию на селе мелкотоварных крестьянских и фермерских хозяйств, которые на большие доходы не могут рассчитывать в принципе и большой частью ведут натуральное хозяйство. Так случилось, что в результате аграрно-земельной реформы, когда земля распределялась по долевому признаку, неизбежно привела к мелкотоварности, которая стала главным тормозом развития аграрного сектора экономики. С мелкотоварным производством и натуральным ведением хозяйства мы не придем к финансовому благополучию села.
Мелкие хозяйства практически не могут обеспечить себя необходимыми материально-техническими ресурсами, качественными семенами и племенным материалом. Это привело к тому, что:
- существующий парк сельхозмашин используются более 10-15 лет и износ его составляет более 95 процентов;
- только 40 процентов сельских товаропроизводителей используют для посева кондиционные семена;
- минеральные удобрения и средства защиты растений используется в объеме не более 30 процентов от потребности;
- удельный вес
породного поголовья
В условиях рынка модельное развитие рыночных структур является существенным залогом достижения продовольственной безопасности страны. Решение проблем экономики Республики Кыргызстан, в частности ее аграрного сектора имеет ряд принципиальных отличий, обусловленных сложностью исторических условий эволюции отечественного сельского хозяйства, в результате которой проблемы развития агропромышленного комплекса накапливались в течение всего XX столетия.
Во-первых, в течение небольшого исторического периода в Кыргызстане был осуществлен ряд радикальных изменений аграрного порядка (социалистические преобразования 1917-1924 гг., коллективизация 1929- 1932г.г., аграрная реформа 1990-х годов), в ходе которых на селе кардинально трансформировались отношения собственности и социально-экономические условия хозяйственной деятельности.
Во-вторых, сокращение сельскохозяйственной занятости не сопровождалось адекватным ростом производительности аграрного труда (1970-1990 гг. отставание от США по производительности труда в сельском хозяйстве увеличилось с 3 до 12 раз), кроме того значительные потери произведенной продукции приводили к наличию различного рода продовольственных проблем.
В третьих, село, несмотря на высвобождение трудовых ресурсов из аграрного сектора, оставалось внутренней сферой сельского хозяйства: в сельской местности слабо развивались промышленность, сфера услуг и другие несельскохозяйственные отрасли. В результате проблемы с трудоустройством высвобождающегося населения сдерживали и сдерживают рост эффективности сельскохозяйственного производства. Еще одним ограничивающим фактором является серьезная социальная нагрузка, которую исторически несут сельскохозяйственные предприятия. Кроме того, предпринимательство как деятельность, направленная на получение прибыли, в системе АПК в дореформенный периоды почти не развивалось. Элементы предпринимательства носили случайный и скрытый характер, они не имели законодательно-правовой и научной базы и соответственно не было опыта самостоятельного ведения бизнеса.
С начала переходного периода прошло около 15 лет, осуществлены основополагающие кардинальные меры по формированию многоукладной экономики и многообразию форм собственности, в том числе и в сельском хозяйстве, можно считать, что завершено создание основ рыночной экономики. Представляется, что оно было осуществлено в два этапа.
Первый этап экономических реформ - это 1991-1995 гг. - переходный период к рынку, когда шла массовая приватизация и реорганизация крупных высокомеханизированных государственных предприятий, коллективных хозяйств агропромышленного комплекса, создание частного сектора, введение мер по либерализации цен, создание равных условий конкурентного экономического развития различных форм собственности и хозяйствования, переход к многоукладной, смешанной экономике, становление рыночных институтов, разрабатывающих нормативно-правовые, законодательные акты регулирующие основные процессы проведения экономических реформ.
Экономическая динамика производства за эти первые 5 лет перехода к рыночным отношениям рассчитывались по сравнению с базисным 1991 годом, то есть с началом проведения реформ. Ученые аграрного сектора экономики, сторонники деления реформ АПК на два этапа, так же были едины в том мнении, что переходный переход был очень болезненным как для экономики, так и социальной жизни общества в целом, он отбросил нашу страну далеко назад (20-30 лет) но всем производственным показателям. Факты доказывали, что производство в отдельных отраслях АПК сократилось от 40 до 60%. К концу года в основном уже была сформирована рыночная структура производства, но еще незрелая, противоречивая, неустойчивая.
Хронологически в 1996 году начался второй этап работы аграрного сектора экономики, уже при сложившихся рыночных отношениях. Второй этап рыночных преобразований в АПК характеризуется постепенным ростом объемов производства. Главным источником такого роста является увеличение внутреннего спроса на сырье и продовольствие. У сельхозпроизводителей появились стимулы наращивать производство для реализации продукции, поскольку вырос спрос на нее. Были расширены посевные площади, оживилось производство в частных хозяйствах, которое в благоприятный предкризисный год начало сокращается.
Как известно, институциональные преобразования и перераспределение земель повлекли за собой и изменение структуры производителей. В 1991 году основными производителями продукции растениеводства являлись хозяйства общественного сектора, на долю которых приходилось 94,6% производственного зерна, 100% - сахарной свеклы, 88,2% - масличных культур, 56,4% - овощей. К 2000 году расклад производителей существенно изменил в пользу частных производителей, которыми 1999 году произведено 69,3% зерна, 73,7% сахарной свеклы, 78,4% масличных культур, 87,1% картофеля, 86,3% овощей. В целом в процессе построения рыночной экономики изменилось соотношение государственной и частной формы собственности в производстве.
Информация о работе Особенности переходной экономики Кыргызской Республики