Особенности переходной экономики Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 13:19, доклад

Описание работы

Рыночные реформы, которые осуществляются в нашей республике, правомерно называют радикальными. Трудно говорить об истинном прообразе нашего проекта, хотя определенная схожесть с польским вариантом и заведомое отличие от китайского очевидны. У находившейся в тяжелейшем состоянии нашей экономики не было времени на теоретическую проработку курса реформ. Правительство было вынуждено заниматься в большей мере оперативными вопросами реформирования - лишь бы выжить, а там посмотрим!

Файлы: 1 файл

Экономика КР НН.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Рыночные реформы, которые осуществляются в нашей  республике, правомерно называют радикальными. Трудно говорить об истинном прообразе  нашего проекта, хотя определенная схожесть с польским вариантом и заведомое  отличие от китайского очевидны. У  находившейся в тяжелейшем состоянии нашей экономики не было времени на теоретическую проработку курса реформ. Правительство было вынуждено заниматься в большей мере оперативными вопросами реформирования - лишь бы выжить, а там посмотрим! 
 
Главное заключалось в выборе основных ориентиров, наиболее оптимальных направлений движения к рынку. Кое-что подсказы вали группы иностранных экономических экспертов и советников Президента, опыт других стран. Не скупился на советы и Международный валютный фонд. 
И все же в целом экономике Кыргызстана предстояло идти своим путем ,который оказался с одной стороны движением вдоль заранее намеченных ориентиров, а с другой методом проб и ошибок, обучением на ходу. 
Основные ориентиры движения по столбовой дороге реформ были ясны заранее: либерализация цен, разгосударствление экономики и приватизация государственной собственности, децентрализация управления, отказ от директивного планирования, переход к государственному 
 
регулированию экономики, создание двухуровневой банковской системы, преодоление политики дешевых кредитов, осуществление структурной пререстроики в пользу приоритетных отраслей, всемерное способствование предпринимательству... 
 
Времени на все отводилось немного. Эксперты понимали и предсказывали, что столь быстрые перемены невозможны без... затяжного экономического спада и снижения уровня жизни. Однако, к сожалению, продолжительность углубившегося финансово-экономического кризиса затянулась на непозволительные сроки, а социальная цена - больше той, на которую ориентировалось правительство. 
 
Попытки коренным образом изменить прежний порядок привели к тому, что в Кыргызстане процесс разрушения старых механизмов государственного регулирования пошел быстрее, нежели создание новых, необходимых для проведения разумных рыночных преобразований. И народ не был готов к жизни в условиях "такой" рыночной экономики. 
 
Характеризуя формирующуюся в нашей республике модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль. Страна в социально-экономическом плане выступает в какой-то мере связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типов. В экономическом плане общество сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, такие "менталитеты", как роль государства - регулятора экономики, неразвитость частной собственности, слабость личной инициативы при довольно сильных коллективистских настроениях... 
 
Никак нельзя признать удачной проведенную приватизационную акцию в ее ваучерном варианте. Фактически не был найден и задействован объективный механизм оценки стоимости приватизируемых государственных предприятий, в связи, с чем государство понесло значительные потери, государственные объекты попали к сомнительным хозяйчикам разного калибра. 
 
И сегодня реформа прокручивается при вале безработицы, под аккомпанемент внутренней и внешней миграции. В 2002 г. было официально зарегистрировано 86 тыс. безработных. 
Знакома нам и высокая криминализация экономической жизни: конфликты 
в схлестах перераспределения собственности, рост коррупции. С самого начала реформы коррупция превратилась в самый доходный "бизнес". 
В 2002 году ущерб от должностных преступлений составил более 20 миллионов сомов; от контрабанды – 600 800 млн. сомов; материальный ущерб от экономических преступлений исчисляется 300 млн. сомов. Это только выявленные прокуратурой факты, вершина айсберга. Что творится в невидимой части - страшно подумать. 
 
Из-за "зыбкой" экономики средняя зарплата в Кыргызстане составляет 34,5 доллара, когда в Казахстане - 152 доллара, в России - 184 доллара. 
И еще одно очевидное обстоятельство: неравномерность перехода к рыночной экономике в регионах республики. Заметнее всего процесс протекает в Бишкеке, где сосредоточены основные банки и другие финансовые учреждения, где получило широкое распространение частное предпринимательство. 
 
Реформа в сельском хозяйстве частью уперлась в тупик, частью пошла по сомнительному пути. За счет массовой миграции происходит сокращение населения в сельской местности. В поисках работы люди переезжают в города Бишкек, 0ш, в Россию и Казахстан. 
 
На формирование рыночной экономики оказывают влияние и такие факторы, как психологическая склонность немалой части населения к государственному перераспределению доходов среди населения, бесплатному образованию, медицинскому обслуживанию и т.д. Это ведет к сохранению формальной экономической роли государства в финансировании социальных нужд и к ограничению рыночных факторов в социальной сфере. 
 
Экс-премьер-министр Российской Федерации, директор института переходной экономики профессор Егор Гайдар, приглашенный как независимый эксперт на Третий инвестиционный саммит, который состоялся 26 июня в Чолпонате, посоветовал кыргызстанским коллегам: не копируйте зарубежные модели развития, так как все постсоветские страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. 
 
Еще в XVIII веке Адам Смит отметил: "Ни одно общество не может быть процветающим и счастливым в целом, пока большая часть его населения остается бедной и несчастной". Да, целью экономической реформы являются не сами хозяйственные достижения, а в конечном счете, все общество. 
 
Сейчас государственная политика Кыргызстана направлена на параллельное решение проблем выхода из кризиса и осуществление экономической реформы, поддержку жизненного уровня малоимущих слоев населения и предупреждение обострения социально-политической ситуации в стране. 
 
Такова суть особенности нашей модели переходной экономики. 
17 июля 2003 года


 

В условиях становления  рыночной экономики объективным  становится изучение тенденций и закономерностей модельного развития сельского хозяйства. Сельское хозяйство играет значительную роль в экономике Кыргызстана на протяжении длительного исторического периода.

Сочетание передового опыта организации и ведение  сельскохозяйственного производства с относительно высоким уровнем механизации работ за годы советской власти привели к формированию в 1970-80 годах в Кыргызстане мощного агропромышленного комплекса (АПК), который представлял собой сложную социально-экономическую систему, характеризующуюся наличием огромной территории, большими различиями региональных и почвенно-климатических условий, оказывающих серьезное влияние на специализацию и структуру сельскохозяйственного производства. АПК обеспечивало занятостью большую часть сельского населения страны, создавая необходимую инфраструктуру. Отсюда и вытекают трудности сельского населения Кыргызстана (65% всех жителей страны) в переходный период к рыночной экономике.

Проблемы развития аграрной экономики была актуальной всегда. Но она приобретает особую значимость в условиях становления рыночных отношений. Продолжающая земельная реформа, разгосударствление, приватизация государственной собственности, развитие на этой основе новых форм хозяйствования коренным образом меняют производственные отношения в агропромышленном комплексе, определяют принципиально новую концепцию развития производственных сил. Модельное развитие нацеливает сельскохозяйственные предприятия на производство не только высококачественной продукции, которая могла бы быть доступной для внутреннего потребителя и конкурентоспособной на мировом рынке.

В переходный период, в результате массового разгосударствления и приватизации совхозов и реорганизации колхозов произошли значительные изменение в структуре хозяйствования, которые требуют более глубокой переоценки, переформирования состава информации и методов их сбора, обработки и представления потребителями. Это означает, что в ходе реформы в аграрном секторе Кыргызстана, основной целью которых является повышение эффективности отечественного производства, наращивание его объемов, улучшение качества продукции и снижение ее себестоимости до уровня конкурентоспособности на мировых рынках, полное удовлетворение населения в продуктах питания, а промышленности в сырье, коренным образом изменилась структура сельскохозяйственных формирований. Так, если до 90-х годов основными производителями являлись крупные товарные сельскохозяйственные производители, на долю которых приходилось почти 45% валовой продукции, то к концу 1999 года их удельный вес снизился до 12,6 % .

В стране произошел  процесс перераспределения внутри самой структуры сельскохозяйственных товаропроизводителей, который продолжается и в настоящее время и отличительной  чертой его является прозрачность границ между категориями сельскохозяйственных производителей. Так, во многих селах личное подсобное хозяйство преобразовалось в нечто среднее между фермерским и натуральным хозяйством, и есть аулы, где живут в основном владельцы крестьянских хозяйств,  есть и такие в которых крестьянских хозяйств формально нет, но семьи имеют уже десятки голов крупного рогатого и сотни мелкого скота. Примерно то же происходит с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, многие из которых давно отошли как от классического определения самой категории сельскохозяйственного произ-водителя, так от торговых величин, характеризующих его.

В настоящее  время в Кыргызстане 90% всех аграрных предприятий составляют различного рода товарищества, крестьянские фермерские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы. Фермерские хозяйства республики пока не играют и, по всей видимости, в перспективе не смогут играть существенную роль в обеспечении населения продовольствием. К этому выводу подводит анализ современного состояния фермерства. Конечно, были, ошибки. По этой причине и процесс преобразовании новых  формы хозяйствований в первый период шел не везде гладко, а кое где допускались и факты для проведения полнокровной земельной реформы, особенно первой половины 90-х годов.

В последующие годы, после внесения некоторых изменений и дополнений в конституцию Кыргызской Республики, были приняты новые законы, в частности «О крестьянском хозяйстве», «О кооперации» «Об ипотеке», «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения», которые послужили дальнейшему продвижению сельскохозяйственных реформ. В результате принятых мер республике удалось за относительно короткий срок остановить и стабилизировать продолжившийся до 1995 года резкий спад сельскохозяйственного производства. С 1996 года начался его подъем. Особенно с перераспределением земель, интенсивным выделением земельных участков населению, развитием крестьянских (фермерских) хозяйств, доля крестьянских хозяйств в валовом производстве продукции сельского хозяйства с нуля поднялась до 32,2% в 1999 году, личных хозяйств с 43,8 - до 49,2% .

В ходе проведенной  земельно-аграрной реформы в республике земельные доли получили 510 тысяч  семей, создано 265 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств, то есть на каждые две семьи приходится одно хозяйство. Это обстоятельство привело к доминированию на селе мелкотоварных крестьянских и фермерских хозяйств, которые на большие доходы не могут рассчитывать в принципе и большой частью ведут натуральное хозяйство. Так случилось, что в результате аграрно-земельной реформы, когда земля распределялась по долевому признаку, неизбежно привела к мелкотоварности, которая стала главным тормозом развития аграрного сектора экономики. С мелкотоварным производством и натуральным ведением хозяйства мы не придем к финансовому благополучию села.

Мелкие хозяйства  практически не могут обеспечить себя необходимыми материально-техническими ресурсами, качественными семенами и племенным материалом. Это привело к тому, что:

- существующий  парк сельхозмашин используются более 10-15 лет и износ его составляет более 95 процентов;

- только 40 процентов  сельских товаропроизводителей  используют для посева  кондиционные семена;

- минеральные  удобрения и средства защиты  растений используется в объеме не более 30 процентов от потребности;

- удельный вес  породного поголовья составляет: КРС - 21 процента, овец - 31 процент,  лошадей - 14 процентов в общем  поголовье скота.

В условиях рынка  модельное развитие рыночных структур является существенным залогом достижения продовольственной  безопасности страны. Решение проблем экономики Республики Кыргызстан, в частности ее аграрного сектора имеет ряд принципиальных  отличий, обусловленных сложностью исторических условий эволюции отечественного сельского хозяйства, в результате которой проблемы развития агропромышленного комплекса накапливались в течение всего XX столетия.

Во-первых, в  течение небольшого исторического  периода в Кыргызстане был осуществлен ряд радикальных изменений аграрного порядка (социалистические преобразования 1917-1924 гг., коллективизация 1929- 1932г.г., аграрная реформа 1990-х годов), в ходе которых на селе кардинально трансформировались отношения собственности и социально-экономические условия хозяйственной деятельности.

Во-вторых, сокращение сельскохозяйственной занятости не сопровождалось адекватным ростом производительности аграрного труда (1970-1990 гг. отставание от США по производительности труда в сельском хозяйстве увеличилось с 3 до 12 раз), кроме того значительные потери произведенной продукции приводили к наличию различного рода продовольственных проблем.

В третьих, село, несмотря на высвобождение трудовых ресурсов из аграрного сектора, оставалось внутренней сферой сельского хозяйства: в сельской местности слабо развивались промышленность, сфера услуг и другие несельскохозяйственные отрасли. В результате проблемы с трудоустройством высвобождающегося населения  сдерживали и сдерживают рост эффективности сельскохозяйственного производства. Еще одним ограничивающим фактором является серьезная социальная нагрузка, которую исторически несут сельскохозяйственные предприятия. Кроме того, предпринимательство как деятельность, направленная на получение прибыли, в системе АПК в дореформенный периоды почти не развивалось. Элементы предпринимательства носили случайный и скрытый характер, они не имели законодательно-правовой и научной базы и соответственно не было опыта самостоятельного ведения бизнеса.

С начала переходного  периода прошло около 15 лет, осуществлены основополагающие кардинальные  меры по формированию многоукладной экономики и многообразию форм собственности, в том числе и в сельском хозяйстве, можно считать, что завершено создание основ рыночной экономики. Представляется, что оно было осуществлено в два этапа.

Первый этап экономических реформ - это 1991-1995 гг. - переходный период к рынку, когда шла массовая приватизация и реорганизация крупных высокомеханизированных государственных предприятий, коллективных хозяйств агропромышленного комплекса, создание частного сектора, введение мер по либерализации цен, создание равных условий конкурентного экономического развития различных форм собственности и хозяйствования, переход к многоукладной, смешанной экономике, становление рыночных институтов, разрабатывающих нормативно-правовые, законодательные акты регулирующие основные процессы проведения экономических реформ.

Экономическая динамика производства за эти первые 5 лет перехода к рыночным отношениям рассчитывались по сравнению с базисным 1991 годом, то есть с началом проведения реформ. Ученые аграрного сектора экономики, сторонники деления реформ АПК на два этапа, так же были едины в том мнении, что переходный переход был очень болезненным как для экономики, так и социальной жизни общества в целом, он отбросил нашу страну далеко назад (20-30 лет) но всем производственным показателям. Факты доказывали, что производство в отдельных отраслях АПК сократилось от 40 до 60%. К концу года в основном уже была сформирована рыночная структура производства, но еще незрелая, противоречивая, неустойчивая.

Хронологически  в 1996 году начался второй этап работы аграрного сектора экономики, уже при сложившихся рыночных отношениях. Второй этап рыночных преобразований в АПК характеризуется постепенным ростом объемов производства. Главным источником такого роста является увеличение внутреннего спроса на сырье и продовольствие. У сельхозпроизводителей появились стимулы наращивать производство для реализации продукции, поскольку вырос спрос на нее. Были расширены посевные площади, оживилось производство в частных хозяйствах, которое в благоприятный предкризисный год начало сокращается.

Как известно, институциональные  преобразования и перераспределение земель повлекли за собой и изменение структуры производителей. В 1991 году основными производителями продукции растениеводства являлись хозяйства общественного сектора, на долю которых приходилось 94,6% производственного зерна, 100% - сахарной свеклы, 88,2% - масличных культур, 56,4% - овощей. К 2000 году расклад производителей существенно изменил в пользу частных производителей, которыми 1999 году произведено 69,3% зерна, 73,7% сахарной свеклы, 78,4% масличных культур, 87,1% картофеля, 86,3% овощей. В целом в процессе построения рыночной экономики изменилось соотношение государственной и частной формы собственности в производстве.

Информация о работе Особенности переходной экономики Кыргызской Республики