Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:02, доклад
Достаточно долгое время (с начала 90-х гг. XX в. И до начала XXI в.) Россия находилась на первом этапе становления рынка труда. Для него характерны:
Неэффективная занятость;
Невысокий уровень оплаты труда;
Низкая социальная, профессиональная и территориальная мобильность населения.
1.4. Специфика товара «труд»
Основным источником социально-экономического благополучия общества и главным фактором создания материальных и духовных благ является труд. Он представляет собой целесообразную деятельность человека, направленную на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Превращению рабочей силы в товар способствовали два исторических процесса освобождения труда от рабской и крепостной зависимости и «освобождение» их от собственности на средства производства. Чтобы продать свою способность к труду, человек должен, во-первых, располагать правом собственности на нее, быть лично свободным, во-вторых, не иметь средств производства. Ему незачем было бы продавать свою рабочую силу, если бы он мог сам произвести и вынести на рынок продукт собственного труда.
Появление на рынке продавца, в свою очередь, еще не гарантирует продажи его товара – для этого нужен покупатель. Таким покупателем становится предприниматель, располагающий всем необходимым для ведения своего хозяйства, кроме наемных работников. Здесь надо иметь в виду одно важное обстоятельство: предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определенном рабочем месте. В свою очередь и работник, продавая свой труд, предъявляет спрос на определенное рабочее место.
После купли-продажи обычного товара продавец и покупатель в большинстве случаев прекращают свои взаимоотношения. Отношения же купли-продажи труда непрерывны с момента найма работников до их увольнения. Поэтому не правы те, кто считает, что рынок труда существует лишь за пределами предприятия, а те работники, которые заняты на фирме, уже не состоят в отношениях купли-продажи своего труда с предпринимателем. Предъявляя спрос, предприниматель адресует его не только тем, кто ищет работу, но занятым на других предприятиях, предлагая им более выгодные условия найма. В то же время и среди занятых работников немало тех, кто ищет работу на других предприятиях с более выгодными условиями найма.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие основные особенности товара «труд»:
- собственник и носитель товара «труд» – человек, со всеми его правами и обязанностями, охраняемыми законом. Предприниматель не может произвольно использовать работника, он должен соблюдать общественные и правовые нормы, регулирующие рынок труда.
- труд – это товар производственного назначения, но, в отличие от вещественных факторов производства, он несет на себе личностную нагрузку и поэтому является решающим;
- труд невозможно хранить, как
другие товары. Более того, если
работник не продал свои
- полезность труда после
Глава 2. Специфика российского рынка труда в современных условиях
2.1. Особенности формирования российского рынка труда и его значение
Рынок труда в России
формируется в сложных
Рынок труда в РФ характеризуется низкой ценой рабочей силы и ее большим отрывом от стоимости, отставанием реальной заработной платы от ее уровня в промышленно-развитых странах. Государство принимает определенные меры, направленные на изменение существующего положения. Так, Соглашение № 1 от 3 февраля 2011 года «О минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2011» год устанавливает на территории региона минимальную заработную плату с 1 января 2011 года в размере 6700 рублей, с 1 июня 2011 года в размере 7229 рублей.
Еще одна особенность российского рынка труда – готовность большей части населения увеличивать предложение труда даже без увеличения его оплаты. Сегодня более 25% населения имеет доход ниже прожиточного минимума, доля зарплаты в ВВП составляет немногим больше 30%. При этом почти 70% всех занятых получают лишь 30% всех доходов.
Российский рынок труда не сбалансирован: с одной стороны, он избыточен по объему, а с другой стороны, является трудодефицитным по своей структуре. Современная ситуация характеризуется также существованием значительных диспропорций в структуре занятости, т.е. проявляется структурное несоответствие спроса и предложения. Профессии и квалификации, которые требуются на рынке труда, не соответствуют тем профессиям и квалификациям, которыми обладают безработные, и, что немаловажно, не соответствуют их самооценке и запросам по зарплате. По заявкам работодателей, потребность в рабочих кадрах, представителях так называемых «простых профессий», составляет выше 70%, а около половины ищущих работу имеют средне-специальное и высшее образование. Поэтому и создаются программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда.
Рынки труда в России весьма существенно различаются в разных регионах. Эти различия обусловлены как общеэкономическим состоянием регионов, спецификой производственных предприятий, преобладающих в регионах (убыточные, стратегически важные объекты, новые перспективные организации и т.п.), так и природно-климатическими условиями, наличием полезных ископаемых и другими факторами.
Рынок труда в России
слабо связан с рынком капитала.
Это проявляется в малой
Еще одной особенностью современного российского рынка труда является широкое привлечение иностранной рабочей силы. Во всех странах мира существуют «гастарбайтеры», от их услуг отказаться нельзя, ведь иностранцы в основном работают на тех местах, которые невостребованы гражданами России, и по тем специальностям, которых у нас нет. Главное, чтобы иностранцы не создавали конкуренцию согражданам. Но некоторые недобросовестные работодатели предпочитают «гастарбайтеров», так как иностранная рабочая сила дешевле.
Что касается значения рынка труда, то необходимо отметить, что он приводит в движение все другие рынки, все другие ресурсы, ибо здесь формируется и распределяется по профессиям, предприятиям, регионам и отраслям и включается в действие наиболее важный национальный ресурс – рабочая сила. Прежде всего, через него обеспечивается занятости экономически активного населения, его включение в сферу производства и в сферу услуг, создается возможность получения необходимого заработка. Через рынок идет комплектование предприятий нужной рабочей силой, в необходимых количествах и должного качества. Рынок через конкуренцию наемных работников стимулирует их к расширению профессионального мастерства, повышению их квалификации и универсализации.
2.2. Государственное регулирование
отечественного рынка труда:
Социально-экономическая
Государственное регулирование рынка труда – мероприятия государства, направленные на снижение безработицы, создание рабочих мест и подготовку кадров. Государственное регулирование включает основные направления: программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; программы содействия найму рабочей силы. Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития России (находящаяся в его ведении Федеральная служба по труду и занятости), а также его органы на местах - центры и службы занятости.
Важнейшей целью государственного регулирования рынка труда служит расширение спроса на труд и поддержка эффективного предложения труда. Исходя из тенденций развития экономики и рынка труда, целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность. Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач.
Первая задача – повышение гибкости рынка труда и стимулирование сокращения нелегальной занятости. Вторая задача – улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного профессионального образования, системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом определения государственных приоритетов развития экономики. Третья задача – развитие институтов рынка труда, рост занятости и эффективности использования труда, в том числе за счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов, включая:
- повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе развития государственной службы занятости населения и частных агентств занятости, их взаимодействия;
- создание конкурентного рынка оказания услуг безработным гражданам и гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, а также работодателям по подбору кадров;
- реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы;
- создание механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации, прежде всего, в рамках крупных инвестиционных проектов, приоритетных национальных проектов, федеральных целевых программ;
- разработка новых направлений активной политики занятости населения;
- предоставление на добровольной основе дополнительных мер защиты от безработицы на страховых принципах (возмещение утраченного из-за потери работы заработка, определяемого в соответствии с периодом оплачиваемой занятости и размером страховых отчислений);
- формирование механизмов, стимулирующих органы государственной власти субъектов Российской Федерации к осуществлению мер по развитию трудовых ресурсов;
- осуществление комплекса мер по содействию внутренней трудовой миграции, включая совершенствование системы предоставления государственной поддержки гражданам и членам их семей, переселяющимся для работы в другую местность, включая субсидирование затрат на переезд и обустройство;
- развитие частногосударственного партнерства в сфере занятости населения и защиты от безработицы, местных и региональных органов власти, которые будут заниматься решением проблем социальной адаптации, переобучения работников, высвобождаемых с рабочих мест в связи с модернизацией и перевооружением предприятий, внедрением трудосберегающих технологий;
- использование территориального планирования размещения объектов инфраструктуры в целях создания условий для привлечения бизнеса в трудоизбыточные регионы.
Четвертая задача – создание условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры. Пятая задача – создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров. Очевидна и необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.
Существуют два типа государственной политики регулирования рынка труда: пассивная и активная.
Пассивная политика направлена на поддержание некоторых условий функционирования рынка труда, она предполагает ответственность государства за обеспечение этих условий. Пассивная политика регулирования рынка труда включает следующие меры: регистрацию ищущих работу, определение размера пособия по безработице, предоставление пособий по безработице и т.п.
Активная политика направлена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место путем обучения, переподготовки и содействия самозанятости. В этом случае государство выступает лишь как посредник, предоставляющий человеку возможность занятости. При этом предполагается, что трудоспособный человек должен самостоятельно зарабатывать средства на обеспечение своей семьи и что ответственность за уровень благосостояния его семьи лежит на нем самом. Активная политика регулирования рынка труда включает следующие меры: стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях помощь при трудоустройстве, содействие в профессиональной подготовке, развитие самозанятости, профессиональное консультирование и т.д.