Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 15:47, курсовая работа
Предмет исследования – особенности рынка труда Республики Беларусь.
Цель работы: выявить особенности рынка труда Республики Беларусь на современном этапе и обосновать направления государственной политики, направленной на стимулирование рынка труда.
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1 Рынок труда как объект государственного регулирования……………..……7
2 Мировой опят развития рынка труда и его использование в Республике Беларусь…………..………………………………………………………………15
2.1 Международный рынок труда…………………...………………………….15
2.2 Особенности рынка труда Республики Беларусь………………………….18
3 Пути преодоления кризиса на рынке труда Республики Беларусь…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34
Необходимо определить
проекты государственной
На основании указанных проектов и концепции профессиональной занятости должны быть определены масштабы обучения и профессиональная направленность подготовки специалистов и квалифицированных рабочих и выданы соответствующие задания учебным заведениям, которые, получив заказ на подготовку кадров приоритетных профессий специалистов и рабочих под проекты государственной значимости, должны и финансироваться в первую очередь. Целесообразно сократить масштабы подготовки по тем профессиям, по которым трудоустройство обучающихся в местных условиях становится невозможным или проблематичным и если требуемый резерв предстоящего замещения незначителен.
Несмотря на всю сложность экономической ситуации, начиная с предприятий до области включительно должны быть составлены программы высвобождения мало- и неквалифицированных рабочих, а также тяжелым физическим, непрестижным и вредным по условиям трудом, которые подлежат первоочередному высвобождению.
Необходимо закончить создание полной системы сбора, обработки и выдачи информации Государственной службы занятости, предусмотрев автоматическое поступление информации от предприятий и организаций о каждом освободившемся и свободном рабочем месте, условиях работы на нем, размере заработной платы.
Следует в корне изменить
философию отношения к
В части переобучения или первичного обучения безработных служба занятости со стороны работодателей должна иметь социальный ориентир - заказ, и под него из числа безработных подбирать контингент обучающихся.
Необходимо создать максимально благоприятные условия со стороны государства для развития коллективной и индивидуальной предпринимательской деятельности. Это могло бы в значительной степени расширить число рабочих мест и снизить напряженность на рынке труда.
Следует упростить процедуру выезда за рубеж на временное трудоустройство. Это позволило бы уменьшить численность безработных на рынке труда, улучшить материальное положение как самих безработных и членов их семей, так и увеличить возможные поступления в республику валютных средств.
Целесообразно проработать, а возможно, и в законодательном плане решить вопрос об экономическом стимулировании (обязательном с одновременной выплатой пособия) лиц, готовых оставить производство за 2-3 года до наступления пенсионного возраста (при наличии трудового стажа для последующего начисления пенсии). Это создало бы существенные предпосылки для приведения численности работающих в соответствие с фактической потребностью и одновременно для трудоустройства молодежи (в первую очередь выпускников ПТУ, техникумов, вузов). Лица предпенсионного возраста, ушедшие на льготную пенсию, могли бы более широко использоваться на общественных работах, куда молодежь в силу их непрестижности идти не хочет.
Нужно последовательно проводить курс на разукрупнение предприятий, что позволит более оперативно решать вопросы ускорения освоения новой продукции и увеличения занятости, а также уменьшения влияния узкой специализации отдельных рабочих мест, требующей постоянной переподготовки кадров при изменении технологического процесса. В настоящее время именно безработные с узкой специализацией (к тому же нередко с продолжительным стажем работы по ней) испытывают наибольшие затруднения при трудоустройстве.
В сложившихся экономических условиях целесообразно ввести положение (возможно, даже законодательно), при котором преимущественное право на переподготовку как внутри предприятия (оперативное или опережающее переобучение), так и иным образом (в учебных учреждениях через систему Государственной службы занятости), а также право первоочередного трудоустройства должны получать женщины, воспитывающие детей; главные кормильцы семьи; молодежь, окончившая учебные заведения (право первого места работы).
Необходим поиск решений процесса "выхода" молодежи на рынок труда, развитие у нее "предпринимательского чувства". Иными словами, необходимо существенное улучшение профессионального ориентирования молодежи на выбор будущей профессии, осознание ею того, что на протяжении трудового пути профессию, возможно, придется менять неоднократно.
Необходимо ускорить создание отраслевых, территориальных и республиканских объединений нанимателей, которые должны взять на себя функции отраслевых министерств, Госплана и Минэкономики по вопросам определения реальной потребности в кадрах специалистов и рабочих по отдельным профессиям и организации их последующего трудоустройства.
Поскольку структурная перестройка в республике практически не начиналась, хотя она неизбежна, важным является разработка программ обеспечения занятости по конверсионным предприятиям.
Необходимо, особенно на местах, приступить к разработке серьезных перспективных программ по обеспечению занятости населения. Инициативу в этом деле в первую очередь должны проявить местные органы власти. В разработке таких программ должны участвовать самые квалифицированные специалисты, хорошо знающие проблему, располагающие достоверной информацией о перспективах развития предприятий и отраслей региона, развитии предпринимательского сектора.
На уровне регионов необходимо как можно скорее осуществить расчеты численности работников, подлежащих высвобождению при различных экономических ситуациях.
Учитывая, что многие предприятия работают в режиме неполной рабочей недели, целесообразно организовать в нерабочие дни упреждающее (оперативное или опережающее) профессиональное переобучение за счет средств предприятий или Фонда содействия занятости по широкому спектру профессий для повышения конкурентоспособности работников на рынке труда, на котором могут оказаться и часть из тех, кто сегодня работает. Организация подобного переобучения может быть осуществлена как на предприятиях непосредственно в привычных для работающих условиях, так и через службу занятости с учетом возможного спроса на перспективные профессии на рынке труда. Упреждающее обучение (переобучение) позволил бы сократить размеры выплаты пособия по безработице в ожидании начала обучения, поскольку высвобожденный работник уже сразу регистрировался на рынке труда в качестве безработного с двумя профессиями, что расширяло возможности его трудоустройства.
В целях анализа социальных аспектов безработицы в Республике Беларусь предлагаю использовать анкетирование. Пример анкеты приведен в приложении.
Таким образом, положение
дел на рынке труда необходимо
рассматривать как сложную
В результате проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы.
Трудовые ресурсы на современном этапе играют решающую роль в подъеме и повышении эффективности производства и решении социальных проблем. Человеческий фактор повсеместно является общепризнанным в деле инновационного развития отечественной экономики.
В Беларуси в силу специфики сложившейся ситуации, традиционные методы сокращения безработицы не могут дать тот же эффект. Основными методами должны стать стимулирование деловой активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости населения.
Белорусский рынок труда выработал своеобразные механизмы приспособления к сложившимся условиям. Формой адаптации со стороны нанимателей стала политика работы в режиме неполного рабочего дня и неполной рабочей недели, предоставления неоплачиваемых административных отпусков. Таким образом, массовым явлением в трудовых отношениях республики стала скрытая безработица, характеризующаяся вынужденной неполной занятостью. Со стороны наемных работников также действует гибкий механизм адаптации на вынужденную неполную занятость.
Во-первых, трудовое законодательство гарантирует оплату простоя по производственным причинам в размере 2/3 тарифа. «Непроизводительная» заработная плата превышает в несколько раз пособие по безработице и тем самым удерживает работников от поисков новой работы.
Во-вторых, предприятия
являются дистрибьюторами
В-третьих, ответом со стороны наемных работников на скрытую безработицу стала скрытая занятость. Параллельная активность населения сосредоточена в секторах подсобного хозяйства, посреднической деятельности, рыночной торговли, оказания услуг. Ухудшение финансово-экономического состояния государственного сектора экономики и недоразвитость частного создали условия для извлечения доходов в теневом секторе, тем самым, лишив государство поступления налогов в бюджет. Основными формами неформальной занятости стали работа на условиях устной договоренности с нанимателем, самозанятость, которая не зарегистрирована и не оформлена юридически, вторичная занятость.
Относительно высокая распространенность нерегистрируемых трудовых отношений в сфере параллельной активности связана с тем, что вторая работа носит преимущественно характер случайных и кратковременных приработков. Можно отметить, что роль неформальной занятости в белорусской экономике неоднозначна. С одной стороны, можно говорить о ее позитивном влиянии на расширение занятости и повышение доходов граждан. Ведь в современных условиях участие населения в неформальной занятости, по существу, является одним из элементов его защитной реакции, адаптации к меняющейся социально-экономической ситуации. С другой стороны, усиление латентных процессов в сфере занятости уменьшает доступ к контролю и регулированию отношений между субъектами рынка труда со стороны государства и профсоюзов.
Необходимо отметить, что административный метод регулирования вопросов занятости и своеобразные формы адаптации рынка труда рассчитаны на краткосрочный период. В дальнесрочной же перспективе такие механизмы регулирования и приспособления консервируют реформирование рынка труда, осложняют макроэкономическую стабилизацию.
www.belstat.gov.by
www.minsk.gov.by
Информация о работе Особенности рынка труда Республики Беларусь