Особенности системы ценообразования в туристской отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является показать систему ценообразования в туризме.
В рамках этой цели необходимо решить следующие задачи:
определить факторы, влияющие на существование и развитие туристского бизнеса;
определить какие методы ценообразования применяются в индустрии туризма;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1.ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ……………………
1.1 Понятие ценообразования в туристской области…………………………..
Факторы и цели ценообразования в туризме………………………………..
Особенности ценообразования в индустрии туризма……………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА экономика.docx

— 33.72 Кб (Скачать файл)

Российская международная академия туризма

Восточно-Сибирский институт туризма – филиал РМАТ

 

Факультет менеджмента

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Экономика туристского предприятия

На тему: Особенности системы ценообразования в туристской отрасли

 

 

                                                                               ВЫПОЛНИЛА:

Студентка Малова Р.А.

курс 3, группа 31-1                                   

                                               ПРОВЕРИЛ:  
                                                                          Преподаватель Суслова Ю. Ю.

 

 

 

 

 

г. Красноярск

2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

1.ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ……………………

1.1 Понятие ценообразования  в туристской области…………………………..

    1. Факторы и цели ценообразования в туризме………………………………..
    2. Особенности ценообразования в индустрии туризма……………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Туристский бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. По другим источникам туризм является самой рентабельной сферой мирового хозяйства. Значение туризма в мире постоянно увеличивается, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.

Помимо явной прибыльности туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Во многих государствах туризм развивается как система, которая дает и доход в казну и предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа. Не говоря уже о том, что «кормит» эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристских услуг.

Но необходимо учитывать, что в современных условиях глобальной конкуренции и стремительного появления новых технологий, роста требований потребителей к качеству туристского продукта цена на туристский продукт является основным фактором, определяющим успех фирмы на рынке.

Все эти позиции и определяют актуальность такой темы, как Ценообразование в туризме.

Целью данной работы является показать систему ценообразования в туризме.

В рамках этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить факторы, влияющие на существование и развитие туристского бизнеса;
  • определить какие методы ценообразования применяются в индустрии туризма;

1. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА В ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ

    1. Понятие ценообразования в туристской области

Ценообразование в туризме – это процесс установления цены на конкретный туристский продукт или услугу, где цена – это денежное выражение стоимости туристских услуг. Уровень цены определяет величину прибыли, конкурентоспособность и финансовую устойчивость компании.

Ценообразование в туристской отрасли имеет несколько особенностей.

1. Устойчивость спроса  на туристские услуги зависит  от индивидуальных особенностей  потребителя, поэтому при установлении  цен на услуги следует учитывать  следующий психологический момент: цена не должна вызывать отрицательных  эмоций у потенциальных покупателей.

2. Процессы производства, реализации и потребления услуг  совпадают во времени, поэтому  в отрасли туризма применяется  сезонная дифференциация цен; спрос  и соответственно цены на услуги  носят ярко выраженный сезонный  характер.

3. Туристские услуги реализуются  как на внутреннем, так и на  внешнем рынке, поэтому при оценке  качества и стандартизации принимаются  во внимание международные требования.

4. Цены на продукт должны  включать потребительские стоимости, которые не принимают непосредственно  товарную форму (например, исторические  памятники, природные заповедники) или не являются продуктами  труда, а созданы природой (водопады, пещеры).

Цена на туристский продукт определяется стоимостью отдельных туристских услуг и потребительским спросом на них, что, в свою очередь, зависит от ряда факторов: класса обслуживания, вида транспорта, формы обслуживания (индивидуальной или групповой), конъюнктуры рынка услуг, сезонности, эффективности рекламных мероприятий и др.

Структуру цены на туристский продукт можно представить следующими элементами:

  • себестоимость туристской услуги;
  • косвенные налоги по отдельным видам деятельности;
  • прибыль туристской организации;
  • скидки для отдельных групп туристов;
  • надбавка или скидка (комиссионное вознаграждение) в пользу посредника.

Основу цены туристской услуги составляет себестоимость, которая характеризует текущие издержки туристской организации на производство и реализацию услуг. В туристическом бизнесе доля затрат в цене услуг, как правило, составляет 80-85%. Любая организация стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском услуг, и получить достаточную прибыль. Прибыль обеспечивает финансирование текущих расходов и развитие фирмы.

В практической деятельности каждая туристическая компания определяет и систематически корректирует уровень цен на предоставляемые услуги, то есть формирует оптимальную ценовую политику.

Компания, оказывающая туристические услуги выбирает ту или иную стратегию, учитывающую интересы самой фирмы. Во многом выбор зависит от того, предлагает ли организация на рынке новую или традиционную услугу.

Таким образом, именно от ценовой стратегии туристической фирмы в конечном счете зависят достигнутые коммерческие результаты, а правильно выбранная ценовая политика оказывает долговременное и решающее значение как на конкурентоспособность туристских продуктов, так и на деятельность фирмы в целом.

 

    1. Факторы и цели ценообразования в туризме

Цена имеет два предела - нижний и верхний: нижним пределом выступают понесенные затраты, то есть себестоимость турпродукта; верхний определяется спросом на данный вид продукта.

Важнейшим моментом организации работы туроператора по формированию туров является этап расчета стоимости тура и согласования с контрагентом цены пакета услуг.

К основным факторам, влияющим на уровень цен на туруслуги, относятся следующие:

1) внешние факторы ценообразования:

  • соотношение спроса и предложения;
  • уровень и динамика конкурирующих цен;
  • государственное регулирование как экономики в целом, так и сферы туризма в частности;
  • политическая ситуация в стране;
  • потребители, их платежеспособность, интересы, привычки, вкусы;

2) внутренние факторы ценообразования:

  • выживание - используется, когда доходность бизнеса резко падает. В этом случае организация пытается сдержать спад, сокращая цены;
  • максимизация текущей прибыли предполагает проведение анализа спроса и затрат при различных ценах. Выбирается тот уровень цен, который дает максимально высокую прибыль;
  • лидирующее положение на рынке способствует наращиванию рыночной доли. В этом случае цены устанавливаются настолько низкие, насколько это возможно. Низкая цена создает спрос, но как только спрос значительно увеличивается, ориентация организации на низкие цены и низкие доходы сменяется на политику высоких цен и высоких доходов;
  • достижение наиболее высокого качества обслуживания - для этого требуется высококвалифицированный персонал. Компании, лидирующие в качестве, могут запрашивать высокую цену за свой тур продукт, но они должны вкладывать капитал в поддержание его высокого качества;
  • покрытие будущих затрат (реклама, персональные продажи, стимулирование сбыта и т.д.);

Для разработки соответствующей ценовой стратегии туристское предприятие должно установить цели ценообразования, следующие из позиционирования продукта на рынке туристских услуг и из анализа положения предприятия, его общих целей на рынке. Соответственно, цели ценообразования должны рассматриваться не обособленно, а как фактор успешного осуществления ценовой стратегии туристского предприятия.

На основании выделенных факторов формируется стратегия ценообразования, которая может преследовать самые разнообразные цели, являющиеся результатом действия внутренних факторов:

  • максимизация текущей прибыли;
  • лидерство в качестве продуктов;
  • удержание позиций на рынке.

Цель максимизации текущей прибыли довольно распространена в условиях, когда:

  • предприятие предлагает уникальные услуги, отсутствующие у конкурентов;
  • спрос отдельные виды туристских услуг значительно превосходит предложение.

Установленная подобным образом цена воспринимается рынком, даже если она явно не отражает реальную структуру затрат, связанных с предоставлением услуг. Однако постановка целей максимизации текущей прибыли без учета вероятной реакции рынка может отрицательно сказаться на деятельности предприятия в будущем.

Цели новой стратегии, рассчитанные на завоевание лидерства и поддержание позиций на рынке, реализуются на самых ранних стадиях жизненного цикла новых турпродуктов. На основе точного определения структуры затрат рассчитываются такие цены, которые позволяют довольно длительное время работать с достаточной прибылью, доступны потребителям и не вызывают желания у конкурентов побороться за лидирующее положение на рынке.

Выбор целей, методов ценообразования и ценовой стратегии фирмы зависит и от жизненного цикла товара, в котором отражается изменение спроса на разных этапах существования конкретного товара. При определении возможной в условиях рынка динамики установленной цены, которая соответствовала бы целям фирмы, необходимо учитывать все три фактора: издержки, уровень конкуренции и состояние спроса.

    1. Особенности ценообразования в индустрии туризма

Особенности ценообразования в индустрии туризма предопределяют ценообразование туристских организаций на двух уровнях.

Первый уровень соответствует стратегии ценообразования и представляет собой совокупность цен, подлежащих обязательному опубликованию в каталогах, брошюрах, путеводителях и других печатных изданиях. Данные цены затрагивают глобальные вопросы положения турпродукта и фирмы, долгосрочной прибыли на инвестированный капитал. Второй уровень, определяющий в целом тактику ценообразования, характеризует цены, по которым осуществляется реализация туруслуг исходя из конкретной ситуации.

Ценообразование в индустрии туризма отличается следующими особенностями:

  • высокая эластичность цен на различных сегментах туристского рынка;
  • разрыв во времени между моментами установления цены и купли-продажи турпродукта;
  • цены на турпродукт являются розничными, так как они предназначены непосредственно для потребления;
  • неспособность туруслуг к хранению, вследствие чего розничные продавцы не разделяют с производителями риска, связанного с образованием нереализованных запасов;
  • высокая степень влияния конкурентов;
  • сезонная дифференциация цен и тарифов, поскольку спрос на туристские услуги носит ярко выраженный сезонный характер;
  • значительная стоимость операций с туруслугами, то есть для устойчивости спроса на туруслуги цена не должна вызывать у покупателей отрицательных эмоций;
  • высокий уровень ориентации на психологические особенности потребителя, так как цена тура может быть связана со статусом клиента, его положением в обществе;
  • цены на турпродукт необходимо ориентировать не на среднего потребителя, а на определенные типовые группы;
  • значительная степень государственного регулирования цен (особенно в сфере транспорта);
  • на процесс формирования цен на туруслуги оказывает влияние туристская реклама. С одной стороны, снижение цены оказывает рекламное воздействие на потребителя и ведет к росту спроса, с другой - хорошо организованная реклама повышает уровень цен на турпродукт;
  • цена одной турпутевки зависит от вида тура (групповой или индивидуальный). Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека.

Информация о работе Особенности системы ценообразования в туристской отрасли