Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:01, курсовая работа
Для раскрытия темы курсовой работы использовались труды таких экономистов, как Селищев, Ивашковский, Мишкин и другие. Особенностью в поиске информации по данной теме было то, что некоторые авторы не придают особого значения теме "Совокупный спрос", рассматривают ее достаточно узко, ограничиваясь основными понятиями. В то же время, другие авторы данной теме придавали большое значение, и в своих трудах объясняли ее значимость. Можно отметить, что первоисточником по теме "Совокупный спрос" является труд Кейнса, изданный в 1936 году, - "Общая теория занятости, процента и денег".
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие совокупного спроса…………………………………………....5
2. Особенности кривой совокупного спроса……………………..…….10
3. Факторы совокупного спроса………………………………………......14
4. Монетарная политика и регулирование совокупного спроса..…..20
5. Фискальная политика и регулирование совокупного спроса...…..26
Заключение…………………………………………………..........................31
Список использованной литературы………………………………………33
Как нам уже известно, из предшествующей главы, кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон из-за эффекта богатства, эффекта процентной ставки и эффекта обменного курса. Рассмотренные эффекты действуют одновременно, что детерминирует возрастание объема спроса при снижении общего уровня цен.
Однако эффекты, объясняющие отрицательный наклон кривой совокупного спроса, далеко не равнозначны. Так как денежные резервы - лишь малая часть состояния домашних хозяйств, эффект богатства оказывает наименьшее воздействие на совокупный спрос. Кроме того, так как экспорт и импорт составляют лишь малую часть ВВП США, эффект обменного курса Манделла - Флеминга незначительно сказывается на американской экономике (этот эффект куда более важен для малых стран, в экономике которых большую роль играет внешняя торговля).
Для того чтобы разобраться в методах воздействий государства на совокупный спрос, исследуем эффект процентной ставки Кейнса более подробно, используя теорию предпочтения ликвидности, которую предложил Дж. Кейнс. Согласно ей, процентная ставка изменяется таким образом, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег.
Предложение денег. Первая часть предпочтения ликвидности посвящена предложению денег. Рассмотрим его на примере экономики США. В экономике США предложением управляет Федеральная резервная система. Однако цель работы состоит в исследовании того, как изменение предложения денег воздействует на совокупный спрос на товары и услуги. Ради ее достижения можно игнорировать детали политики ФРС и просто предположить, что она непосредственно управляет предложением денег. Иными словами, количество денег, предлагаемых в экономике, может быть установлено на любом уровне в соответствии с решением ФРС. Итак, объем предложения денег определяется политикой ФРС и не зависит от других экономических переменных, в частности от процентной ставки. Поэтому изображаем фиксированное предложение денег вертикальной кривой предложения, где по оси абсцисс откладываем объем денежной массы (Md), а по оси ординат - величину процентной ставки (r) (рис.3)
Рис.3 Кривая предложения денег (MS)
Спрос на деньги. Вторая часть теории предпочтения ликвидности посвящена спросу на деньги. Необходимо вспомнить, что под ликвидностью любого актива понимается легкость, с которым он превращается в принятое в экономике средство обращения. Средством обращения в экономике являются деньги, так что они, по определению, наиболее ликвидный из всех доступных активов. Ликвидность денег определяет спрос на них: деньги предпочтительнее других активов, которые предлагают более высокий доход от владения ими, так как непосредственно используются для покупки товаров и услуг.
Спрос на деньги определяют множество факторов, но теория предпочтения ликвидности подчеркивает один из наиболее важных - процентная ставка, которая представляет собой альтернативные издержки хранения денег. То есть, когда ваше богатство хранится в виде наличных денег в бумажнике или "в шкафу", а не размещено в приносящих процентный доход ценных бумагах, вы добровольно отказываетесь от дополнительной прибыли. Увеличение процентной ставки ведет к повышению издержек "простоя" наличных денег и уменьшению предъявляемого на них спроса. Следовательно, кривая спроса на деньги имеет отрицательный наклон (рис.4)
Рис.5 Кривая спроса на деньги (MD)
Равновесие на денежном рынке. Согласно теории предпочтения ликвидности, процентная ставка изменяется таким образом, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег. Существует единственная ставка процента, называемая равновесной процентной ставкой при которой объем спроса на деньги в точности уравновешивается количеством предлагаемых средств. Если процентная ставка имеет любое другое значение, субъекты экономики стремятся скорректировать содержимое портфелей активов, в результате чего процентная ставка смещается в точку равновесия.
Рассмотрим, как процесс установления равновесной процентной ставки воздействует на совокупный спрос на товары и услуги. Сначала используем модель для объяснения отрицательного наклона совокупного спроса. Предположим, что общий уровень цен в экономике повышается. Необходимо рассмотреть, что произойдет с процентной ставкой, уравновешивающей спрос на деньги, и как эти изменения повлияют на количество товаров и услуг, на которое предъявляется спрос.
Одна из детерминант спроса на деньги - уровень цен. То есть более высокий уровень цен ведет к увеличению спроса на деньги при каждой
данной процентной ставке. Таким образом, как показано на рисунке 6а повышение уровня цен с P1 до P2 означает сдвиг кривой спроса на деньги вправо, от MD1 до MD2.
Рис.6 Рынок денег и наклон кривой совокупного спроса
Необходимо выяснить, как сдвиг кривой спроса на деньги воздействует на равновесие на денежном рынке. При фиксированном предложении денег процентная ставка должна повыситься, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег. Высокий уровень цен означает, что субъекты экономики желали бы иметь на руках большие суммы денег, что приводит к сдвигу кривой спроса вправо. Однако объем предложения денег не изменяется, следовательно, как реакция на дополнительный спрос процентная ставка повысится от r1 к r2.
Возрастание процентной ставки сказывается не только на параметрах денежного рынка, но и на объеме спроса на товары и услуги (см. Рис.6б). При более высокой процентной ставке стоимость заимствования и доходы от сбережений возрастают. Уменьшается количество фирм, получающих кредиты на строительство новых производств и покупку оборудования, что ведет к снижению объемов производственных инвестиций. Домашние хозяйства увеличивают сбережения на будущее, так что сокращаются и потребительские расходы на потребительские товары. По всем этим причинам при повышении уровня цен с P1 до P2, увеличении спроса на деньги с MD1 до MD2 и возрастании процентной ставки с r1 до r2 количество товаров и услуг, на которое предъявлен спрос, сокращается с Y1 до Y2.
Таким образом, проведя анализ воздействия на экономику эффекта процентной ставки, можно сделать следующие выводы: повышение уровня цен ведет к увеличению спроса на деньги; увеличение спроса на деньги вызывает рост процентной ставки; рост процентной ставки ведет к уменьшению объема спроса на товары и услуги.
Теорию предпочтения ликвидности можно использовать не только для наиболее полного объяснения отрицательного наклона кривой совокупного спроса, но и для анализа воздействия денежно-кредитной политики ФРС на кривую совокупного спроса. ФРС, приобретая посредством операций на открытом рынке государственные облигации, увеличивает предложение денег. Предположим, что в краткосрочном периоде уровень цен не реагирует на денежную инъекцию. Необходимо выяснить, повлияет ли дополнительное количество денег в обращении на равновесную ставку процента и кривую совокупного спроса. На рисунке 7а наглядно видно, что увеличение денег ведет к смещению кривой предложения денег вправо, из MS1 к MS2. Так как положение кривой спроса на деньги не изменяется, процентная ставка снижается от r1 до r2, чтобы уравновесить спрос на деньги и предложение денег. То есть уменьшение процентной ставки стимулирует субъектов экономики "прибрать к рукам" дополнительные деньги, созданные ФРС.
Рис 7. Денежная инъекция
Таким образом, уровень процентной ставки снова оказывает влияние на объем спроса на товары и услуги (см. рис.7б). Уменьшение процентной ставки означает снижение цены заимствования и доходов от сбережений. Покупки домов домашними хозяйствами возрастают, причем их площадь увеличивается, что стимулирует спрос на инвестиции в жилищное строительство. Фирмы увеличивают вложения в строительство и закупки оборудования, что оказывает положительное воздействие на производственные инвестиции. Норма сбережений домашних хозяйств уменьшается, а расходы на приобретение потребительских товаров возрастают. Взаимодействие этих факторов обусловливает увеличение объема спроса на товары и услуги при данном уровне цен Р с Y1 доY2.
Таким образом, осуществляемая ФРС инъекция денег увеличивает их предложение. Увеличение предложения денег для каждого данного уровня цен предопределяет снижение процентной ставки, что в свою очередь, обусловливает возрастание объема спроса на товары и услуги. То есть дополнительная инъекция денег ведет к сдвигу кривой совокупного спроса вправо.
Следовательно, изменения в денежно-кредитной политике, имеющие целью расширение совокупного спроса, могут быть охарактеризованы либо как увеличение предложения денег, либо как снижение процентной ставки. Изменения в денежно-кредитной политике, имеющие целью ограничить совокупный спрос, могут быть охарактеризованы или как уменьшение предложения денег, или как повышение процентной ставки.
5. Фискальная политика и регулирование совокупного спроса
Правительство имеет возможность воздействовать на экономическую ситуацию не только посредствам денежно-кредитной, но и финансово-бюджетной политики. Под финансово - бюджетной политикой понимаются решения, принимаемые правительством относительно общего уровня государственных налогов или закупок. Основной эффект финансово-бюджетной политики на совокупный спрос на товары и услуги приходится на краткосрочный период.
Изменения в государственных закупках. Когда правительство изменяет государственные закупки товаров и услуг, оно непосредственно воздействует на кривую совокупного спроса.
Предположим, что правительство размещает заказ на определенную сумму денег у какой-либо компании. Государственный заказ повышает спрос на продукцию компании, что побуждает ее нанять дополнительное число рабочих и увеличить производство. Увеличение спроса данной компании отражается в увеличении совокупного спроса на товары и услуги, и кривая совокупного спроса перемещается вправо. Остается вопрос, на какую величину. Однако утверждение, что на величину государственного заказа не всегда верное. Существует два макроэкономических эффекта, которые делают величину сдвига совокупного спроса отличной от изменений в государственных закупках. Вследствие первого из них - эффекта мультипликатора - сдвиг совокупного спроса может оказаться меньшим, чем величина государственных закупок. Вследствие второго эффекта - эффекта вытеснения - смещение совокупного спроса может быть меньшим. Рассмотрим оба эти эффекта.
Эффект мультипликатора. Когда правительство принимает решение о приобретении у какой-либо компании товара на определенную сумму денег, непосредственный эффект объема спроса, предъявляемого правительством, - рост занятостей и прибыли исполнителя госзаказа. Но поскольку увеличиваются заработки рабочих и прибыль владельцев фирм, реакция субъектов экономики на рост доходов заключается в возрастании расходов на потребительские товары. Государственные закупки продукции этой фирмы ведут к повышению спроса других фирм. Поскольку каждый рубль, израсходованный правительством, может повысить совокупный спрос на товары и услуги больше, чем на рубль, говорят, что государственные закупки обладают эффектом мультипликатора в отношении совокупного спроса.
Однако на этом действие мультипликатора не заканчивается. Поскольку потребительские расходы возрастают, фирмы-производители нанимают большее количество работников, и их прибыль возрастает. Высокие заработки и прибыли обусловливают увеличение потребительских расходов и т.д. Таким образом, налицо обратная связь, поскольку более высокий спрос ведет к возрастанию доходов, что, в свою очередь, ведет к еще более значительному спросу. Если сложить все эти приращения, суммарный эффект в отношении товаров и услуг, на которое предъявляется спрос, может оказаться намного большим, чем первоначальный эффект, являющийся непосредственным следствием государственных закупок.
Эффект мультипликатора представлен на рисунке 8. Увеличение правительственных закупок первоначально перемещает кривую совокупного спроса вправо из AD1 в AD2 ровно на величину этих закупок. Но когда потребители реагируют на этот сдвиг, увеличивая свои расходы, кривая совокупного спроса перемещается еще дальше, к AD3.
Рис.8 Эффект мультипликатора
Эффект мультипликатора, возникающий вследствие реакции потребительских расходов на повышение уровня спроса, может быть усилен реакцией со стороны инвестиций. В таком случае повышение спроса со стороны правительства способствует возрастании потребности в инвестиционных товарах. Такая положительная обратная связь между спросом и инвестициями иногда называется инвестиционным акселератором.
Эффект вытеснения. Эффект мультипликатора предполагает, что следствием финансово-бюджетной политики может быть большее, в сравнении с изменением объема государственных закупок, увеличение совокупного спроса. Однако экономическая политика государства может сопровождаться другим, действующим в противоположном направлении эффектом. Увеличение государственных закупок стимулирует спрос на товары и услуги, но оно же вызывает повышение процентной ставки, следствием чего становится сокращение спроса на товары и услуги. Уменьшение спроса, вызванное повышением процентной ставки, вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.
Чтобы понять природу эффекта вытеснения, вернемся к примеру с государственными закупками. Обсуждалось, что увеличение спроса со стороны правительства ведет к повышению доходов рабочих и владельцев фирмы (а вследствие эффекта мультипликатора и других фирм). С ростом доходов домашние хозяйства планируют покупать большее количество товаров и услуг и, как результат, решают увеличить долю своего богатства в ликвидной форме. То есть увеличение доходов, вызванное бюджетной экспансией, приводит к повышению спроса на деньги.