Особенности совокупного спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Для раскрытия темы курсовой работы использовались труды таких экономистов, как Селищев, Ивашковский, Мишкин и другие. Особенностью в поиске информации по данной теме было то, что некоторые авторы не придают особого значения теме "Совокупный спрос", рассматривают ее достаточно узко, ограничиваясь основными понятиями. В то же время, другие авторы данной теме придавали большое значение, и в своих трудах объясняли ее значимость. Можно отметить, что первоисточником по теме "Совокупный спрос" является труд Кейнса, изданный в 1936 году, - "Общая теория занятости, процента и денег".

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие совокупного спроса…………………………………………....5
2. Особенности кривой совокупного спроса……………………..…….10
3. Факторы совокупного спроса………………………………………......14
4. Монетарная политика и регулирование совокупного спроса..…..20
5. Фискальная политика и регулирование совокупного спроса...…..26
Заключение…………………………………………………..........................31
Список использованной литературы………………………………………33

Файлы: 1 файл

Макроэкономика курсовая.docx

— 103.95 Кб (Скачать файл)

Последствия увеличения спроса на деньги представлены на рисунке 9а. Так как правительство не корректировало объем денежной массы, положение вертикальной кривой предложения не изменяется. Когда увеличение уровня доходов вызывает сдвиг кривой спроса на деньги вправо, из MD1 к MD2, для сохранения равновесия спроса и предложения процентная ставка должна повыситься от r1 до r2.

Рис.9 Эффект вытеснения

Увеличение процентной ставки, в свою очередь, ведет к уменьшению объема спроса на товары и услуги. В частности, поскольку цена заимствований возрастает, снижается спрос на производственные капиталовложения и инвестиции в жилищное строительство. Итак, рост

государственных закупок ведет к увеличению спроса на товары и услуги, но следствием данного процесса может быть вытеснение инвестиций, что частично компенсирует воздействие государственных закупок на совокупный спрос (см. рис.9б). Увеличение правительственных расходов прежде всего приводит к сдвигу совокупного спроса из AD1 в AD2, но вследствие эффекта вытеснения она возвращается к AD3.

Следовательно, когда правительство принимает решение о государственных закупках, совокупный спрос на товары и услуги возрастает, но величина прироста определяется соотношением значений эффектов мультипликатора и вытеснения.

Другой важный инструмент финансово-бюджетной политики изменение уровня налогообложения. Когда правительство сокращает налоги, реальные доходы домашних хозяйств увеличиваются, часть прироста направляется на сбережения, а другая расходуется на приобретение потребительских товаров. Так как уменьшение уровня налогообложения означает возрастание потребительских расходов, кривая совокупного спроса сдвигается вправо, ужесточение налогов ведет к снижению расходов домохозяйств и смещению кривой совокупного спроса влево.

Величина смещения совокупного спроса, возникающего вследствие изменения уровня налогообложения, также зависит от эффекта мультипликатора и вытеснения. Когда правительство снижает налоги, заработная плата и прибыль повышаются, что стимулирует увеличение потребительских расходов (эффект мультипликатора). В то же время рост доходов означает повышение спроса на деньги и, соответственно, процентных ставок. Высокие процентные ставки удорожают заимствования, что ведет к снижению инвестиционных расходов (эффект вытеснения). В зависимости от соотношения эффекта мультипликатора и эффекта вытеснения смещение совокупного спроса может быть большим или меньшим, чем вызвавшее его изменение в налогообложении.

Еще одна важная детерминанта величины сдвига совокупного спроса, вызываемая изменением налогообложения - представления домашних хозяйств об устойчивости изменений в налогообложении. Если домашние хозяйства ожидают долгосрочного сокращения налогов, они оценивают дополнительный доход как существенную добавку к своим финансовым ресурсам и, следовательно, значительно увеличивают расходы. В этом случае сокращение налогов оказывает существенное воздействие на совокупный спрос. Напротив, если домашние хозяйства оценивают изменения в налогообложении как временные, они посчитают прибавку к своим финансовым ресурсам незначительной, следовательно, расходы возрастут несущественно. В этом случае влияние сокращения налогообложения на совокупный спрос невелико.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение проделанной работы следует сделать некоторые выводы.

Совокупный спрос в отличие от рыночного спроса на отдельные товары является более сложной категорией и в масштабах макроэкономики складывается их четырех основных компонентов. Первый - это потребительский спрос на товары и услуги С; второй - это инвестиционный спрос фирм I; третий - спрос со стороны государства G; четвертый - чистый экспорт NX, т.е. разница между экспортом и импортом. В виде формулы это выглядит так:

Y = C + I + G + NX.

Кривая совокупного спроса (aggregate demand) показывает обратную зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен при неизменной величине денежной массы в экономике и прочих равных условиях. Отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется эффектом процентной ставки, эффектом богатства, эффектом обменного курса.

На совокупный спрос влияют как ценовые факторы, так и не ценовые факторы. Ценовые факторы мною были упомянуты выше (три эффекта), которые объясняют отрицательный наклон кривой совокупного спроса, а также вызывают изменения объема совокупного спроса, а значит, происходит движение вдоль кривой совокупного спроса. К неценовым факторам относятся факторы, которые вызывают изменения в потребительских расходах (благосостояние, задолженность потребителей, налоги, ожидания), в инвестиционных расходах (процентная ставка, ожидаемая прибыль, налоги, технологии), влияющие на изменения в государственных расходах, в расходах на чистый экспорт. Неценовые факторы в свою очередь, вызывают изменение в спросе, то есть смещается сама кривая совокупного спроса.

Во второй главе мною было рассмотрено влияние государства на совокупный спрос, посредствам фискальной и денежной политики. Денежная политика воздействует на спрос с помощью изменения предложения денег. Так, например, увеличение предложения денег для каждого данного уровня цен влечет за собой снижение процентной ставки, что в свою очередь, обуславливает возрастание объема спроса на товары и услуги. Таким образом, дополнительная инъекция денег ведет к сдвигу кривой совокупного спроса вправо. Фискальная же политика проявляется в трех эффектах: эффект мультипликатора, эффект вытеснения и изменении налогообложения. Так, например, при увеличении государственных расходов, кривая совокупного спроса переместится вправо, причем на определенную величину, которая зависит от эффекта вытеснения и эффекта мультипликатора. Первый эффект приводи к большему сдвигу кривой, в то время как второй к меньшему.

В своей курсовой работе я достигла поставленной цели, а именно - исследование и изучение совокупного спроса, то есть, определено понятие совокупного спроса, доказан отрицательный наклон кривой совокупного спроса, а также показаны некоторые моменты взаимодействия кривой совокупного спроса с денежно-кредитной и финансово-бюджетной политикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: Учебник /под ред. А. В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 2010. – 624 с.
  2. Экономическая теория: учебник /под ред. И. П. Николаевой. - М.: Проспект, 2009.
  3. Макроэкономика. Теория, практика, безопасность: учебное пособие /под ред. Е. Н. Барикаева.- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010.- 600 с
  4. Агапова Т.А., Серегина Ф.С. Макроэкономика. М., 2008.
  5. Тарасевич Л.С. и др. Макроэкономика. М.,2008.
  6. Луссе А.В. Макроэкономика: ключевые вопросы. СПб, 2007.

 

 


Информация о работе Особенности совокупного спроса