Особенности современной валютной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

В современном мире ни одно государство не может функционировать без взаимодействия с другими государствами. Российская Федерация всё активнее интегрируется в мировое хозяйство. После вступления России в Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития вопросы, связанные с валютными отношениями, становятся для российской экономики всё более актуальными.

Содержание работы

Введение
1 Понятие валютной системы страны
1.1 Сущность валютной системы страны
1.2 Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование
2 Анализ развития валютной системы России и её особенности
2.1 Анализ динамики курса рубля
2.2 Особенности валютного рынка РФ
2.2.1 Этапы становления валютного рынка РФ
2.2.2 Структура и участники валютного рынка РФ
2.2.3 Роль ЦБ РФ в регулировании российского валютного рынка
2.3 Валютное регулирование и валютный контроль в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Волютная система РФ.docx

— 54.69 Кб (Скачать файл)

Увеличение  числа членов секции валютного рынка  ММВБ происходило в основном за счёт региональных кредитных учреждений.

Факторы влияния на валютный рынок 2001-2004 гг.:

- рост  золото-валютных резервов ЦБ РФ. За 2001 год официальные резервы  выросли на 29 % и составили на  конец года 36,5 млрд. долл. На 1 января 2004 года их объём составил 76,9 млрд.долл.США;

- устойчивое  превышения предложения иностранной  валюты над спросом на внутреннем валютном рынке.

- зафиксированный  в декабре 2003 года максимальный  за год месячный объём валютной  выручки, большая часть которой  была реализована на рынке.  В совокупности при увеличении  притока капитала это создало  в декабре предпосылки для  дальнейшего снижения обменного  курса доллара США;

- существенно возросший спрос на валюту к концу 2003 года – главным образом за счёт увеличения объёма платежей по импортным контрактам, роста выплат в рамках обслуживания корпоративного внешнего долга. Существенным фактором, повлиявшим на укрепление рубля к доллару США, стало ослабление позиций последнего на международном валютном рынке;

- рост  цен на нефть и благоприятная  конъюнктура внешних рынков;

- либерализация  валютного законодательства.

Основные  тенденции развития биржевого валютного  рынка на начало 2008 года:

- по итогам 2007 года суммарный объём торгов  на всех рынках группы ММВБ  составил 106,9 трлн. руб., что в 2,1 раза  превышает уровень 2006 года (52 трлн.руб.)

- среднедневной  оборот увеличился до 431 млрд.руб.

- группа  ММВБ упрочила позиции в качестве  крупнейшей биржевой структуры  России, странах СНГ, Центральной  и восточной Европы;

- группа  ММВБ вошла в двадцатку ведущих  фондовых бирж мира (17 место)

- наибольший  объём приходился на операции  по инструментам доллар/рубль  – 25,46 трлн.руб.(940 млрд.долл.США)

- рост  интереса участников евро/рубль.  Объём 432,8 млрд. руб., что в 3.4 раза  больше чем в 2005 году.

- увеличение  активности участников на рынке  валютных фьючерсов, повышение  ликвидности этих инструментов.

С конца 2008 года на фоне снижения доверия между  банками наблюдалось резкое сокращение операций на российском межбанковском рынке.

 

2.2.3 Роль ЦБ РФ в регулировании Российского валютного рынка

В качестве главного государственного института, регулирующего валютный рынок РФ, Банк России осуществляет свои функции  в соответствии с законами «О Банке  России» и «О валютном регулировании  и валютном контроле». Как один из основных акционеров ММВБ Банк России имеет право:

- осуществлять  контролирующую функцию на торгах  и последующих расчётах по  операциям;

- осуществлять  операции на торговых сессиях,  проводить интервенции с целью  поддержания курса российского  рубля;

- определять  нормативные обязательства продажи  экспортной выручки;

- получать  полную информацию по операциям,  проводимым участниками рынка;

- останавливать  торги в случае сильного дисбаланса  на валютном рынке;

- осуществлять  надзор за соблюдением ограничений  на валютном рынке РФ.

Совместно с Министерством финансов РФ и  Правительством РФ Банк России даёт рекомендации и участвует в разработке валютной политики государства и осуществляет её реализацию. Как орган валютного  контроля ЦБ РФ проводит лицензирование коммерческих банков.

Совместно с Государственным таможенным комитетом  Банк России контролирует внешнеторговые операции. Задачи совершенствования  таможенно-банковского контроля определяются общей политикой Банка России, в основе которой лежит сочетание усиления контроля за соблюдением действующего законодательства с осуществлением мер по постепенной отмене валютных ограничений.

Знаменательным  для российского валютного рынка  стал 2004 год, в связи с рекордно высокими ценами на нефть на мировом  рынке, ростом золотовалютных резервов Банка России российский рубль укрепился  в течение года против доллара  США. Государственная политика направлена на диверсификацию валютного рынка, поэтому и операции ЦБ РФ на открытом рынке теперь проводятся в обеих валютах. Как следует из заявлений Банка России, с 2006 года он начал проводить интервенции на рынке «рубль/евро». Тенденции, проявившиеся на внутреннем валютном рынке России, свидетельствуют о постепенном вхождении национального рынка в общемировой. Эта тенденция подтверждается и проведением новой государственной политики, направленной на либерализацию государственного регулирования валютного рынка по многим направлениям.

 

2.3 Валютное регулирование и валютный контроль в России

национальный валютный рынок

По мере решения проблем, стоящих перед  государством в ходе проведения экономических  реформ ( с 1986), вырабатывались принципы, инструменты и механизм валютного  регулирования и валютного контроля.

Децентрализация системы управления внешнеэкономической  деятельностью, выход на внешние  рынки предприятий – непосредственных экспортёров и импортёров, получение  ими возможности распоряжения частью валютных ресурсов фактически означали ликвидацию государственной монополии  внешней торговли и государственной  валютной монополии.

Как известно, в советский период государство  выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, имело исключительное право на совершение операций с валютными  ценностями и на управление всеми  золотовалютными резервами. Действовали  принципы концентрации валютных резервов и единства валютной кассы.

Выход советских  предприятий на внешний рынок  вывел на первый план проблему использования  валютных ресурсов и конвертируемости рубля.

На начальном  этапе часть полученной экспортной выручки предприятие отчисляло  в пользу государства, из оставшейся части формировало свой валютный фонд. Из этого фонда, на основании  установленных отраслевыми министерствами нормативов, предприятие могло осуществлять закупки для своих производственных нужд.

Система была упрощена в ноябре 1989 года, когда  Внешэкономбанк СССР провёл первый аукцион  по продаже предприятиям валютных средств. В декабре 1990 года был установлен единый коммерческий курс рубля для  всех экспортёров – 1,8 руб. за 1 долл.США.

Одной из первых мер по созданию основ рыночной экономики в стране стала решительная  либерализация внешнеэкономической деятельности, затрагивающая и валютную среду.

Банки, уполномоченные на ведение валютных операций на территории России, получили разрешение открывать  без ограничений физическим и  юридическим лицам валютные счета. Иностранная валюта на счетах граждан должна была выдаваться по их требованию без ограничений и разрешений.

Была  введена обязательная продажа части  валютной выручки Центральному банку  РФ для формирования республиканского валютного резерва РСФСР. При  этом Центральный банк РФ был уполномочен  самостоятельно определять курс рубля  при покупке у экспортёров  части валютной выручки для формирования фонда.

Был введён плавающий курс рубля к иностранным  валютам, формируемый на основе спроса и предложения на внутреннем валютном рынке.

Сложившаяся на тот момент система государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности представляла собой исключительно  либеральное валютное законодательство. Отсутствовали действенные инструменты контроля за валютными операциями российских резидентов при осуществлении ими внешнеторговых операций.

В 1993 году вступил закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Сложившаяся система валютного контроля функционировала без особых изменений до августа 1998 года. Финансовый кризис 1998 года резко изменил ситуацию в стране, привёл к пересмотру основных направлений валютного регулирования, существенно ужесточив валютный контроль.

В силу резкой дистабилизации финансовых рынков и  паники инвесторов возникла угроза массового  бегства капитала из России. В условиях моратория на большинство капитальных  операций текущие операции – прежде всего внешнеторговые – стали  практически единственным каналом утечки капитала. Кроме того, перед государством стояла задача стабилизации курса рубля.

В связи  с перечисленными обстоятельствами валютный контроль за внешнеторговыми  операциями был существенно ожесточён. Основной задачей его стало стремление изъять у экспортеров как можно больше валюты для увеличения её предложения на валютном рынке и максимально затруднить доступ импортёров к валюте на внутреннем валютном рынке с тем, чтобы ограничить спрос на валюту.

Валютное  регулирование жёстко ограничило основания  для покупки резидентами иностранной  валюты: текущие операции ( прежде всего  платежи по импорту товаров, работ  и услуг) т капитальные операции при условии наличия у резидента  соответствующей лицензии ЦБ БФ.

Резидентов  ограничили в праве распоряжаться  валютными средствами, поступившими на их транзитные валютные счета, и  лишили права перечислять валюту для размещения в депозит, переводить для покупки ценных бумаг, использовать для покупки одной иностранной валюты за другую, предавать в доверительное управление уполномоченному банку. Иностранная валюта, купленная резидентом на валютном рынке, должна быть переведена в пользу нерезидента в течение 7 дней от даты зачисления на специальный транзитный счёт импортёра. В противном случае вся купленная валюта подлежала обратной продаже на валютном рынке.

Кроме того, в конце 1998 года доля обязательной продажи  экспортной выручки была увеличена  до 75 %.

Однако  все указанные меры ,несмотря на свою жёсткость, не решили проблем утечки валюты, основной поток которой стал проходить через оффшорные зоны. По оценке Центрального банка РФ, в оффшоры уходило до 30% от всей проданной экспортёрами выручки, при этом все требования валютного контроля формально соблюдались.

Реакция Центрального банка последовала  достаточно быстро: в российское валютное законодательство было введено понятие «контракт, обладающий признаками фиктивности». Фиктивность контракта подразумевала, что целью сделки является перевод валютных средств зарубеж без последующей поставки товара.

В 1999 году ЦБ обязал импортёров при осуществлении  платежей до ввоза товаров на территорию России размещать в уполномоченном банке рублевой депозит, эквивалентный  сумме, перечисленной для покупки  валюты. Депозит подлежал возврату только после предоставления в уполномоченный банк копии грузовой таможенной декларации, подтверждающий ввоз импортируемых  товаров на территории России. Данная мера вскоре была отменена, так как  она несла за собой угрозу дезорганизовать  расчёты по импорту в масштабе всей страны.

Центральный банк РФ не вводил дополнительных ограничивающих мер в области валютного законодательства. Меры валютного законодательства и  валютного контроля в основном были направлены на совершенствование нормативной  таможенно-банковского контроля, а  также на ограничение возможностей покупки иностранной валюты под  фиктивные контракты.

В процессе становления системы валютного  регулирования в России постепенно сформировалась институциональная  структура валютного контроля, включающая 2 базовых элемента: органы валютного  контроля и агенты валютного контроля. Первые представлены органами государственной  власти – это Центральный банк РФ и Правительство РФ. Действует  принцип разграничения полномочий между различными органами валютного  контроля с учётом специфики их деятельности. ЦБ РФ изначально стал ключевым элементом  институциональной структуры валютного  контроля. От имени Правительства РФ функции органов валютного контроля выполняют министерства и ведомства. Главным среди них можно выделить Государственный таможенный комитет РФ. Таможенные органы непосредственно осуществляют таможенно-банковский валютный контроль. На ЦБ РФ прямо возложена функция контроля за валютными операциями кредитных организаций и валютных бирж. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Поскольку все валютные операции в России совершаются через банки, то в качестве агентов валютного контроля закон «О валютном регулировании и валютном контроле», вступивший в силу в июне 2004 года, определяет российские банки, введя понятие «уполномоченный банк». Под уполномоченными банками понимаются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии от ЦБ РФ на проведение валютных операций. На уполномоченные банки возложена вся непосредственная работа по реализации цели валютного контроля: обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», содержащий абсолютно новый  подход к валютному регулированию  в России, снял многие действующие  валютные ограничения и декларирует  отмену остальных с 2007 года.

В частности, должны быть сняты ограничения на капитальные операции и требование обязательной продажи экспортной выручки. Радикальной либерализации подверглось регулирование капитальных операций: на смену режиму лицензирования приходит режим резервирования, т.е. отпадает необходимость получения лицензий на совершения большей части капитальных операций. Отмена лицензирования – это серьёзный шаг в сторону либерализации, так как означает переход от мер регулирования и ограничений административного характера к регулированию и ограничениям экономического характера.

Информация о работе Особенности современной валютной системы России