Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 05:17, реферат
Межбюджетные отношения в Республике Казахстан формируются в рамках действующего законодательства, с учетом всех особенностей построения бюджетной системы, а так же в соответствии с проводимой в стране бюджетной политикой.
В Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: республиканский бюджет; областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы; бюджет района (города областного значения).
Межбюджетные отношения в Республике Казахстан формируются в рамках действующего законодательства, с учетом всех особенностей построения бюджетной системы, а так же в соответствии с проводимой в стране бюджетной политикой.
В Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: республиканский бюджет; областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы; бюджет района (города областного значения).
Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения) относятся к местным бюджетам.
Таким образом, в стуктуре бюджетной системы РК можно выделить 3 основных уровня.
1. Национальный фонд
2. республиканский бюджет
3. региональные бюджеты
Национальный фонд Республики Казахстан представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов. Он предназначен для обеспечения социально-экономического развития государства путем накопления финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, снижения зависимости экономики от нефтяного сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов, а так же осуществляет сберегательную и стабилизационную функции.
Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, и доходность активов Национального фонда Республики Казахстан в долгосрочной перспективе при умеренном уровне риска.
Стабилизационная
функция предназначена для
Часть Национального
фонда Республики Казахстан, используемая
для осуществления
Межбюджетными отношениями являются отношения между республиканским, областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) в бюджетном процессе.
Межбюджетные отношения основаны на четком разграничении функций и полномочий между уровнями государственного управления, едином распределении поступлений и расходов между республиканским, областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения), а также на единстве и прозрачности методов определения межбюджетных трансфертов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
1) равенство
областных бюджетов, бюджетов города
республиканского значения, столицы
во взаимоотношениях с
2) эффективное
распределение поступлений,
за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не зависящие от воздействия внешних факторов;
налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;
налоги, имеющие перераспределительный характер, а также неравномерное размещение налоговой базы, закрепляются за более высокими уровнями бюджетов бюджетной системы;
при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдается тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;
налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей четкую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;
3) выравнивание
уровней бюджетной
4) обеспечение
предоставления местными
5) эффективность
и результативность
6) максимальное
приближение уровня
1. Межбюджетные отношения регулируются:
1) между республиканским
и областным бюджетом, бюджетами
города республиканского
трансфертами;
бюджетными кредитами;
2) между областным и районными (городов областного значения) бюджетами:
трансфертами;
бюджетными кредитами;
нормативами распределения доходов.
2. Трансферты
между уровнями бюджетов
3. Целевые
трансферты и бюджетные
4. Использованные
не по целевому назначению
суммы целевых трансфертов и
бюджетных кредитов согласно
акту, органа государственного
5. По решению
Правительства Республики
По решению местного исполнительного органа области неиспользованные (недоиспользованные) в течение финансового года суммы целевых трансфертов на развитие, выделенных из областного бюджета, за исключением выделенных из резерва местного исполнительного органа области, могут быть использованы (доиспользованы) в следующем финансовом году с соблюдением их целевого назначения.
6. В случае образования экономии при использовании целевых трансфертов на развитие, выделенных в истекшем финансовом году из республиканского или областного бюджета, по решению Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа области местные исполнительные органы вправе использовать до конца текущего финансового года соответствующую сумму экономии на улучшение показателей результатов бюджетных программ, по которым осуществлялось использование целевых трансфертов на развитие из вышестоящего бюджета.
7. Неиспользованные
(недоиспользованные) в течение финансового
года суммы целевых
Неиспользованные (недоиспользованные) в истекшем финансовом году суммы целевых трансфертов, выделенных из республиканского или областного бюджета, по которым Правительством Республики Казахстан или местным исполнительным органом области не было принято решение о дальнейшем использовании (доиспользовании) в текущем финансовом году, подлежат возврату в вышестоящий бюджет, выделивший их, до 1 марта текущего финансового года за счет остатков бюджетных средств на начало года.
. Трансфертами общего характера являются бюджетные субвенции и бюджетные изъятия.
2. Бюджетными
субвенциями являются
3. Бюджетными
изъятиями являются трансферты,
передаваемые из нижестоящих
бюджетов в вышестоящие
4. Объемы трансфертов
общего характера
между республиканским бюджетом и областными, города республиканского значения, столицы бюджетами — законом Республики Казахстан;
между областным бюджетом и бюджетами районов (городов областного значения) — решением областного маслихата.
Объемы трансфертов общего характера подлежат изменению через каждые три года.
5. Трансферты
общего характера направлены
на выравнивание уровня
6. При определении
трансфертов общего характера
учитываются налоговый
7. Объемы трансфертов
общего характера определяются
как разница между прогнозными
объемами доходов (за минусом
трансфертов) и затрат
Объемы трансфертов общего характера определяются соответственно центральным и местными уполномоченными органами по государственному планированию.
8. При превышении
прогнозного объема доходов
При превышении
прогнозного объема затрат над прогнозным
объемом доходов местного бюджета
устанавливаются бюджетные
9. Прогнозные
объемы доходов и затрат
10. При расчете
объемов трансфертов общего
11. Порядок
и периодичность перечисления
трансфертов общего характера
определяются Правительством
1. Целевые трансферты подразделяются на целевые текущие трансферты и целевые трансферты на развитие.
2. Целевыми
текущими трансфертами
1) вышестоящими
бюджетами в нижестоящие,
2) нижестоящими
бюджетами в вышестоящие,
3. Целевыми трансфертами на развитие являются трансферты, передаваемые вышестоящими бюджетами в нижестоящие в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете, для реализации местных бюджетных программ развития.
4. Местные
исполнительные органы для
5. Расходы
по местным бюджетным
Целевые трансферты на развитие для реализации местных бюджетных инвестиционных проектов выделяются нижестоящим бюджетам одной суммой без пообъектного ее распределения.
Распределение
целевых трансфертов на развитие
между местными бюджетными инвестиционными
проектами осуществляется местными
исполнительными органами с учетом
объемов финансирования, предусматриваемых
в соответствующих местных