Особенности трансфертной политики в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 05:17, реферат

Описание работы

Межбюджетные отношения в Республике Казахстан формируются в рамках действующего законодательства, с учетом всех особенностей построения бюджетной системы, а так же в соответствии с проводимой в стране бюджетной политикой.
В Республике Казахстан утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней: республиканский бюджет; областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы; бюджет района (города областного значения).

Файлы: 1 файл

ГБ (Казахстан).docx

— 23.65 Кб (Скачать файл)

Межбюджетные  отношения в Республике Казахстан  формируются в рамках действующего законодательства, с учетом всех особенностей построения бюджетной системы, а  так же в соответствии с проводимой в стране бюджетной политикой.

В Республике Казахстан утверждаются, исполняются  и являются самостоятельными бюджеты  следующих уровней: республиканский  бюджет; областной бюджет, бюджеты  города республиканского значения, столицы; бюджет района (города областного значения).

Областной бюджет, бюджеты города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения) относятся к местным  бюджетам.

Таким образом, в стуктуре бюджетной системы РК можно выделить 3 основных уровня.

1. Национальный  фонд

2. республиканский  бюджет

3. региональные  бюджеты 

Национальный  фонд Республики Казахстан представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых  на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке  Республики Казахстан, а также в  виде иного имущества, за исключением  нематериальных активов. Он предназначен для обеспечения социально-экономического развития государства путем накопления финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, снижения зависимости экономики от нефтяного сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов, а так же осуществляет сберегательную и стабилизационную функции.

Сберегательная  функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, и доходность активов Национального  фонда Республики Казахстан в  долгосрочной перспективе при умеренном  уровне риска.

Стабилизационная  функция предназначена для поддержания  достаточного уровня ликвидности активов Национального фонда Республики Казахстан.

Часть Национального  фонда Республики Казахстан, используемая для осуществления стабилизационной функции, определяется в размере, необходимом  для обеспечения гарантированного трансферта.

Межбюджетными отношениями являются отношения  между республиканским, областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения) в бюджетном процессе.

Межбюджетные  отношения основаны на четком разграничении  функций и полномочий между уровнями государственного управления, едином распределении поступлений и  расходов между республиканским, областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, районов (городов  областного значения), а также на единстве и прозрачности методов  определения межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

1) равенство  областных бюджетов, бюджетов города  республиканского значения, столицы  во взаимоотношениях с республиканским  бюджетом, бюджетов районов (городов  областного значения) во взаимоотношениях  с вышестоящим областным бюджетом;

2) эффективное  распределение поступлений, учитывающее  одновременное соблюдение следующих  критериев их разграничения:

за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые  и неналоговые поступления, имеющие  стабильный характер, не зависящие  от воздействия внешних факторов;

налоговые и  неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход  бюджета, из которого финансируются  указанные услуги;

налоги, имеющие  перераспределительный характер, а также неравномерное размещение налоговой базы, закрепляются за более высокими уровнями бюджетов бюджетной системы;

при закреплении  налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдается тому уровню бюджета, который обеспечит  наиболее высокую степень их собираемости;

налоги, взимаемые  с налоговой базы, имеющей четкую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

3) выравнивание  уровней бюджетной обеспеченности  административно-территориальных единиц  Республики Казахстан;

4) обеспечение  предоставления местными исполнительными  органами одинакового уровня  государственных услуг;

5) эффективность  и результативность предоставления  государственных услуг — закрепление  государственных услуг за тем  уровнем государственного управления, который может обеспечить наиболее  эффективное и результативное  оказание государственных услуг;

6) максимальное  приближение уровня предоставления  государственной услуги к ее  получателям — передача исполнения  услуг на возможно более низкий  уровень бюджетной системы с  целью лучшего учета потребностей  их получателей и повышения  качества государственных услуг.

1. Межбюджетные  отношения регулируются:

1) между республиканским  и областным бюджетом, бюджетами  города республиканского значения, столицы:

трансфертами;

бюджетными  кредитами;

2) между областным и районными (городов областного значения) бюджетами:

трансфертами;

бюджетными  кредитами;

нормативами распределения доходов.

2. Трансферты  между уровнями бюджетов подразделяются  на трансферты общего характера,  целевые текущие трансферты, целевые  трансферты на развитие.

3. Целевые  трансферты и бюджетные кредиты  используются местными исполнительными  органами только в соответствии  с их целевым назначением, определенным  в соответствующих бюджетных  программах.

4. Использованные  не по целевому назначению  суммы целевых трансфертов и  бюджетных кредитов согласно  акту, органа государственного финансового  контроля подлежат обязательному  возврату в вышестоящий бюджет, выделивший данные трансферты  и кредиты, в течение месяца  после подписания акта контроля  в порядке, установленном Правительством  Республики Казахстан.

5. По решению  Правительства Республики Казахстан  неиспользованные (недоиспользованные) в течение финансового года  суммы целевых трансфертов на  развитие, выделенных из республиканского  бюджета, за исключением выделенных  из резерва Правительства Республики  Казахстан, могут быть использованы (доиспользованы) в следующем финансовом  году с соблюдением их целевого  назначения.

По решению  местного исполнительного органа области  неиспользованные (недоиспользованные) в течение финансового года суммы  целевых трансфертов на развитие, выделенных из областного бюджета, за исключением выделенных из резерва  местного исполнительного органа области, могут быть использованы (доиспользованы) в следующем финансовом году с соблюдением их целевого назначения.

6. В случае образования экономии при использовании целевых трансфертов на развитие, выделенных в истекшем финансовом году из республиканского или областного бюджета, по решению Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа области местные исполнительные органы вправе использовать до конца текущего финансового года соответствующую сумму экономии на улучшение показателей результатов бюджетных программ, по которым осуществлялось использование целевых трансфертов на развитие из вышестоящего бюджета.

7. Неиспользованные (недоиспользованные) в течение финансового  года суммы целевых трансфертов  на развитие, выделенных в истекшем  финансовом году, разрешенные использовать (доиспользовать) по решению Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа области, подлежат возврату в вышестоящий бюджет, выделивший их, до конца текущего финансового года.

Неиспользованные (недоиспользованные) в истекшем финансовом году суммы целевых трансфертов, выделенных из республиканского или  областного бюджета, по которым Правительством Республики Казахстан или местным  исполнительным органом области  не было принято решение о дальнейшем использовании (доиспользовании) в текущем финансовом году, подлежат возврату в вышестоящий бюджет, выделивший их, до 1 марта текущего финансового года за счет остатков бюджетных средств на начало года.

. Трансфертами общего характера являются бюджетные субвенции и бюджетные изъятия.

2. Бюджетными  субвенциями являются трансферты, передаваемые из вышестоящих  бюджетов в нижестоящие бюджеты  в пределах сумм, утвержденных  в республиканском или областном  бюджете.

3. Бюджетными  изъятиями являются трансферты, передаваемые из нижестоящих  бюджетов в вышестоящие бюджеты  в пределах сумм, утвержденных  в республиканском или областном  бюджете.

4. Объемы трансфертов  общего характера устанавливаются  в абсолютном выражении на  трехлетний период с разбивкой  по годам:

между республиканским  бюджетом и областными, города республиканского значения, столицы бюджетами —  законом Республики Казахстан;

между областным  бюджетом и бюджетами районов (городов  областного значения) — решением областного маслихата.

Объемы трансфертов  общего характера подлежат изменению  через каждые три года.

5. Трансферты  общего характера направлены  на выравнивание уровня бюджетной  обеспеченности регионов и обеспечение  равных фискальных возможностей  для предоставления гарантированных  государством услуг в соответствии  с направлениями расходов, закрепленными  настоящим Кодексом за каждым  уровнем бюджета.

6. При определении  трансфертов общего характера  учитываются налоговый потенциал  региона, численность потребителей  государственных услуг в регионе,  утвержденные стандарты государственных  услуг и факторы, влияющие на  расходы по предоставлению государственных  услуг в зависимости от специфики  того или иного региона.

7. Объемы трансфертов  общего характера определяются  как разница между прогнозными  объемами доходов (за минусом  трансфертов) и затрат соответствующего  местного бюджета.

Объемы трансфертов  общего характера определяются соответственно центральным и местными уполномоченными органами по государственному планированию.

8. При превышении  прогнозного объема доходов над  прогнозным объемом затрат местного  бюджета устанавливаются бюджетные  изъятия из местного бюджета  в вышестоящий бюджет.

При превышении прогнозного объема затрат над прогнозным объемом доходов местного бюджета  устанавливаются бюджетные субвенции  в местный бюджет из вышестоящего бюджета.

9. Прогнозные  объемы доходов и затрат местных  бюджетов рассчитываются на основе  методики расчетов трансфертов  общего характера, определяемой  Правительством Республики Казахстан.

10. При расчете  объемов трансфертов общего характера  не учитываются целевые трансферты  и бюджетные кредиты, выделяемые  из вышестоящего бюджета в  планируемом периоде, затраты  на погашение долга местного  исполнительного органа.

11. Порядок  и периодичность перечисления  трансфертов общего характера  определяются Правительством Республики  Казахстан.

1. Целевые трансферты подразделяются на целевые текущие трансферты и целевые трансферты на развитие.

2. Целевыми  текущими трансфертами являются  трансферты, передаваемые в период  действия трехлетних объемов  трансфертов общего характера в пределах сумм, утвержденных в республиканском или местных бюджетах

1) вышестоящими  бюджетами в нижестоящие, направленные  на компенсацию потерь нижестоящих  бюджетов, вытекающих из принятия  законодательных актов, актов  Президента Республики Казахстан  и Правительства Республики Казахстан,  представительных и исполнительных  органов области, влекущих увеличение  расходов и (или) сокращение  доходов местных бюджетов;

2) нижестоящими  бюджетами в вышестоящие, направленные  на компенсацию потерь вышестоящих  бюджетов, вытекающих из принятия  законодательных актов, актов  Президента Республики Казахстан,  влекущих увеличение расходов  вышестоящего бюджета в связи  с передачей функций государственных  органов из нижестоящего уровня  государственного управления в вышестоящий.

3. Целевыми трансфертами на развитие являются трансферты, передаваемые вышестоящими бюджетами в нижестоящие в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете, для реализации местных бюджетных программ развития.

4. Местные  исполнительные органы для определения  сумм целевых трансфертов на  развитие представляют в соответствующий  вышестоящий орган заявки с  указанием перечня местных бюджетных  инвестиционных проектов и сумм  расходов по ним.

5. Расходы  по местным бюджетным программам  развития определяются в местных  бюджетах с учетом объемов  передаваемых целевых трансфертов  на развитие.

Целевые трансферты на развитие для реализации местных  бюджетных инвестиционных проектов выделяются нижестоящим бюджетам одной  суммой без пообъектного ее распределения.

Распределение целевых трансфертов на развитие между местными бюджетными инвестиционными  проектами осуществляется местными исполнительными органами с учетом объемов финансирования, предусматриваемых  в соответствующих местных бюджетах на эти цели, в порядке, установленном  Правительством Республики Казахстан.

Информация о работе Особенности трансфертной политики в РК