Особенности возникновения российских ТНК и их деятельность на мировых рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Современные ТНК в дополнение к существующему международному обмену товарами и услугами создали международное производство, соответствующую ему международную сферу услуг и международную финансовую сферу, способствовав превращению в основном локальных (межстрановых, региональных) международных экономических отношений в глобальные.
Цель данной работы состоит в изучении российских ТНК как субъекта мирового экономического процесса, что обусловлено существующими исследовательскими "пробелами" в проблематике ТНК.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...…4

1.Основные аспекты и условия существования ТНК………………………………………..6
1.1Условия формирования российских ТНК……………………………………….…6
1.2Современный этап деятельности российских ТНК…………………..………...…11
1.3География деятельности российских ТНК………………………………..……….16

2.Деятельность российских ТНК на мировых рынках………………………………….….19
2.1 Российские ТНК на мировых рынках…………………………………………......19
2.2Сравнительный анализ деятельности зарубежных ТНК в России и российских ТНК за рубежом………………………………………………………………………...24

Заключение………………………………………………………….………………………...32
Список использованных источников………………………………………………………..34

Файлы: 1 файл

курсач версия 2.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

По мнению руководителей ведущих  корпораций развитых стран, опрошенных компанией McKinsey , наибольшую опасность в смысле международной конкуренции в ближайшие годы будут представлять компании из Китая и Индии. Лишь 2 % участника опроса рассматривают российские компании как угрозу для своих конкурентных позиций, в то время как 22 % видят эту угрозу в индийских и 41%-в китайский компаниях. В списке крупнейших мировых лидеров по версии журнала Forbes 2000 российские компании представлены в наименьшем числе:  их всего 29, в то время как бразильских-35,индийских-47,китайских-54.

Кроме того, отраслевая принадлежность компаний развивающихся стран более  диверсифицирована. Российские компании представлены в основном нефтегазовым и металлургическим секторами (соответственно 10 и 7 компаний), в то время как у Бразилии в рейтинге Forbes семь инфраструктурных компаний, Индии-6 телекоммуникационных, Китая- 9 транспортных и 6 работающих в торговле, строительстве, производстве инвестиционных товаров. Даже самая крупная из российский корпораций ОАО «Газпром»  занимает в рейтинге только 64-е место, уступая  китайской  Sinopec (20-е место) и бразильской Petrobras (55-е место). [17].

Российские компании пока слабо  представлены в списках ТНК развивающихся стран (табл.3).Например, крупнейшая российская ТНК «ЛУКойл» с объёмом зарубежных активов около 8  млрд.долл. занимала лишь 7-е место, в несколько раз уступая малазийской  государственной нефтяной компании Petronas (26 млрд. долл. зарубежных активов).

Из таблицы видно, что российские компании обладают, как правило, низкоэффективными  зарубежными активами. Так, у  «ЛУКойла»  коэффициент эффективности активов - всего 0,6, в то время как у малазийской Petronas - 6,4, у индийской Oil and natural Gas Corp-1,3. У «Норильского никеля» эффективность зарубежных активов составляет 0,8, а у бразильской добывающей корпорации Companhia Vale de Rio Doce-1,9. У российской машиностроительной компании ОМЗ и металлургической « Мечел» этот показатель вообще запредельно низкий, стремящийся к нулю.

Это неудивительно. Российские компании зачастую приобретают за рубежом  сомнительные с точки зрения эффективности  активы. Например, «Северсталь» недавно  купила ряд заводов в США ( Esmark за 1,24 млрд.долл. и WCI Steel за 140 миллионов долл.), в результате чего доля зарубежной составляющей в « Северстале» достигла 60%.[18].Однако, приобретённые заводы имеют огромную долговую нагрузку и отличаются почти полным отсутствием прибыли. Это означает, что убыточные американские активы фактически будут дотироваться за счёт прибыльных российских предприятия, поддерживая на  плаву весь холдинг в целом.

Интересно сравнить российские ведущие  нефтегазодобывающие компании с  крупнейшими нефтяными ТНК по показателю добычи за пределами национальных границ, что является характерным показателем транснационализации. Табл.2 свидетельствует, что «ЛУКойл» добывает за рубежом лишь 6 % всей нефти, а «Газпром» -0,2%.

У крупнейших международных ТНК, таких  как Exxon-Mobil, BP, Royal Dutch Shell этот показатель составляет соответственно 82.7, 82.1, 70.5%.Но даже у компании из развивающихся стран доля зарубежной добычи обычно существенно выше: у малазийской Petronas-40%, китайской CNOOC-22%, бразильской Sinopec-9%.

Зарубежная экспансия российских нефтегазовых корпораций в рамках стратегии upstream обусловливается традиционными, существующими уже много лет связями со странами СНГ и рядом развивающихся стран. Многие контракты и права на добычу унаследованы от советского периода («ЛУКойл» - Казахстан, Узбекистан; «Роснефть» -СНГ, Афганистан).Стратегия downstream,связанная с выходом на рынки развитых стран пока плохо реализуется. Лишь у «ЛУКойла» в последнее время наблюдается стремление приобрести зарубежные нефтеперерабатывающие предприятия в Италии. Так, в июне 2008г.компания заплатила 1.4 млрд.долл.за право распоряжаться 49% продукции нефтеперерабатывающих заводов итальянской компании ERG.Это-первое приобретение российскими нефтяными компаниями НПЗ в Западной Европе[19].

Из 4-ех видов стратегии зарубежной экспансии в добывающих отраслях-natural resources seeking (поиск природных ресурсов), efficiency seeking (рост производительности),strategic asset seeking (поиск стратегических активов), market seeking (поиск рынков.) российские компании предпочитают последний, обеспечивающий долгосрочный спрос на продукцию. Той же линии придерживаются Кувейт и Саудовская Аравия. Стратегии asset seeking придерживаются новые ТНК из развивающихся стран, стремящиеся максимально быстро нарастить свои активы.

И что бы более наглядно показать деятельность российских ТНК на мировых рынках хотелось бы провести сравнительный анализ деятельности зарубежных ТНК в России и российских ТНК за рубежом.

2.2 Сравнительный анализ деятельности зарубежных ТНК в России и российских ТНК за рубежом.

К сожалению, официальная статистика пока не успевает адекватно отражать новое явление, каким стала стремительная  инвестиционная экспансия российских ТНК. Во-первых, публикация информации сильно запаздывает – например, ЮНКТАД, Центральный банк России, многие другие ведомства (в частности, Евростат, отслеживающий поступления российских ПИИ в страны Евросоюза) пока обнародовали только сведения о накопленных капиталовложениях на конец 2006 г. – начало 2007 г. Исключение составляет лишь Росстат, но его оперативность слишком сильно сказывается на «качестве» информации. Так, даже в конце 3-го квартала 2007 г. Росстат регистрировал лишь 13,6 млрд. долл. накопленных российских ПИИ за рубежом, что было на порядок меньше реальных объемов вывезенных из страны за все предыдущие годы прямых капиталовложений.

Во-вторых, российские бизнес-группы нередко стараются не афишировать  свои сделки по приобретению зарубежных компаний, поэтому они иногда выпадают из поля зрения статистиков. Данные о  реинвестировании прибыли уже созданных российских заграничных дочерних структур объективно сложно измерить. В итоге статистические оценки российских ПИИ у разных организаций сильно расходятся. Например, уже упомянутые ЮНКТАД и Центробанк России на конец 2006 г. оценивали накопленные российские ПИИ на уровне соответственно 156,8 млрд. долл. и 209,6 млрд. долл., т.е. разница составляла более 30%.

Нас интересуют долгосрочные капиталовложения российских компаний, то  здесь представлены самые свежие - на конец 2007 г. - данные именно о зарубежных внеоборотных активах фирм (к сожалению, данные за более поздние года не представлены).[20]. 

По оценкам аналитиков, на конец 2007 г. зарубежные внеоборотные активы 50 самых крупных российских нефинансовых ТНК составили около 67 млрд. долл., увеличившись за год приблизительно на 22 млрд. долл., т.е. почти в полтора раза. При этом значительная часть данных компаний имеет дочерние структуры сразу во многих странах, что позволяет с полным основанием отнести их к ТНК. На остальные отечественные нефинансовые фирмы, инвестирующие за рубежом, приходится лишь 2-3 млрд. долл. внеоборотных активов. Любая из таких компаний не имеет за границей долгосрочных капиталовложений, превышающих хотя бы 75 млн. долл., а ее «профильные» производственные активы (т.е. фирмы по производству товаров и / или услуг, на которых специализируется компания, а не просто сбытовые, финансовые или другие обслуживающие экспорт заграничные подразделения) находятся обычно в 1-2 странах. 

Таблица 3, - 30 ведущих российских нефинансовых ТНК в конце 2007 г.

Зарубежные внеоборотные активы, млрд. долл.

Компания

Основные отрасли специализации

Более 13,0

«Лукойл»

Топливная, нефтехимическая

6,0 – 9,0

«Газпром»

Топливная

«Норникель»

Цветная металлургия

«Евраз»

Черная металлургия

3,0 – 4,5

«Совкомфлот» (включая «Новошип»)

Транспорт

ОК «РУСАЛ»

Цветная металлургия

«МТС»

Телекоммуникации

2,0 – 3,0

«Северсталь»

Черная металлургия

«Алтимо» (без «Вымпелкома»)

Телекоммуникации

1,5 – 2,0

«Ренова» (промышленные направления)

Машиностроение, электроэнергетика

«Базовый элемент» (сектор строительства  и материалов)

Строительство, производство стройматериалов

«Русские машины» («ГАЗ»)

Машиностроение

1,0 – 1,5

«Зарубежнефть»

Топливная

«Вымпелком»

Телекоммуникации


 

Продолжение таблицы 3,- 30 ведущих российских нефинансовых ТНК в конце 2007 г.

 

«НЛМК»

Черная металлургия

0,5 – 0,8

«Роснефть»

Топливная

«ЕЭС России»

Электроэнергетика

0,3 – 0,5

«Алроса»

Горнодобывающая

«ТНК-ВР»

Топливная

«Амтел-Фредештайн»

Химическая

«Приско»

Транспорт

«Северстальтранс»

(с 2008 г. – «Н-Транс»)

Транспорт

0,2 – 0,3

«ОМЗ»

Машиностроение

«Итера»

Топливная

«Славнефть»

Топливная

«Союзнефтегаз»

Топливная

«МАИР»

Черная металлургия

«Русснефть» (российские активы находятся  под арестом)

Топливная

«Ситроникс»

Машиностроение

«Мечел»

Черная металлургия


Источник: Ежегодный обзор ЮНКТАД World Investment Report.  

Среди ведущих  нефинансовых российских ТНК преобладают  компании ключевых отраслей отечественной  специализации в международном  разделении труда – топливные и металлургические фирмы. Однако в списке крупнейших инвесторов можно также увидеть, в частности, российские телекоммуникационные компании (в том числе имеющие среди акционеров зарубежных стратегических инвесторов), которые в последние годы динамично осваивают рынки стран СНГ. Есть среди российских ТНК транспортные фирмы, причем как операторы, обслуживающие сухопутный транзит российских экспортных поставок через третьи страны, так и морские пароходства, которые в 90-е годы вывели значительную часть флота под «дешевые флаги» (по сути, это псевдо-ТНК). Есть крупные инвесторы и в машиностроении, химической промышленности, других отраслях.

В данный список не включены российские банки и страховые компании. Это  связано отнюдь не только со сложностью их сопоставления с нефинансовыми ТНК. Как раз анализ стоимости поглощаемых зарубежных банков или уставных капиталов создаваемых с нуля дочерних структур позволяет оценивать ПИИ в финансовый сектор. Просто среди российских банков и страховых фирм почти нет значительных инвесторов за рубежом, что вполне закономерно – если отечественные нефинансовые ТНК в основном представляют собой крупных экспортеров, чья продукция востребована на мировых рынках, то представители российского финансового сектора характеризуются низкой международной конкурентоспособностью. Единственная крупная отечественная финансовая ТНК – «ВТБ» (до ребрендинга – «Внешторгбанк»), ПИИ которой в зарубежные дочерние структуры превышают 1 млрд. долл., однако в значительной степени представлены еще советскими зарубежными активами. Более 100 млн. долл. за рубежом инвестировали «Альфа-банк» (владеет банком в Нидерландах, а также дочерними структурами в Великобритании, США, Казахстане и Украине) и «Сбербанк» (инвестиционная экспансия российского банковского лидера началась совсем недавно и пока ограничена соседними Казахстаном и Украиной). Также можно отметить «Банк Москвы», «Росбанк», «Конверсбанк», страховые компании «РЕСО», «Ингосстрах» и некоторые другие российские финансовые институты, способные со временем превратиться в полноценные ТНК.

Быстрый рост российских прямых капиталовложений за рубежом в последние годы обеспечивают несколько групп инвесторов. Наибольшую роль играют интегрированные бизнес-группы, которые в условиях благоприятной  мировой конъюнктуры для российского сырьевого экспорта получают миллиардные прибыли. Далеко не всегда эти средства могут быть выгодно размещены внутри России, еще чаще речь идет о стремлении усилить свою конкурентоспособность благодаря осуществлению ПИИ или даже просто «застраховать» собственность от посягательств со стороны государства или других отечественных бизнес-групп.

В рамках отдельных бизнес-групп  выделяется несколько ТНК – вокруг соответствующих отраслевых холдингов  или групп предприятий сходной  специализации, формально не объединенных в единые компании. Дело в том, что даже если интегрированная бизнес-группа обеспечивает старт интернационализации новых направлений в своем составе, дальнейшее наращивание ПИИ обычно происходит за счет собственных усилий каждого из отраслевых холдингов. Например, в рамках интегрированной бизнес-группы «Базовый элемент» ключевой ТНК является алюминиевая компания «РУСАЛ». Формально она входит в металлурго-энергетический холдинг «Эн плюс», однако в ходе объединения компании «РУСАЛ» с принадлежащей группе «Ренова» фирмой «СУАЛ» и активами швейцарской «Гленкор» зарубежные предприятия «Эн плюс» в Юго-Восточной Европе остались на балансе самостоятельной компании, которая может стать основой для развития еще одной российской ТНК. Кроме того, в рамках группы «Базовый элемент» уже несколько лет действуют страховая ТНК «Ингосстрах» (холдинг «Бэйсик элемент файнэнс»), основная часть зарубежных активов которой существует с советских времен и «унаследована» в результате приватизации, а также горнодобывающая ТНК на основе активов холдинга «Элемент ресорсиз». В 2006-2007 гг. в рамках группы «Базовый элемент» стали развиваться еще две ТНК – автомобильная (холдинг «Русские машины» и входящая в него группа компаний «ГАЗ») и строительная (единый холдинг пока не создан, однако уже сделаны крупные зарубежные приобретения).[21].

Среди мотивов интернационализации  российских интегрированных бизнес-групп  встречаются достаточно экзотические, связанные с весьма неоднозначным  ходом социально-экономической трансформации в стране. Это и самореализация олигархов в качестве представителей мировой бизнес-элиты, и попытки улучшить имидж фирм с помощью ПИИ для повышения переговорной силы (прежде всего внутри России). Встречаются и специфические, однако, сугубо экономические мотивы наращивания зарубежных капиталовложений. В частности, создавая дочерние структуры в странах ЕС и США, российские ТНК расширяют возможности по привлечению дешевых финансовых ресурсов, которые не доступны в России из-за неразвитости фондовых рынков.

Информация о работе Особенности возникновения российских ТНК и их деятельность на мировых рынках