Особенности зарубежного инвестирования в России. Тенденции движения капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:11, курсовая работа

Описание работы

Но, несмотря на успехи в экономике и ее привлекательность, иностранные инвесторы с небольшим энтузиазмом вкладывают вои капиталы в российские предприятия. Их нежелание объясняется целым комплексом проблем:
нестабильность экономической и политической ситуации;
несовершенное и противоречивое законодательство;
неясность в определении прав собственности;
отсутствие реальных льгот и привилегий для иностранного капитала;
неконвертируемость рубля, нестабильность рублевого пространства;
непредсказуемость изменений в налоговой системе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы движения капиталов………………………...5
1.1 Движение капитала. Формы международного движения капитала ……..5
1.2 Государственное регулирование иностранных инвестиций в России….16
Сущность процесса глобализации мировой экономики…………………19
Глава 2. Особенности зарубежного инвестирования в России. Тенденции движения капитала………………………………………………………………27
2.1 Причины и тенденции в вывозе капитала на мировом рынке…………...27
2.2 Вывоз капитала из России………………………………………………….36
Заключение………………………………………………………………………41
Список литературы ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Тенденции и формы движения капитала в условиях глобализации экономики.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

При этом краткосрочные  потребности в финансовых средствах покрывались за счет кредитов, которые вполне отвечают характеру соответствующих операций. Долгосрочное финансирование осуществлялось позднее, через рынок кредитов или капиталов, в зависимости от состояния рынка.

В-третьих, решающее значение для рынка имело также финансирование огромного числа проектов, особенно в Юго-Восточной Азии. В центре внимания находились инфраструктуры в сфере энергетики и телекоммуникации. Они все чаще осуществляются на частной основе. Но расходы и риски, связанные с осуществлением таких проектов, гарантировали более высокую маржу, чем несвязанные еврокредиты. Выгодные общие условия побудили многих должников досрочно погасить взятые кредиты и заключить новые кредитные контракты на более благоприятных условиях, или обеспечить себе более выгодные условия финансирования оставшихся кредитов. В этих условиях на кредитный рынок впервые вышли новые кредитодатели.

Для многонациональных  концернов главную роль играло состояние их ликвидности. Этой цели, например, послужил и кредит в размере свыше 5 млрд. немецких марок, полученный концерном Срок погашения этого кредита - семь лет, ставка - плюс 7,5 базисных пункта, обслуживание кредита 7,5 базисных пункта[20, С.101]

Государственные заемщики воспользовались этими тенденциями. Сегодня, в отличие от прошлых лет, они явно отдают предпочтение европейскому кредитному рынку. Преимущество такого подхода состоит в том, что неиспользованные кредитные линии в отличие, например, от выпущенных облигаций, не учитываются при определении размера задолженности в соответствии с критериями конвергенции, предусмотренными Маастрихтским соглашением для стран, желающих вступить в Европейский валютный союз.

Правда, сами по себе эти  условия не могут покрыть издержки банков. Поэтому банки стремятся заполучить ведущие позиции в том или ином консорциуме. Дополнительные комиссионные повышают их общую прибыль от кредитных операций. Но еще важнее для них возможность интенсифицировать деловое сотрудничество с заемщиками по другим направлениям.

В результате снижения маржи, заметно удлинились сроки погашения кредитов, так как многие заемщики попытались обеспечить себе более благоприятные условия с соответствующими сроками погашения задолженности. Надежным заемщикам легко получить кредит и на семь лет.

Латиноамериканские заемщики пострадали в результате кризиса  доверия, вызванного падением мексиканского песо. Кредиты США, на общую сумму 50 млрд. долларов предотвратили дальнейшее распространение кризиса.

Это беспокойство на какое-то время перекинулось и на финансовые рынки Юго-Восточной Азии. Но, в конце концов, возобладали убедительные народнохозяйственные показатели этих стран. Затраты на обслуживание долгов, то есть соотношение процентных и текущих платежей по иностранным долгам и поступлений от экспорта, только в двух странах (Индонезия и Филиппины) составляют свыше 20 процентов, а у остальных стран этого региона - ниже 10 процентов.

По отношению к государствам Восточной Европы западные кредиторы сохранили избирательный подход при предоставлении кредитов. Наряду с заемщиками из Чехии и Венгрии ограниченный доступ к этому рынку получили Польша, Словакия и Словения. Среди этих заемщиков преобладают банки, которые могут финансироваться на все более благоприятных условиях.

2.2 Вывоз капитала  из России

 

Основной причиной и  предпосылкой вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране, его перенакопление. В целях получения предпринимательской  прибыли или процента он переводится  за границу. Характерно, что экспорт капитала может осуществляться и при дефиците капитала для внутреннего инвестирования.

К 90-м годам в мире образовались огромные массы резервного капитала, ищущего прибыльного применения. Страховые компании, пенсионные фонды, трастовые, инвестиционные и другие фонды аккумулируют эти средства.

Со второй половины XX века вывоз капитала непрерывно растет. Экспорт капитала опережает по темпам роста, как товарный экспорт, так  и валовой внутренний продукт  промышленно развитых стран. На фоне резкого возрастания масштабов вывоза капиталов усиливается его международная миграция.

Парадоксально, но Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним из крупнейших в мире экспортеров  капитала. По данным «Круглого стола  бизнеса России» в середине 90-х годов общий объем находящихся за рубежом ресурсов, включая вывезенные и инвестированные капиталы, иностранные долги составляют огромную сумму - от 500 до 600 млрд. долл. При этом «экспорт капитала», начавшийся с конца 80-х годов, продолжается.

За рубежом действуют  тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них была основана там  еще в советское время, однако подавляющее число - в последние  годы. По некоторым оценкам объемы инвестиций этих российских предприятий  за рубежом составляют 9-10 млрд. долл. Для сравнения, например, аналогичные капиталовложения США, приближаются к 1 трлн. долл., а у Японии и Великобритании они составляют несколько сотен миллиардов долларов.

Российские зарубежные предпринимательские инвестиции размещены  преимущественно на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых гаванях. Там же преимущественно находятся и зарубежные капиталовложения российских физических и юридических лиц в ссудной форме (т. е. банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т. п.). Часть из них размещена там, на короткий срок для осуществления текущих внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25-35 млрд. долларов.

Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и незаконными способами, принявшими форму «бегства капитала».

Легальный способ вывоза капитала базируется на постановлении  Совета министров СССР от 18 мая 1989 г. № 412 «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом». В этой связи к законному вывозу капитала относятся все государственные и негосударственные предприятия, созданные в соответствии с этим постановлением и внесенные в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.

К законным способам вывоза капитала можно отнести рост зарубежных активов российских уполномоченных банков. Основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого «бегства капитала». Оно началось в 1989 г., когда правительство СССР приняло решение о предоставлении предприятиям, объединениям и организациям права прямого выхода на внешние рынки. Процесс оттока капитала из России активизировался с 1990 г. Для того, чтобы представить, какие потери в результате этого процесса несет Россия, можно привести такие цифры: ежегодная утечка капитала оценивается в 12-24 млрд. долл. (по некоторым оценкам до 50 млрд. долл.).

В настоящее время  утечка капитала стала принимать  весьма изощренные формы, не всегда поддающиеся  контролю в рамках действующего законодательства. Этот процесс, в частности, включает в себя:

1. Не переведенную  в Россию экспортную выручку.  Только в 1992 г. ее объем составил  около 4,6 млрд. долл. В 1994 г. невозврат  экспортной выручки составил 2 млрд. долл. Наибольшие недопоступления  в федеральный бюджет отмечены  по таким видам товаров, как нефть, нефтепродукты и цветные металлы[10, С.87]

2. Занижение экспортных  и завышение импортных цен,  особенно активно используемых  в бартерных сделках;

3. Осуществление авансовых  платежей под импортные контракты  без последующей поставки товара  и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов. Утечку валюты на импортных операциях эксперты оценивают в 3-4 млрд. долл. в год.

В результате недобросовестных бартерных операций из России ежегодно «утекает» около 1 млрд. долл. Контрабандный  вывоз СКВ и другие ухищрения.

В понятие «утечка  капиталов» некоторыми экономистами предлагается включать также упущенную выгоду для российской экономики в рамках внешнеторговых операций, а также иностранную валюту во внутреннем обороте российской экономики. «Бегство капиталов» учитывается в платежном балансе по статье «Пропуски и ошибки».

Бегство капитала характерно для стран с галлопирующей  инфляцией, высокими налогами и политической нестабильностью. Все это характерно для России. К этим причинам можно добавить факторы недоверия государству, отсутствие льгот и стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри страны.

«Убегая» из России, частный капитал вывозится за рубеж не столько по классическим причинам, сколько из-за стремления его владельцев поместить его в более стабильной экономике, без опасности быть экспроприированным. Одновременно, памятуя о значительной степени криминализации нашего общества в 90-е годы, следует отметить, что немалую часть «бегства капитала» составляют средства, нажитые незаконным путем, вывоз которых за рубеж является одним из способов их «отмывания». Этот процесс характерен не только для России, но и для многих стран, где имеются значительные криминальные структуры.

Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс  утечки капитала за рубеж, превратить его в анализируемый, контролируемый вывоз капитала.

Контроль за движением  валютных средств - это, в первую очередь, контроль над банковскими учреждениями, осуществляющими операции по их переводу. Такое движение за пределы России может осуществляться в двух формах: наличной и безналичной. Первая форма - это компетенция таможенных органов, вторая - преимущественно Центробанка России. Важно также, чтобы средства российских предприятий и организаций находились на счетах именно российских банков. Если они уйдут на счета зарубежных банков (а именно это сейчас и происходит), то окажутся вне досягаемости российских контролирующих органов.

Следует иметь в виду, что любая система контроля и  регулирования должна быть комплексной  и внедряться целиком, чтобы не образовать новых прорех и дыр для утечки капитала.

В рамках создания комплексной  системы по предотвращению или значительному сокращению «бегства капитала» предлагаются следующие меры. Прежде всего, усиление государственного регулирования российских зарубежных инвестиций, направление их в наиболее прибыльные, благоприятные в инвестиционном отношении страны, зоны, регионы. Например, в страны СНГ, свободные экономические зоны, Азиатско-Тихоокеанский регион. Целесообразность инвестиций российских фирм за рубежом должна определяться общегосударственными интересами. Приоритет должен отдаваться развитию внутреннего российского производства.

Ограничение процесса «бегства капитала» может осуществляться путем применения следующих конкретных мер:

  • единого таможенно-валютного контроля над репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг; особого контроля над бартерными операциями;
  • лицензирования вывоза капитала;
  • инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений.

Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как  побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес, и именно он определяет направление и характер движения капитала. Стратегической мерой по сокращению «бегства капитала» за рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в России, который стал бы привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Иностранный капитал в России присутствует как в государственной, так и  в частной форме, а также в форме капитала международных организаций. Иностранные инвестиции поступают в российскую экономику как прямые и портфельные инвестиции. Одна из популярных форм привлечения иностранных инвестиции – создание предприятия с иностранными инвестициями.

Иностранные предприятия создаются, в основном, в сфере торговли и  общественного питания. Затем идет промышленность, строительство, коммерческая инфраструктура, наука и научное  обслуживание, транспорт и связь. Как свидетельствует мировой опыт, продуманная политика привлечения иностранного капитала – самый прямой и достаточно эффективный путь выхода из кризиса, рычаг ускорения социально-экономического развития страны. Прямые иностранные инвестиции содействуют преодолению структурного застоя и стимулируют развитие национальной экономики. Национальный сектор обеспечивает доступ к широкому кругу технологических и организационных инноваций, выступает в качестве эффективного механизма интеграции в мировую экономику.

Характеризуя общую ситуацию с  привлечением иностранных инвестиций, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это в результате распахнутости российского рынка и неадекватного инвестиционного климата. Поэтому требуется строгий контроль со стороны государства, а также доброжелательная политика для поддержки инвестиций в те отрасли и регионы, с которыми связаны экономические перспективы. Нужна научно обоснованная, взвешенная, активная государственная политика по привлечению иностранных инвестиций. Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.

Информация о работе Особенности зарубежного инвестирования в России. Тенденции движения капитала