Особнности современного мирового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Одним из наиболее доминирующих факторов современной мировой экономики является процесс глобализации, которую характеризуют трансграничное движение капиталов, международная торговля товарами и услугами, миграция рабочей силы. В свою очередь, фундаментом процесса глобализации мира является геоэкономика как новая парадигма мироустройства. Она основывается, по мнению специалистов, на воспроизводственных системах, вырвавшихся из национальных границ и сформировавшихся в гигантские мировые интернационализированные воспроизводственные циклы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие мирового рынка и международной торговли………………..6
1. Мировой рынок…………………………………………………...6
2. Внешняя торговля………………………………………………...9
3. Структура внешней торговли…………………………………..14
Глава II. Россия и ее место на мировом рынке………………………………...15
1. Место России на мировом рынке ……………………………...15
2. Понятие и структура ВТО………………………………………16
3. Этапы и условия присоединения новых стран к ВТО………...16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...27

Файлы: 1 файл

основной текст.docx

— 51.26 Кб (Скачать файл)

Многообразную международную  торговую деятельность можно классифицировать в зависимости от товарной специализации: торговля готовой продукцией; торговля товарами, прошедшими первичную переработку; торговля сырьем. Чем выше уровень  развития страны, тем меньше сырья  и больше готовой продукции экспортирует государство.

В зависимости от вида экспортно-импортных  операций международную торговую деятельность можно классифицировать:

- экспорт и импорт готовых  товаров;

- ввоз и вывоз сырья  и полуфабрикатов для переработки  с последующим возвратом в  страну;

- временный ввоз или  вывоз товара с последующим  возвратом в страну (например, для  участия в международных конкурсах,  выставках, презентациях);

- реэкспорт и реимпорт (реэкспорт – вывоз за границу  ранее ввезенного в страну  товара, например, если товар не  оплачен, бракован или перепродается  в третью страну; реимпорт –  ввоз из-за границы ранее вывезенных  национальных товаров);

- ввоз и вывоз товаров,  относящихся к одной международной  транснациональной компании;

- встречная компенсационная  торговля;

- товарообменные сделки  на безвалютной основе (оплата  товара происходит в натуральной  форме другим товаром);

- торговые компенсационные  сделки на денежной основе (когда  частично товар оплачивается  деньгами, а частично встречной  поставкой товара);

- промышленные компенсационные  сделки (например, поставки оборудования  для производства товара будут  оплачиваться произведенным с  его помощью товаром).

Для оценки международной  и внешней торговли используется группа показателей:

1) торговый оборот –  стоимостной объем экспорта и  импорта за определенный период  в текущих ценах;

2) товарная структура  – соотношение различных товарных  групп в структуре мирового экспорта;

3) географическая структура  – структура мировой торговли  в зависимости от региона мира, части света, континента.

Первой теоретической  основой внешней торговли стала  теория меркантилистов. Она основывается на фундаментальной роли  золота (денег) и  ориентируется на максимальную сохранность и увеличение количества золота в стране. В связи с этим рекомендовалось стимулировать  экспорт и ограничить импорт, чтобы  не тратить золото на покупку товара вне страны. Одновременно вводились  запреты на торговлю колоний со всеми  странами, кроме метрополий, на развитие производства в колониях. По сути, меркантилисты  предлагали обогащение одних за счет других, но их заслуга заключается  в том, что они впервые привлекли  внимание к проблемам внешней  торговли, подчеркнули ее значимость для экономического развития страны, описали и обосновали определенное соотношение затрат на экспорт и на импорт, т.е. заложили основы платежного баланса.

А. Смит разработал первую классическую теорию внешней торговли — теорию абсолютных преимуществ. Он утверждал, что наибольшую выгоду подучат те страны, которые активно участвуют в международном разделении труда. Страна, имеющая определенные преимущества в производстве какого-либо товара, должна специализироваться на производстве этого товара и поставлять его другим странам. Это утверждение А. Смита дополнил Д. Рикардо, создав теорию сравнительных преимуществ. Он доказал, что внешняя торговля несет дополнительную выгоду даже тем странам, которые имеют эффективное хозяйство. Рикардо строил свою теорию на основе трудовой теории стоимости. В современных условиях сравнительные преимущества определяются через альтернативные издержки, т.е. затраты на производство одного товара определяются через затраты на другой товар.

Теория Хекшера-Олина  возникла в первой трети XX в. В ней факторы, определяющие международное разделение труда, связываются не только природно-естественными условиями производства в стране, но также с условиями, созданными в процессе развития производства. Она исходила из того, что исторические и природные условия развития предопределили неравномерную обеспеченность стран факторами производства, и, прежде всего - трудовыми ресурсами и капиталом.

В процессе международной  торговли происходит выравнивание цен  на факторы производства в торгующих  странах. Первоначально цена на доступные факторы производства будет низкой, а на те, которых мало, - высокой. Постепенно первоначальные преимущества обеих стран утрачиваются, и каждая страна должна искать новые возможности экспорта своей продукции, совершенствуя производство. Данный механизм обоснован американским экономистом П. Самуэльсоном, и поэтому теорию соотношения факторов производства нередко называют теорией Хекшера - Олина - Самуэльсона.

Современных теорий внешней  торговли очень много, фактически каждая школа и отдельные ее направления  предлагают свои точки зрения на данную проблему. Наиболее распространенными  являются следующие:

Неотехнологические теории пытаются объяснить внешнеторговые связи затратами на исследования и разработки, уровнем средней заработной платы и удельным весом квалифицированной рабочей силы. Они объясняют возникновение преимуществ монополией на отдельные открытия и новые технологии, которая дает возможность господствовать в производстве данных товаров и на мировом рынке до тех пор, пока эти технологии не будут освоены другими странами. Тогда необходимы новые исследования, позволяющие производить новые товары.

Теория специфических  факторов говорит том, что разная обеспеченность отдельных стран специфическими факторами, т.е. факторами, которые могут использоваться только для производства данного товара, ведет к дальнейшему развитию этих факторов в экспортных производствах и сокращению в производствах, конкурирующих с импортом.

Теория фирмы связана  с усилением роли отдельных фирм и корпораций в международной торговле. В конечном итоге сравнительные преимущества всегда получает не нация, а отдельная фирма-экспортер данного товара. Технологически сложные изделия создаются фирмой исходя из потребностей и спроса, существующих внутри страны. Только после расширения производства и насыщения внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок, для того чтобы продать свои изделия, необходимо найти страну-покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны-экспортера. Это объясняет возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися на одном и том же уровне развития, в частности, между развитыми индустриальными странами.

Теория международной  конкурентоспособности наций, разработанная  американским экономистом М. Портером, говорит, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется следующими четырьмя основными условиями: количеством и качеством различных факторов производства, условиями спроса на внутреннем рынке, наличием смежных и обслуживающих отраслей, стратегией фирмы и внутренней конкуренцией.

1.3. Структура внешней торговли

Внешняя торговля в настоящее  время является одним из важнейших  секторов российской экономики, так  как именно она определяется динамику многих макроэкономических параметров. Структура внешней торговли России обусловлена следующими факторами:

- Высокое содержание доли  импорта по многим видам продукции,  особенно товарам потребительского  назначения, вызванное либерализацией  в 90-х годах внешнеэкономической  деятельности и неконкурентоспособностью  продукции многих отраслей российской  промышленности.

- Разделению народного  хозяйства в зависимости от  конкурентоспособности на внешнем  и внутреннем рынках на 3 группы  отраслей:

а) ресурсные отрасли, конкурентоспособные  на внешнем рынке (нефтяная, газовая, лесная, алмазная промышленность, отчасти  энергетика, черная и цветная металлургия);

б) отрасли обрабатывающей промышленности, конкурентоспособные  на внутреннем и отчасти на внешнем  рынке (авиакосмическая, атомная промышленность, отчасти энергетическое машиностроение, тяжелое станкостроение и др.);

в) отрасли, неспособные выйти  на внешний рынок, но необходимые  для внутреннего рынка (автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов).

 

Глава II. Россия и ее место на мировом рынке

       2.1. Место России на мировом рынке

Россия только завоевывает  свое место на мировом рынке. Это  длительный процесс, в котором важно  все: и особенности страны, входящей в рынок, и особенности самого рынка. В настоящее время Россия торгует только на рынке базовых  товаров, продавая сырье и энергоносители (Таблица 1). С некоторыми товарами Россия может появиться и на отдельных рынках готовых товаров, но говорить о завоевании прочных позиций на этих рынках пока рано, особенно если речь идет об их верхнем уровне. Два нижних уровня более доступны, хотя и там идет жесткая конкурентная борьба между странами-участниками торговли. Здесь господствуют методы неценовой конкуренции. Прежде всего, конкурирует качество товаров, постоянное расширение и обновление ассортимента предлагаемых изделий, развитие дизайна, улучшение потребительских свойств предопределило устойчивый спрос только на лучшие образцы товаров. Производство таких товаров в России для мирового рынка, как правило, невозможно. Таблица 1.Внешняя торговля России в 2004 году (см. Приложение 1).

В целом, оценивая перспективы  внешнеторговой деятельности России, ожидается, что темпы роста внешнеторгового  оборота со странами дальнего зарубежья к 2014г. будут в пределах 96,2-108,1%, в том числе экспорта – 89,1-106,2%, импорта – 107,2-111,9 процента.

I вариант исходит из  сценария, который базируется на  относительно устойчивых, но по  сравнению с текущим периодом  несколько менее благоприятных  внешних и внутренних условиях, в том числе учитывает возможность  ухудшения товарной конъюнктуры  на международных рынках.

II вариант предполагает  достаточно благоприятное сочетание  внешних и внутренних условий:  относительную стабильность валютного  курса, улучшение торгово-политических  условий доступа отечественных  товаров на зарубежные рынки,  успешное завершение переговоров  о присоединении к ВТО, улучшение мировой общехозяйственной и товарной конъюнктуры по основным позициям российского экспорта.

Т.о. стратегическим направлением внешнеторговой политики России является интеграция страны в мировое экономическое  сообщество. Российская позиция в  этом вопросе однозначна и последовательна: Россия должна в кратчайшие сроки  вступить во Всемирную торговую организацию, но этот процесс должен происходить  на стандартных, равноправных с прочими  странами — членами ВТО условиях.

 

                       2.2. Понятие и структура ВТО

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году.

ВТО - это одновременно и  организация, и комплекс правовых документов, определяющих права и обязанности  правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правую основу ВТО составляют:

1. Генеральное соглашение  о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года.

2. Генеральное соглашение  о торговле услугами (ГАТС).

3. Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

 

2.3. Этапы и условия присоединения новых стран к ВТО

Процедура присоединения  к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования  ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит  из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс  занимает в среднем 5-7 лет. Все указанные  ниже процедуры присоединения полностью  распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп (в  РГ по присоединению России к ВТО 67 стран, включая всех основных торговых партнеров) происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ.

Прежде всего, переговоры касаются «коммерчески значимых» уступок, которые присоединяющаяся страна будет  готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынки (фиксируются  в двусторонних Протоколах по доступу  на рынки товаров и услуг), а  также по формату и срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО (оформляется  в Докладе Рабочей группы).

В свою очередь, присоединяющаяся страна, как правило, получает права, которыми обладают и все другие члены  ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. (Хотя, например, Китай  не смог добиться получения всех этих прав в полном объеме). В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена  организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в  Орган по разрешению споров (ОРС), решения  которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.

В соответствии с установленной  процедурой результаты всех проведенных  переговоров по либерализации доступа  на рынки и условия присоединения  оформляются следующими официальными документами:

Информация о работе Особнности современного мирового рынка