Особнности современного мирового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Одним из наиболее доминирующих факторов современной мировой экономики является процесс глобализации, которую характеризуют трансграничное движение капиталов, международная торговля товарами и услугами, миграция рабочей силы. В свою очередь, фундаментом процесса глобализации мира является геоэкономика как новая парадигма мироустройства. Она основывается, по мнению специалистов, на воспроизводственных системах, вырвавшихся из национальных границ и сформировавшихся в гигантские мировые интернационализированные воспроизводственные циклы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие мирового рынка и международной торговли………………..6
1. Мировой рынок…………………………………………………...6
2. Внешняя торговля………………………………………………...9
3. Структура внешней торговли…………………………………..14
Глава II. Россия и ее место на мировом рынке………………………………...15
1. Место России на мировом рынке ……………………………...15
2. Понятие и структура ВТО………………………………………16
3. Этапы и условия присоединения новых стран к ВТО………...16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...27

Файлы: 1 файл

основной текст.docx

— 51.26 Кб (Скачать файл)

- Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав  и обязательств, которые страна-соискатель  примет на себя по итогам  переговоров; 

- Списком обязательств  по тарифным уступкам в области  товаров и по уровню поддержки  сельского хозяйства; 

- Перечнем специфических  обязательств по услугам и  Списком изъятий из РНБ; 

- Протоколом о присоединении,  юридически оформляющим достигнутые  договоренности на двух- и многостороннем  уровнях. 

Одним из главных условий  присоединения новых стран к  ВТО является приведение их национального  законодательства и практики регулирования  внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями  пакета соглашений Уругвайского раунда.

На заключительном этапе  присоединения происходит ратификация  национальным законодательным органом  страны-соискателя всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей  Группы и утвержденного Генеральным  советом. После этого указанные  обязательства становятся частью документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении  к Генеральному соглашению по тарифам  и торговле (ГАТТ), и в соответствии с процедурами была создана Рабочая  группа по присоединению России к  ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению  Российской Федерации к ВТО (РГ). Мандат РГ состоит в изучении торгового  режима и выработке условий участия  России в ВТО.

Переговорный процесс  по присоединению России к ВТО  начался в 1995 году. На первом этапе  он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

После представления в 1998 году первоначальных российских предложений  по доступу на рынок товаров и  предложений по уровню поддержки  сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). С 2000 года переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты присоединения России.

В рамках процесса присоединения  российской делегацией ведутся переговоры по четырем направлениям, а их основой  являются документы и переговорные предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

1. Переговоры по тарифным  вопросам. Цель – определение  максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин  по всей Товарной номенклатуре  внешнеэкономической деятельности, право на применение, которых Россия получит после присоединения к ВТО.

В настоящее время с  партнерами согласовано около 90 % тарифных позиций. Среди проблемных сфер, где  согласия между сторонами пока не найдено, - ряд сельхозтоваров, авиатехника, автомобили, мебель и др.

2. Переговоры по сельскохозяйственной  проблематике, помимо тарифного  аспекта, включают обсуждение  допустимых объемов внутренней  господдержки аграрного сектора  (AMS) в рамках, так называемой, «желтой»  корзины (субсидии, подлежащие сокращению) и уровня экспортных субсидий  на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как  правило, проходит на многосторонних  консультациях с участием членов  группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие  либерально настроенные экспортеры  сельхозпродукции) и других заинтересованных  государств. Данные переговоры носят  крайне сложный характер.

Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству прошел 21 июня 2005 г. в Женеве. Российская сторона  в ответ на многочисленные запросы  стран-членов РГ предоставила данные по объемам внутренней поддержки в 2001-2003 гг. в требуемом ВТО формате. При этом позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной (репрезентативный период 1993-1995 гг. с объемом поддержки в 9,5 млрд.долларов).

3. Переговоры по доступу  на рынок услуг имеют своей  целью согласование условий доступа  иностранных услуг и поставщиков  услуг на российский рынок.  Наиболее остро переговоры идут  по таким чувствительным секторам  как финансовые, «энергетические»  и телекоммуникации, доступ в  которые представляет особый  коммерческий интерес для ведущих  членов ВТО. Кроме того, некоторые  страны заинтересованы в улучшении  условий доступа на российский  рынок физических лиц - поставщиков  услуг (Индия, Канада, Швейцария).

По итогам завершившихся  переговоров Россия согласилась  принять обязательства примерно по 100 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных  классификацией ВТО). В некоторых  случаях позиция России предусматривает  более жесткие условия работы иностранных поставщиков на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством. Такая позиция позволит при необходимости  использовать дополнительные инструменты  защиты национальных поставщиков от иностранной конкуренции в будущем.

3. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что вступление в  ВТО имеет для России как целый  ряд плюсов, так и несколько  неизбежных минусов, негативное воздействие  которых в процессе переговоров  стремится минимизировать наше правительство.

В первую очередь Россия будет ограничена в применении инструментов государственного регулирования экономических  обменов и субсидий. Кроме того, возможности защиты внутреннего  рынка товаров и услуг от иностранной  конкуренции будут ограничены четырьмя инструментами, такими, как экспортный тариф, антидемпинговые, защитные и компенсационные тарифы.

К безусловно положительным моментам относится, прежде всего, внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых правил игры и единых подходов в применении механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. Распространение этих правил на Россию повысит ее инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов и сделает более предсказуемым экономический и правовой климат для российских субъектов экономики. Конечно, этот процесс потребует внесения определенных изменений в действующее законодательство.

Во-вторых, хоть и не сразу, существенно улучшатся условия  доступа на мировые рынки российских товаров и услуг. Это должно позитивно  отразиться и на экономической деятельности российских предприятий, и, как следствие, на доходах российского бюджета. Кроме того, Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов и право участия в  выработке новых правил международной  торговли.

Необходимо упомянуть  также о создании лучших условий  для интеграции в рамках СНГ, укреплении роли Федерации во взаимоотношениях с субъектами по экономическим вопросам, создании оптимальных стартовых  условий для начала переговоров  о присоединении России к Единому  Европейскому экономическому пространству.

При этом необходимо учитывать, что для потенциальных российских партнеров по ВТО преимущества от вступления России в эту организацию  реализуются практически немедленно, а для российских производителей — с течением довольно длительного  периода времени.

Все члены ВТО принимают  на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических  документов, объединенных названием  «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, с правовой точки  зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт, нормами и правилами которого регулируется свыше 92% всей мировой торговли товарами и услугами. Обязательства России в случае присоединения к ВТО частью уже содержатся в международных соглашениях России: Соглашение о партнерстве с ЕС, Договор к Энергетической хартии, соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Следует отметить, что существенная часть этих общих обязательств совпадает с нормами национального законодательства.

Кроме того, существует и  целый ряд дополнительных обязательств. Они касаются, например, «замораживания»  импортных тарифов и ограничения  сельскохозяйственных субсидий. Именно эти обязательства являются предметом  переговоров. Сторонами, участвующими в переговорах с Россией, обсуждается  уровень тарифной защиты рынка товаров  и уровень защиты рынка услуг.

Основная проблема вступления России в ВТО - это, в первую очередь, снятие ограничений на поставки товаров  из-за рубежа, в каком-то смысле ограничений  на конкуренцию со стороны иностранных  компаний. Это приведет к тому, что  отечественные производители, могут  оказаться не способными конкурировать  на равных, как с очень качественной западной продукцией, так и с очень  дешевой китайской. Другое дело, что  данный процесс будет происходить  постепенно (потому и ведутся столь  долгие переговоры), и у наших  предприятий останется время  для адаптации к новым условиям.

Поэтому эксперты полагают, что, несмотря на усиление конкуренции  со стороны иностранных производителей при вступлении России в ВТО, влияние  этого события на отечественную  промышленность не станет очень значительным или катастрофичным, хотя каждому  предприятию придется позаботиться о себе и повысить эффективность  собственной работы.

 

 

Заключение

 

Внешняя торговля является основной формой мировых хозяйственных  связей. По динамике и стоимостным  показателям она опережает рост мирового производства, движение капитала и другие виды внешнеэкономических  связей, что является одной из важнейших  характеристик современной мировой  экономики. Темпы прироста международных  экспортно-импортных операций превышают  темпы роста основных сегментов  мирового производства, в т.ч. промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

Повышение значения торговли в мировой экономике, а также  ее интенсивное развитие обусловлены  объективным процессом глобализации и усилением взаимозависимости  большинства стран мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал  значительный прогресс в развитии международного разделения труда.

В сфере торгового обмена международные режимы и многосторонние соглашения вырабатывались в рамках ВТО — международной организации, действовавшей на базе многостороннего  договора, устанавливающей принципы и правила мировой торговли. Деятельность ВТО направлена на либерализацию  экспортно-импортных операций и, в  частности, на снижение и ликвидацию тарифных и нетарифных барьеров.

Дальнейшему увеличению международного товарообмена  способствовали значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран, расширение масштабов  торговли между ними и, кроме того, сохранение благоприятной конъюнктуры  рынках промышленной продукции во многих развивающихся и развитых индустриальных странах. Существенное значение имела для этого процесса имела также революция в области информационных технологий и средств коммуникаций.

В последние годы произошли  существенные изменения в структуре мировой торговли. В частности, значительно возросла доля услуг средств связи и информационных технологий, в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией.

Определенные изменения  происходят и в географическом распределении мировой торговли. Постепенно растет торговля развивающихся стран, но особенно быстрыми темпами увеличиваются объемы товаропотоков из новых индустриальных стран.

Среди стран с переходной экономикой более динамично развивается внешняя торговля Китая, что позволило стране войти в десятку крупнейших торговых держав мира. Вместе с тем по-прежнему значительная часть мирового товарооборота - около трети мировых экспортно-импортных операций приходится на ведущие промышленно развитые страны (США, Германию и Японию). В число крупнейших торговых стран мира входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия.

Сегодня с все большей очевидностью встает вопрос о месте, которое мы хотим занять в складывающемся миропорядке. Вопрос о месте России требует ответа на два других вопроса: каковы контуры складывающегося мирового порядка и какова «стартовая позиция» страны для участия в мировых процессах. Возможен как сценарий конструктивного включения в новую кооперацию постиндустриального мира, так и превращение в страну-аутсайдера, одного из лидеров сопротивления глобализации. Во многом выбор зависит от вступления России во всемирную торговую организацию (ВТО).

Сегодня распространены две  крайние точки зрения на проблему вступления страны в ВТО. Сторонники либерализма настаивают на немедленном  вступлении в ВТО на любых условиях. Сторонники протекционизма утверждают, что российский бизнес сегодня неконкурентоспособен и вступление в ВТО задушит  отечественные предприятия.

Обобщая мнения различных  авторов, можно отметить, что Россия может получить следующие преимущества при вступлении в ВТО:

1) уменьшение ограничений  в международной торговле приведет к удешевлению импорта, что выгодно как для российских предприятий, использующих импортное сырье и комплектующие, так и для российских граждан, приобретающих импортные товары;

Информация о работе Особнности современного мирового рынка