Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 16:47, курсовая работа
Одним из наиболее доминирующих факторов современной мировой экономики является процесс глобализации, которую характеризуют трансграничное движение капиталов, международная торговля товарами и услугами, миграция рабочей силы. В свою очередь, фундаментом процесса глобализации мира является геоэкономика как новая парадигма мироустройства. Она основывается, по мнению специалистов, на воспроизводственных системах, вырвавшихся из национальных границ и сформировавшихся в гигантские мировые интернационализированные воспроизводственные циклы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие мирового рынка и международной торговли………………..6
1. Мировой рынок…………………………………………………...6
2. Внешняя торговля………………………………………………...9
3. Структура внешней торговли…………………………………..14
Глава II. Россия и ее место на мировом рынке………………………………...15
1. Место России на мировом рынке ……………………………...15
2. Понятие и структура ВТО………………………………………16
3. Этапы и условия присоединения новых стран к ВТО………...16
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………...27
- Докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;
- Списком обязательств
по тарифным уступкам в
- Перечнем специфических обязательств по услугам и Списком изъятий из РНБ;
- Протоколом о присоединении,
юридически оформляющим
Одним из главных условий
присоединения новых стран к
ВТО является приведение их национального
законодательства и практики регулирования
внешнеэкономической
На заключительном этапе
присоединения происходит ратификация
национальным законодательным органом
страны-соискателя всего пакета документов,
согласованного в рамках Рабочей
Группы и утвержденного Генеральным
советом. После этого указанные
обязательства становятся частью документов
ВТО и национального
В 1993 году Россия обратилась
с официальной заявкой о
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
После представления в 1998 году первоначальных российских предложений по доступу на рынок товаров и предложений по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). С 2000 года переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты присоединения России.
В рамках процесса присоединения российской делегацией ведутся переговоры по четырем направлениям, а их основой являются документы и переговорные предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации.
1. Переговоры по тарифным
вопросам. Цель – определение
максимального уровня («связывания»)
ставок ввозных таможенных
В настоящее время с партнерами согласовано около 90 % тарифных позиций. Среди проблемных сфер, где согласия между сторонами пока не найдено, - ряд сельхозтоваров, авиатехника, автомобили, мебель и др.
2. Переговоры по
Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству прошел 21 июня 2005 г. в Женеве. Российская сторона в ответ на многочисленные запросы стран-членов РГ предоставила данные по объемам внутренней поддержки в 2001-2003 гг. в требуемом ВТО формате. При этом позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной (репрезентативный период 1993-1995 гг. с объемом поддержки в 9,5 млрд.долларов).
3. Переговоры по доступу
на рынок услуг имеют своей
целью согласование условий
По итогам завершившихся
переговоров Россия согласилась
принять обязательства примерно
по 100 секторам услуг (из 155 секторов, предусмотренных
классификацией ВТО). В некоторых
случаях позиция России предусматривает
более жесткие условия работы
иностранных поставщиков на российском
рынке по сравнению с условиями,
предусмотренными действующим законодательством.
Такая позиция позволит при необходимости
использовать дополнительные инструменты
защиты национальных поставщиков от
иностранной конкуренции в
3. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО.
Необходимо отдавать себе отчет в том, что вступление в ВТО имеет для России как целый ряд плюсов, так и несколько неизбежных минусов, негативное воздействие которых в процессе переговоров стремится минимизировать наше правительство.
В первую очередь Россия будет ограничена в применении инструментов государственного регулирования экономических обменов и субсидий. Кроме того, возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от иностранной конкуренции будут ограничены четырьмя инструментами, такими, как экспортный тариф, антидемпинговые, защитные и компенсационные тарифы.
К безусловно положительным моментам относится, прежде всего, внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых правил игры и единых подходов в применении механизмов регулирования внешнеэкономической деятельности. Распространение этих правил на Россию повысит ее инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов и сделает более предсказуемым экономический и правовой климат для российских субъектов экономики. Конечно, этот процесс потребует внесения определенных изменений в действующее законодательство.
Во-вторых, хоть и не сразу, существенно улучшатся условия доступа на мировые рынки российских товаров и услуг. Это должно позитивно отразиться и на экономической деятельности российских предприятий, и, как следствие, на доходах российского бюджета. Кроме того, Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов и право участия в выработке новых правил международной торговли.
Необходимо упомянуть также о создании лучших условий для интеграции в рамках СНГ, укреплении роли Федерации во взаимоотношениях с субъектами по экономическим вопросам, создании оптимальных стартовых условий для начала переговоров о присоединении России к Единому Европейскому экономическому пространству.
При этом необходимо учитывать,
что для потенциальных
Все члены ВТО принимают на себя обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных названием «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт, нормами и правилами которого регулируется свыше 92% всей мировой торговли товарами и услугами. Обязательства России в случае присоединения к ВТО частью уже содержатся в международных соглашениях России: Соглашение о партнерстве с ЕС, Договор к Энергетической хартии, соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Следует отметить, что существенная часть этих общих обязательств совпадает с нормами национального законодательства.
Кроме того, существует и
целый ряд дополнительных обязательств.
Они касаются, например, «замораживания»
импортных тарифов и
Основная проблема вступления
России в ВТО - это, в первую очередь,
снятие ограничений на поставки товаров
из-за рубежа, в каком-то смысле ограничений
на конкуренцию со стороны иностранных
компаний. Это приведет к тому, что
отечественные производители, могут
оказаться не способными конкурировать
на равных, как с очень качественной
западной продукцией, так и с очень
дешевой китайской. Другое дело, что
данный процесс будет происходить
постепенно (потому и ведутся столь
долгие переговоры), и у наших
предприятий останется время
для адаптации к новым
Поэтому эксперты полагают,
что, несмотря на усиление конкуренции
со стороны иностранных
Заключение
Внешняя торговля является
основной формой мировых хозяйственных
связей. По динамике и стоимостным
показателям она опережает рост
мирового производства, движение капитала
и другие виды внешнеэкономических
связей, что является одной из важнейших
характеристик современной
Повышение значения торговли
в мировой экономике, а также
ее интенсивное развитие обусловлены
объективным процессом
В сфере торгового обмена
международные режимы и многосторонние
соглашения вырабатывались в рамках
ВТО — международной
Дальнейшему увеличению международного товарообмена способствовали значительная либерализация внешнеторговой политики развивающихся стран, расширение масштабов торговли между ними и, кроме того, сохранение благоприятной конъюнктуры рынках промышленной продукции во многих развивающихся и развитых индустриальных странах. Существенное значение имела для этого процесса имела также революция в области информационных технологий и средств коммуникаций.
В последние годы произошли существенные изменения в структуре мировой торговли. В частности, значительно возросла доля услуг средств связи и информационных технологий, в то же время сокращается доля торговли сырьевыми товарами и сельскохозяйственной продукцией.
Определенные изменения происходят и в географическом распределении мировой торговли. Постепенно растет торговля развивающихся стран, но особенно быстрыми темпами увеличиваются объемы товаропотоков из новых индустриальных стран.
Среди стран с переходной экономикой более динамично развивается внешняя торговля Китая, что позволило стране войти в десятку крупнейших торговых держав мира. Вместе с тем по-прежнему значительная часть мирового товарооборота - около трети мировых экспортно-импортных операций приходится на ведущие промышленно развитые страны (США, Германию и Японию). В число крупнейших торговых стран мира входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Бельгия.
Сегодня с все большей очевидностью встает вопрос о месте, которое мы хотим занять в складывающемся миропорядке. Вопрос о месте России требует ответа на два других вопроса: каковы контуры складывающегося мирового порядка и какова «стартовая позиция» страны для участия в мировых процессах. Возможен как сценарий конструктивного включения в новую кооперацию постиндустриального мира, так и превращение в страну-аутсайдера, одного из лидеров сопротивления глобализации. Во многом выбор зависит от вступления России во всемирную торговую организацию (ВТО).
Сегодня распространены две крайние точки зрения на проблему вступления страны в ВТО. Сторонники либерализма настаивают на немедленном вступлении в ВТО на любых условиях. Сторонники протекционизма утверждают, что российский бизнес сегодня неконкурентоспособен и вступление в ВТО задушит отечественные предприятия.
Обобщая мнения различных авторов, можно отметить, что Россия может получить следующие преимущества при вступлении в ВТО:
1) уменьшение ограничений
в международной торговле