МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РАСТИТЕЛЬНЫХ
ПОЛИМЕРОВ»
Кафедра экономики и организации производства
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономика и организация
предпринимательской деятельности»
на тему: Особые экономические зоны.
Выполнил студент
гр. 7-638 ЗФ
Шевченко В.Л. __________________________
(подпись)
Руководитель
канд. экон. наук, доцент
Е.В. Гапонова __________________________
(оценка, подпись)
«_____»______________2014г.
Санкт-Петербург 2014
Содержание:
Введение______________________________________3 стр.
- Понятие особой экономической зоны_____________ 4-5 стр.
- История возникновения особых экономических
зон_ 6-8 стр.
- Разновидности особых экономических зон_________9-12 стр.
- Особые экономические зоны в России____________12-18 стр.
- Заключение__________________________________ 19 стр.
- Источники информации________________________20 стр.
Введение
Современный мир переживает фундаментальные и динамичные
перемены, глубоко затрагивающие интересы
Российской Федерации. Трансформация
международных отношений, продвижение
российских реформ одновременно расширяют
возможности сотрудничества России с
ведущими государствами мира. На передний
план в качестве главных составляющих
этого сотрудничества выходят экономические,
научно-технические, интеллектуальные,
информационные факторы, степень сопряжения
научных и производственных ресурсов
Российской Федерации и других стран,
концентрация финансового капитала и
диверсификация экономических связей.
Одной из эффективных и перспективных
форм сотрудничества на мировой арене,
привлечения инвестиций, дальнейшего
развития экономического и научного потенциала
страны становится создание особых экономических
зон (ОЭЗ).
Целью создания ОЭЗ на территории Российской
Федерации является развитие производства
за счет привлечения отечественных и иностранных
инвестиций, стимулирования развития
наукоемких производств, внедрения новейших
технологий и выпуска товаров, конкурентоспособных
на мировых рынках.
26 августа 2005 года вступил в силу Закон
от 22.07.2005 N 116-ФЗ. Он установил единые правила
создания, функционирования и прекращения
существования особых экономических зон
на территории РФ.
1. Понятие особой экономической
зоны
Каждую экономическую зону государство
наделяет специальным юридическим статусом,
который дает инвесторам ОЭЗ ряд налоговых
льгот и таможенных преференций, а так
же гарантирует доступ к инженерной, транспортной
и деловой инфраструктуре. Издержки инвесторов
при реализации проектов в ОЭЗ в среднем
на 30-40% ниже общероссийских показателей.
Поэтому в Федеральном законе «Об особых
экономических зонах» представлена система льгот и преференций для инвесторов, а именно:
- особый административный режим
(минимизация бюрократических барьеров,
принцип «одного окна»);
- готовая инфраструктура для развития
бизнеса;
- выкуп земельных участков по
льготной стоимости, льготная аренда
офисов;
- особый налоговый режим (комплекс
налоговых льгот);
- особый таможенный режим (процедура
свободной таможенной зоны);
- возможность применения ускоренной
амортизации;
- правовые гарантии защиты прав
инвесторов (неизменность законодательства).
В соответствии с Законом № 116-ФЗ в России могут создаваться особые экономические
зоны только четырех типов:
- промышленно-производственные;
- технико-внедренческие;
- туристско-рекреационные;
- портовые.
Решение о создании особой экономической зоны на территории
субъекта Российской Федерации или территориях
субъектов Российской Федерации и территории
муниципального образования или территориях
муниципальных образований принимается
Правительством Российской Федерации
и оформляется постановлением Правительства
Российской Федерации. Особые экономические зоны создаются на 49 лет.
2. История возникновения особых экономических
зон
Первая документально известная
свободная зона была провозглашена в 166 году до нашей эры
властями греческого государства с целью
содействия торговле на острове Делос.
Здесь приезжие купцы освобождались от
налогов, пошлин и выполнения административных
формальностей. Остров Делос стал первой
зоной свободной торговли и на протяжении
почти столетия играл заметную роль в
торговле между Западом и Востоком в качестве
посредника. Несмотря
на это, началом первого этапа в развитии
свободных экономических зон следует
считать середину XIV века, когда в 1547 г.
городом свободной торговли был объявлен
г. Ливорно, где купцы добились права вести
торговлю, не облагаемую налогами. В целях
противостояния жесткому таможенному
режиму, сложности таможенных процедур
и высоким пошлинам, которых придерживалось
большинство европейских государств,
в средние века в портовых городах Генуе,
Венеции, Марселе возникают первые районы
«порто-франко». Территория «порто-франко»
отделяется от остальной территории города
специальной таможенной границей.
Движение товаров между «порто-франко»
и зарубежными государствами было свободным,
т.е. без таможенных формальностей и уплаты
пошлин.
При перемещении же товаров на территорию
своей страны применялся обычный таможенный
режим. В таких районах интенсивнее развивалось
производство, активизировались транзитные
перевозки, обеспечивалось снабжение
населения товарами, которые не производились
в данной стране, создавались новые рабочие
места.
На смену «порто-франко» приходят «свободные
гавани» или «свободные порты». В отличие
от своих предшественников на территории
«свободного порта» не разрешалось проживание
лиц, не имевших отношение к эксплуатации
и охране товаров, потребление ими товаров,
не оплаченных пошлиной. При ввозе товаров
из «свободных портов» внутрь страны,
таможенные пошлины взимались в обычном
порядке. Статус «свободных портов» получают
Гамбург, старые Ганзейские города - Любек
и Данциг, такие известные порты, как Генуя
и Марсель, а также российские - Одесса,
Владивосток, Батуми.
Этот вид зон свободных портов не утратил
своей актуальности и по сей день. В настоящее
время, по некоторым данным, в мире действует
более 400 небольших «свободных портов»,
служащих для транзита, складирования
товаров и торговли. Для конца XIX в. и начала
XX в. характерны существенные открытия
в научно-технической сфере, которые революционизировали
процесс производства и обусловили значительный
экономический спад в ранее действовавших
отраслях многих регионов мира. Наряду
с этим углубляется международное разделение
труда, растет вывоз капитала.
Внешнеэкономические связи охватывают
не только торговлю, но и другие сферы
деятельности. Эти условия предопределили
начало второго этапа в развитии свободных
экономических зон. На этом этапе в поисках
средств вывода из экономического кризиса
отдельных территорий и отраслей был использован
опыт функционирования «свободных портов».
Основателями новой концепции свободных
экономических зон были англичане П. Халл
и Г. Хаув, а также американец С. Бутлер.
Особенность разработанной ими концепции
заключалась в том, что в этих зонах заинтересованным
предпринимателям предоставлялся ряд
налоговых льгот: - сужалась регламентация
их деятельности со стороны государственных
органов; - разрешалось осуществлять ряд
банковских и страховых операций, которые
обычно запрещались действующим законодательством,
например, возможность оперировать любой
валютой, иметь деловые отношения с контрагентами,
находящимися вне зоны и др. Такие меры
способствовали активизации производственной,
торговой, сервисной деятельности.
Изменяется характер и содержание предпринимательской
деятельности в этих образованиях. Здесь,
помимо коммерческой деятельности, разрешена
обработка товаров, их производство, основываются
специальные производства. Это обусловило
создание новых рабочих мест, обеспечило
занятость населения и увеличение прибыли.
Впоследствии на их основе возникают «свободные
экспортно-производственные зоны», предпринимательская
деятельность в которых ориентирована
на развитие экспортного потенциала и
расширение производства товаров на экспорт.
Третий этап в развитии особых зон начинается
во второй половине XX века и характеризуется
очередным витком НТР, открытиями и реализацией
новых достижений науки и техники, появлением
многих независимых государств в результате
антиколониальной борьбы. На этом этапе
широкое распространение получили «свободные
экспортно-производственные зоны», но
с новым характером их организации и функционирования.
Начало этому этапу положила Ирландия,
создавшая такую зону в районе аэропорта
Шеннон в 1959 году на основе использования
национального научно-технического потенциала.
С тех пор новый тип свободных экспортно-производственных
зон добился весьма крупного успеха, распространившись
преимущественно в развивающихся странах.
Отличительная черта этих зон состоит
в том, что на основе использования льготного
правового и валютно-финансового режима
в рамках этих зон обеспечивается развитие
экспортоориентированных производств,
привлекая для этого местные (государственные,
региональные, частные) и иностранные
ресурсы в форме прямых и косвенных инвестиций,
выручку от экспорта промышленной продукции,
передовую технику и технологию.
К началу 90-х годов XX в. число СЭПЗ нового
типа, зарегистрированных в 120 странах
мира, возросло до 300 (2, с. 11). Высокие темпы
развития научно технического прогресса
обусловили выделение в самостоятельную
группу научно-внедренческие зоны, что
предопределило появление в специальной
литературе новых терминов: научные центры,
научно-технологические парки, технопарки,
технополисы и т.п. Этот период характеризуется
также расширением границ интеграции
мирового хозяйства, увеличением степени
открытости экономик ряда стран, что неизбежно
сопровождается соответствующим развитием
товарно-кредитных отношений, растущей
взаимосвязанностью всех государств,
их национальных экономик и финансовых
рынков.
Возникает потребность в квалифицированном
обслуживании и стимулировании этих процессов.
В связи с этим появляются новые специализированные
виды зон: « свободные банковские», «свободные
страховые», «рекреационно-туристические»,
«оффшорные» зоны. Четвертым этапом можно
назвать начало 80-х годов XX века, когда
к процессам использования идеи свободных
экономических зон присоединились постсоциалистические
страны Европы, такие как Болгария, Венгрия,
Польша, Румыния, СССР, Югославия, а также
Азия - Китай и Вьетнам.
Анализ эволюции свободных экономических
зон позволяет сделать вывод о том, что
в своем развитии они прошли несколько
этапов, причем каждый последующий из
них характеризовался задачей расширения
границ и форм международного сотрудничества,
усложнением решаемых проблем и механизма
хозяйствования.
3. Разновидности особых экономических
зон
В настоящее время в мире
функционирует около 4000 ОЭЗ, в том числе
более 400 зон свободной торговли, столько
же научно-промышленных парков, более
300 экспортно-производственных зон, 100
зон специального назначения (эколого-экономических,
оффшорных, туристических и т.д.). Всего
существует около 25 разновидностей свободных
экономических зон (ОЭЗ). 5 ОЭЗ в Европе
используются в качестве инструмента
региональной политики. В этих зонах действуют
различные формы льгот: налоговые, таможенные,
экспортно-импортные, банковские и др.
Существует достаточно большое число
разновидностей ОЭЗ в Европе. Деление
зон на виды обусловлено различными видами
деятельности, осуществляемыми в этих
ОЭЗ, хотя нередки случаи, когда в зоне
осуществляются сразу несколько видов
хозяйственной деятельности. Основными
видами ОЭЗ, распространенными в Европе,
являются: таможенные склады; свободные
таможенные зоны; объединенные зоны; зоны,
ориентированные на экспорт; особые экономические
зоны; зоны оживления; зоны свободной банковской
активности; зоны свободной страховой
активности; отраслеспецифичные зоны.
Наиболее распространенными являются
следующие виды ОЭЗ6:
1. Свободные таможенные
зоны. Признаком такой зоны является
концентрация отраслей промышленности
и наличие таможенных облегчений,
что создает условия для распределения
товаров внутри и вне этой
зоны.
2. Объединенные зоны. Признаками
этих зон выступают чистая торговая
деятельность, промышленное производство,
внешняя торговля. Наблюдается также развитие
сферы услуг.
3. Экспортно-ориентированные
зоны. Идея создания таких зон
основана на международном разделении
труда. Эти зоны создаются, прежде
всего, для производства иностранными
инвесторами продукции, которая затем
экспортируется в другие страны. В том
случае, когда не удается реализовать
всю продукцию за рубеж, разрешается ее
продажа на внутреннем рынке.
4. Особые экономические
зоны. В них наблюдается наличие
признаков, присущих всем зонам: чистая
торговая деятельность, промышленное
производства, сфера услуг, внешняя торговля,
пространственные ограничения. Такие
зоны, как правило, ориентированы на развитие
внешней торговли.
5. Зоны оживления. Пользуются
популярностью в некоторых странах в качестве
средства экономической стимуляции развития
старых регионов. Привлечение капитала
в ОЭЗ и, как следствие, развитие ОЭЗ обусловлены
следующими стимулами:
1. Монетарное побуждение.
Под этим подразумевается снижение
налогов на прибыль корпораций.
2. Таможенные льготы. В
данном случае все сводится, как
правило, к отмене импортных пошлин.
3. Наличие таможенного
свободного ввоза для предприятий,
в том числе и оборудования.
Для предприятий, насытивших внутренний
рынок продукцией или предприятий, экспортирующих
высококачественную продукцию, могут
быть отменены экспортные пошлины.
4. Фискальные облегчения
(разновидность монетарных облегчений).
Здесь, в первую очередь, идет
речь об амортизационных отчислениях,
наряду с политикой снижения налогов для
предприятий малого и среднего бизнеса
в начале инвестиционного периода. Это
способствует ускорению процесса реинвестирования,
что особенно актуально для зон оживления.
5. Немонетарные причины.
К ним относится государственное регулирование
предпринимательской деятельности, а
также оказания консультаций и предоставление
бесплатной информации для субъектов
хозяйствования. Следует также отметить,
что в зонах свободной банковской деятельности
практикуется также отмена нормы обязательных
резервов, требований к размеру собственного
капитала. Для зон свободной страховой
активности благоприятствующим фактором
выступает отмена определенного страхования.
Поскольку эти зоны, как правило, действуют
в совокупности с другими, эти льготы дополняют
общий набор льгот. Впервые ОЭЗ были созданы
в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли.
Их целью была активизация внешнеторговой
деятельности посредством снижения таможенных
издержек. Предприятия, действующие в
указанных зонах, выводились из-под таможенного
контроля в США, если импортируемые в зону
товары затем направлялись в третью страну.
Другим мировым лидером и законодателем
в области создания и опыта развития и
совершенствования ОЭЗ является Ирландия.
Она за 20 лет использования зон свободной
торговли превратилась из аграрной страны
в ведущего члена европейского экономического
сообщества. В Японии широкое распространение
получили т. н. зоны свободного импорта.
Они представляют собой регион, развиваемый
в рамках законодательства "по особым
мерам, направленным на развитие импорта
и привлечение инвестиций". Пример -
зона свободного импорта "Сакаиминато".
Для содействия предпринимателям здесь
был предусмотрен ряд мер: предоставление
средним и мелким фирмам займов под низкие
проценты, дифференцированное налогообложение,
льготная оплата поставок оборудования,
освобождение от налогов на землю предприятий
обрабатывающей промышленности, оптовой
торговли и транспорта и многое другое.
В развивающихся странах наибольшее распространение
получили экспортно-производственные
зоны (ЭПЗ). Их главные функции - достижение
более высокой степени индустриализации
в отдельных отраслях или экономике в
целом, содействие интеграции страны в
мировое хозяйство и международную торговлю.
К примеру, в Малайзии такие зоны сыграли
большую роль в переходе от импортозамещения
к экспорту. Компаниям были предоставлены
налоговые кредиты на инвестиции и льготы
для инвесторов. Мексика в 90-е годы прошла
путь от строгого протекционизма и госконтроля
во всех областях до практически полной
открытости и либерализации экономики
и широкой интеграции в мировое хозяйство.
В деле привлечения инвестиций одна из
главных ролей в Мексике отводилась механизму
свободных экспортно-производственных
зон, получивших название "макиладорас".
Суть этого механизма заключалась в предоставлении
иностранным и национальным инвесторам
особых льготных режимов при производстве
промышленной продукции на экспорт. В
итоге "макиладорас" стали для Мексики
практически основным рычагом экономического
роста. Аналогичную роль для экономики
своих стран сыграли свободные экономические
зоны в Бразилии и большинстве стран Юго-Восточной
Азии. У Китая - особый путь. Оценивая эффективность
свободных экономических зон, эксперты
почти всегда приводят в качестве примера
Китай. И это не случайно. Китайская практика
функционирования ОЭЗ насчитывает почти
четверть века. С 1980 г. в КНР создано пять
особых экономических районов (ОЭР): Шэнь-чжень,
Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун,
Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров
Хайнань. Также в начале 80-х годов правительство
Китая открыло для внешней торговли 14
городов, в основном это крупные порты
страны. 9 В 1985 г. стали создаваться открытые
экономические зоны в дельте рек Янцзы
и Чжуцзян, в южной части провинции Фуцзянь,
на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах,
а также в Гуанси. Через пять лет китайское
правительство приняло решение об освоении
нового района Пудун в Шанхае и о развитии
ряда городов вдоль Янцзы, что привело
к формированию открытой полосы вдоль
этой реки в качестве "головной открытой
зоны". После 1991 г. статус ОЭЗ получили
административные центры внутриконтинентальных
провинций и автономных районов, а также
ряд приграничных населенных пунктов.
В крупных и средних городах страны было
создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического
освоения и 52 - освоения новых и высоких
технологий государственного значения.
Все особые экономические районы ориентированы
на внешние рынки. Из пяти ОЭР экспортируется
более 50% производимой там продукции. Здесь
развиваются главным образом торгово-сбытовая
сеть, обрабатывающая промышленность,
а также научные исследования. На территории
ОЭР осуществляются специфическая экономическая
политика и особая система управления.
Иностранные инвесторы пользуются там
многими таможенными и налоговыми льготами,
им предоставлены большие права и полномочия.
Это позволяет Китаю приобретать самые
совершенные виды техники и технологии,
заимствовать современные методы управления
производством, получать надежную информацию
о положении на мировых товарных и финансовых
рынках, постоянно повышать уровень подготовки
своих кадров. Для создания особых экономических
районов власти не жалели ни сил, ни средств.
Причем на 80% затраты на инфраструктуру
легли на китайскую сторону, иностранные
инвесторы пришли практически на все готовое.
Что касается 14 открытых приморских городов,
то им отведена роль "окон" и посредников
на внешнем рынке. Созданные в этих городах
зоны технико-экономического освоения
притягивают к себе иностранных инвесторов.
10 В августе этого года власти Китая объявили,
что одна из самых крупных свободных экономических
зон страны - порт Тианджин - получила разрешение
американского правительства на создание
"торгового и промышленного парка"
в США. К концу 2004 г. подобная китайская
экономическая зона начнет действовать
в Объединенных Арабских Эмиратах. Таким
образом, Китай сегодня начал уже экспорт
своих ОЭЗ. Результат от уже действующих
зон налицо. Они экспортируют более 50%
своей продукции и получают миллиардные
инвестиции, производя в основном продукцию
с высокой степенью переработки. Фактически
все задачи, которые ставились перед китайскими
ОЭЗ, реализованы: удалось привлечь иностранный
капитал, овладеть опытом управления,
подготовить национальные кадры, увеличить
экспортную валютную выручку, стимулировать
реформы, эффективно использовать природные
ресурсы и многое другое.
4. Особые экономические
зоны в России
Особая
экономическая зона – часть территории
Российской Федерации, которая определяется
Правительством Российской Федерации
и на которой действует особый режим осуществления
предпринимательской деятельности, а
также может применяться таможенная процедура
свободной таможенной зоны (п.1 ст. 2).
ОЭЗ создаются в целях развития обрабатывающих
отраслей экономики, высокотехнологичных
отраслей экономики, развития туризма,
санаторно-курортной сферы, портовой и
транспортной инфраструктур, разработки
технологий и коммерциализации их результатов,
производства новых видов продукции (ст.
3 ФЗ об ОЭЗ).
Для приобретения индивидуальным предпринимателем
или коммерческой организацией статуса
резидента ОЭЗ и внесения соответствующей
записи в реестр резидентов Закон об ОЭЗ
предусматривает заключение с органами
управления ОЭЗ соглашения о ведении деятельности
на территории таких зон. Данное соглашение
представляет из себя договор, по которому
одна сторона (резидент ОЭЗ) обязуется
осуществлять промышленно-производственную,
технико-внедренческую, туристско-рекреационную
или портовую деятельность на территории
ОЭЗ, а другая сторона (орган управления
ОЭЗ) обязуется совершать действия, предусмотренные
в договоре.
Предметом соглашения о ведении предпринимательской
деятельности является осуществление
отдельных видов предпринимательской
деятельности, в число которых входит:
промышленно-производственная деятельность
– производство и (или) переработка товаров
(продукции), их реализация; деятельность
по логистике — оказание услуг по обеспечению
перевозок и складированию товаров (ч. 1 ст. 10 Закона N 116-ФЗ); технико-внедренческая
деятельность – инновационная деятельность,
создание, производство и реализация научно-технической
продукции, создание и реализация программ
для электронных вычислительных машин
(программ для ЭВМ), баз данных, топологий
интегральных микросхем, информационных
систем, оказание услуг по внедрению и
обслуживанию таких продукции, программ,
баз данных, топологий и систем, а также
предоставление резидентам технико-внедренческой
ОЭЗ услуг инновационной инфраструктуры,
необходимой для осуществления их деятельности
(ч. 2 ст. 10 Закона N 116-ФЗ);
туристско-рекреационная деятельность
– деятельность юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей по строительству, реконструкции,
эксплуатации объектов туристской индустрии,
объектов, предназначенных для санаторно-курортного
лечения, медицинской реабилитации и отдыха
граждан, а также туристская деятельность
и деятельность по разработке месторождений
минеральных вод, лечебных грязей и других
природных лечебных ресурсов, их добыче
и использованию, в том числе деятельность
по санаторно-курортному лечению и профилактике
заболеваний, медицинской реабилитации,
организации отдыха граждан, промышленному
розливу минеральных вод (ч. 2.1 ст. 10 Закона N 116-ФЗ); портовая деятельность – осуществляемые
на территориях морского порта, речного
порта, аэропорта виды деятельности:
складирование, хранение товаров и другие
обычно оказываемые в морском порту, речном
порту, аэропорту услуги в соответствии
с международными договорами и законодательством
РФ;
снабжение и снаряжение судов, воздушных
судов (в том числе судовыми припасами,
бортовыми запасами), оснащение судов,
воздушных судов;