производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация
морских судов, речных судов, воздушных
судов, авиационной техники, в том числе
авиационных двигателей и других комплектующих
изделий; и т.д.
Исходя из предмета соглашения о ведении
предпринимательской деятельности на
территории ОЭЗ, можно выделить четыре
вида соглашения: об осуществлении промышленно-производственной
деятельности, технико-внедренческой
деятельности, туристско-рекреационной
деятельности и деятельности в портовой
ОЭЗ.
В Российской Федерации действует 25 ОЭЗ:
- Промышленно-производственного типа:
- «Алабуга»
- «Липецк»
- «Тольятти»
- «Титановая долина»
- Технико-внедренческого типа:
- «Дубна»
- «Томск»
- «Зеленоград»
- «Санкт-Петербург»
- Портового типа:
- «Ульяновск Восточный»
- «Советская гавань»
- «Мурманск»
- Туристско-рекреационного типа:
- «Алтайская долина»
- «Бирюзовая Катунь»
- «Байкальская гавань»
- «Ворота Байкала»
- «Куршская Коса»
- «Гранд Спа Юца»
- «остров Русский»
В совокупность особых экономических
зон туристического типа (туристический кластер)
входят ОЭЗ, расположенные в Карачаево-Черкесской
Республике, Республике Адыгея, Кабардино-Балкарской
Республике, Республике Северная Осетия
– Алания, Республике Дагестан.
Режим ОЭЗ предоставляет инвесторам право
получать таможенные и налоговые льготы,
а также иные привилегии, что обеспечивает
инвесторам ряд конкурентных преимуществ.
По данным Минэкономразвития России, система
налогообложения, существующая в ОЭЗ,
обеспечивает их резидентам получение
30-процентной финансовой выгоды.
В соответствии со ст. 36 Закона N 116-ФЗ налогообложение резидентов
особой экономической зоны осуществляется
в соответствии с законодательством РФ
о налогах и сборах. Положения об уплате
налогов применяются к резидентам ОЭЗ
с изъятиями, установленными законодательством
о налогах и сборах. Соответствующие изменения
внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений
в некоторые законодательные акты в связи
с принятием Федерального закона "Об
особых экономических зонах в Российской
Федерации". Особый налоговый режим
заключается в применении для резидентов
особых экономических зон особых (льготных)
налоговых ставок по отдельным налогам
(налог на прибыль организаций, налог на
имущество организаций, единый социальный
налог), уплачиваемых в рамках общего режима
налогообложения, при условии, что резидент
соответствующей особой экономической
зоны ведет на ее территории только промышленно-производственную,
технико-внедренческую или туристско-рекреационную
деятельность в пределах, предусмотренных
соглашением об осуществлении указанной
деятельности в соответствии с федеральным
законом об особых экономических зонах
в Российской Федерации.
Глава 8 ФЗ об ОЭЗ предусматривает применение
таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территориях особых
экономических зон. Данная глава содержит
общие положения о порядке применения
процедуры свободной таможенной зоны
на территории особых экономических зон:
понятие и допустимость применения такого
режима к товарам в особых экономических
зонах различных видов. Применение процедуры
свободной таможенной зоны является элементом
специального правового режима осуществления
экономической деятельности на территории
особых экономических зон наряду со специальным
налоговым режимом резидентов особых
экономических зон и другими гарантиями. Часть 1 данной статьи статьи содержит отсылочную норму, определяя
свободную таможенную экономическую зону
как свободную экономическую зону по смыслу
таможенного законодательства таможенного
союза. Подробнее это понятие раскрывается
в п. 1 ст. 37 Закона.
На международно-правовом уровне режим
свободной экономической зоны (свободного
склада, свободного порта) раскрывается,
прежде всего, в Киотской конвенции 1973
г. "Об упрощении и гармонизации таможенных
процедур", в приложении D. Российской Федерацией действующая
редакция Конвенции не ратифицирована,
однако правовое регулирование как до
вступления в силу норм Таможенного союза,
так и после в целом принимается с учетом
положений международных правовых документов.
На наднациональном уровне правовой режим
свободной таможенной зоны регулируется
соглашениями Таможенного союза. Национальное
законодательное регулирование исчерпывается
отсылочной нормой ст. 37 комментируемого Закона. Ч. 2 ст. 36 Закона об ОЭЗ исключает из-под
действия режима свободной таможенной
зоны туристско-рекреационные
особые экономические зоны. Это обусловлено
большой территорией туристско-рекреационных
зон и характером особой осуществляемой
там деятельности, на поддержание которой
направлено создание особых экономических
зон данного типа. Режим свободной экономической
зоны рассчитан на применение, прежде
всего, к импортируемым или подлежащим
переработке товарам. Основным видом экономической
деятельности в особой экономической
зоне туристско-рекреационного типа является
производство туристских услуг, а также
создание объектов туристической инфраструктуры,
развитие территории в целом.
По оценке председателя Комитета ТПП РФ
по инвестиционной политике Антона Данилова-Данильяна,
экономическая автономия ОЭЗ сегодня
находит не у всех понимание. В связи с
чем следует подготовить предложения
по совершенствованию работы ОЭЗ как в
нормативной, так и в практической части.
Как сообщил генеральный директор ОАО
«Особые экономические зоны» Олег Костин,
сегодня в России насчитывается 26 ОЭЗ,
общий объем заявленных инвестиций в которые
достигает 12 млрд долларов. В зонах трудятся
306 компаний-резидентов, среди которых –
крупные мировые производители из разных
стран. Несмотря на пробелы в нормативной
базе, инфраструктурные сложности, международный
бизнес тянется к России.
Основными услугами ОЭЗ резидентам является
строительство базовых элементов инфраструктуры,
предоставление им пакета налоговых льгот,
выгодных условий выкупа земли, а также
особого таможенного режима. Налоговый
пакет включает льготы по налогу на прибыль,
землю, имущество, транспортный налог.
Резидентам внедренческих зон предоставляются
также льготы по социальному налогу. При
выкупе земли резидентам предоставляется
скидка до 50% от кадастровой стоимости,
отметил Олег Костин.
Развитие таких ОЭЗ, как «Алабуга» в Татарстане,
а также ОЭЗ в Томске и Дубне, можно смело
назвать успешным: объем заявленных инвестиций
в «Алабугу», где формируется центр развития
авто- и судостроительных технологий,
составляет 2,2 млрд рублей при осуществленном
объеме инвестиций в 4,132 млрд рублей. Объем
заявленных инвестиций в ОЭЗ Томска, где
развиваются беспроводные технологии,
составляет 352,3 млрд рублей. В ОЭЗ Дубны
(медицинские приборы) – 1,3 млрд рублей.
Хорошие перспективы развития у ОЭЗ Липецка
и Тольятти. Общий объем частных инвестиций
в российские ОЭЗ превысил объем бюджетных
ассигнований на 19,5 млрд рублей.
Вместе с тем инфраструктурные проблемы
препятствуют естественному росту ОЭЗ.
Особенно это касается туристско-рекреационных
и портовых зон, частные инвестиции в которые
пока измеряются чрезвычайно скромными
цифрами. Олег Костин указал, что среди
причин, из-за которых развитие ОЭЗ в России
пока не носит всеобщего характера, – многочисленные
проволочки, вызванные пробелами в Земельном
кодексе. Кроме того, набор льгот пока
не является безусловно привлекательным
для российских и зарубежных инвесторов.
Структуры, аналогичные российским ОЭЗ,
действуют во многих странах, в том числе
в Китае, Индии, Турции, Израиле и Казахстане,
где развитие зон идет более динамично.
Множество просчетов наблюдается еще
на этапе планирования деятельности ОЭЗ.
Эксперты отмечают неразвитость социальной
инфраструктуры, отсутствие долгосрочной
бизнес-модели у управляющих компаний.
Кроме того, в России необычайно продолжителен
подготовительный этап, поэтому льготы
не всегда являются решающим фактором
при выборе площадки.
Кроме того, российские ОЭЗ сегодня сильно
зависимы от действий местных администраций,
притом что уровень контроля за деятельностью
инвесторов довольно низок. Этот комплекс
проблем и не дает особым экономическим
зонам страны двигаться вперед, заключил
Олег Костин.
По мнению министра экономики Бурятии
Татьяны Думновой, главным препятствием
на пути развития туристско-рекреационной
зоны на Байкале является отсутствие продуманной
стратегии развития туризма в стране,
а также грамотно сформированного туристического
продукта. Она отметила также недостаточный
уровень маркетинга туристических услуг,
отсутствие сети по их продвижению.
По словам президента ТПП города Дубны
Владимира Боброва, развитие ОЭЗ города
сдерживает дефицит жилых помещений, из-за
чего сильно ограничены возможности привлечения
и закрепления на производстве молодых
и высококвалифицированных специалистов,
а также недостаточные энергетические
мощности и проблемы транспортной доступности.
Директор по управлению качеством и методологией
аудиторско-консалтинговой группы «Градиент
Альфа» Лариса Семенюк отметила, что последние
изменения закона «Об особых экономических
зонах в РФ», вступившие в силу с 1 января
2012 года, увеличили период действия режима
ОЭЗ с 20 до 49 лет, а также закрепили функции
управляющей компании для ОЭЗ и ввели
понятие «кластер», означающий совокупность
ОЭЗ одного или нескольких типов, управление
которыми может осуществляться одной
УК.
В результате изменений налоговые льготы
получили резиденты технико-внедренческих
зон, судостроительные компании. Иностранные
работники, привлекаемые в ОЭЗ, получили
статус высококвалифицированных специалистов,
что означает упрощение миграционного
режима для них, а также снижение налоговой
ставки по НДФЛ.
В то же время в нормативной базе ОЭЗ остаются
значительные пробелы. В частности, нормы
по раскрытию информации в стандартном
плане резидента ОЭЗ представляются инвесторам
чрезмерными. Проблемой является требование
о получении положительного заключения
на представленный бизнес-план, которое
отказываются выдавать даже крупные кредитные
организации.
По мнению Ларисы Семенюк, недостаточно
эффективен применительно к ОЭЗ и инструмент
одного окна, поскольку многие аспекты
деятельности резидентов приходится согласовывать
в Москве, а не на местах. При этом согласования
порой затягиваются на год и больше, что
негативно сказывается на энтузиазме
инвесторов.
Развитие российских ОЭЗ осложнено напряженными
отношениями резидентов ОЭЗ с местными
налоговыми инспекциями и судебными тяжбами
с ними, отметила Лариса Семенюк.
О том, как влияют на развитие ОЭЗ проблемы
регионов, хорошо видно на примере Калининградской
области. По словам председателя совета
фонда «Агентство регионального экономического
развития» из Калининграда Григория Бунатяна,
вследствие падения рейтинга региона
произошло значительное сокращение притока
инвесторов. Член Комитета ТПП РФ по инвестиционной
политике Дмитрий Любомудров пояснил,
что главной причиной этого стали отказы
инвесторам в подключении к энергетическим
мощностям.
По мнению первого заместителя руководителя
представительства Рязанской области
Ильи Вознюка, следует провести либерализацию
порядка пользования ОЭЗ землей и недрами,
а также сделать менее жесткими требования
к управляющим компаниям. Их следует наделить
большими полномочиями в части оперирования
землей и оценки инвестиционных проектов.
Подводя итог дискуссии, вице-президент
ТПП РФ Александр Захаров предложил проанализировать
опыт работы ОЭЗ, сопоставив ожидания
и фактический результат реализации проектов.
Он обратил внимание участников заседания,
что необходимо переходить на новые подходы
в управлении зонами.
5. Заключение
ОЭЗ - это интегрированный инструмент экономического
развития. Она представляет собой ограниченную
территорию с особым юридическим статусом
и льготными экономическими условиями
для национальных и иностранных предпринимателей,
которую государство создает для привлечения
российских и зарубежных инвесторов в приоритетные
для России отрасли.
Главная цель создания таких зон — решение
стратегических задач развития государства
в целом или отдельной территории: внешнеторговых,
общеэкономических, социальных, региональных
и научно-технических задач. К обобщенным
целям создания ОЭЗ можно отнести:
- привлечение передовых технологий, приобретение мирового опыта международного
предпринимательства;
- активизация экономики региона, путем
привлечения иностранного капитала
- повышение уровня занятости населения
и подготовка высококвалифицированных
кадров;
- создание современной рыночной инфраструктуры, позволяющей использовать
зоны как посредника между мировым рынком
и отечественным хозяйством;
- рост экспортного потенциала территории
страны;
- организация производства и поставок
на внутренний рынок высококачественных
импортозаменяющих товаров;
- освоение современного опыта организации
и управления производством и т. д.;
- ускорение научно-технического прогресса
за счет отечественных и зарубежных разработок.
Российские особые экономические зоны
(ОЭЗ) стали развиваться с 2005 года. Однако сегодня многие указывают, что
они не оправдывают надежд. Им не удалось
выйти на те уровни привлечения инвестиций,
которые планировались. Сегодня жизнь
требует совершенствования нормативно-правовой
основы ОЭЗ, а также пересмотра других
механизмов, от которых зависит эффективность
работы инвесторов.
6. Источники информации
1.http://wtolaw.ru/en/investors/osobennosti-zakonodatelstva-rf-v-otdelnyx-sferax-reguliruemym-pravom-vto/special_economic_zones/
http://reftrend.ru/242715.html
2.http://allrefs.net/c5/39iqh/
3.http://invest.kaluga.ru/projects/osobaya_ekonomicheskaya_zona_lyudinovo/httpinvestkalugacomploschadkiosobaya_ekonomicheskaya_zona_lyudinovochto_takoe_osobaya_ekonomicheskaya_zona/
4.Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ
"Об особых экономических зонах в Российской
Федерации" (с изм. и доп. от 3 июня, 18
декабря 2006 г.)
5.К. Дробовецкий. Почему в России
не работают свободные экономические
зоны? // Проблемы теории и практики управления
№ 3, 2002 г.
6. Торгово-Промышленные ведомости
«Особые экономические зоны России: проблемы развития»
12 июня 2012.г