Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 22:47, отчет по практике
Целью практики является анализ внутренней и внешней среды предприятия. Объектом исследования является деятельность туристической фирмы ООО «Мега - Тур».
Поставленная цель позволила сформулировать следующие задачи отчета:
- рассмотреть общую характеристику предприятия;
- провести PEST-анализ;
- провести SWOT-анализ деятельности предприятия;
- рассмотреть пути совершенствования деятельности турфирмы.
Введение………………………………………………………………….…….….5
1.1. Общая характеристика предприятия……………………………………..…7
1.2. PEST-анализ…………………………………………………………………..9
1.3. SWOT-анализ……………………………………………………………......23
1.4. Пути совершенствования деятельности турфирмы………………………25
Заключение………………………………………………………………….……28
- растущий спрос на комфортабельные объекты размещения туристов. Наибольшим спросом у туристов пользуются благоустроенные туристские базы (базы отдыха) - 26,8%; отдельные коттеджи - 22,6%; малые и средние гостиницы с полным набором услуг - 18,7%. Популярным средством размещения в активном и кемпинговом туризма являются палатки - 18,9%. Несколько меньшим спросом пользуются санатории - 15,7%, еще меньшим - комфортабельные крупные гостиничные комплексы - 12,1%. Спрос на услуги альтернативных объектов размещения сельского туризма составляет 9,9%, что является реакцией рынка на эти предложения, а также следствием недостатка свободных мест летом;
- стабильный спрос на зимний отдых. 69,9% туристов относятся положительно к возможности зимнего туризма. Этому способствует увеличение количества отпусков в зимний период. В то же время, рынок межсезонного и зимнего туризма республике не развит, что связано как с недостатком зимних объектов размещения;
- достаточно высокий спрос на семейный отдых. 29% туристов предпочитают отдыхать с детьми, 27,1% - с родственниками. Вместе с тем, количество предложений по организации семейного туризма ограничено;
- растущий спрос на
более разнообразные
Процесс диверсификации туристского продукта в республике идет достаточно быстрыми темпами в области выездного туризма. Несколько медленнее процесс идет в области внутреннего и въездного туризма, что связано с недостаточным развитием материальной базы и инфраструктуры туризма, недостатком квалифицированных кадров. Наряду с традиционными предложениями стационарного отдыха, появляются новые предложения, расширяется география туристских маршрутов. На территории республики постепенно формируются туристские направления, связанные с международным туризмом. Таковыми направлениями являются направление по «Чайному пути» (Китай, Монголия, Россия), и по маршруту Байкал-Хубсугул (Монголия).
Если говорить о структуре туристического потока на Байкал, то, прежде всего, следует отметить, что турпоток в среднем в течение последних нескольких лет на 85% состоит из внутренних туристов. Значительную часть внутреннего потока туристов составляют жители Иркутской области, а также туристы из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Красноярского и Приморского краев, Бурятии.
Туристический поток на Байкал на протяжении последних лет характеризуется положительной динамикой. Основные перспективы дальнейшего увеличения потока туристов на Байкал связаны с развитием особых экономических зон туристско-рекреационного типа в республики Бурятия. Власти республики Бурятия рассчитывают в результате создания туристской ОЭЗ «Байкальская гавань» увеличить ежегодный туристический поток до 2 миллионов человек к 2015-2020 гг.
Динамика туристического потока в республике Бурятия
* Обзор департамента консалтинга, аналитики
и исследований: [Электронный ресурс]/
Электрон. ст. – Б.м., - Б.г., – Режим доступа
к ст.: http://www.1rre.ru/analit/
В 2008 г. республику посетили чуть более 300 тыс. туристов, при этом доля иностранных туристов составила 5,5%. Тем не менее, по сравнению в 2007 г. отмечается рост общего туристического потока более чем на 30%. Число туристов, посетивших Бурятию за шесть месяцев 2009 г., выросло по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 30,6% и достигло 122 тыс. человек.1
Увеличение объемов услуг туризма в основном обеспечено за счет сезонного увеличения туристских посещений и развитием делового туризма в летнее время. Отмечается сезонное снижение цен на услуги в сфере зарубежного туризма (95%), при этом произошел рост цен на услуги в сфере внутреннего туризма (104,7%).2
Прирост объемов услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в начале 2010 г. получен за счет увеличения числа оказания услуг. Рост цен в июне 2010 г. к декабрю 2009 г. составил 1,2%.
Снижение объемов санаторно-
Степень развития туристского автотранспорта не достаточна для интенсификации развития туризма в области. Отсутствие регулярных туристских автобусных маршрутов препятствует активному развитию туристских продуктов на территории республики.
Качество республиканских транспортных магистралей, а особенно подъездных путей к большинству туристских объектов на территории Бурятии находится на очень низком уровне. Что говорит о необходимости проведения значительных капитальных вложений в туристскую инфраструктуру для увеличения туристских потоков и доходности туристкой индустрии.
Следует отметить стабильное
на протяжении четырех последних
лет повышение ранга
2009 год отмечен снижением
инвестиционной активности в
Республике Бурятия по
В числе 83 российских регионов
по рангу инвестиционного
Социальная среда
Успешная работа турфирмы во многом зависит от наличия квалифицированных кадров. Туризм – это достаточно сложный вид деятельности, требующий многих знаний и навыков. Новичкам здесь бывает весьма трудно, многие детали известны в основном практикам, имеющим хорошую теоретическую подготовку. Несмотря на то, что в Бурятии подготовкой специалистов занимается несколько высших и средних учебных заведений, в туризме по-прежнему ощущается кадровый голод, т.к. хороший специалист ценится высоко, а не каждый выпускник ВУЗа способен сразу стать таковым. Как показывает практика, для этого нужно поработать 1-3 года в туристской фирме.
Ежегодно высшее и среднее
специальное образование в
Вместе с тем, в Республике Бурятия пока нет достаточного количества квалифицированных преподавателей туристских дисциплин. Программы обучения мало адаптированы к местным условиям. Рост количества квалифицированных специалистов, играющий положительную роль в расширении предложений на рынке туризма и повышении качества услуг, пока кардинально не изменил ситуации в целом. Кадровая база туризма формируется без определения потребности в специалистах, так как рынок труда в сфере туризма не изучен, на нем не проводятся маркетинговые исследования. В высших учебных заведениях готовятся менеджеры-управленцы, тогда как отрасли необходимы в первую очередь менеджеры низшего и среднего звена, а также обслуживающий персонал. Не сформирована единая республиканская система подготовки и переподготовки кадров для туристского и гостиничного бизнеса. Отрицательную роль играют такие факторы, как низкая средняя заработная плата персонала в туризме, недостаток заинтересованности владельцев объектов размещения туристов, относящихся к категории ведомственных, к привлечению дипломированных специалистов.
Организуя работу фирмы, независимо от средств собственности, нанимается минимум 3 человека, т.е. решается проблема занятости населения, и начисляется зарплата. Только в 2009 году в Бурятии получили работу непосредственно в туристических фирмах минимум 50 человек. На летний период фирме необходимо в 2 раза больше работников, чем в зимний период. Таким образом, дополнительно минимум 100 человек получили возможность работать в течение 4 месяцев, и если даже с минимальным окладом.
В 2009 г. была разработана научно-исследовательская работа «Анализ обеспеченности особых экономических зон туристско-рекреационного типа трудовыми ресурсами», на основе этого документа определена потребность в кадрах по отдельным группам работников для обеспечения ОЭЗ, проведен анализ фактического состояния профессионального образования в сфере туризма, разработаны предложения и рекомендации по подготовке, переподготовке кадров.
Технологическая среда
На данный момент большинство российских турфирм не используют компьютерное оборудование даже для рекламы своих услуг, в том числе и во время проведения специализированных выставок. Отсутствие инвестиций со стороны туристических фирм в информационные технологии может означать явное непонимание дополнительных возможностей, получаемых от использования современных компьютерных средств. Применение информационных и Интернет технологий в туризме имеет следующие преимущества:
Анализ является одним из ключевых элементов управления и имеет огромное значение для деятельности фирмы и ее развития. Информация, полученная в процессе анализа, позволяет частично снять неопределенность при принятии управленческих решений и, таким образом, способствует их большей эффективности.
Для простоты и удобства анализа основные факторы рассмотрим в виде таблицы.
Таблица 2
Основные показатели PEST-анализа
Политические факторы |
Влияние (+/-) |
1. Отсутствие сильного авторитетного лидера. 2. Продуманная национальная политика, направленная на формирование максимально выгодных условий для привлечения инвестиций. 3. Поддержка туристской
индустрии со стороны 4. Положение республики на пересечении трансконтинентальных грузовых и пассажирских потоков. 5. Наличие международных
и внутригосударственных 6. Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на Байкале. 7. Концепция развития туризма в Республике Бурятия на период до 2010 года от 29.07.2003 № 241. 8. Разработана целевая
программа «Развитие 9. Хотя экологическая обстановка на территории республики в целом благоприятная (удельные выбросы и сбросы на душу населения у нас ниже среднероссийских показателей), на единицу валового регионального продукта выбрасывается больше загрязняющих веществ по сравнению со среднероссийскими показателями, что говорит о низкой степени экологичности производства. При этом степень очистки атмосферных выбросов выше среднероссийского уровня почти на 10%. 10. Контроль за |
- +
+
+
+
+
+
+
-
- |
Экономические факторы |
Влияние (+/-) |
1. Диверсифицированная экономика. 2. По уровню инвестиционного потенциала Республика Бурятия занимает 57-е место в России. 3. В рейтинге регионов
Сибирского Федерального 4. По темпам роста реальных денежных доходов и заработной платы - на 4-5 местах.4 5. В 2009 году инфляция в Республике Бурятия составила 10,7% , что является нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска. 6. Стоимость минимального
набора основных продуктов 7. Национальная валюта
– рубль, частично 8. Туристический поток в Бурятии ежегодно увеличивается: 2006 год – 162,5 тыс. чел.; 2007 год - 229,4 тыс. чел., 2008 год – более 302,2 тыс. чел.; в 2009 году на первое полугодие – 122,0 тыс. чел.5 9. Наличие уникальных ресурсов (огромная группа лекарственных растений, минеральные лечебные воды и грязи, биоресурсы) для развития индустрии услуг и товаров, связанных с оздоровлением, лечением, питанием, косметологией и т.п. 10. На территории республики находится большой запас питьевой воды. |
+ -
-
+
+
+
+
+
+
+ |
Социальные факторы |
Влияние (+/-) |
1. Численность населения – 981,2 тыс. человек. Республики Бурятия занимает 56 место по численности населения. 2. С 2008 г. население возросло на 3 тыс. человек. 6 3. Наблюдается динамика превышения денежных доходов над расходами населения. 4. Структура использования денежных доходов: 1 место - покупка товаров, 2- оплата услуг, 3 - оплата обязательных платежей и взносов, 4 – сбережения, 5 – покупка валюты. Наблюдается прирост денег на руках у населения. 5. Уровень общей безработицы в начале 2010 г. был снижен до 11,6%. 6. Положительный имидж Бурятии улучшается из года в год. 7. Республика Бурятия
- этнокультурный район, 8. Пониженный уровень
экономической активности 9. Неразвитость инфраструктуры и низкий уровень жизни в республике. 10. Показатель качества жизни в Бурятии на 2009 г. составляет 54,88 %. 11. По индексу качества жизни республика занимает 80-е место по РФ и входит в 10 регионов с худшими показателями качества жизни. 12. Наблюдается миграционный отток наиболее активно настроенной и квалифицированной части населения. |
-
+ +
+
+
+
+
-
-
-
-
- |
Технологические факторы |
Влияние (+/-) |
18. Крупные транснациональные
компании, международные компании
и рекламные агентства активно
начинают освоение сибирского
рынка рекламы, что создаёт
определенный уровень качества,
обуславливает заметный |
+
+
+
-
+
+ -
+ |
Анализируя внешнюю среду турфирмы можно сказать о том, что на сегодняшний день у турфирмы есть все возможности для развития ее деятельности. Бурятия, благодаря своему географическому положению, богатой истории и уникальным природным ресурсам идеальна для туризма. В Бурятии есть все для развития туризма: впечатляющие природные объекты, богатое культурное наследие, интереснейшие национальные и экологические традиции и самые разные туристские маршруты - конные, пешие, водные, горные.
В настоящее время происходят положительные изменения в области планирования развития и организации туризма на местном уровне, что является фактором, повышающим управляемость отраслью и снижающим негативные экономические, экологические и социально-культурные результаты неконтролируемого развития туризма. Государство и правительство республики активно содействует развитию туризма в регионе, хотя существует определенное количество минусов и недоработок. Поэтому просто необходима реализация конкретных программ развития туризма для каждой сферы, а в частности, управление и финансирование программных мероприятий и последующего распределения поступлений от туризма на решение насущных проблем населения республики и дальнейшего развития туризма и туристических предприятий.
1.3. SWOT – анализ
Для того чтобы тщательнее исследовать состояния фирмы и ее среды проведем SWOT - анализ. SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).
Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. Возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать. Угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие.
Таблица 3
SWOT-анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
молодое руководство. 3. Отлаженная система взаимодействия с ведущими туроператорами. 4. Растущий из года в год поток туристов (в том числе наличие внутреннего спроса). 5. Хорошая репутация фирмы у потребителя. 6. Взаимодействие с широким спектром региональных турбаз, от эконом класса до люкс. 7. Стабильное положение на рынке. 8. Налаженная технология работы. 9. Наличие интернет сайта турфирмы. |
|
Возможности |
Угрозы |
|
5. Изменения во вкусах и предпочтениях потребителей. 6.Ухудшение политических отношений с другими странами. 7. Неблагоприятные изменения климата в других странах. 8. Нестабильные ситуации, как в России, так и в других странах. 9. Протекционистские меры, принимаемые правительствами иностранных государств по защите собственных турпроизводителей. 10.Технологическое отставание от основных конкурентов. 11. Неблагоприятная политика правительства в области налогообложения. |
Информация о работе Отчет о прохождении производственной практики в ООО «Мега-Тур»