Отчет о прохождении производственной практики в ООО «Мега-Тур»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 22:47, отчет по практике

Описание работы

Целью практики является анализ внутренней и внешней среды предприятия. Объектом исследования является деятельность туристической фирмы ООО «Мега - Тур».
Поставленная цель позволила сформулировать следующие задачи отчета:
- рассмотреть общую характеристику предприятия;
- провести PEST-анализ;
- провести SWOT-анализ деятельности предприятия;
- рассмотреть пути совершенствования деятельности турфирмы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….….5
1.1. Общая характеристика предприятия……………………………………..…7
1.2. PEST-анализ…………………………………………………………………..9
1.3. SWOT-анализ……………………………………………………………......23
1.4. Пути совершенствования деятельности турфирмы………………………25
Заключение………………………………………………………………….……28

Файлы: 1 файл

Отчет по практике марина.docx

— 102.63 Кб (Скачать файл)

- растущий спрос на комфортабельные объекты размещения туристов. Наибольшим спросом у туристов пользуются благоустроенные туристские базы (базы отдыха) - 26,8%; отдельные коттеджи - 22,6%; малые и средние гостиницы с полным набором услуг - 18,7%. Популярным средством размещения в активном и кемпинговом туризма являются палатки - 18,9%. Несколько меньшим спросом пользуются санатории - 15,7%, еще меньшим - комфортабельные крупные гостиничные комплексы - 12,1%. Спрос на услуги альтернативных объектов размещения сельского туризма составляет 9,9%, что является реакцией рынка на эти предложения, а также следствием недостатка свободных мест летом;

- стабильный спрос на зимний отдых. 69,9% туристов относятся положительно к возможности зимнего туризма. Этому способствует увеличение количества отпусков в зимний период. В то же время, рынок межсезонного и зимнего туризма республике не развит, что связано как с недостатком зимних объектов размещения;

- достаточно высокий спрос на семейный отдых. 29% туристов предпочитают отдыхать с детьми, 27,1% - с родственниками. Вместе с тем, количество предложений по организации семейного туризма ограничено;

- растущий спрос на  более разнообразные туристские  программы, комбинированные туры, а также отдых, включающий различные  виды туристских занятий.

Процесс диверсификации туристского  продукта в республике идет достаточно быстрыми темпами в области выездного  туризма. Несколько медленнее процесс идет в области внутреннего и въездного туризма, что связано с недостаточным развитием материальной базы и инфраструктуры туризма, недостатком квалифицированных кадров. Наряду с традиционными предложениями стационарного отдыха, появляются новые предложения, расширяется география туристских маршрутов. На территории республики постепенно формируются туристские направления, связанные с международным туризмом. Таковыми направлениями являются направление по «Чайному пути» (Китай, Монголия, Россия), и по маршруту Байкал-Хубсугул (Монголия).

Если говорить о структуре  туристического потока на Байкал, то, прежде всего, следует отметить, что турпоток в среднем в течение последних нескольких лет на 85% состоит из внутренних туристов. Значительную часть внутреннего потока туристов составляют жители Иркутской области, а также туристы из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Красноярского и Приморского краев, Бурятии.

Туристический поток на Байкал на протяжении последних лет характеризуется положительной динамикой. Основные перспективы дальнейшего увеличения потока туристов на Байкал связаны с развитием особых экономических зон туристско-рекреационного типа в республики Бурятия. Власти республики Бурятия рассчитывают в результате создания туристской ОЭЗ «Байкальская гавань» увеличить ежегодный туристический поток до 2 миллионов человек к 2015-2020 гг.

 

Динамика туристического потока в республике Бурятия

 

* Обзор департамента консалтинга, аналитики и исследований: [Электронный ресурс]/ Электрон. ст. – Б.м., - Б.г., – Режим доступа к ст.: http://www.1rre.ru/analit/analitycs_342.pdf

 

В 2008 г. республику посетили чуть более 300 тыс. туристов, при этом доля иностранных туристов составила 5,5%. Тем не менее, по сравнению в 2007 г. отмечается рост общего туристического потока более чем на 30%. Число туристов, посетивших Бурятию за шесть месяцев 2009 г., выросло по сравнению с аналогичным  периодом 2008 г. на 30,6% и достигло 122 тыс. человек.1

Увеличение объемов услуг  туризма в основном обеспечено за счет сезонного увеличения туристских посещений и развитием делового туризма в летнее время. Отмечается сезонное снижение цен на услуги в сфере зарубежного туризма (95%), при этом произошел рост цен на услуги в сфере внутреннего туризма (104,7%).2

Прирост объемов услуг  гостиниц и аналогичных средств  размещения в начале 2010 г. получен за счет увеличения числа оказания услуг. Рост цен  в июне  2010 г. к декабрю 2009 г. составил 1,2%.

Снижение объемов санаторно-оздоровительных  услуг на 17,7% обусловлено ростом цен на услуги отдыха в домах отдыха и пансионатах на 16,8% и снижением спроса населения при отсутствии полноценной структуры оздоровления и развлечений, отвечающих современным требованиям.

Степень развития туристского  автотранспорта не достаточна для интенсификации развития туризма в области. Отсутствие регулярных туристских автобусных маршрутов препятствует активному развитию туристских продуктов на территории республики.

Качество республиканских  транспортных магистралей, а особенно подъездных путей к большинству  туристских объектов на территории Бурятии находится на очень низком уровне. Что говорит о необходимости проведения значительных капитальных вложений в туристскую инфраструктуру для увеличения туристских потоков и доходности туристкой индустрии.

Следует отметить стабильное на протяжении четырех последних  лет повышение ранга туристической  составляющей инвестиционного потенциала республики (с 45  места в 2006 г. до 11 места в 2009 г.).

2009 год отмечен снижением  инвестиционной активности в  Республике Бурятия по сравнению  с 2008 годом. Инвестиции в основной  капитал в 2009 г. (с учетом досчета на малое предпринимательство, индивидуальное строительство и неформальную экономику) использованы в объеме 24230,2 млн. рублей.

В числе 83 российских регионов по рангу инвестиционного потенциала  республика находится на 57 месте, переместившись с 58 места в 2008 году. По ряду составляющих рейтинг инвестиционного потенциала республики изменился в лучшую сторону: по рангу трудовой составляющей инвестиционного  потенциала - с 57 на 50 место, по рангу  инфраструктурной составляющей - с 78 на 70 место, по рангу туристической составляющей – с 26 до 11 места.3

 

 

Социальная среда

Успешная работа турфирмы во многом зависит от наличия квалифицированных кадров. Туризм – это достаточно сложный вид деятельности, требующий многих знаний и навыков. Новичкам здесь бывает весьма трудно, многие детали известны в основном практикам, имеющим хорошую теоретическую подготовку. Несмотря на то, что в Бурятии подготовкой специалистов занимается несколько высших и средних учебных заведений, в туризме по-прежнему ощущается кадровый голод, т.к. хороший специалист ценится высоко, а не каждый выпускник ВУЗа способен сразу стать таковым. Как показывает практика, для этого нужно поработать 1-3 года в туристской фирме.

Ежегодно высшее и среднее  специальное образование в области  туризма и гостиничного бизнеса получают около 80 человек, около 60 человек проходят курсовую подготовку. В результате этого происходят качественные изменения кадровой базы, а также ротация работников, не имеющих специального туристского образования, на дипломированных специалистов. Более 20% работников туризма и гостиничного бизнеса имеют специальное образование.

Вместе с тем, в Республике Бурятия пока нет достаточного количества квалифицированных преподавателей туристских дисциплин. Программы обучения мало адаптированы к местным условиям. Рост количества квалифицированных специалистов, играющий положительную роль в расширении предложений на рынке туризма и повышении качества услуг, пока кардинально не изменил ситуации в целом. Кадровая база туризма формируется без определения потребности в специалистах, так как рынок труда в сфере туризма не изучен, на нем не проводятся маркетинговые исследования. В высших учебных заведениях готовятся менеджеры-управленцы, тогда как отрасли необходимы в первую очередь менеджеры низшего и среднего звена, а также обслуживающий персонал. Не сформирована единая республиканская система подготовки и переподготовки кадров для туристского и гостиничного бизнеса. Отрицательную роль играют такие факторы, как низкая средняя заработная плата персонала в туризме, недостаток заинтересованности владельцев объектов размещения туристов, относящихся к категории ведомственных, к привлечению дипломированных специалистов.

Организуя работу фирмы, независимо от средств собственности, нанимается минимум 3 человека, т.е. решается проблема занятости населения, и начисляется зарплата. Только в 2009 году в Бурятии получили работу непосредственно в туристических фирмах минимум 50 человек. На летний период фирме необходимо в 2 раза больше работников, чем в зимний период. Таким образом, дополнительно минимум 100 человек получили возможность работать в течение 4 месяцев, и если даже с минимальным окладом.

В 2009 г. была разработана научно-исследовательская работа «Анализ обеспеченности особых экономических зон туристско-рекреационного типа трудовыми ресурсами», на основе этого документа определена потребность в кадрах по отдельным группам работников для обеспечения ОЭЗ, проведен анализ фактического состояния профессионального образования в сфере туризма, разработаны предложения и рекомендации по подготовке, переподготовке кадров.

 

Технологическая среда

   На данный момент большинство российских турфирм не используют компьютерное оборудование даже для рекламы своих услуг, в том числе и во время проведения специализированных выставок. Отсутствие инвестиций со стороны туристических фирм в информационные технологии может означать явное непонимание дополнительных возможностей, получаемых от использования современных компьютерных средств. Применение информационных и Интернет технологий в туризме имеет следующие преимущества:

  • использование Интернета, как информационно-справочной системы для партнеров и клиентов;
  • маркетинговое представительство в Интернете для привлечения потенциальных клиентов и инвесторов.
  • мощная, круглосуточная, эффективная и сравнительно дешевая рекламная площадка;
  • взаимодействие с партнерами, ведение информационного обслуживания потенциальных клиентов через Интернет;
  • возможность бронирования туров через сеть и электронный способ оплаты;
  • экономия средств от использования электронной почты при связи с зарубежными партнерами, туроператорами, гостиницами, транспортными компаниями.

Анализ является одним  из ключевых элементов управления и  имеет огромное значение для деятельности фирмы и ее развития. Информация, полученная в процессе анализа, позволяет частично снять неопределенность при принятии управленческих решений и, таким образом, способствует их большей эффективности.

Для простоты и удобства анализа основные факторы рассмотрим в виде таблицы.

Таблица 2

Основные показатели PEST-анализа

Политические  факторы

Влияние (+/-)

1. Отсутствие сильного  авторитетного лидера.

2. Продуманная национальная  политика, направленная на формирование  максимально выгодных условий  для привлечения инвестиций.

3. Поддержка туристской  индустрии со стороны правительства.

4. Положение республики на пересечении трансконтинентальных грузовых и пассажирских потоков.

5. Наличие международных  и внутригосударственных связей.

6. Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на Байкале.

7. Концепция развития туризма в Республике Бурятия на период до 2010 года от 29.07.2003 № 241. 

8. Разработана целевая  программа «Развитие внутреннего  и въездного туризма в Республике  Бурятия на 2011-2016 годы».

9. Хотя экологическая обстановка на территории республики в целом благоприятная (удельные выбросы и сбросы на душу населения у нас ниже среднероссийских показателей), на единицу валового регионального продукта выбрасывается больше загрязняющих веществ по сравнению со среднероссийскими показателями, что говорит о низкой степени экологичности производства. При этом степень очистки атмосферных выбросов выше среднероссийского уровня почти на 10%.

10. Контроль за природопользованием  ослаблен, установленные нормы предельных  допустимых воздействий на окружающую  среду некоторыми предприятиями  республики не выполняются.

-

+

 

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

-

Экономические факторы

Влияние (+/-)

1. Диверсифицированная экономика.

2. По уровню инвестиционного  потенциала Республика Бурятия  занимает 57-е место в России.

3. В рейтинге регионов  Сибирского Федерального округа  по уровню доходов и заработной  платы Республика Бурятия находится на 6-7 местах.

4. По темпам роста реальных  денежных доходов и заработной платы - на 4-5 местах.4

5. В 2009 году инфляция в Республике Бурятия составила 10,7% , что является нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска.

6. Стоимость минимального  набора основных продуктов питания  в Бурятии  остается значительно  ниже средней как по России, так и по сибирскому федеральному  округу.

7. Национальная валюта  – рубль, частично конвертируемая.

8. Туристический поток в Бурятии ежегодно увеличивается: 2006 год – 162,5 тыс. чел.; 2007 год - 229,4 тыс. чел., 2008 год – более 302,2 тыс. чел.; в 2009 году на первое полугодие – 122,0 тыс. чел.5

9. Наличие уникальных ресурсов (огромная группа лекарственных растений, минеральные лечебные воды и грязи, биоресурсы) для развития индустрии услуг и товаров, связанных с оздоровлением, лечением, питанием, косметологией и т.п.

10. На территории республики находится большой запас питьевой воды.

+

-

 

-

 

 

+

 

+

 

 

 

+

 

 

+

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

+

Социальные факторы

Влияние (+/-)

1. Численность населения  – 981,2 тыс. человек. Республики Бурятия занимает 56 место по численности населения.

2. С 2008 г. население возросло на 3 тыс. человек. 6

3. Наблюдается динамика  превышения денежных доходов  над расходами населения.

4. Структура использования денежных доходов: 1 место - покупка товаров, 2- оплата услуг, 3 - оплата обязательных платежей и взносов, 4 – сбережения, 5 – покупка валюты. Наблюдается прирост денег на руках у населения.

5. Уровень общей безработицы  в начале 2010 г. был снижен до 11,6%.

6. Положительный имидж  Бурятии улучшается из года  в год.

7. Республика Бурятия  - этнокультурный район, специфику  которого составляет тесное переплетение  бурятских и русских народных традиций.

8. Пониженный уровень  экономической активности населения  относительно среднероссийского.  Это связано с высокой долей  сельского населения, часть которого  выживает за счет занятости  в нетоварном личном подсобном  хозяйстве и не считается активной.

9. Неразвитость инфраструктуры  и низкий уровень жизни в  республике.

10. Показатель качества  жизни в Бурятии на 2009 г. составляет 54,88 %.

11. По индексу качества жизни республика занимает 80-е место по РФ и входит в 10 регионов с худшими показателями качества жизни.

12. Наблюдается миграционный отток наиболее активно настроенной и квалифицированной части населения.

-

 

+

+

 

+

 

 

 

+

 

+

 

+

 

 

-

 

 

 

 

-

 

-

 

-

 

 

-

Технологические факторы

Влияние (+/-)

  1. Содействие администрацией республики развитию рынков наукоемкой продукции.
  2. В республике проводятся специализированные выставки «Туризм. Отдых. Спорт». Это дает возможность жителям РБ познакомится с предложениями турфирм.
  3. Проведение на территории республики конкурса инновационных проектов, развитие информационной базы инноваций.
  4. Отсутствие взаимосвязи научно-исследовательских организаций с предприятиями, опыта коммерциализации высоких технологий.
  5. Развитая система связи. Развитие  широкополосного доступа к сети Интернет и увеличение спроса на услуги IP-телефонии.
  6. Строительство и реконструкция автодорог.
  7. Удаленность республик от западных границ Российской Федерации, что сказывается на высоких транспортных тарифах.

18. Крупные транснациональные  компании, международные компании  и рекламные агентства активно  начинают освоение сибирского  рынка рекламы, что создаёт  определенный уровень качества, обуславливает заметный переход  от экстенсивного роста рекламного  рынка к качественному.

+

 

+

 

 

+

 

 

-

 

 

+

 

 

+

-

 

 

+


 

Анализируя внешнюю среду  турфирмы можно сказать о том, что на сегодняшний день у турфирмы есть все возможности для развития ее деятельности. Бурятия, благодаря своему географическому положению, богатой истории и уникальным природным ресурсам идеальна для туризма. В Бурятии есть все для развития туризма: впечатляющие природные объекты, богатое культурное наследие, интереснейшие национальные и экологические традиции и самые разные туристские маршруты - конные, пешие, водные, горные.

В настоящее время происходят положительные изменения в области планирования развития и организации туризма на местном уровне, что является фактором, повышающим управляемость отраслью и снижающим негативные экономические, экологические и социально-культурные результаты неконтролируемого развития туризма. Государство и правительство республики активно содействует развитию туризма в регионе, хотя существует определенное количество минусов и недоработок. Поэтому просто необходима реализация конкретных программ развития туризма для каждой сферы, а в частности, управление и финансирование программных мероприятий и последующего распределения поступлений от туризма на решение насущных проблем населения республики и дальнейшего развития туризма и туристических предприятий.

 

1.3. SWOT – анализ

Для того чтобы тщательнее исследовать состояния фирмы и ее среды проведем SWOT - анализ. SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).

Сильные стороны предприятия - то, в чем оно преуспело или  какая-то особенность, предоставляющая  дополнительные возможности. Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. Возможности - это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать. Угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие.

Таблица 3

SWOT-анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

  1. Многопрофильность деятельности.
  2. Образованное и динамичное

молодое руководство.

3. Отлаженная система  взаимодействия с ведущими туроператорами.

4. Растущий из года  в год поток туристов (в том  числе наличие внутреннего спроса).

5. Хорошая репутация  фирмы у потребителя.

6. Взаимодействие  с широким спектром региональных турбаз, от эконом класса до люкс.

7. Стабильное положение на рынке.

8. Налаженная технология работы.

9. Наличие интернет  сайта турфирмы.

  1. Отсутствие четкой стратегии.
  2. Недостаточно сформированный 
    имидж.
  3. Зависимость уровня продаж от сезонности.
  4. Отсутствие эффективного маркетинга.
  5. Отсутствие единых стандартов обслуживания.
  6. Является посреднической фирмой, нет взаимосвязи с главным поставщиком турпродуктов.
  7. Отсутствие выстроенной системы безопасности  и сопровождения туристов на территории республики.
  8. Ограниченное использование инновационных технологий.
  9. Узкая линия предлагаемых услуг.

Возможности

Угрозы

  1. Расширение круга потребителей.
  2. Выход на новые сегменты рынка, развитие новых направлений деятельности.
  3. Расширение продуктовой линии с целью удовлетворения потребностей большого числа клиентов.
  4. Улучшение качества обслуживания клиентов.
  5. Модернизация технических процессов.
  6. Выход на региональный рынок.
  7. Наличие стимулирующих программ и налоговых льгот.
  8. Повышение уровня жизни населения, следовательно, увеличение платежеспособного спроса.

 

  1.  Появление сильного конкурента на рынке.
  2. Снижение темпов роста рынка.
  3. Неблагоприятное изменение валютного курса.
  4. Спад в экономике.

5. Изменения во вкусах и предпочтениях потребителей.

6.Ухудшение политических  отношений с другими странами.

7. Неблагоприятные изменения климата в других странах.

8. Нестабильные ситуации, как в России, так и в других странах.

9. Протекционистские меры, принимаемые правительствами иностранных государств по защите собственных турпроизводителей.

10.Технологическое отставание от

основных конкурентов.

11. Неблагоприятная  политика правительства в области налогообложения.

Информация о работе Отчет о прохождении производственной практики в ООО «Мега-Тур»