Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 22:12, отчет по практике
Финансовые отношения порождаются общественными потребностями, а не деятельностью государства, которое само «есть продукт общества на известной ступени развития»(К.Маркс).
Рассмотрим кратко этапы становления категории «финансы».
Первобытно-общинный строй. В связи с отсутствием общественного разделения труда, системы взаимоотношений между хозяйствами и соответственно товарно-денежных отношений объективной основы для формирования финансов нет.
Финансы представляют собой особые экономические отношения, которые возникают в процессе формирования и распределения фондов денежных средств.
Финансовые отношения порождаются общественными потребностями, а не деятельностью государства, которое само «есть продукт общества на известной ступени развития»(К.Маркс).
Рассмотрим кратко этапы становления категории «финансы».
Первобытно-общинный строй. В связи с отсутствием общественного разделения труда, системы взаимоотношений между хозяйствами и соответственно товарно-денежных отношений объективной основы для формирования финансов нет.
Рабовладельческий строй. С появлением первых государст возникают потребности в денежных средствах на различные цели: ведение войн, строительство храмов, оросительных систем ит.д.Эти потребности каждое государство решало по своему. Стали изыматься части доходов населения в виде дани, подати, оброка, пошлины.
Совершенно очевидно, что на данном этапе в примитивном виде начинает складываться система денежных отношений между классами и государством, в связи с изъятием части доходов.
Феодальный строй. На ранних стадиях государства разграничения между государством и ресурсами его главы не существовало: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью.
С выделением государственной казны и отделением её от собственности монарха возникли понятия государственных финансов, гос.бюджета, гос.кредита.
Потребности в денежных доходах и расходах государства возрастают.Выделяются доходы формирующие казну: военная добыча; натуральные и денежные сборы и пошлины.
Капиталистический строй. Характеризуется быстрым ростом денежных расходов государства, связанным с активным формированием производства, содержанием армии, аппарата гос.управления, погашением гос.долга. Соответственно увеличивается потребность государства в денежных средствах, которые аккумулируются в гос.бюджете. Источником доходов становятся налоги. На этом этапе категория «финансы» окончательно формируется и начинает выражать экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств государства.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИНАНСОВ.
-расслоение общества на классы
-возникновение денежных потребностей
-формирование товарно-денежных отношений
-формирование централизованного фонда денежных средств принадлежащего государству
-формирование и развитие отношений между государством, хозяйствующими субъектами и населением связанных налогообложением.
Впервые термин «Финансы» появился в итальянской литературе и означал «платеж». Впоследствии трактовка расширялась и в современном значении определяется так:
ФИНАНСЫ-совокупность
экономических отношений, возникающих
в связи с формированием, распределением
и использованием централизованных(
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ- экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах.
ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ФИНАНСЫ- денежные отношения, складывающиеся в рамках деятельности предприятий.
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ невозможно понять, не раскрыв систему денежных отношений, возникающих между различными субъектами хозяйственной деятельности.
Субъект это юридическое или физическое лицо являющееся носителем прав и обязанностей.
Группы экономических субъектов: хозяйствующие субъекты(предприятия ,организации и т.д.), домашние хозяйства и государство. Движение денежных средств между ними образует финансовые потоки и финансовые фонды.
Государственные фонды денежных средств формируются на макроуровне. К ним относятся государственный бюджет и внебюджетные фонды.
Финансы хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств состоят из фондов, сформированных в результате хозяйственной деятельности на микроуровне.
К ним относятся: фонд потребления, фонд накопления, резервный фонд и т.д.
Итак под финансама следует понимать не столько деньги, сколько денежные расчеты в экономике между :
-государством
и юридическими лицами любой организационно-правовой
формы собственности(изьятие налогов,таможенные
пошлины);
-предприятиями (денежные отнош. по ставкам продукции,перевод денег со сч. на сч.);
-предприятиями и коммерческими банками(получение кредитов и уплата %)
-физическими лицами и работодателями(з\пл,выплаты)
-физическими лицами и государством(подоходный налог)
-юридическими лицами стран (экспорт, импорт).
ВЗАИМОСВЯЗЬ КАТЕГОРИИ «ФИНАНСЫ» с другими экономическими категориями, такими как деньги, кредит, заработная плата заключается в эффективности функционирования финансово-кредитной системы страны.
Во взаимодействии они обеспечивают движение денежных средств в экономике, на различных уровнях функционирования. В данном случае на государственном уровне — через бюджет и на уровне предприятий.
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ.
КРЕДИТ представляет собой движение ссудного капитала от кредитора к заёмщику на условиях срочности, платности и возвратности.
ФИНАНСЫ представляют собой безвозмездную передачу денежных средств от федерального уровня региональному и местному в виде межбюджетных трансфертов: субсидий, субвенций, дотаций.
Субсидия — бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня БС РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Субвенция — бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня БС РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определённых целевых расходов.
Дотация — бюджетные средства,передаваемые бюджету другого уровня БС РФ на безвозмездной безвозвратной основе.
ФИНАНСЫ И ДЕНЬГИ.
Деньги — это всеобщий эквивалент. С их помощью можно купить и продать все производимые товары и оказываемые услуги.
Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего дохода и национального дохода, орудие контроля за образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в рамках государства.
ФИНАНСЫ И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА.
З/плата представляет собой денежное выражение стоимости и цены рабочей силы. Принадлежит отдельному работнику и является собственностью.
Финансы находятся в распоряжении субъектов хозяйствования и государства.
Государственные финансы предназначены для удовлетворения общественных потребностей и принадлежат государству.
Финансы хозяйствующих субъектов используются на развитие, расширение предпринимательской деятельности.
Различие между этими категориями в степени принадлежности и задачах, которые они решают.
ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ- совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, государства.
Источники образования государственных финансовых ресурсов: -налоги, пошлины и сборы; - резервные и страховые фонды, добровольные взносы юридических и физических лиц; - средства от выпуска и размещения гос.ценных бумаг; - поступления от использования или продажи гос.имущества; - средства от продажи золотого запаса страны; - внешние и внутренние гос.заимствования.
ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ.
Сущность финансов раскрывается через их функции. Главной функцией является распределительная она выражается через процесс использования денежных средств накопленных ранее ,для удовлетворения соответствующих нужд и потребностей хозяйствующей системы в финансовых ресурсах,образуя денежные доходы и накопления при создании общественного продукта.
Функция реализуется с использованием первичных и вторичных доходов.
Первичные(основные) доходы формируются путем распределения национального дохода среди участников материального производства.
Вторичные(производные) доходы формируются путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, регионами страны, отраслями, социальными группами. Таким образом государство формирует свой бюджет посредством различных налогов,обязательных отчислений и сборов.
Распределительная функция необходима для воспроизводства,формирования расходной части бюджета страны а также финансов физических лиц.
Контрольная функция реализуется через финансовый контроль. Если контроль не осуществляется то на практике не возможно оценить эффективность распределительной функции.Ф.К.-система мероприятий,с помощью которых осуществляется реальный контроль над деятельностью всех хозяйственных структур экономики,а также распределением и перераспределением валового внутреннего продукта(ВВП).
С позиции практики Ф.К. представляет собой совокупность мероприятий по организации
соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Таким образом Ф.К. не только включает в себя оценку правомерности тех или иных финансовых действий, но и имеет аналитический аспект. Ф.К. как и все финансовые категории видоизменялся по мере эволюции финансовых отношений. Исторически он возник как государственный контроль над расходованием государственной казны.
Государственный контроль - правовое регулирование финансовых отношений в РФ.
Прежде всего он охватывает контроль бюджетных правоотношений. Органами государственного финансового контроля выступают специальные подразделения:
1. со стороны Администрации Президента -Главное контрольное управление Президента РФ созданное в соответствии с его указом. Осуществляет контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, а также подразделений Администрации Президента; рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц. В случае выявления финансовых нарушений оно имеет право направлять предписания об их устранении. По результатам проверок вносит предложения на рассмотрение президента. Применять какие-либо санкции нарушителям самостоятельно Главное контрольное управление не имеет права.
2. от Совета Федерации контроль принадлежит Счетной палате РФ. Она подотчетна только Федеральному Собранию РФ и ее деятельность связана с контролем федеральной собственности и контролем за расходованием федеральных средств. Контролю подлежат все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности. Кроме того в полномочия Счетной палаты входит контроль за деятельностью Банка России, Правительства РФ, связанной с обслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, контроль за эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также представления Россией займов, финансовой помощи иностранным государствам и международным организациям. Формой контроля служат тематические проверки и ревизии. При выявлении нарушений направляются представления для принятия мер по их устранению если предписания не исполняются, коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной Думой может приостановить все виды расчетных операций нарушителя а в случаях хищения государственных средств дела передаются в правоохранительные органы. Предписания Счетной палаты могут быть обжалованы в судебном порядке. Счетная палата не имеет полномочий применения административных мер воздействия к нарушителям финансовой дисциплины.
3. со стороны исполнительной власти являются Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, Министерство финансов РФ, а также финансовые органы субъектов Федерации. В Совет входят председатель Банка России, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов. К работе Совета могут привлекаться представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Совет возглавляет министр финансов РФ.
Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль на всех стадиях формирования и использования федерального бюджета, внебюджетных фондов всеми органами исполнительной власти.
Оперативный контроль использования государственных средств в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Департамент государственного финансового контроля и аудита и Федеральное казначейство. На него возложены функции по проведению ревизий и тематических проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, использующих средства федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов; по контролю финансовой деятельности бюджетных организаций. По результатам проверок в случае выявления нарушений руководству нарушителя направляют предложения по их устранению и контролируют ход исполнения.
Органы Федерального казначейства осуществляют государственный финансовый контроль за соблюдением исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Имеют право выдавать предписания о взыскании государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек; взыскивать пени с коммерческих банков в случае несвоевременного зачисления средств от хозяйствующих субъектов на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов; выносить предупреждения руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
Приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до 1го месяца.
Наряду с указанными государственными органами финансового контроля функции гос.фин.контроля выполняют и др. гос.органы: Министерство по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Центральный банк, Министерство государственного имущества, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Таможенный комитет, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и др.
Налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом РФ имеют право проверять финансовые документы юридических и физических лиц, получать от них необходимые сведения (за исключением коммерческой тайны), применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятия соответствующих документов и приостановления операций по счетам в банках. Основной функцией налоговых органов является контроль за налогоплательщиками и объектами, подлежащими налогообложению и налоговой проверке.
Информация о работе Отчет по преддипломной практике в ОАО Россельхозбанк