Контроль
за соблюдением налогового законодательства
осуществляют органы Федеральной службы
налоговой полиции РФ. Она не относится
к налоговым органам. Её деятельность
носит оперативно-розыскной характер
и связана с выявлением, предупреждением
и пресечением налоговых преступлений
и правонарушений.
Таможенные органы РФ осуществляют
гос.фин. контроль, связанный с перемещением
товаров через таможенную границу России.
Центральный банк РФ наделен значительными
полномочиями в области государственного
и финансового контроля. В его структуре
функционирует специальный орган контроля-
Департамент банковского надзора. Его
функции проверка и соблюдение
коммерческими банками нормативов банковской
деятельности. Ц.банк имеет право применять
к нарушителям различные меры воздействия
от наложения штрафов до замены руководства,
отзыва лицензии, ликвидации коммерческого
банка.
Главная
цель Гос.контроля максимизировать
поступление ресурсов в казну и минимизировать
государственные издержки управления.
В настоящее
время наряду с государственным контролем
(счетная палата, М.Ф., контрольно-ревизионного
управления, Федеральной налоговой службы
и пр.) существует негосударственный финансовый
контроль который представлен
-внутрифирменным
контролем
-контроль
со стороны коммерч. банков за организациями,
клиентами (корпоративный)
-аудиторский
контроль (внешний)
Внутрифирменный
контроль осуществляется финансово-экономическими
подразделениями и ревизионными комиссиями
предприятий, организаций. Положение о
статусе этих органов определяется внутренними
нормативно-правовыми актами(контроль
эффективности и целесообразности затрат,
инвестиционные проекты, оценка состояния
предприятия).
Коммерческие
банки контролируют установленный порядок
ведения расчетно-кассовых операций и
валютного законодательства.
Аудиторский
контроль-деятельность по независимой
проверке бухгалтерского учета и финансовой
отчетности организаций и индивидуальных
предпринимателей.
Основной
его целью является установление достоверности
финансовой отчетности в соответствии
с нормативными актами действующими в
Российской Федерации. В нормативных документах
по аудиторской деятельности различают
внешний и внутренний, обязательный и
инициативный аудит.
Внешний
аудит проводится независимой аудиторской
фирмой на договорной основе с целью оценки
состояния бух.учета и отчетности, эффективности
использования государственных средств.
Внешний аудит не может осуществляться
в отношении экономических субъектов
являющихся их учредителями, собственниками,
акционерами, кредиторами, страховщиками
и представительствами имеющими в своем
капитале долю этих аудиторских фирм.
А также если аудиторская фирма оказывала
данному субъекту услуги по ведению бух.учета
и составлению финансовой отчетности.
Сокрытие фактов лишение лицензии.
Внутренний
аудит осуществляется специальным аппаратом
управления экономического субьекта,
который подчиняется высшему руководству.
Главная его задача-защита имущественных
интересов организации и ее собственников,
обеспечение эффективности функционирования
организации на всех уровнях управления.
Основные задачи
аудита.
- проведение проверок
отдельных вопросов деятельности организации,
составление справок-докладов по результатам
проверки.
-проверка выполнения хозяйственных
договоров, постановка и ведение бух.учета,
составление и ведение бух.отчетности,
экспертиза бух. Балансов и отчетов.
-проверка наличия, состояния,
правильности оценки имущества, эффективности
использования ресурсов, соблюдение действующего
порядка установления цен, тарифов, а также
расчетно-платежной дисциплины и своевременности
уплаты налогов.
-достоверность управленческого
учета, учета затрат на производство, отражение
полноты выручки от реализации продукции
(работ, услуг), правильности использования
прибыли.
-разработка предложений
по улучшению организации бух.учета.
-организация подготовки
к внешнему аудиту, к проверкам налоговых
и других органов внешнего контроля.
Аудиторская проверка может
быть:
-инициативная- осуществляется
по предложению самого экономического
субъекта;
-обязательная-проводится
в установленном порядке предусмотренном
законодательством.
На основании проверки аудиторы
должны в официальном документе изложить
свое мнение о финансово-экономической
деятельности проверяемого предприятия.
Этот документ имеет юридическую
силу для всех юридических и физических
лиц, государственных и судебных органов.
Все аудиторские услуги платные. Отношения
с клиентом оформляются договором с оплатой
услуг по договорным ценам.
Аккумулирующая (накопительная)
функция финансов представляет собой
процесс образования денежных средств,
необходимых для функционирования любой
хозяйственной системы. Проявляется в
формировании бюджета страны, при формировании
суммарной выручки на предприятии и семейного
бюджета.
Формы контроля.
-обязательный (налоговые
проверки, контроль за целевым использованием
бюджетных средств, аудит)
-инициативный (внутренний)
-предварительный (предупреждение
финансовых нарушений)
-текущий (проводится в момент
совершения сделок)
-последующий для оценки финансовой
деятельности экономических субъектов
Объекты контроля. -бюджетный
контроль; контроль за внебюджетными фондами;
налоговый контроль; валютный контроль;
кредитный контроль; страховой контроль;
инвестиционный контроль; контроль за
денежной массой.
Методы контроля.
Обследование-изучение финансово-экономических
показателей с целью определения его финансового
состояния и возможных перспектив развития.
Надзор-контроль за экономическими
субъектами получившими лицензию на тот
или иной вид финансовой деятельности.
Анализ-изучение финансово
бухгалтерской отчетности с целью оценки
результатов финансовой деятельности
и ликвидности, обеспеченности собственным
капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение(мониторинг)-контроль
со стороны кредитных организаций.
Ревизия-полное обследование
финансово-хозяйственной деятельности
субъекта с целью проверки её законности,
правильности, целесообразности, эффективности.
Виды ревизии: полные и
частичные; комплексные и тематические;
плановые и внеплановые. Проводятся органами
государственного и негосударственного
контроля. Результаты оформляются актом,
на основании которого принимаются меры
по устранению нарушений.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА — это
совокупность государственных мероприятий,
направленных на финансирование расширенного
воспроизводства, формирование федерального
бюджета, а также на поддержание устойчивого
финансового развития страны.
На формирование финансовой
политики существенно влияют следующие
факторы:
- конкретные социально-экономические условия страны;
- уровень развития фундаментальной науки;
- роль и степень участия государства в экономике;
- формы и методы разработки финансовой политики.
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ:
- выработка научно обоснованной концепции развития финансовой политики, основанной на знании экономических законов и анализе развития общественного хозяйства;
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период развития экономики;
- разработка конкретных мер, направленных на достижение поставленных целей.
- ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ — полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития экономики, повышения объёма и эффективности использования финансовых ресурсов.
- В соответствии с этим финансовая политика призвана создавать благоприятные финансовые условия для развития предпринимательской деятельности.
- При разработке финансовой политике большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов в пользу государства, а также доли участия населения
- в формировании финансовых ресурсов.
- Финансовая политика всегда предполагает последовательность финансирования:
- приоритетных отраслей экономики и военно-промышленного комплекса;
- науки,фундаментальных исследований;
- социальной сферы.
- В зависимости от поставленных задач финансовая политика выступает как :
- финансовая стратегия - курс финансовой политике рассчитанный
на длительную перспективу и предусматривающий
решение крупномасштабных задач в рамках
государства;
- финансовая тактика- совокупность конкретных мер, способов
и приёмов реализации выбранной стратегии.
- В качестве стратегии следует рассматривать, например, финансовое оздоровление экономики и рост ВВП, повышение конкурентоспособности продукции. Это может быть достигнуто путём сокращения дефицита бюджета, уменьшения инфляции, увеличения производства промышленной продукции т.е. применяя финансовую тактику.
- ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ напрямую зависят от политической и экономической ситуации в стране( исторические и национальные особенности, интересы правящих партий, социальных групп населения).
- КЛАССИЧЕСКИЙ ТИП — основатель Адам Смит (1723-1790) ,вошедший в историю провозглашением своего знаменитого принципа «невидимой руки» , суть которого в том что предприниматель
имеет в виду лишь свой собственный интерес,(преследуя
собственную выгоду он невидимой рукой
направляется к цели, которая совсем не
входила в его намерения.Преследуя собственные
интересы, он более действенным способом
служит интересам общества, чем тогда,
когда сознательно стремится служить
им.
- Его основные принципы:
- рынок самостоятельно регулирует механизм спроса и предложения товаров и услуг;
- предприниматели самостоятельно решают вопрос о том, что производить и в каком объёме;
- государство не вмешивается в регулирование экономики, сохраняется свободная конкуренция.
- Следствием этих принципов явилось построение финансовой политики исходя из уменьшения расходов бюджета, которые были направлены на военные цели, управление государственным долгом.
- РЕГУЛИРУЮЩИЙ ТИП — основатель Дж. Кейнс (1883-1946).
- Основные положения его концепции:
- активная роль государства в экономике;
- финансирование государственных предприятий;
- создание новых рабочих мест;
- снижение уровня безработицы;
- оживление предпринимательской деятельности.
- Это приводило к увеличению государственных расходов, что в свою очередь вызывало дополнительный спрос на денежные средства.
- В условиях регулирующей политики основополагающими инструментами становятся подоходный налог и система государственного кредита. Посредством налогообложения обеспечивается изъятие доходов в виде сбережений, что способствовало сбалансированности гос.бюджета.
- Свою значимость теория Кейнса продемонстрировала в 30-60е годы. Она способствовала достижению высоких темпов экономического роста, созданию новых рабочих мест.
- ПЛАНОВЫЙ ТИП-основатель В.И.Ленин(1870-1924)
- Основныеположения:
- активная роль государства в экономике;
- государственное централизованное распределение финансовых средств между отраслями, предприятиями;
- составление 5летнего плана в рамках государства с разбивкой по годам;
- установление плановых показателей для каждой отрасли, предприятия;
- государственный контроль за использованием денежных средств.
- ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ с одной стороны - совокупность методов, инструментов, обеспечивающих реализацию финансовой политики государства,
- с другой стороны совокупность видов, форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при образовании и использовании денежных фондов целевого назначения.
- Структура финансового механизма очень сложна в связи с огромным разнообразием видов и форм организации финансовых отношений. Условно он подразделяется на 3и группы:
- механизм функционирования государственных финансов(централизованные финансы);
- финансовый механизм предприятий всех организационно-правовых форм;
- страховой механизм.
- Каждый реализуется через собственные специфические механизмы:
- Гос.финансы через механизмы формирования бюджета и внебюджетных фондов;
- Предприятия используя такие формы как кредиты, лизинг(сделка при которой одна сторона по поручению другой стороны вступает в соглашение о поставке с третьей стороной), факторинг(переуступка банку неоплаченных долговых требований, возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания фирмы поставщика),ценные бумаги.
- Финансовая система РФ - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
- В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Эти доходы подразделяются на первичные и конечные. Источником первичных доходов и накоплений является
валовый внутренний продукт , который
выступает в форме: - заработной платы
наёмных работников; - прибыли и амортизационных
отчислений у хозяйствующих субъектов;
- налоговых и иных платежей, включаемых
в себестоимость продукции(работ и услуг),
у государства, органов местного самоуправления.
Первичные доходы служат источником для
дальнейшего перераспределительного
процесса через налоговый механизм, систему
платежей, распределение прибыли и т.д.
Результатом такого перераспределения
являются конечные доходы, которые выступают
в качестве собственных финансовых ресурсов
экономических субъектов. Конечные финансовые
ресурсы также являются объектом последующего
распределительного и перераспределительного
процесса для использования по их целевому
назначению.
- В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято подразделять на Централизованные финансы и Децентрализованные финансы. (С Х Е М А)
- Основой финансовой системы являются Децентрализованные финансы ,поскольку именно в этой сфере
формируется преобладающая доля финансовых
ресурсов государства. Часть этих ресурсов
перераспределяется в доходы бюджетов
всех уровней и во внебюджетные фонды.
При этом значительная часть средств направляется
на финансирование бюджетных организаций;
коммерческих организаций в виде субвенций(бюджетные
средства, предоставляемые бюджету другого
уровня или юридич.лицу на безвозмездной
и безвозвратной основах на осуществление
определённых целевых расходов),субсидий(бюджетные
средства, предоставляемые бюджету другого
уровня, физическому или юридическому
лицу на условиях долевого финансирования
целевых расходов), а также возвращается
населению в форме социальных выплат(пенсий,
пособий, стипендий и т.д.).
- Ключевое место среди децентрализов. финансов принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные
блага, производятся товары, оказываются
услуги, формируется прибыль-главный источник
производственного и социального развития
общества.
- Особое значение во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников. Это фирмы которые организуют взаимодействие
лиц имеющих временно свободные денежные
средства, с лицами нуждающимися в денежных
средствах.
- Финансы некоммерческих организаций имеют свою специфику, связанную
с формированием доходов, порядком их
использования, владением имуществом
и т.д.
- Некоммерческие организации -это организации, главной
целью которых не является извлечение
прибыли и не распределяющие полученную
прибыль между участниками.
- Основная их цель- достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охрана здоровья граждан и т. д.
- Некоммерческие организации осуществляют финансово-хозяйственную деятельность на основании сметы доходов и расходов.
- ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ состоит:
- 1.взносы учредителей -возникают
при создании организации;
- 2.вступительные взносы -могут
поступать в течении всего срока её функционирования;
- 3.членские взносы- обязательные
денежные платежи членов организации;
- 4. добровольные пожертвования
- 5. целевое финансирование-
поступления от учредителей организации;
- 6. поступления от предпринимательской
деятельности если таковая существует.
- РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ состоит:
- 1. заработная плата работников-расходы
на оплату труда;
- 2. начисления на заработную
плату( налог и взносы в ФСС РФ). Расчеты
з/пл производятся при составлении штатного
расписания;
- 3. коммунальные расходы;
- 4. административные расходы
(канцелярские, командировки, консультации
….);
- 5. хозяйственные расходы и
расходы на ремонт основных средств, включая
расходы на обслуживание зданий сооружений
уборку, территорий, помещений, а также
текущий ремонт.
- 6. целевые расходы-обеспечение
равномерного использования полученных
средств;
- 7. прочие расходы- включаются
затраты не отраженные в других строках
бюджета;
- 8. резерв непредвиденных расходов-включаются
затраты в предыдущие отчетные периоды.
- ФИНАНСЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ участвуют в формировании финансов п<span style=" font-family: 'Calibri', 'Arial';
font-size: 12pt; font-weight: bold; font-style: italic; te