Отраслевая структура и факторы, ее определяющие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Под отраслевой структурой промышленности понимаются состав отраслей или комплексов, входящих в промышленность, и их доля в общем объеме промышленного производства.
В классификацию отраслей промышленности положены следующие основные экономические принципы: экономическое назначение производимой продукции; характер функционирования продукции в производственном процессе; однородность целевого назначения выпускаемой продукции, общность перерабатываемого сырья, родственность применяемой технологии; характер воздействия на предмет труда и др.

Файлы: 1 файл

экон_отрасли.docx

— 31.67 Кб (Скачать файл)
  1. Отраслевая структура и факторы, ее определяющие

 

Под отраслевой структурой промышленности понимаются состав отраслей или комплексов, входящих в промышленность, и их доля в общем объеме промышленного производства.

В классификацию отраслей промышленности положены следующие основные экономические принципы: экономическое назначение производимой продукции; характер функционирования продукции в производственном процессе; однородность целевого назначения выпускаемой продукции, общность перерабатываемого сырья, родственность применяемой технологии; характер воздействия на предмет труда и др.

Деление промышленного производства по экономическому назначению продукции не совпадает с отраслевой структурой промышленности, так как натуральная форма производимой в отрасли продукции нередко не определяет ее экономического назначения. Широко используется классификация отраслей промышленности, предусматривающая их объединение в крупные комплексные отрасли по одному из следующих признаков: однородности целевого назначения производимой продукции (машиностроительная, топливная, пищевая, промышленность строительных материалов), общности исходного сырья (металлообрабатывающая и деревообрабатывающая), родственности применяемой технологии (химическая промышленность). Наибольшая часть отраслей охватывается признаком целевого назначения выпускаемой ими продукции.

Отраслевая структура промышленности все время находится в движении. На нее влияют следующие факторы:

- ускорение научно-технического прогресса. Именно под воздействием этого фактора образуются новые отрасли промышленности и производства. Так, только за последние десятилетия под влиянием ускорения научно-технического прогресса появились такие отрасли, как комбикормовая промышленность, энергомашиностроение, производство космической техники и др.;

- экономическая политика государства. Государство, осуществляя свою избранную политику, может поддерживать отдельные отрасли промышленности, наиболее значимые в экономическом и социальном плане, и тем самым влиять на темпы их развития;

- наличие в стране полезных ископаемых, пригодных для промышленной разработки. Чем богаче страна теми или иными полезными ископаемыми, тем при прочих равных условиях выше доля добывающих отраслей в общем объеме промышленного производства;

- уровень культуры и материального благосостояния народа. Этот фактор влияет на отраслевую структуру многопланово. От материального уровня жизни народа зависит его способность приобретать товары народного потребления, что является основой для развития отраслей, их производящих. Наличие среднего класса в стране способствует развитию отраслей, производящих товары длительного пользования: автомобилей, холодильников, видеомагнитофонов, радиоаппаратуры и др.;

- традиционно сложившаяся специализация:

- плановая отраслевая структура капитальных вложений, финансируемых из государственного бюджета.

- объем и структура рыночного спроса. При снижении рыночного спроса на продукцию данной отрасли многие предприятия сокращают производство, а иные вовсе выходят из отрасли и переключают производство на выпуск другой продукции. В результате объем продукции отрасли уменьшается, что приводит к уменьшению ее доли в общем производстве. Если объем спроса возрастает, что привлекает в отрасль новых инвесторов, также наращивают выпуск продукции и доля отрасли увеличивается. Существенное влияние на объем и структуру спроса оказывает:

- уровень интенсификации производства. Усиление интенсификации производства характеризуется уменьшением затрат всех видов производственных ресурсов на изготовление конечной продукции и сокращение их потребности на рынке.

- развитие прогрессивных форм общественной организации производства специализация, кооперирование и комбинирование;

- рост материального и культурного уровня кадров;

- наличие природных ресурсов и степень освоения их месторождения. Без наличия природных ресурсов невозможно образовать соответствующую отрасль.

На отраслевую структуру влияют и другие, менее существенные факторы.

Развитие внешнеэкономических связей и научно-технический прогресс ослабляет зависимость отраслевой структуры промышленности от природных условий, т.е. развитие науки и техники приводит к созданию производства синтетических и искусственных материалов, позволяет вовлекать в производство более бедные сырьевые ресурсы, вторичные материалы и отходы производства в результате более глубокой переработки сырья.

Современный этап экономического развития ведущих стран мира характеризуется крупными сдвигами структуры хозяйства, что обусловливает необратимость перехода к новым межотраслевым и воспроизводственным пропорциям. На это повлияли и такие факторы, как сырьевой и энергетические кризисы, способствовавшие удорожанию сырья и энергоносителей, а следовательно, оборудования и строительства. Усложнился инвестиционный процесс, в целом значительно повысились издержки производства. Все это не только вызвало, но и усилило тенденции к удорожанию самого воспроизводственного процесса. Такое развитие событий объективно стимулирует вступление стран рыночной экономики в новый этап технологической революции.

Для развитых стран сегодня характерны насыщенность производства техникой и квалифицированной рабочей силой, наличие, емкого платежеспособного спроса на товары и услуги самого разнообразного назначения. Поэтому для увеличения производства готовых изделий нет необходимости наращивать выпуск металла, комплектующих изделий и т.д., более того, численность станочного парка в ряде стран стала даже сокращаться.

Особенностью отраслевой структуры России является повышенный удельный вес производства товаров и низкая доля производства услуг. Наибольший удельный в ВВП занимает промышленность – 32,9%, второе место занимает торговля и общественное питание – 23,1%, транспорт – 7,1%, сельское хозяйство – 6,7%, строительство – 5,5%, связь – 1,8%. В сфере услуг наиболее динамично развиваются отрасли торговли и общественного питания.

Отраслевая структура промышленности России характеризуется следующими чертами: во-первых, преобладанием отраслей по добыче и переработке топлива и сырья; во-вторых, низкой долей отраслей, ориентированных на непосредственные нужды населения; в-третьих, высокой долей отраслей ВПК.

 

2. Причины и факторы продуктовой дифференциации

 

Дифференциация продукта означает, что в любой момент потребителю будет предложен широкий ассортимент продукта. Различия найдут свое выражение в видах, типах, стилях, марках, степенях качества данного продукта, формах упаковки, что обеспечивает удовлетворение разнообразия потребительских вкусов. Дифференциация продукта может найти свое проявление в выпуске товаров-заменителей и товаров-альтернатив, например сахар и его заменители, чай и его альтернатива кофе.

Дифференциация продукта и наличие конкурентов в отрасли стимулирует повышение качества данного продукта и придания ему определенных унифицированных характеристик, которые могут отсутствовать у продуктов другой фирмы. Это может усилить рыночную власть некоторых производителей.

Но в любом случае сила рыночной власти одной фирмы будет ослаблена наличием производителей аналогичных товаров и значительной свободой входа в отрасль. Поэтому в отрасли монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама, условия продаж и различные формы стимулирования сбыта. В данном случае виды дифференциации продукта приобретают форму неценовой конкуренции. Все виды бизнеса или отрасли, действующие в условиях несовершенной конкуренции, следуют определенным типам конкурентных стратегий.

Дифференциация продукта означает разработку ряда существенных свойств продукта отличных от товаров конкурентов (субститутов) - неценовая конкуренция.

Продукт может характеризоваться через набор его свойств: качество, местоположение продавца относительно потребителей, время продажи, долговечность, дополнительные услуги, предоставляемые во время или после продажи. Каждое из этих свойств может выступать в качестве фактора продуктовой дифференциации.

В условиях совершенной конкуренции рынок продукта однороден, каждая фирма продает товар идентичный товару, который предлагает любая другая фирма рынка. При монополистической конкуренции рыночную власть над товаром дает фирме дифференциация продукта. Дифференциация товара означает выделение продукта какой либо фирмы в глазах потребителей от остальных продуктов данного класса. Факторами продуктовой дифференциации могут являться как внутреннее качество товара - изменение его внутренних характеристик, так и внешнее качество - цвет, размер, упаковка, услуги, которые сопровождают его продажу.

Дифференциация может быть как реальной, включающей в себя различия в качестве товаров, долговечности или других функциональных характеристиках, так и фантомной. К фантомной можно отнести различия в каналах сбыта товара, например, когда продавец низкокачественного продукта использует престижные магазины для продажи своего товара.

 

  1. Современное состояние и перспективы развития пищевой промышленности в России

 

В настоящее время пищевая промышленность страны представляет собой одну из стратегических отраслей экономики, которая призвана обеспечить население России необходимыми по количеству и качеству продуктами питания. Все отрасли пищевой промышленности объединяет единство потребительского назначения производимого ими продукта – продукта питания, что, в свою очередь, определяет специфические требования к исходному сырью, применяемой технологии, системе машин, всей материально – технической базе и к персоналу. Она насчитывает 30 отраслей с более чем 60 подотраслями и видами производства и объединяет более 25 тысяч предприятий различных форм собственности с общей численностью работающих около 1,5 млн. человек. В отраслевой структуре промышленного производства на пищевую промышленность падает около 13% общего объема промышленного производства России. За счет налогов и акцизов, поступающих от предприятий отрасли, формируется 10% доходной части бюджета России. Преобладающими формами собственности являются смешанные и частные, этими производствами выпускается 85% продукции.

В ходе приватизации 82% крупных и средних предприятий были преобразованы в открытые акционерные общества, около 12% — в закрытые акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью.

Пищевая промышленность тесно связана со всеми отраслями экономики. На ее долю падает значительная часть перевозимых грузов. Особенно тесные связи сложились между пищевой промышленностью и сельским хозяйством, сформировав агропромышленный комплекс.

Пищевая и перерабатывающая промышленность России — это часть агропромышленного комплекса страны (АПК). До 1991 года в АПК производилось 97 % всего потребляемого в стране продовольствия, а население тратило почти 3/4 своих доходов на приобретение продуктов питания. Затем производство отечественных продуктов питания начало резко снижаться, ухудшилось использование производственных мощностей, отечественная продовольственная продукция уступила на рынке место импортной. В целом, доля импортного продовольствия в некоторые годы достигала 60 %, что создавало угрозу продовольственной безопасности страны.

Кризис 1998 года создал для отечественных производителей новые возможности. Динамика развития пищевой промышленности последние 4 года носит положительный характер. Так, прирост объемов производства только в 2001 году составил по данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации более 6 % по сравнению с предыдущим годом.

В настоящее время пищевая и перерабатывающая промышленность страны (пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная и комбикормовая) по-прежнему представляет собой одну из стратегических отраслей экономики, которая призвана обеспечить население России необходимыми по количеству и качеству продуктами питания. Она насчитывает 30 отраслей с более чем 60 подотраслями и видами производства и объединяет более 22 тысяч предприятий различных форм собственности и мощности (их количество за последние 10 лет возросло в несколько раз) общей численностью работающих около 1,4 млн человек. Доля пищевой и перерабатывающей промышленности в общем промышленном производстве России составляет около 15 %.

Однако, положение многих предприятий остается тяжелым вследствие недостатка средств для технического переоснащения, низкой покупательной способности населения, обусловливающей неполную загрузку производственных мощностей, отсутствия инвестиций, неудовлетворительного состояния отечественной сырьевой базы и высоких цен на импортное сырье.

Следует отметить, что в последние годы, по данным Госторинспекции, качество отечественных продуктов питания растет, и большинство российских продуктов по качеству превосходит импортные. По этой причине, а также в связи со случаями ввоза и реализации некачественных и фальсифицированных товаров, спрос на импортное продовольствие падает.

Государственное регулирование качества продуктов питания осуществляется через стандартизацию и сертификацию. Фонд нормативных документов составляет около 900 межгосударственных и государственных стандартов, до 350 отраслевых и республиканских и более 3500 технических условий. Для развития собственной инициативы товаропроизводителей государство предоставило им право самим разрабатывать и утверждать технические условия на продукцию, что позволяет расширять ассортимент и разнообразить оформление продовольственных товаров.

Информация о работе Отраслевая структура и факторы, ее определяющие