Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:04, контрольная работа
Существует немало наук, о которых мы узнали позже остального цивилизо-ванного мира. Но есть наука, добиравшаяся до наших бескрайних просторов даже дольше, чем генетика и кибернетика. Это «паблик рилейшнз». Российс кий эквивалент этого слова - «связи с общественностью». На западе и Восто-ке эта область знаний развивается уже давно, а в Украине по сути делает только первые шаги. В настоящее время ПР широко признана существенной частью процесса управления и жизненно важным инструментом общения в нашем организованном обществе, и в связи с этим приходит понимание необ-ходимости развития этой науки и у нас в стране.
1. Становление паблик рилейшнз (ПР) как области знаний и сферы деятельности.
2. Жанры аналитической и художественной публицистики.
3. Источники информации для инвесторов: финансовые аналитики и СМИ.
4. Проверка готовности к кризису.
5. Процесс влияния служб связей с общественностью на общественное
Введение.
1. Становление паблик рилейшнз (ПР) как области знаний и сферы деятельности.
2. Жанры аналитической и художественной публицистики.
3. Источники информации для инвесторов: финансовые аналитики и СМИ.
4. Проверка готовности к кризису.
5. Процесс влияния служб связей с общественностью на общественное мнение.
Заключение.
Литература.
Существует немало наук, о которых мы узнали позже остального цивилизо-ванного мира. Но есть наука, добиравшаяся до наших бескрайних просторов даже дольше, чем генетика и кибернетика. Это «паблик рилейшнз». Российс кий эквивалент этого слова - «связи с общественностью». На западе и Восто-ке эта область знаний развивается уже давно, а в Украине по сути делает только первые шаги. В настоящее время ПР широко признана существенной частью процесса управления и жизненно важным инструментом общения в нашем организованном обществе, и в связи с этим приходит понимание необ-ходимости развития этой науки и у нас в стране. Многие украинские вузы стали готовить специалистов по связям с общественностью. Однако процесс этой подготовки, то есть профессионально ориентированное обучение, не мо-жет быть полностью тождественным обучению будущих специалистов ПР за рубежом. Субъект ПР, работающий в Украине, должен быть ориентирован-ным на российский менталитет, российское восприятие. Но поскольку в нашей стране еще немного организаций и людей, работающих в системе ПР, то об-раз специалиста по связям с общественностью является несколько раз-мытым и недостаточно четко сформулированы личностные характеристики, необходимые этому специалисту для работы. Поэтому наша тема очень актуальна.
Новизна нашей работы состоит в выделении профессионально важных ка-честв ,т.е. в составлении профессиограммы специалиста ПР на основе изуче-ния теоретических подходов к анализу деятельности ПР. То есть мы анализи-ровали литературу, а не специалистов, уже работающих в системе ПР.
В литературе по ПР мы не обнаружили подобных работ .По нашему мнению, составление профессиограммы затруднено в следствии отсутствия структур, служб, специалистов ПР.
Также мы подобрали тестовую батарею для диагностики этих профессио-нально важных качеств, что является очень важным для профессионального отбора для обучения по этой специальности.
1.
Становление паблик рилейшнз (ПР) как области знаний и сферы деятельности.
Многие элементы современных ПР берут свое начало у истоков человечес-кой цивилизации. Отношения с общественностью являлись частью системы управления обществом с начала его появления. Функцию социального объе-динения людей для решения общих задач несли танцы и песни пещерных лю-дей. Вот уже несколько тысячелетий древнеегипетские пирамиды служат символом власти и всемогущества египетских правителей, направляя потоки туристов на берега Нила. Умение управлять аудиторией и влиять на общест-венное мнение средствами логики, риторики, сценического мастерства из-вестны обществу еще со времен античности.
В XX веке с развитием технических средств широкомасштабной передачи информации ПР начинают обретать более современные и самостоятельные очертания. Ещё в 1900 г. Гарвардский университет США использовал бюро паблисити [Compote Interactive Encyclopedia]. А в университете штата Пен-сильвания в 1904 г. был создан собственный офис паблисити. В 1918 г. курс ПР был включен в учебную программу университета штата Иллинойс. На первых порах ПР изучались в основном в отделениях журналистики. В числе первых курс по ПР был прочитан Эдвардом Бернаузом, — признанным пионером ПР и племянником Зигмунда Фрейда, в 1922 г. в Нью-Йоркском университете. В 1923 г. им была написана первая книга по основам ПР: «Crystallizing Public Opinion» (кристаллизуя общественное мнение) [Barnes].
Уже к началу 1930-х гг. в США ПР сложились как самостоятельная функция менеджмента; в крупных компаниях — AT&T, General Motors появились должностные позиции вице-президентов по коммуникациям или ПР. Про-грессирующее развитие и распространение средств массовой коммуникации — прессы, радио, кино и позднее телевидения, резко увеличивает масштабы и скорость достижения аудитории. Соответственно, укрепляется статус ПР как корпоративной функции управления общественным мнением.
Рост значимости ПР в XX в. обусловлен самим процессом формирования де-ловой среды. Деловая среда, по мере своего становления, становилась все бо-лее зависимой от общества, общественного мнения и поведения общества в отношении организаций. Известно, что развитие предпринимательства в США и Западной Европе проходило в процессе смены трех эпох: 1) эпоха массового производства (1900—1930— годы), 2) эпоха массового сбыта (1930-е — начало 1950-х годов), 3) постиндустриальная эпоха (с середины 1950-х го-дов до наших дней) [Ансофф, с.34]. Соответственно менялись концепции то-варопроизводства, определявшие успех производителя товаров и услуг как в США, так и в других развитых странах. Так, концепция совершенствования производства, соответствовавшая эпохе массового производства, сменилась концепцией совершенствования товара с наступлением эпохи массового сбы-та. Затем наступило время концепции совершенствования коммерческих уси-лий и далее, концепции комплексного маркетинга. В 1948 г. в США создается Общество ПР Америки (Public Relations Society of America) [Seitel, с 55].
В постиндустриальную эпоху в развитых странах растет благосостояние по-требителей и их требовательность к общественно значимым условиям и ре-зультатам бизнеса. Рост влияния общественности на бизнес определяет при-ход современной концепции товаропроизводства — социально-этичного мар-кетинга. Благосостояние общества становится целью (и условием) успешного ведения бизнеса — наряду с удовлетворением покупателей и прибылью. Рас-тет роль общественного мнения в успехе деятельности организаций. Благо-расположение (Goodwill), или позитивное отношение общественности к орга-низации, приобретает статус неявного актива и отражается в балансовом отчете североамериканских и европейских компаний в стоимостном выраже-нии. В 1955 г. в Лондоне создаётся Международная Ассоциация ПР (Interna-tional Public Relation Association). Широкие группы общественности становят-ся важнейшим объектом коммуникаций организации. Это уже не только по-требители, но и занятые, государственные организации, местные жители, профессиональные ассоциации, партнеры, финансовые институты и инвесто-ры, а также общественность страны и международная общественность. ПР формируются в самостоятельную функцию менеджмента по установлению и ведению коммуникаций организации с внешней и внутренней общественнос-тью. ПР становятся новой, пятой составляющей комплекса маркетинга, до-полнив «продукт», «цену», «распространение» и «продвижение». ПР обретают в развитых странах статус самостоятельной сферы знаний и практической деятельности.
В период ускоренной глобализации бизнеса — в начале 1970-х, термин «ПР» — такой же американизм, как «менеджмент» и «маркетинг», начал обретать ши-рокую известность во всем мире.
Сегодня функция ПР институционализирована в каждой крупной, а часто и в средней организации развитых стран. По данным В1у, 439 компаний из спис-ка Fortune 500 (крупнейшие компании мира) имеют внутреннее подразделе-ние, занятое коммуникациями или ПР [В1у, с. 473]. Более 5400 только амери-канских компаний имеют подразделения ПР, в их числе — General Electric. Собственной службой ПР располагает крупнейший немецкий банк — Deut-sche Bank. Функция ПР может реализовываться отделением коммуникаций — как в Chase Manhatten Bank,или отделением общественных дел (Department of Public Affairs) — как в Международном Валютном Фонде. Это может быть по-зиция менеджера по ПР — как в компании Microsoft. Деятельность по ПР в IBM возглавляет вице-президент по коммуникациям. Наряду со специальны-ми подразделениями и позициями, функция ПР реализуется высшим руко-водством организации, менеджерами, секретарями, торговыми представите-лями и персоналом, — всеми теми, кто создает имидж компании во внутрен-ней и внешней её среде.
Более двухсот только американских университетов и колледжей предлагают обучение ПР в рамках программ «Коммуникации», «Журналистика» и бизнес-школ (особенно для специализации в маркетинге [Sitel, с. 2]. ПР превратились в многомиллионный бизнес, целую индустрию по формированию обществен-ного мнения, индустрию создания имиджей и громких имен тысяч организа-ций и личностей. Только в США сегодня более 5080 агентств ПР, ежегодный оборот услуг, которых насчитывает сотни миллионов долларов. В этой стране в бизнесе ПР занято более 200 тыс. специалистов. В одном лишь Ин-формационном Агентстве США работает около 9000 специалистов по комму-никациям, еще 1000 работает в Департаменте Обороны США. 20 крупнейших американских агентств ПР получают более миллиарда долларов в качестве платы за свои услуги [Seitel, 3 ]. В США существует ряд профессиональных ассоциаций по профилю ПР — Public Relations Association, International
Ass-ociation of Business Communicators и другие.
Институциональная деятельность ПР давно перешагнула границы США и Европы. Международная Ассоциация по ПР объединяет сегодня более 800 специалистов из 65 стран.
2. Жанры аналитической и художественной публицистики.
Деление публицистики на информационную, аналитическую и художествен-ную основано на: 1 )функции и 2)структуре сообщения. Если функция инфор-мационных жанров — сообщение о факте, то функция аналитической публи-цистики — анализ событий и явлений действительности. Функция художест-венной публицистики — раскрытие типического, общего через индивидуаль-ное, отдельное на фактическом материале. Жанры аналитической и худо-жественной публицистики представляют:
- беседа;
- обозрение;
- комментарий;
- корреспонденция;
- очерк;
- зарисовка;
- эссе;
- фельетон;
- памфлет.
Беседа — диалогическая форма сообщения, жанр аналитической публицис-тики. Беседа — это часто дискуссия на темы большого общественного инте-реса — политические, экономические, социальные, морально-этические, на-учные. Автор передачи - беседы определяет идею дискуссии, подбирает участников, намечает композиционное построение передачи. Внешне статич-ная по форме, беседа обладает напряженной внутренней динамикой. Движе-ние к истине происходит в столкновении мнений и аргументов участников. В жанре беседы ведутся передачи Александра Любимова «Один на один».
Обозрение — традиционный жанр аналитической публицистики. Его особен-ности:
а) фактологичность — факты отбираются и группируются в соответствии с авторской целью;
б) обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, выявляет причинно - следственные связи, обобщает, делает выводы;
в) обозрение отличает широта исследуемого материала, — не один, а мно-жество фактов;
г) ограниченность материала хронологическими рамками;
д) предмет обозрения — общественные события, е) обозреватель- журналист - специалист ПР высшей квалификации.
Обозрение бывает: 1) общее, — рассматривающее разнообразные события определенного отрезка времени и 2) тематическое — ограниченное сферой конкретной проблематики. К этому жанру относится передача «Итоги» Евгения Киселёва.
Комментарий — компетентное, требующее специфических знаний, толкова-ние актуального общественно-политического явления, важного события в культурной или научной жизни, или группы фактов, объединенных темати-ческими или хронологическими рамками. С комментариями текущих собы-тий часто выступают политики и политологи.
Корреспонденция — это сообщение фактов, сопровождающееся их анализом и обобщением. Метод корреспонденции — прямая съемка; текст корреспон-денции всегда читает автор, хотя и не всегда он — в кадре. Форма жанра — ла-коничная, яркая. Идея сообщения четко определена.
Очерк — жанр художественной публицистики, сочетающий документаль-ность материала и художественность формы, образность характеристик, вы-сокую степень типизации. Очерк соединяет фактичность, проблемность, ана-литичность и образность.
Авторская работа над очерком включает: а) авторский замысел, б) литератур-ный сценарий — композиционное построение, описание героев, в) режиссерс-кий сценарий, — пообьектный и поэпизодный план съемки очерка.
Зарисовка — это объединение взаимосвязанных кадров несобытийного содер-жания.
Эссе — личностно трактуемое сообщение. Фельетон и памфлет несут элемент сатиры в изображении героев и событий.
Выбор жанра теле- и радиокоммуникации с общественностью — является не менее важной задачей специалиста ПР, чем выбор студии, времени и даты передачи сообщения.
Следует помнить, что радио и телевидение — не только средства передачи массовой информации. Они также являются средствами организации встреч, пресс - конференций, лекции и учебных занятий. Радио- и телефонные кана-лы позволяют сделать доклад на мероприятии, проходящем в другой стране, где докладчик не может присутствовать лично.
Закрытые, или внутренние телесети используются на конференциях и вы-ставках. С их помощью можно показать собравшимся в одном месте людям репортаж о событиях в другом месте.
Технику телеконференций, видеоконференций, или спутниковых мостов (те-лемостов) используют университеты, все мультинациональные, глобальные компании для проведения масштабных и престижных мероприятий. Это де-шевле, чем сбор и организация пребывания множества участников в одном городе.
3. Источники информации для инвесторов: финансовые аналитики и СМИ.
Аналитики рынка акций влияют на поведение институциональных и прочих инвесторов. Поэтому они составляют значимый сегмент общественности и с ними необходимо работать.
Основную роль здесь должны играть надежные коммуникации. Для этого не-обходимо обеспечить достижимость корпоративного менеджмента для ана-литиков. Кроме того, важны встречи с аналитиками, презентации и посеще-ния аналитиками заводов и других мест размещения операций компании. Американские компании, например, устраивают ланчи-приемы для ассоциа-ций аналитиков рынков ценных бумаг. Встречи в крупных городах, спонси-руемые компанией, также могут расширить интерес финансового сообщества к ней.
Аналитики могут быть полезны компании, объясняя широкой общественнос-ти поведение компании в прессе. Кроме того, они могут явиться полезными советниками для компании в ситуациях размещения ценных бумаг и приоб-ретения контрольных пакетов акций других компаний. Поэтому отношения с аналитиками — значимая часть программы отношений с инвесторами.
Финансовая пресса и другие СМИ служат для представления компанией об-щественности информации, затрагивающей интересы акционеров. В США такими средствами передачи служат: 1) крупнейшие телеграфные агентства — Dow Jons & Company,Reuters Economic Service,
Bloomberg Business Wire или Associated Press, 2) крупнейшие газеты, печатающие финансовые новости, та-кие как The New York Times и The Wall Street Journal, 3) статистические службы, ведущие записи по всем крупным открытым акционерным компани-ям, например, Sta ndard&Poor's Corporation и Moody's Investor Service, 4) част-ные телеграфные службы, гарантирующие за плату достижение корпоратив-ными новостями отделений новостей газет и офисов брокерских учреждений, например — PR News Wire и Business Wire [Seitel, pp. 402,403].
Если крупная корпорация привлекает внимание финансового сообщества ав-томатически, то небольшой компании приходится использовать платные ус-луги телеграфных служб и прямую рассылку акционерам, — для того чтобы соответствовать требованиям публичного раскрытия результатов деятельнос-ти акционерам.
Поскольку профессионалы инвестиционного сообщества активно читают прессу, позитивные истории в СМИ могут быть полезными для компании. Расчетливо размещенные статьи о технологических инновациях или эффек-тивных стратегиях компании могут поднять ее в глазах аналитиков ценных бумаг, брокеров, и институциональных менеджеров портфелей инвестиций. Росту известности в деловом сообществе также способствует размещение де-ловых новостей компании в телепрограммах соответствующего профиля.
Мультимедиа, как интерактивные коммуникационные средства, позволяю-щие оперировать движущимися образами, звуком и текстом, расширяют свое присутствие в системах информирования участников финансовых рынков. Так, например, служба финансового телевидения Reuters — Reuters Financial TV ведет службу новостей и прямых репортажей, предоставляя пользовате-лю возможность запрашивать на экран материал по выбору — интервью, заяв-ления руководителей или другие данные.
4. Проверка готовности к кризису.
Готовность организации к кризису — фактор успешного его преодоления. Проверка готовности определяется ответами на следующие вопросы:
1. Каковы наиболее вероятные типы кризисов?
2. Каковы вероятные последствия возникновения одного из возможных кри-зисов для будущего компании, физической безопасности занятых?
3. Есть ли в организации процедуры выявления проблем, предпосылок кри-зисных ситуаций? Постоянный мониторинг организационных коммуникаций позволяет выявить предпосылки потенциального кризиса. Такой мониторинг позволяют вести форумы на Интернет - сайте организации и на других свя-занных с отраслью сайтах; обратная связь со всеми группами общественности.
4. Разработаны ли процедуры преодоления кризиса и разрешения чрезвычай-ных ситуаций? План эвакуации и наличие средств пожаротушения — не единственно важные средства борьбы с кризисом эпохи глобальных телеком-муникаций.
5. Кто из сотрудников в наибольшей степени способен справиться с кризисом данного типа и где они находятся?
6. Достижимы ли эти люди в нерабочее время?
7. Какую подготовку имеют эти люди в управлении кризисом и в контактах с медиа? Какая подготовка им необходима?
8. После окончания кризиса будет ли организация способна сообщить об-щественности о вынесенных уроках?
5. Процесс
влияния служб связей с общественностью
на общественное мнение.
Успех деятельности любой коммерческой фирмы зависит в известной степе-ни от практического использования механизма PR в области формирования общественного мнения и создания эффективных коммуникаций. Многие компании и фирмы на российском рынке еще не в полной мере осознали пре-имущества организованной системы PR.
Общественность. Информированность общества, его подготовленность в зна-чительной мере способствуют развитию цивилизованных рыночных отноше-ний. Влияние общественности проявляется в основном в рамках механизмов правительственного регулирования лоббистской деятельности через заинте-ресованные группы населения в различных фракциях украинского парламен-та, органах управления субъектов и отдельных регионах. Безусловно, для лю-бой коммерческой компании дешевле предотвратить заранее негативную ре-акцию общественности, чем гасить уже состоявшееся недовольство в отдель-ных социальных группах.
На каждом этапе эволюционного развития общества ключевой целью было завоевание доверия и сознания основных групп общественности. Тем более, сегодня необходимо, чтобы усилия PR-специалистов были направлены на ус-тановление двухсторонних контактов с общественностью как с группой лю-дей, реагирующих определенны образом на создающуюся ситуацию, ее неоп-ределенность или проблематичность. Общественность — это группы людей, оказавшихся в различных ситуациях, осознающих неопределенность и про-блемность сложившихся ситуаций, а также реагирующих на них опреде-лённым образом. Общественность — это различные социогруппы реализую-щие определенные целевые проекты в области бизнеса, политики, культуры.
Современная российская общественность в значительной мере еще находит-ся под прессом устоявшихся прошлых традиций, стереотипов, иждивенчест-ва и других мнений консервативного характера.
Деятельность PR-специалистов представляет собой комплекс координирован-ных действий по формированию общественного мнения, направленных на то, чтобы изменить это мнение и поведения людей в свою пользу.
Работа фирм и компаний с общественным мнением в настоящее время стано-вится все более профессиональной. Большинство PR-акции проводится в це-лях убеждения людей в области формирования мнения по какому-либо про-дукту, его качеству, цене, популярности. Много усилий направляют PR-спе-циалисты в области точечного попадания в мнение потребителей о необходи-мости покупки товаров и услуг, которых еще нет на рынке, а также укрепле-ния уже сложившего мнения о суперкачестве и преимуществах данного това-ра или услуг.
В практике PR общественность подразделяется на закрытую и открытую со-циальные системы.
Закрытая общественность — это сотрудники фирмы, компании, объединен-ные служебными отношениями, традициями, корпоративной ответственнос-тью, подчиняющиеся служебной дисциплин. Такую общность людей называ-ют социальной общностью.
Открытая общественность — это широкая массовая общность потребителей товаров и услуг, многоликая аудитория средств массовой информации, идейные участники политических движений, партий и фракций.
PR-специалистам необходимо четко владеть основными характеристиками массовых общностей, сложная природа которых играет существенную роль в социальной жизни. Именно данные системы общественности являются носи-телями массового сознания, субъектам общественного мнения.
В современных условиях рыночной экономики нельзя не учитывать противо-речивый характер массового сознания, которому свойственны пассивность, долготерпение, страх перед власть имущими и в же время раскованность, жажда позитивных перемен. С одной стороны, наше общество стремится к радикальным рыночным реформа с другой — обременено грузом традиций, объективно носящих консервативный характер, сопровождающийся завис-тью к тем, кто процветает благодаря энергии и трудоспособности. Инициатива, предприимчивость, здоровое честолюбие, уверенность в соб-ственно успехе — ключевые слагаемые рыночного сознания.
Подходя к анализу общественности с позиции PR, надо виде в ней не безли-кую массу, а малую или большую группу людей, потребителей, клиентов, коллег, каждый из которых представляет неповторимую личность со своими чертами характера, привычками, вкусами, потребностями и мнением.
В условиях перехода на рыночные рельсы и стремительного уел нения при-вычной жизни, особенно возрастает значение общественного мнения. Обост-рение конкурентной борьбы вынуждает менеджмент любой корпорации формировать в массовом сознании благоприятное отношение к бизнесу, отсюда все чаще чувствуется необходимо апеллировать к общественности. Так возникает потребность в профессиональных советах о том, как лучше, с помощью каких средств поднести организацию, идею маркетингового проекта.
Социальный стереотип Исследователи уже давно утверждают, создание «псевдособытий», постоянная организация PR-акций трансформировали саму жизнь в привычный порядок вещей и требуют здания образа стереотипа, ко-торого ждут, любят и за которым пойдут.
Для спонтанных событий, как правило, необходим герой, а для организован-ных — знаменитость. Герой известен своими делами, знаменитость — своим имиджем или фирменным знаком. Герой создавал себя сам, знаменитость создается средствами масс-медиа. Герой олицетворяет некий возвышенный идеал, знаменитость используют, чтобы вылепить намного более прозаичный имидж, выполняющий исключительно прагматические функции и служащий повседневным целям: усилению конкурентных позиций, корпоративного влияния в целевом сегменте и повышению рыночной устойчивости.
Еще в начале 20-х годов XX в. Э. Бернайз подчеркивал, что на него огромное впечатление произвели такие работы, как «Общественное мнение» У. Липп-мана, «Стадные инстинкты» У. Троттера. «Поведение толпы» Э. Мартина, «Психология толпы» Г. Лебона. Из них он как специалист по вопросам PR по-черпнул для себя много полезного и рационального в области природы соци-ального стереотипа и его воздействия на массовое сознание.
Понятие «социальный стереотип» впервые было введено в научный оборот американским исследователем средств массовой информации У. Липпманом для обозначения распространенных в общественном мнении предвзятых представлений о членах различных национально-этнических, социально-по-литических и профессиональных групп. Стереотипизированные формы мне-ний и суждение по поводу социально-политических вопросов трактовались им как своеобразные «выжимки» из господствующих сводов общеприняты; морально-этических правил, доминирующих социальных представлений. Со-гласно положениям У. Липпмана социальные стереотипы представляют со-бой основной мыслительный материал, на который строится массовое созна-ние. Липпман сводил мышление к простым реакциям на внешние стимулы, роль которых выполняют имение стереотипы — стойкие, эмоционально окра-шенные, упрощенные модели объективной реальности, вызывающие у чело-века чувстве симпатии или антипатии к явлению, ассоциируемое с тем или иным приобретенным опытом. Одним словом, стереотипы имеют объектив-ную природу и являются неотъемлемым свойством психики человека делать обобщения.
Действительно, если бы человек не обладал способностью стереотипизиро-вать, обобщать, упрощать, схематизировать окружающую действительность, он не смог бы быстро ориентироваться в непрерывно растущем потоке ин-формации, которая к тому же постоянно усложняется и все более дифферен-цируется. Эту возможность обеспечивает способность головного мозга чело-века вырабатывать обобщенны представления о явлениях и фактах, форми-рующиеся на основе предыдущих знаний человека и поступающей к нему но-вой информации.
Чтобы стать понятными и доступными для всех, для подавляющего боль-шинства, или специально выделенной части общественности стереотипы (в качестве которых могут выступать определенные оценки, суждения, приоб-ретающие форму понятий) не должны быть слишком многогранными и раз-нообразными. Они должны абстрагироваться от деталей, доступных лишь специалистам, и передавать суть события или явления одним словом, предло-жением, рисунком понятным всем или большинству.
Степень истинности оценок или суждений, составленных индивидом на ос-новании стереотипов (образов), прямопропорционально глубине его позна-ний в той области жизни, где они формируются. Здесь очень важно, какое содержание скрывается за стереотипом насколько глубоко он схватывает су-щественные взаимосвязи явлений, типичные черты и насколько стереотип реален и понятен.
Такие стереотипы не так уж и трудно фабриковать поскольку они схватыва-ют лишь наиболее выразительное и привлекающее — то, что производит внешний эффект и сильно «бьет» по эмоциям, вызывая у большинства людей бурную реакцию. Но в этом куда меньше внимания обращается на то, какое сложное явление представляет собой рынок и как трудно сделать его цивили-зованным. Стереотипы имеют важное значение в формировании мнения ин-дивидуума для оценки человеком социально-политических явлений и процес-сов.
Таким образом, стереотип, и это подчеркивает У. Липпман, базируется на оп-ределенных закономерностях функционирования человеческой психики. Все дело лишь в том, ради каких интересов эти закономерности используются. Указывая на роль стереотипов во влиянии на общественное мнение, У. Липп-ман, в частности, отмечал, что читатель не просто узнает новости, а новости с элементом внушения которое подсказывает, как они должны быть восприня-ты. Он слышит сообщения, но не такие объективные, как факты, а стереоти-пизированные в соответствии с определенным образом поведения.
Общественное мнение. Мнение каждой личности в отдельности это выражен-ное отношение данной личности по какому-либо вопросу Платон (428 или 427—348 или 347 до н.э.) считал, что мнение - это чувственное познание, низ-ший вид знания, включающего познавательный элемент. Для него мнение — специфическое образование, относящееся к сфере, лежащей между знанием и незнанием. Его характерной чертой выступает неопределенность, которая яв-ляется отличительным признаком от подлинного знания. Только подлинные знаг позволяют человеку судить и оценивать, а также формировать правиль-ное мнение, основанное на синтезе знания и чувственности.
По теории «формальной логики» Аристотеля (384—322 до н.э.) мнение состав-ляется о тех явлениях и предметах, которые обладают неопределенностью, и является в качестве первичного суждения для получения научного знания. Концепция мнения зависит от чувственной природы вещей, их текучести и изменчивости.
По теории Гегеля (1770—1831), общественное мнение выражаете: в совокуп-ности множества собственных мнений, которые реализуются либо в сужде-ниях о всеобщих делах, либо советах относительно этих дел. Для Гегеля об-щественное мнение — это единство противоположностей — истины и заблуж-дений. Исходя из этого он дал следующее определение:
Общественное мнение есть неорганический способ обнаружения того, чего народ хочет и что он думает.
Общественное мнение лежит в основе развития общественное сознания, сформированного за счет использования массива информации и включающе-го в себя, прежде всего воззрение на мир. Безусловно, между общественным мнением, общественным сознание и средствами массовой коммуникации су-ществует историко-генетическая системная связь, так как общественное мне-ние не существует без общественного сознания, а общественное сознание не существует без общественного мнения, которое формируют и видоизменяют средства массовой коммуникации. Иными словами, общественное мнение — состояние общественного сознания, проявляющееся в совокупности оценоч-ных суждений о событиях и фактах социально действительности, проблемах государственной и общественной жизни различных групп и слоев населения.
Общественное мнение — совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей. Это консенсус, кото-рый достигается усилиями многих служб в коммерческой фирме после тща-тельного изучения потребностей, интересов, привычек, экономического ста-туса и в целом поведения основны социальных групп целевой аудитории.
Общественное мнение в коммерческой сфере определяется как синтез част-ных мнений по предпринимательской тематике, имеющих, как правило, ха-рактер рыночных исследований, информационных данных состояния рыноч-ной конъюнктуры, ценовой политики конкурентов и затрагивающих интере-сы определенных слоев обществ; где они распространяются.
Суждения и идеи, исходящие от лидеров фирм и компаний, играют большую роль в процессе убеждения и увлекают за собой, сдерживают определенные слои общества, еще не сумевши принять решение. Сформированное общест-венное мнение изменить очень трудно, так как необходимо публично и пос-ледовательно признать собственные промахи и ошибки. Известно, что об-щественное мнение имеет тенденцию преувеличивать значение происходя-щего. Поэтому необходимо, чтобы PR-службы всегда имели комплекс мер на случай кризисных ситуаций, которые могли бы быть быстро реализованы и адекватны неблагоприятным ситуациям.
Рост значимости общественного мнения в современных условиях обусловлен самим процессом формирования деловой среды предпринимательства. Дело-вая среда, ее становление в большей степени зависят от общественного мне-ния. Широкие группы общественности становятся важнейшим объектом ком-муникации коммерческих фирм и компаний.