Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 14:22, курсовая работа
Сегодня на наших глазах происходит формирование законодательства, которое будет определять состояние пенсионной системы государства, как минимум, на ближайшие десять лет. От того, каким станет это законодательство зависит будущее не только ныне работающего населения, но и тех молодых людей, которые начинают свою профессиональную трудовую деятельность. Можно сказать, что на отношение к государству его граждан сильно повлияет то, насколько внимательно и серьёзно власти отнесутся к сегодняшнему и завтрашнему дню недееспособной части населения.
ВВЕДЕНИЕ
I.История пенсионной реформы
§1. Основные этапы пенсионной реформы
§2. Цели пенсионной реформы
II.Пенсионная реформа в настоящее время
§1. Проблемы современной реформы
§2. Государственные органы, регулирующие пенсионную реформу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
I.История пенсионной реформы
§1. Основные этапы пенсионной реформы
§2. Цели пенсионной реформы
II.Пенсионная реформа в настоящее время
§1. Проблемы современной реформы
§2. Государственные органы, регулирующие пенсионную реформу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
пенсионный реформа государственный
Сегодня на наших глазах происходит формирование законодательства, которое будет определять состояние пенсионной системы государства, как минимум, на ближайшие десять лет. От того, каким станет это законодательство зависит будущее не только ныне работающего населения, но и тех молодых людей, которые начинают свою профессиональную трудовую деятельность. Можно сказать, что на отношение к государству его граждан сильно повлияет то, насколько внимательно и серьёзно власти отнесутся к сегодняшнему и завтрашнему дню недееспособной части населения.
Положение с пенсиями в течение девяностых годов нельзя было назвать стабильным. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в 1997-1998 годах, когда реальный размер пенсии снизился в два раза, а получить эти крохи на руки не удавалось месяцами, из-за многомесячных задолженностей. В последние три года ситуация стала стабилизироваться, но, по большому счёту, долгосрочные проблемы ещё не решены. По-прежнему, современная пенсионная система даёт гигантскую нагрузку на систему оплаты труда и страховых взносов.
Не изменив самих принципов действия пенсионной системы можно дождаться повторения печального опыта 1998 года, и вряд ли страна выдержит подобное ещё раз. Начиная с 1997 года в Правительстве России шли напряжённые дискуссии по разработке новой пенсионной модели. Вариантов было много, и все они широко освещались в средствах массовой информации.
Новый этап пенсионной реформы начался в 2002 году. Основная цель - достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника дополнительных доходов для инвестиций в социальную систему. Суть пенсионной реформы состоит в постепенном переходе от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.
В результате введения пенсионной реформы гражданам предоставляется возможность регулирования материального обеспечения пенсионных накоплений, успешная реализация всех целей пенсионной реформы позволит обеспечить достойную пенсию гражданам России.
Актуальность выбранной темы обусловлена важнейшей социальной значимостью решения проблем развития и совершенствования системы пенсионного обеспечения, которая неразрывно связана с предыдущим опытом пенсионного реформирования в современной России.
Задачами, встающими при выполнении работы являются:
)Рассмотреть в
)Обозначить цели пенсионной реформы;
)Дать характеристику
)Обозначить основные проблемы современного этапа пенсионной реформы и пути их решения и др.
Теоретической основой курсовой работы послужили труды российских ученых-юристов, исследования в области истории и права социального обеспечения Азаровой Е.Г., Еруслановой Р.И., Захарова М.Л., Тучковой Э.Г., Лушниковой М.В., Мачульской Е.Е., Серебряковой Е.А., Соловьева А.К., Федорова Л.В., Чупровой Е.В.
.ИСТОРИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ
§1. Основные этапы пенсионной реформы
История возникновения, становления и развития социального обеспечения уходит своими корнями в глубь веков. Социальное обеспечение имеет предпосылки возникновения в том, что существование человеческого общества невозможно без взаимной поддержки, оказываемой людьми в экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, смерть близких), в преодолении жизненных трудностей, защите социально слабых, в усилиях по разрешению личностных кризисов и конфликтов и др.
История свидетельствует, что в России существует почти тысячелетняя традиция социальной поддержки. Известный ученый С.М. Соловьев отмечал, что, в отличие от воинственных германцев и литовцев, избавлявшихся от «лишних, слабых и увечных» сородичей и истреблявших пленных, наши далекие предки были милостивы к старым и малым соплеменникам, а также пленным, которые по прошествии известного срока могли вернуться в родные места или «остаться жить между славянами в качестве людей вольных или друзей». Они привечали и любили странников, отличались редким гостеприимством.
В основе модели отечественного социального обеспечения лежит идея соборности, которая в литературе трактуется как «социальность, как глубочайшее основание всей действительности, как глубочайшая и интимнейшая потребность каждой отдельной личности, как то, в жертву чему должно быть принесено решительно все. Это общее животрепещущее социальное тело, в котором каждая личность не больше как один из бесчисленных органов или клеток, перешло из старого мировоззрения… в примат общественности и народности, и чувство бесконечной, напряженной ответственности перед народом…»А.Ф.Лосев.
Социальное обеспечение в простейших формах благотворительности была известна уже древним славянам. Однако систематический характер благотворительность приобрела после крещения Руси.[6]
Исторически первым социальным явлением, оказавшимся в сфере государственного вмешательства в России, стала бедность. Так, по Указу Ивана IV Грозного «О милостыне» в России начали строить богадельни для престарелых и прокаженных. В XVII в. были учреждены Аптекарский приказ и Приказ строительства богаделен, в 1682 г. в Москве были открыты два госпиталя для нищих.
Однако в XVI-XVII вв. из-за войн, недородов, стихийных бедствий, эпидемий количество нищих и бродяг резко возросло. Чтобы не допустить распространения эпидемий и роста преступности, Петр I разделил нищих на «истинных и мнимых». По его Указу 1712 г. во всех губерниях создавались госпитали для увечных и престарелых, а трудоспособных нищих и бродяг подвергали наказаниям.
Следующим крупным шагом на пути формирования государственной системы социального страхования явилось принятие 23 июня 1912 г. целого ряда законов: «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих».
Закон от 23 июня 1912 г. «Об обеспечении рабочих на случай болезни» установил следующие виды врачебной помощи: первоначальная помощь, амбулаторное лечение, родовспоможение, больничное лечение не более четырех месяцев, включающее содержание больных, бесплатную выдачу лекарств и медицинских принадлежностей.
Законодательство 1912 г. в определенной степени было направлено на смягчение ситуации. Однако Первая мировая война приостановила его реализацию.
Сразу же после Октябрьской революции 1917 г. Правительство приступило к выполнению основных положений страховой программы, утвержденной на Пражской конференции РСДПР. С 1917 по 1922 гг. были приняты около ста декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыты около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества.
Россия была одной из первых стран, установившей страхование на случай безработицы (Положение от 11 декабря 1917 г.).
ноября 1917 г. СНК издал Декрет о бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений и предприятий.
августа 1918 г. Декретом СНК было введено пенсионное обеспечение по инвалидности солдат Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а членов их семей по случаю потери кормильца.
В период нэпа появились также платные социальные услуги. 12 января 1922 г. СНК РСФСР разрешил открытие платных лечебных учреждений под контролем Наркомата здравоохранения, оказание платной медицинской помощи при абортах, зубопротезировании и др.
В 1930-х гг. вводится пенсионное обеспечение за выслугу лет для работников просвещения, медицинских и научных работников, работников гражданского воздушного флота.
После Великой Отечественной войны проводилась работа по совершенствованию законодательства в области социального обеспечения. Основополагающими нормативным актами, закрепившими новые условия предоставления пенсий и пособий стали: Закон СССР 1956 г. «О государственных пенсиях»; Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию от 5 февраля 1955 г.; постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1960 г. №58 «О мерах по дальнейшем улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР»; постановление Совета Министров СССР от 25 октября 1963 г. №1108 «О выплате пособий на детей военнослужащих срочной службы»; Закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» и др.
К середине 1980-х гг. в пенсионном обеспечении возобладали уравнительные тенденции.[7]
Новый этап развития социального обеспечения начался с принятия 20 ноября 1990 г. Закона РСФСР №340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР». В законе были закреплены механизмы:
·перерасчета заработка, из которого была рассчитана пенсия;
·дифференциации размера пенсий с учетом продолжительности трудового стажа;
·исчисления пенсий из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности;
·индексации в связи с повышением стоимости жизни и др.
Очередная попытка повысить размеры пенсий была предпринята ФЗ от 21 июля 1997 г. №113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Этот закон установил новый механизм исчисления пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца с применением индивидуального коэффициента.
Большое значение для преобразования и дальнейшего развития государственной системы социального обеспечения имело принятие Закона «Об основах соцстрахования №178-ФЗ от 17 июля 1999 г.» и «О государственной социальной помощи». Указанные законы заложили правовые основы функционирования современных организационно-правовых форм социального обеспечения.
Современный этап характеризуется активным правовым регулированием отношений по социальному обеспечению, направленным на поэтапное и комплексное преобразование системы социального обеспечения в целях его органичного включения в структуру рыночной экономики и смягчения процессов адаптации к ним социально слабых категорий населения.
Система обязательного пенсионного страхования столкнулась с рядом серьезных проблем, без разрешения которых невозможно дальнейшее развитие России как социального государства.
Первая проблема заключается в постоянном росте дефицита бюджета ПФР.
Вторая проблема- постоянное снижение коэффициента замещения трудовой пенсией утраченного заработка.
Третья проблема обусловлена низкими доходами от инвестирования пенсионных накоплений и чрезмерными вложениями в государственные ценные бумаги.
Для исправления ситуации государство разработало комплекс мер, воплощенных в новых федеральных законах: Законе «О страховых взносах №213 от 24 июля 2009 г., которые вступили в силу с 1 января 2010 г.»
.Базовая часть трудовой
пенсии преобразована в
.Производится повышение
страховой части трудовой
.Введение максимального
трудового стажа - 30 лет для мужчин
и 25 лет для женщин, дающего право
на получение полного
.Отмена единого социального налога и возврат с 1 января 2010 г. к уплате страховых взносов во внебюджетные фонды - ПФР, ФСС РФ и ФФОМС.[4]
§2. Цели пенсионной реформы
Из анализа пенсионного законодательства следует, что основными тенденциями пенсионного обеспечения подавляющего большинства граждан и их семей, базирующееся на обязательном пенсионном страховании тех, кто трудится (или трудился в прошлом), то есть необходимостью замены распределительной системы пенсионного обеспечения, на принципиально иную- принудительную накопительную пенсионную систему и, во-вторых, законодательно закрепить и несколько усовершенствовать привилегированную пенсионную систему для государственных служащих.
Необходимость кардинальных изменений в системе пенсионного обеспечения обусловлена тем, что действующая в России распределительная система (она охватывает 36 млн. пенсионеров). По мнению М.Л. Захарова и Э.Г.Тучкова, подобная система «демонстрирует свои лучшие качества, когда на одного пенсионера приходится не менее десяти работающих», ее потенциал исчерпан, и он превратился в систему равных для всех работников пенсий, уровень которых ниже объективно необходимого (в том числе прожиточного минимума), позволяющего выжить человеку в пенсионный период его жизни.
Утверждение, что распределительная система может успешно функционировать, если на одного пенсионера приходится не менее десяти работающих,- либо заблуждение, либо преднамеренная попытка ввести в заблуждение общественное мнение (последнее более вероятно). В большинстве развитых стран соотношение пенсионеров из числа застрахованных и работающих не отличается от сложившегося в России и составляет примерно 1:2, с небольшими отклонениями.[5]
Что касается отмеченных дефектов пенсионной системы, то они действительно имеют место. Однако они возникли не вследствие того, что классическая распределительная система, введенная в России в 1990 г., изжила себя, а в результате вынужденной девальвации этой системы самой федеральной властью в связи с существенными экономическими затруднениями, возникшими по различным причинам (как объективным, так и субъективным) в период перехода страны к рыночной экономике (спад общественного производства и т.д.). Осуществлялась эта девальвация путем внесения в законодательство многочисленных поправок, ухудшающих положение пенсионеров.[14]
С помощью проведения пенсионной реформы в стране государство преследует следующие цели:
·Совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ;
·Обеспечить достойную старость пенсионерам;
·Стабилизировать ситуацию учитывая демографический кризис;
·Искоренить «черные» заработные платы;