Пенсионная реформа в настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Сегодня на наших глазах происходит формирование законодательства, которое будет определять состояние пенсионной системы государства, как минимум, на ближайшие десять лет. От того, каким станет это законодательство зависит будущее не только ныне работающего населения, но и тех молодых людей, которые начинают свою профессиональную трудовую деятельность. Можно сказать, что на отношение к государству его граждан сильно повлияет то, насколько внимательно и серьёзно власти отнесутся к сегодняшнему и завтрашнему дню недееспособной части населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I.История пенсионной реформы
§1. Основные этапы пенсионной реформы
§2. Цели пенсионной реформы
II.Пенсионная реформа в настоящее время
§1. Проблемы современной реформы
§2. Государственные органы, регулирующие пенсионную реформу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

kursach.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

·Привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны;

С полным основанием днем старта пенсионной реформы России можно назвать 1 января 2002 г. С этого момента вступили в силу три основополагающих пенсионных закона, принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в конце 2001 г., существенным образом изменившие архитектуру действующей до этого пенсионной системы:

·Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», установившей основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения;

·Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», установивший основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ, а также правоотношений в системе обязательного пенсионного страхования, определивший правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования;

·Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», установившей основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии.

Этот пакет законов был дополнен Федеральным законом от 31 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и соборах», внесший изменения в порядок уплаты единого социального налога (ЕСН).

В последующие годы пенсионное законодательство Росси получило существенное развитие. Был принят Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», который установил правовые основы отношений по формированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определил особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

В январе 2003 г. существенным образом был изменен Федеральный закон от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ « О негосударственных пенсионных фондах», регулирующие правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также устанавливающий основные принципы государственного контроля над их деятельностью.

Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 70-ФЗ»О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации , Федеральный закон « Об обязательным пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» в действующее пенсионное законодательство внесены значительные, оказавшие серьезное влияние на развитие пенсионной системы. Существенно (с 28 до 20 %) сокращена ставка ЕСН, изменилась регрессивная шкала(увеличилась база для начисления страховых взносов, с которой взимается максимальная ставка ЕСН), из накопительной компоненты пенсионной системы исключены все лица, родившиеся до 1967 г., а для оставшихся изменилось соотношение платежей в страховую и накопительную компоненту, причем не в пользу последней.

Кроме того, в действующее пенсионное законодательство с момента принятия в 2001 г. основополагающих пенсионных законов внесен ряд изменений и дополнений.

На этом законотворческая деятельность Государственной Думы Федерального собрания РФ в части пенсионной реформы не закончилась. В настоящее время на разной стадии проработки и обсуждения находится ряд законопроектов, включая проекты федеральных законов «О выплатах по накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и « Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации».[5]

 

.ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В  НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

 

§1. Проблемы современной реформы

 

Стратегия развития пенсионной системы РФ долгосрочная и рассчитана на 17 лет. Планируется, что работать она начнет уже с 2013 года. Проект реформы должен быть внесен в Госдуму на рассмотрение к 15 декабря 2012 года. В течение двух месяцев он будет находиться на открытом общественном обсуждении.

"Обеспечить подготовку  и внесение в Государственную  Думу проектов федеральных законов, направленных на реализацию Стратегии  долгосрочного развития пенсионной  системы Российской Федерации, утвержденной  распоряжением правительства Российской  Федерации от 25 декабря 2012 года № 2524-р, организовав их общественное и экспертное обсуждение; представить доклады о результатах этапов законопроектной работы", - говорится в перечне поручений Путина В.В. по итогам заседания Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России.

В документе установлены три срока выполнения этого поручения - 30 сентября этого года, 30 июня 2015 года, 30 апреля 2017 года.

Премьер - министр Медведев Д.А. в конце декабря 2012 года утвердил Стратегию <#"justify">·учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

·назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

·назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.

·персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

·взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

·выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

·управление средствами пенсионной системы, в т. ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании (при ПФР сегодня аккредитованы 53 частные УК);

·реализацию Программы государственного софинансирования пенсии.

Помимо Пенсионного фонда России, который отвечает собственно за выплату пенсий, существует еще целый ряд государственных органов, которые регулируют пенсионную систему - как обязательную, так и добровольную.

На первое место следует поставить органы законодательной власти, то есть Государственную Думу и Совет Федерации, которые отвечают за принятие всех пенсионных законов. Роль Государственной Думы и Совета Федерации в реформировании пенсионной системы очень велика, ведь именно посредством новых законов реализуются все основные нововведения пенсионной системы.

Не все регулирующие пенсионные нормы можно установить в пенсионных законах, иначе эти законы получались бы излишне подробными и требовали бы слишком частого пересмотра.

По целому ряду позиций пенсионные законы содержат отсылки к постановлениям Правительства, которые должны приниматься в развитие пенсионных законов и в соответствии с ними.

Например, общий набор ценных бумаг, в который могут инвестироваться пенсионные накопления, указан в Законе № 111-ФЗ, а конкретные процентные нормативы для разных ценных бумаг устанавливаются Правительством.

Однако законодательные органы и Правительство по своей природе не могут заниматься текущим контролем, за участниками пенсионной системы. Поэтому тактические и оперативные вопросы регулирования пенсионной системы отнесены к компетенции ведомств.

Применительно к распределительной пенсионной системе регулятором выступает Министерство труда и социального развития (Минтруд России), причем оно часто принимало свои нормативные акты по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Уполномоченным федеральным органом по контролю за инвестированием средств пенсионных накоплений управляющими компаниями было назначено Министерство финансов (Минфин России).

Регулятором негосударственных пенсионных фондов - как в части добровольного пенсионного обеспечения, так и в части обязательного пенсионного страхования, - был назначен Минтруд России, при котором действовала специализированная надзорная структура - Инспекция негосударственных пенсионных фондов.

Наконец, регулированием деятельности управляющих компаний по пенсионным вопросам, не отнесенным к компетенции Минфина, а также регулированием специализированных депозитариев занималась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Федеральная служба по финансовым рынкам стала правопреемницей ФКЦБ по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, а также получила полномочия Минтруда по регулированию негосударственных пенсионных фондов и полномочия Минфина по контролю за инвестированием средств пенсионных накоплений управляющими компаниями.

Регулирование распределительной пенсионной системы осталось за вновь созданным Министерством здравоохранения и социального развития.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условие, обеспечивающих достойную жизнь человека (ст.7 Конституции Российской Федерации). Следовательно, только соответствующая социальна политика, направленная на повышение уровня и качества жизни человека, может служить основанием для признания государства социальным. Пенсионное обеспечение - важнейшая часть социальной политики государства. Дело не только в том, что пенсионеры составляют около четверти всего населения страны и основным источником средств к существованию для подавляющего большинства из них является пенсия. Пенсионеры живут обычно в семьях либо неразрывно связаны со своими близкими. В связи с этим уровень их достатка, а это, как правило, пенсия, затрагивает интересы практически всего населения.

Современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социально-общественной жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны. Успешное реформирование системы невозможно без изучения теоретических основ функционирования пенсионной системы, а также критического анализа уже пройденных этапов реформирования. Указанные проблемы предопредели объект и предмет исследования, обусловили постановку цели и задачи курсовой работы.

В работе были достигнуты поставленные цели, изучены задачи. Рассмотрены основные этапы реформы, процессы пенсионной реформы в настоящее время, проблемы современного этапа пенсионной реформы и функции органов, в проведении пенсионной реформы.

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением.

Вследствие пенсионной реформы и введения многокомпонентной пенсионной системы происходит переход от пенсионной системы с установленными выплатами к пенсионной системе с установленными взносами.

Общественное ожидание пенсионной реформы огромно, ее с нетерпением ждало все население страны многие годы. Главное - это надежда на существенное повышение уровня пенсионного обеспечения хотя бы до минимально необходимого и надежда на возрождение элементарной социальной справедливости в определении размеров трудовых пенсий путем их дифференциации с учетом трудового вклада. Общество ожидало также, что государство откажется от дискриминации в сфере пенсионного обеспечения, то есть от предоставления чиновникам привилегированных пенсий в размерах, в несколько раз превышающих размеры пенсий других категорий пенсионеров, учитывая, что Конституция Российской Федерации гарантирует всем гражданам равные права независимо от должностного положения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

.О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ: постановление Правительства РФ: от 07.08.1995, №790 (с изменениями и дополнениями) // Собр. законодательства РФ.- 1995.-№33.- Ст.3388;

2.О программе социальных  реформ в РФ на период 1996-2000 гг.: постановление Правительства РФ: от 26.02.1997, №222 (с изменениями и дополнениями) // Собр. Законодательства РФ.- 1997.- №10.- Ст.1173;

.Об утверждении плана  действий Правительства РФ в  области социальной политики  и модернизации экономики на 2000-2001 годы: распоряжение Правительства РФ: от 26.07.2000, №1072-р (с изменениями и дополнениями) // Собр. Законодательства РФ.- 2000.- №33. - Ст.3414;

.Ерусланова Р.И. Пенсионное  обеспечение в России: учеб. Пособие  для вузов / Р.И. Ерусанова, Ф.Н. Емельянова, Р.А. Кондратьева.- М.: Дашков и К, 2008.- 608 с.;

.Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Пенсионная реформа в России. Экспертное заключение.- М., 2002;

.Лушникова М.В. Курс права  социального обеспечения: учеб. Пособие  для вузов / М.В. Лушникова, А.М. Лушников.- М.: Юстицинформ, 2008.- 600 с.;

.Мачульская Е.Е. Право  социального обеспечения. Перспективы  развития.- М.: Городец, 2000;

.Соловьев А.К. Пенсионное  страхование: учеб. пособие для вузов / А.К.Соловьев.- М.: Норма, 2008.- 400 с.;

.Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации: учебник.- М.: Дашков и Ко, 2008;

.Чупрова Е.В. Что пенсионная  реформа нам готовит? // Адвокат.- 1999.- №6;

Информация о работе Пенсионная реформа в настоящее время