Переходная экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:40, реферат

Описание работы

Целью реферата является рассмотрение социально-политического и демографического факторов в переходной экономики России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3 1. Социально-политический фактор переходной экономики России………4
Сущность социальной политики государства………………………….. 4

1.2.Социальная политика в переходной экономики России………………..8
Демографический фактор переходной экономики России…………13

2.1. Общая демографическая ситуация в переходный период…………… 13

2.2. Пути преодоления демографического кризиса на современном этапе.18

Заключение………………………………………………………………………19

Список использованных источников……………………………………….20

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 74.15 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3 1. Социально-политический фактор переходной экономики России………4

    1. Сущность социальной политики государства………………………….. 4

     1.2.Социальная политика в переходной  экономики России………………..8

  1. Демографический фактор переходной экономики России…………13  

     2.1. Общая демографическая ситуация в переходный период…………… 13

      2.2. Пути преодоления демографического кризиса на современном этапе.18

Заключение………………………………………………………………………19

Список  использованных источников……………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению  ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем  занятости. Только умелое государственное  регулирование  социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ.

    Структурная перестройка экономики России привела  к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу и т. д.). Задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Социальная политика государства затрагивает и охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

    Целью реферата является рассмотрение социально-политического  и демографического факторов в переходной экономики России.

     Постановка  данной цели предопределяет следующие  задачи:

     - раскрытие понятия и сущности  социальной политики,

     - ознакомление с социальной политикой  в переходный период России,

     - рассмотрение демографического  положения в РФ с 1990-2000-е  гг.,

     - поиск путей улучшения демографической  обстановки в РФ.

     В данной работе были использованы информационные материалы демографических ежегодников, труды отечественных и зарубежных авторов-исследователей.

  1. Социально-политический фактор переходной экономики России
    1. Сущность социальной политики государства

   Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. Социальная сфера включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.

  Основными принципами проведения социальной политики являются:

  1) защита уровня жизни путем  введения разных форм компенсации  при повышении цен и проведение  индексации;

  2) обеспечение помощи самым бедным  семьям;

  3) выдача помощи на случай безработицы;

  4) обеспечение политики социального  страхования, установление минимальной  заработной платы;

  5) развитие образования, охрана  здоровья, окружающей среды в  основном за счет государства;

    6) проведение  активной политики, направленной  на обеспечение квалификации.

   Как направление государственного регулирования  – политика доходов – одно из средств централизованного воздействия  на общий размер и распределение  вновь созданной стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и  предложение труда, конкуренция  – все эти факторы саморегулирования  рынка труда формируют доход  населения и распределяют общественное богатство.

    Сущность  политики доходов заключается в  непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который  способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой.

      Политика доходов на практике  преимущественно воздействует на  движение только заработной платы.

    Под доходами населения понимается сумма  денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных  домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления  населения прямо зависит от уровня доходов.

      Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.

    Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен.

    Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реального распределения доходов. Он рассчитывается с учетом индекса цен.

    Также одним из важнейших принципов  социальной политики является участие  государства в поддержке занятости. Причинами развития и активизации деятельности государства в сфере занятости были:

    1) развитие НТР и повышение роли  человека в общественном производстве;

    2) обеспечение общих условий воспроизводства,  в том числе воспроизводство  рабочей силы;

    3) обеспечение предпринимательства  необходимыми кадрами;

    5) способствование развитию и совершенствованию  интеллектуального потенциала общества;

    6) влияние идей и конкретных  социальных  достижений (отсутствие  явной безработицы - прежде всего)  капитализма;

  Важным  звеном социальной защиты на рынке  труда являются программы трудоустройства  и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют  государство и предприниматели. Государство тратит на реализацию программ переквалификации большую часть  средств. С целью создания новых  рабочих мест государство берет  на себя также выполнение таких общественных работ, как строительство дорог, канализаций и т.д. Программы трудоустройства  осуществляются также путем льготного  налогообложения компаний, которые  создают рабочие места.1

    В общенациональном масштабе современное  государство с целью уменьшения количества безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста продуктивности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы.

    Обеспечение компенсации потери рабочего места государством -  это пособия по безработице, выплате подъемных на новом месте жительства, выходных пособий и т.п. Вопрос упирается в источники финансирования служб занятости, системы переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих данные об излишках рабочей силы и потребности в ней.

    Минимальная заработная плата является одним  из важнейших рычагов воспроизводства  рабочей силы и её стимулирования, кроме того, на основе минимальной зарплаты устанавливаются различные пособия (в том числе по безработице), пенсии и т.д. За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с одним ребенком, двумя и др.).

      Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить сове существование. Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы.       Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности.

    Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подход:

        -    помощь всем покупателям выплачивается  в одинаковом размере;

        -    помощь ориентирована на индивидуальную  обеспеченность;

        -   размер помощи может быть ориентирован  на величину прежней заработной  платы или же на величину  страховых взносов получателя;

        -   величина помощи зависит от  потребностей получателя.

  В настоящее время  в России ответственность  за социальную защиту в случае крайней  малообеспеченности несут местные  власти, т.к. они  могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяется стоимость потребительской  корзины в целях расчета базового денежного пособия.

  Необходимо  развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладает участие государства и работодателей.

    1. Социальная политика в переходной экономики России

   Социальная  политика в переходной экономике - это  комплекс социально-экономических  мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д., в то же время проведение этих мер  затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями.

    Основные  черты   переходной экономики  как особенного ее состояния по сравнению  с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены  в целом характером изменений в этот период. Важнейшая для социальной сферы черта -   характерная неустойчивость переходной экономики.2

  Стратегические  цели социальной политики определяются комплексом условий переходной экономики. Состояние социально-трудовой сферы при ограничении финансовых ресурсов и изменении функций государства требует четкого поэтапного разграничения задач и уточнения приоритетов в целях ранжирования мероприятий по социальной защите населения, выделения долговременных, среднесрочных и экстренных (неотложных) мер.

  В долговременной перспективе, это приближение  уровня и качества жизни россиян к стандартам постиндустриального общества, достигнутым на основе научно-технической революции; в среднесрочном периоде - достижение докризисного уровня и качества жизни, присущих им стандартов потребления.

  Достижение  долговременной стратегической цели связано  с формированием среднего класса, обеспечением высоких жизненных стандартов, высокого уровня качества жизни. Но для этого необходимо определить соотношение этих понятий, ключевое для выработки социальной стратегии. К качеству жизни относится широкий спектр явлений: масштабы и характер занятости и условия труда, уровень образования и грамотности, обеспеченность жильем и его благоустройство, система социального обеспечения, экологические условия жизни. К показателям качества жизни тесно примыкают параметры качества самого населения, состояние генофонда, которые включают не только физиологические, но и социально-нравственные характеристики населения (мотивация к высокопроизводительному труду, получению образования и др.).

Информация о работе Переходная экономика России