Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:40, реферат
Целью реферата является рассмотрение социально-политического и демографического факторов в переходной экономики России.
Введение……………………………………………………………………………3 1. Социально-политический фактор переходной экономики России………4
Сущность социальной политики государства………………………….. 4
1.2.Социальная политика в переходной экономики России………………..8
Демографический фактор переходной экономики России…………13
2.1. Общая демографическая ситуация в переходный период…………… 13
2.2. Пути преодоления демографического кризиса на современном этапе.18
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованных источников……………………………………….20
В условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.
Рассматривая проблему безработицы в переходной экономике, нужно сказать, что для переходной экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Отмена системы принудительного закрепления молодых специалистов на определенных рабочих местах, формирование рынка жилья, возможность получить работу на новом месте жительства без специального административного разрешения расширяют возможности выбора места работы и увеличивают уровень безработицы. Система пособий по безработице, формирующаяся на переходном этапе, материально поддерживает лиц, ищущих работу, и позволяет им не торопиться, тщательно выбрать новое место трудовой деятельности, что также способствует росту безработицы. 3
Важный стратегический ориентир социальной политики — стимулирование мотивации экономической активности человека, создание условий для проявления его инициативы, энергии и способностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни. Проведение такой стратегической линии требует серьезных сдвигов в общественном сознании и сложившейся системе ценностей, преодоления многолетних стереотипов, привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всей долгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной справедливости.
Социальная справедливость заключается в равных стартовых возможностях для всех граждан. В переходный период государство должно создать условия для реализации прав человека на прожиточный минимум, труд, образование, охрану здоровья и социальное обеспечение. Это исходная база социальной политики. Социальная справедливость и эффективность не исключают друг друга, а тесно взаимосвязаны. Развитие науки, образования, здравоохранения, обеспечение рациональной занятости, создание комфортных жилищных условий в равной мере способствуют утверждению социальной справедливости.
Для выработки и реализации социальной стратегии, как и всей социальной политики, необходимы соответствующие рычаги государственного регулирования. Среди них наиболее важную роль играют:
- нормативы, определяющие минимальные стандарты потребления и действующие как законодательно установленные и обязательные (величина прожиточного минимума, минимальная зарплата и пенсии, гарантированный минимум услуг здравоохранения, образования, жилья и др.);
- социальные трансферты, т.е. различные способы перераспределения доходов (региональные субвенции, социальные выплаты и т.п.);
- налогообложение, стимулирующее создание новых рабочих мест, индексация доходов, регулирование занятости.
Целями социальной политики (социальными приоритетами) в переходный период являются:
- достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;
- обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
- гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;
- переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;
- нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста.
Одной из особенностей переходной экономики является резкая дифференциация доходов населения, разделение общества на бедных и богатых, кроме того существенно изменилась структура бедных слоев населения. На первом этапе переходной экономики возникла категория ''новых бедных'' трудоспособных людей, которые готовы работать, но не могут заработать достаточно средств для содержания семьи. Государственное регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и усилению социальной защиты населения: увеличение помощи социально уязвимым группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Первая задача социальной ориентации экономики — достижение благосостояния человека. Под благосостоянием понимается такой уровень удовлетворения потребностей, который создает необходимые предпосылки для ощущения большинством общества себя как общества, живущего в состоянии «блага». Более конкретными характеристиками благосостояния является, прежде всего, уровень реального потребления, рассматриваемый как по своему минимальному значению, так и по средним величинам, а также уровню разрыва между наиболее высокодоходными и наименее богатыми, или (что точнее для переходной экономики) наиболее бедными слоями населения.
Социальная ориентация переходной экономики на развитие человека отнюдь не исчерпывается решением задачи достижения благосостояния. Превращение трудовой деятельности в сферу развития человека - такова вторая важнейшая задача ''экономики для человека''. Это, во-первых, решение задачи охраны труда и создание достойных человека условий трудовой деятельности. Во-вторых, преодоление отчуждения творческих функций труда от работника. Простейшими формами этого является его привлечение к участию в управлении, различные формы самоуправления: от кружка качества до модели самоуправляющего предприятия. Без развития творческой компоненты труда решение задачи социальной ориентации экономики может осуществляться лишь в крайне ограниченных масштабах.
В условиях переходной экономики разрушается прежняя система социальных выплат и льгот, которые предоставлялись в течение всей жизни каждому человеку. Вместо нее в этот период создается новая система, в основу которой положены рыночные принципы. Помощь оказывается только тем, кто в ней действительно нуждается и не может зарабатывать сам.
Для
нормального функционирования социально
ориентированной рыночной экономики
России и успешного создания эффективного
социально-защитного механизма
- оказание
государственной помощи в поддержке таких
новых, присущих рыночной экономике институтов,
как биржи труда, рынок рабочей силы, центры
занятости и повышения квалификации и
т.д.
Наиболее характерной чертой переходного периода является значительное падение жизненного уровня населения. Если до этой ситуации экономисты оперировали такими категориями, как «народное благосостояние», «качество жизни», «уровень жизни» и т.п., то после – в ходу понятия «бедность», «черта бедности», «прожиточный минимум», «потребительская корзина» и т.п.
В 1990 году впервые за послевоенное
время наблюдалась
Большое снижение рождаемости привело к быстрому старению населения, то есть повышению доли стариков, росту среднего возраста. В начале советского периода население России было демографически молодым, теперь оно – старое.
В
последние годы проблема депопуляции
в России входит в перечень самых
острых социальных проблем. Не менее
актуальной остаются проблемы трудовой,
нелегальной, транзитной миграции. Задача
повышения эффективности
Серьезный
социально-демографический
Рис. 1.Численность населения РФ в 1990–2008 гг.
Для построения графика использованы официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики. Накапливающийся итог численности населения России в период с 1990 по 1995 годы благодаря миграционному приросту возрастал, при этом некоторое снижение наблюдалось в 1994 году. Переломный момент наступил с 1996 года, когда численность населения стала уменьшаться в абсолютном выражении. За период с 1996 по 2008 годы численность населения Российской Федерации уменьшилась на 6,5 млн. человек. Необходимо отметить, что на протяжении рассматриваемого периода (с 1990 по 2007 годы) происходившие в стране социально-политические процессы сопровождались развитием демографического кризиса (в частности процесса изменения численности населения). Наиболее заметные и идентифицируемые события – распад СССР (1991 год), радикальные либерально-рыночные и демократические реформы
90-х годов ХХ века связаны
с резким снижением
Динамика естественного
Рис. 2.Естественное движение населения РФ с 1990 по 2007 годы.
В
начале 90-х годов ХХ века произошло
кардинальное изменение показателей
рождаемости и смертности. Анализ
показателей смертности свидетельствует,
что позитивным тенденциям, развивающимся
со второй половины 90-х годов, предшествовал
этап активного роста смертности.
Начиная с 1992 года, смертность в результате
скачкообразного роста
Темп изменения смертности
Рис. 3.Темп изменения смертности населения России с 1990 по 2007 гг.
Полученные данные свидетельствуют о том, что темпы роста смертности в период реформ являлись наивысшими. Резкий рост темпа увеличения смертности населения России наблюдался с 1990 по 1992 годы. Максимальный темп увеличения смертности населения (на 17,5 % в год) зафиксирован в середине 1992 года. Постепенное снижение темпов роста смертности наблюдалось после 1998 года. Так, уже в конце 1998 года темп увеличения смертности составил 8,5 %. Незначительный рост темпа смертности зафиксирован в конце 2001 года (на 4 % в год) и в середине 2005 года (на 1 % в год).
В 1990-е годы рост смертности
сопровождался снижением
Рост темпа снижения числа родившихся (на 21,6 % в год) наблюдалось с начала 1992 до середины 1993 года.
Сохранение позитивных трендов
снижения смертности и