Переходная экономика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 20:40, реферат

Описание работы

Целью реферата является рассмотрение социально-политического и демографического факторов в переходной экономики России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3 1. Социально-политический фактор переходной экономики России………4
Сущность социальной политики государства………………………….. 4

1.2.Социальная политика в переходной экономики России………………..8
Демографический фактор переходной экономики России…………13

2.1. Общая демографическая ситуация в переходный период…………… 13

2.2. Пути преодоления демографического кризиса на современном этапе.18

Заключение………………………………………………………………………19

Список использованных источников……………………………………….20

Файлы: 1 файл

готово.docx

— 74.15 Кб (Скачать файл)

  В условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.

  Рассматривая  проблему безработицы в переходной экономике, нужно сказать, что для переходной экономики характерен рост естественной нормы безработицы. Отмена системы принудительного закрепления молодых специалистов на определенных рабочих местах, формирование рынка жилья, возможность получить работу на новом месте жительства без специального административного разрешения расширяют возможности выбора места работы и увеличивают уровень безработицы. Система пособий по безработице, формирующаяся на переходном этапе, материально поддерживает лиц, ищущих работу, и позволяет им не торопиться, тщательно выбрать новое место трудовой деятельности, что также способствует росту безработицы. 3

  Важный  стратегический ориентир социальной политики — стимулирование мотивации экономической активности человека, создание условий для проявления его инициативы, энергии и способностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни. Проведение такой стратегической линии требует серьезных сдвигов в общественном сознании и сложившейся системе ценностей, преодоления многолетних стереотипов, привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всей долгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной справедливости.

  Социальная  справедливость заключается в равных стартовых возможностях для всех граждан. В переходный период государство должно создать условия для реализации прав человека на прожиточный минимум, труд, образование, охрану здоровья и социальное обеспечение. Это исходная база социальной политики. Социальная справедливость и эффективность не исключают друг друга, а тесно взаимосвязаны. Развитие науки, образования, здравоохранения, обеспечение рациональной занятости, создание комфортных жилищных условий в равной мере способствуют утверждению социальной справедливости.

  Для выработки и реализации социальной стратегии, как и всей социальной политики, необходимы соответствующие  рычаги государственного регулирования. Среди них наиболее важную роль играют:

      - нормативы, определяющие минимальные стандарты потребления и действующие как законодательно установленные и обязательные (величина прожиточного минимума, минимальная зарплата и пенсии, гарантированный минимум услуг здравоохранения, образования, жилья и др.);

    -  социальные трансферты, т.е. различные способы перераспределения доходов (региональные субвенции, социальные выплаты и т.п.);

    - налогообложение, стимулирующее создание новых рабочих мест, индексация доходов, регулирование занятости.

    Целями социальной политики (социальными приоритетами) в переходный период являются:

  - достижение улучшения материального положения и условий жизни людей;

  - обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

  - гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

 - переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

  - нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста.

    Одной из особенностей переходной экономики является резкая дифференциация доходов населения, разделение общества на бедных и богатых, кроме того существенно изменилась структура бедных слоев населения. На первом этапе переходной экономики возникла категория ''новых бедных'' трудоспособных людей, которые готовы работать, но не могут заработать достаточно средств для содержания семьи. Государственное регулирование включает комплекс мероприятий по борьбе с бедностью и усилению социальной защиты населения: увеличение помощи социально уязвимым группам населения, предоставление малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

    Первая  задача социальной ориентации экономики — достижение   благосостояния человека. Под благосостоянием понимается такой уровень удовлетворения  потребностей, который создает необходимые предпосылки для ощущения большинством общества себя как общества, живущего в состоянии «блага». Более конкретными характеристиками благосостояния является, прежде всего, уровень реального потребления, рассматриваемый как по своему минимальному значению, так и по средним величинам, а также уровню разрыва между наиболее высокодоходными и наименее богатыми, или (что точнее для переходной экономики) наиболее бедными слоями населения.

    Социальная  ориентация   переходной экономики  на развитие человека отнюдь не исчерпывается  решением задачи достижения благосостояния. Превращение трудовой деятельности в сферу развития человека - такова  вторая важнейшая задача ''экономики для человека''. Это, во-первых, решение задачи охраны труда и создание достойных человека условий трудовой деятельности. Во-вторых, преодоление отчуждения творческих функций труда от работника. Простейшими формами этого является его привлечение к участию в управлении, различные формы самоуправления: от кружка качества до модели самоуправляющего предприятия. Без развития творческой  компоненты труда решение задачи социальной ориентации экономики может осуществляться лишь в крайне ограниченных масштабах.

  В условиях переходной экономики разрушается  прежняя система социальных выплат и льгот, которые предоставлялись  в течение всей жизни каждому  человеку. Вместо нее в этот период создается новая система, в основу которой положены рыночные принципы. Помощь оказывается только тем, кто в ней действительно нуждается и не может зарабатывать сам.

  Для нормального функционирования социально  ориентированной рыночной экономики  России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма можно  выделить следующие конкретные шаги:

  • незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на обеспечение государством социальной поддержки населения и повышение занятости;

- оказание государственной помощи в поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации и т.д. 

  1. Демографический фактор переходной экономики  России
    1. Общая демографическая ситуация в переходный период

  Наиболее  характерной чертой переходного  периода является значительное падение  жизненного уровня населения. Если до этой ситуации экономисты оперировали  такими категориями, как «народное  благосостояние», «качество жизни», «уровень жизни» и т.п., то после –  в ходу понятия «бедность», «черта бедности», «прожиточный минимум», «потребительская корзина» и т.п.

    В 1990 году впервые за послевоенное  время наблюдалась естественная  убыль населения. При этом опережающими  темпами растет смертность населения  в трудоспособном возрасте. Превышение  смертности над рождаемостью, начиная  с 1992 года, часто оценивается как  депопуляция, т.е. «вымирание»  России.4

  Большое снижение рождаемости привело к  быстрому старению населения, то есть повышению доли стариков, росту среднего возраста. В начале советского периода  население России было демографически молодым, теперь оно – старое.

  В последние годы проблема депопуляции  в России входит в перечень самых  острых социальных проблем. Не менее  актуальной остаются проблемы трудовой, нелегальной, транзитной миграции. Задача повышения эффективности демографической  и миграционной политики занимает первые строки рейтинга в числе фундаментальных  стратегических целей развития страны.

  Серьезный социально-демографический кризис, охвативший сразу несколько сфер воспроизводства российского социума, обусловлен кардинальными изменениями  в политических, экономических, социальных отношениях, произошедших в России в последние десятилетия. Текущая  демографическая ситуация в стране характеризуется перманентной и  длительной депопуляцией, то есть «уменьшением абсолютной численности населения страны или территории либо суженным его воспроизводством, при котором численность последующих поколений меньше предыдущих». Динамика изменения численности населения РФ с 1990 по 2008 года представлена на графике (рис.1)

  

  Рис. 1.Численность населения РФ в 1990–2008 гг.

  Для построения графика использованы официальные  статистические данные Федеральной  службы государственной статистики. Накапливающийся итог численности населения России в период с 1990 по 1995 годы благодаря миграционному приросту возрастал, при этом некоторое снижение наблюдалось в 1994 году. Переломный момент наступил с 1996 года, когда численность населения стала уменьшаться в абсолютном выражении. За период с 1996 по 2008 годы численность населения Российской Федерации уменьшилась на 6,5 млн. человек. Необходимо отметить, что на протяжении рассматриваемого периода (с 1990 по 2007 годы) происходившие в стране социально-политические процессы сопровождались развитием демографического кризиса (в частности процесса изменения численности населения). Наиболее заметные и идентифицируемые события – распад СССР (1991 год), радикальные либерально-рыночные и демократические реформы

   90-х годов ХХ века связаны  с резким снижением жизнеспособности  населения, проявляющимся в увеличении  смертности и снижении рождаемости.

    Динамика естественного движения  населения Российской Федерации  с 1990 по 2007 годы представлена на графике (рис. 2).

  

  Рис. 2.Естественное движение населения  РФ с 1990 по 2007 годы.

  В начале 90-х годов ХХ века произошло  кардинальное изменение показателей  рождаемости и смертности. Анализ показателей смертности свидетельствует, что позитивным тенденциям, развивающимся  со второй половины 90-х годов, предшествовал  этап активного роста смертности. Начиная с 1992 года, смертность в результате скачкообразного роста превысила  рождаемость. Впервые в послевоенной истории в России была зафиксирована  убыль населения (рассчитываемая как  разница между числом умерших  и числом родившихся). Число умерших  резко превысило число родившихся, в результате чего естественный прирост  населения стал отрицательным и  составил за годы реформ (с 1992 по 2006 год  включительно) 11,9 млн. человек. При этом численность населения в основном сокращалась за счет людей трудоспособного возраста, что негативным образом повлияло на рынок труда и не могло не сказаться на темпах экономического роста страны. Пик смертности пришелся на 1994 и 2003 годы. Снижение показателя смертности наблюдалось с 1994 по 1998 годы и с 2003 по 2007 годы (за исключением 2005 года, когда наблюдался незначительный рост). Период с 1998 по 2003 годы характеризовался возрастанием абсолютного числа умерших.

    Темп изменения смертности населения,  характеризующий относительное  изменение показателя смертности  за единицу времени, представлен  на графике (рис. 3).

  

  Рис. 3.Темп изменения смертности населения  России с 1990 по 2007 гг.

  Полученные  данные свидетельствуют о том, что  темпы роста смертности в период реформ являлись наивысшими. Резкий рост темпа увеличения смертности населения  России наблюдался с 1990 по 1992 годы. Максимальный темп увеличения смертности населения (на 17,5 % в год) зафиксирован в середине 1992 года. Постепенное снижение темпов роста смертности наблюдалось после 1998 года. Так, уже в конце 1998 года темп увеличения смертности составил 8,5 %. Незначительный рост темпа смертности зафиксирован в конце 2001 года (на 4 % в год) и в середине 2005 года (на 1 % в год).

    В 1990-е годы рост смертности  сопровождался снижением рождаемости.  На протяжении 17 лет (с 1990 по 2007 годы) периоды репродуктивного упадка  чередовались с периодами подъема  рождаемости. С 1990 по 1999 годы рождаемость ежегодно, за исключением 1994 и 1998 годов, сокращалась на 40–200 тысяч человек. Падение рождаемости стало одной из причин естественной убыли населения России. Повышение рождаемости произошло с начала 1999 года главным образом за счет тех регионов РФ, где высока доля населения с мусульманским и буддистским вероисповедованием. Темп изменения рождаемости в РФ с 1990 по 2007 годы представлен на графике.

  

  Рост  темпа снижения числа родившихся (на 21,6 % в год) наблюдалось с начала 1992 до середины 1993 года.

    Сохранение позитивных трендов  снижения смертности и повышения  рождаемости в последние годы  позволяет констатировать начавшуюся  положительную динамику демографических  процессов в стране, являющуюся  следствием проводимой демографической  политики. Глобальные тенденции  демографических показателей можно  признать позитивными. Вместе  с тем говорить о переломе  негативной демографической тенденции  и о существенном улучшении  демографической ситуации в России  пока преждевременно. Анализ числовых  значений демографических показателей  выявил, что на небольших промежутках  времени происходит резкое колебание  темпов изменения смертности  и рождаемости, что может являться  следствием недостаточно эффективно  проводимых государственных мер  по решению демографических проблем.  Инерция сложившейся отрицательной  демографической динамики еще  не исчерпала себя и, по оценкам  ведущих демографов, является достаточно  выраженной.

Информация о работе Переходная экономика России